Кого считают классиками экономической социологии и почему?

Кого считают классиками экономической социологии и почему?

Классиками экономической социологии считаются : К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель.

ЭС, как научное направление, была основана социологами: Эмилем Дюркгеймом, Георгом Зиммелем и Максом Вебером.

К.Маркс рассматривал закономерности экономического развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов, занимающих разное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта.

Основу социального механизма составляет, по К.Марксу, экономический институт собственности, а скрытыми пружинами, посредством которых можно управлять ходом социально-экономических процессов, являются экономические интересы разных социальных групп, взаимодействующих по поводу производства, распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов.

Э.Дюркгейм
Центральным аспектом разделения труда в обществе Дюркгейм считал солидарность. В развитии человеческого общества он выделял две фазы солидарности:
1. механической солидарности, свойственной доиндустриальным или традиционным обществам;
2. органической солидарности, свойственной частично доиндустриальным, а затем – индустриальным обществам.

Т.Веблен.

Среди разработок Веблена – учение о социальных институтах. Развитие общества, человеческой цивилизации происходит через смену социальных институтов. Под институтами он понимал общественные образцы поведения и привычки мышления.
По его мнению, двигателем развития общества является экономика, развитие производства, которое влечет за собой смену социальных институтов и норм социальной жизни.

Широко известен так называемый эффект Веблена, показывающий, как может возрастать спрос на потребительски товары при увеличении цены.

М.Вебер – основная фигура в классической ЭС, так как в его трудах она впервые получает действительно системное изложение.М. Вебер предлагает модель бюрократической организации, которая становится классической моделью современной хозяйственной организации в целом.

Г. Зиммель .

Деньги у него – одновременно чистая форма экономических отношений и экономическая ценность.

Что такое «формы интеграции», и каково их место в теории К. Поланьи?

Формы интеграции – способы связи, сочетание которых позволяет хозяйствам обрести внутреннее единство и стабильность, т.е. взаимозависимость и повторяемость их составных частей.

Реципрокность – взаимность, как в семье все трудятся на общее благо. Мотив не частная прибыль, а страх остракизма, потеря социального престижа, статуса.

Перераспределение- экономика феодальных государств и бюрократических империй.Она характерна для любого общества, где власть господствует над собственностью и где носитель власти поставлен в выигрышные условия, когда дело идет об обмене.

Обмен – эквивалентный обмен в условиях рыночной системы.Рыночная экономика характеризуется равноправными и безличными отношениями обеих сторон.

Важно – форма интеграции не является производной от индивидуального поведения акторов, а зависит от структурной организации общества (институциональной структуры): реципрокность возможна только в симметричных группах; перераспределение - при наличии распределительного центра; обмен – при наличии рынка. То есть, институциональные условия делают возможным тот или иной тип индивидуального поведения, а не наоборот.

Каковы основные формы укорененности экономического действия в социальных отношениях?

Примеры укорененности: 1) структурной (поиск работы, этническое предпринимательство, бизнес-группы), 2) институциональной (рыночный обмен, реципрокность и перераспределение; организационный изоморфизм), 3) властной (патрон-клиентские отношения, неэкономически обусловленная конкуренция), 4) культурной (производственная культура, потребление, религия, моральная экономика).

38.

Какова решающая причина, обусловившая успешное развитие системы страхования жизни в Америке XIX века, согласно исследованию В. Зелизер?

О развитии страхования жизни в США Вивиана Зелизер писала в работе «Мораль и рынки» (1979).

До 1840 г. страхование жизни в США не развивается

С 1840 – страхование жизни переживает резкий взрыв.

К причинам резкого изменения отношения к страхованию жизни относятся следующие:

(!!!) Изменение ценностных ориентиров

Экономический рост, развитие естественных наук, агрессивный маркетинг, урбанизация, религия

Необходимыми стали достойные похороны – финансовая составляющая усилилась (осознание издержек).

Поменялся культурный фон

Моральные ограничения (ценности, суеверия, магические убеждения) стали мягче. Например, раньше считалось, что разговоры о сметри приближают саму смерть и т.д.

63.

Вокруг каких основных исходных предположений строится старая парадигма роли государства в хозяйстве, согласно теории Ф. Блока?

Старая парадигма строится вокруг двух основных исходных предположений

1) Государство и хозяйство – это две аналитически самостоятельные общности, каждая из которых функционирует согласно собственным основополагающим принципам. Данное предположение позволяет концептуализировать различные уровни «вмешательства» государства в функционирование хозяйства.

