J Деятельность в области информации и связи.
58 - Деятельность издательская
Код 58.11 | Издание книг. |
Код 58.13 | Издание газет. |
Код 58.14 | Издание журналов и периодических изданий. |
Код 58.19 | Виды издательской деятельности прочие. |
Код 58.21 | Издание компьютерных игр. |
Код 58.29 | Издание прочих программных продуктов. |
59 - Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ, издание звукозаписей и нот
Код 59.11 | Производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. |
Код 59.13 | Деятельность по распространению кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ. |
Код 59.14 | Деятельность в области