2) Все общества, реально существующие или воображаемые, можно расположить вдоль единого континуума, с одной стороны которого располагается «ночной сторож» - минималистское государство классического либерализма, а с другой – общество, в котором государство взяло на себя ключевые экономические функции производства и распределения, практически перекрыв возможность экономических трансакций.

65.

Каковы основные типы (модели) государственного вмешательства в хозяйственную жизнь, согласно теории Ф. Блока?

Нормативные дебаты в рамках старой парадигмы сосредоточены на поиске идеального места на данном континууме. Часто утверждается, что этот континуум в точности воспроизводит политический континуум левых и правых движений. Считается, что по мере смещения вправо предпочтение отдается все менее значительной роли государства, а сдвиг влево предполагает поддержку более сильной его роли. Различные позиции в рамках старой парадигмы следует анализировать, рассматривая аргументы, которые они используют для оправдания вмешательства государства в хозяйственную деятельность. Хотя на практике эти аргументы пересекаются, среди них можно выделить пять «идеальных типов», которые вполне логично ранжируются от более «правых» до более «левых»

Кого считают классиками экономической социологии и почему? - student2.ru

Тип 1. Государство общественных благ [public goods state]

Среди объяснений вмешательства государства в хозяйственную деятельность самой «правой» является идея о том, что государство должно обеспечивать только те общественные блага, которые рынок не может произвести сам.

66.

Каковы основные положения новой парадигмы роли государства в хозяйстве, согласно теории Ф. Блока?

Новая парадигма начинается с опровержения идеи вмешательства государства в

хозяйственную деятельность. Вместо этого утверждается, что его действия всегда играют ключевую роль в формировании хозяйства и позиционировать государство как нечто за рамками хозяйственной деятельности – бессмысленная задача. В отличие от старой парадигмы, рассматривавшей количественные вариации степени вмешательства государства в хозяйственный процесс, новая парадигма сосредоточена на качественных различиях в его деятельности. Она подчеркивает важные элементы сходства между государствами, которые старая парадигма практически не учитывала. Большинство государств: предлагают правила

использования производственных активов; устанавливают законодательные рамки, определяющие течение воспроизводимых отношений (таких, как отношения между работодателями и наемными работниками); обеспечивают средства платежа для экономических трансакций; наконец, поддерживают границу между своей территорией и остальным миром. Различия в выполнении этих задач имеют важные последствия, которые предоставляют гораздо больше аналитических инструментов, нежели понятия старой парадигмы.

В соответствии с новой парадигмой хозяйственная деятельность всегда предполагает некоторое сочетание действий государства и рынков. Действия государства необходимы для построения хозяйства. Однако рынки также является неотъемлемой частью социальной организации, поскольку при наличии у индивидов возможности выбора рынки обеспечивают им логичный и полезный инструмент агрегирования актов их разрозненного выбора. При этом рынки могут быть структурированы самыми разными способами, и вариации в основополагающих правилах этого структурирования будут иметь весьма различные последствия. Просто все зависит от особенностей сочетания действий государства и рынков.

71) Какую роль играет государство в стимулировании экономического роста, согласно теории Н. Флигстина?

Государство принимает законы и устанавливает налогообложение, определяет использование корпорациями собственного и заемного капитала, регулирует отношения в сфере занятости, обеспечивает защиту патентов и прав собственности, выступает в роли заказчика продукции фирм и финансирует научно-исследовательские разработки. Проводит антимонопольную политику, регулирует конкуренцию, устанавливает правила, которые выгодны конкретным фирмам на конкретных рынках, зачастую следуя воле наиболее влиятельных.

73. Какую роль играет образование в обществе?

С социологической и социально-экономической точек зрения образование на современном этапе развития общества играет центральную роль, как на макро, так и на микро уровне. Представление о том, что инвестиции в образование, при прочих равных условиях, приводят как к росту материального достатка индивидов, так и улучшению экономических показателей на макроуровне, разделяется как экономистами, так и некоторыми социологами. В переходных экономиках Центральной и Восточной Европы основным вопросом реформы высшего образования в 1990-ые годы стала задача расширения доступности высшего образования, повышения его качества и нахождение устойчивых источников финансирования помимо средств, выделяемых на высшее образование из бюджета страны. Рост приема на платные отделения можно расценить как рост доступности высшего образования, если рассматривать его в свете меритократического подхода, который связывает наличие высшего образования с более высокими жизненными шансами людей и большим уровнем их материального вознаграждения. Однако постулат о том, что образование экзогенно детерминирует последующий профессиональный статус и уровень материальной обеспеченности индивидов, требует дополнительной аргументации. Ведь если образование является не столько человеческим капиталом в экономическом смысле этого слова, сколько культурным капиталом, который привилегированные группы используют для своего воспроизводства, то получение образования может даже ухудшить положение низкостатусных, депривированных групп, поскольку в этом случае заработки после окончания не оправдают сделанных ими затрат на образование и упущенных доходов в процессе его получения. Иное объяснение может быть предложено, если обратить внимание на различия в качестве образования или разницы в способностях студентов платных и бесплатных форм обучения, поскольку нередко на платные отделения или в платные вузы поступают те, кто оказался не в состоянии пройти на бюджетные места. В сочетании с зачастую невысоким качеством новообразованных платных вузов уровень подготовки специалистов оказывается в среднем ниже, чем у выпускников бюджетной формы обучения. Рынок труда затем реагирует на разницу в качестве рабочей силы разницей зарплат, или открывает дорогу для "статистической" дискриминации выпускников. Однако и в этом случае неравенство оказывает двоякое влияние: слабее подготовлены оказываются дети из низкостатусных семей, а в случае одинаковой подготовки и равных способностей, они проигрывают в соревновании связей.

74. Каким образом образование связано с социальным неравенством?

Неравенство – неотъемлемая часть любой образовательной системы:

1)студенты демонстрируют разные результаты в процессе обучения;
получают разные оценки;
получают доступ к разным «трассам» в образовании;
получают дипломы разных уровней

2)люди получают разное образования, по уровню и качеству; заработки людей с разным уровнем образования различаются; люди с различным уровнем образования в целом имеют разные жизненные шансы

Меритократический тезис(e.g. Duncan, Hauser, Sewell): Существует значительное влияние социального происхождения на достижения в учебе, которые действуют помимо влияния способностей (IQ). Однако образовательная система работает на снижение влияния социального происхождения и усиление влияния способностей и мотивации. Пример – США.

В долгосрочной перспективе образовательная система работает на выравнивание доступа к образованию.

Воспроизводственный тезис (Коулмен, Бурдье):

Образовательная система только воспроизводит существующее социальное неравенство, передавая его от одного поколения к другому: в открытом виде (класс, статус, доход и т.п.) или в скрытой форме (культурный капитал, нормы, ценности, мотивация).

Только через уменьшение социального неравенства можно повысить равенство доступности образования.

Основной тезис

Неравенство считается приемлемым, если основывается на различиях в способностях и усилиях. Неравенство в образование, вызванное различиями в социальном происхождении (гендерное, социально-экономическое, расовое или этническое) считается неприемлемым.

Основные цели эффективной системы образования:

-поднять уровень образования в среднем

-снизить корреляцию между результатами студентов и их социальным происхождением

Кого считают классиками экономической социологии и почему?

Классиками экономической социологии считаются : К.Маркс, Э.Дюркгейм, М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель.

ЭС, как научное направление, была основана социологами: Эмилем Дюркгеймом, Георгом Зиммелем и Максом Вебером.

К.Маркс рассматривал закономерности экономического развития с позиций интересов, деятельности и отношений классов, занимающих разное положение в системе производства, распределения, обмена и потребления общественного продукта.

Основу социального механизма составляет, по К.Марксу, экономический институт собственности, а скрытыми пружинами, посредством которых можно управлять ходом социально-экономических процессов, являются экономические интересы разных социальных групп, взаимодействующих по поводу производства, распределения и потребления ограниченных экономических ресурсов.

Э.Дюркгейм
Центральным аспектом разделения труда в обществе Дюркгейм считал солидарность. В развитии человеческого общества он выделял две фазы солидарности:
1. механической солидарности, свойственной доиндустриальным или традиционным обществам;
2. органической солидарности, свойственной частично доиндустриальным, а затем – индустриальным обществам.

Т.Веблен.

Среди разработок Веблена – учение о социальных институтах. Развитие общества, человеческой цивилизации происходит через смену социальных институтов. Под институтами он понимал общественные образцы поведения и привычки мышления.
По его мнению, двигателем развития общества является экономика, развитие производства, которое влечет за собой смену социальных институтов и норм социальной жизни.

Широко известен так называемый эффект Веблена, показывающий, как может возрастать спрос на потребительски товары при увеличении цены.

М.Вебер – основная фигура в классической ЭС, так как в его трудах она впервые получает действительно системное изложение.М. Вебер предлагает модель бюрократической организации, которая становится классической моделью современной хозяйственной организации в целом.

Г. Зиммель .

Деньги у него – одновременно чистая форма экономических отношений и экономическая ценность.

Наши рекомендации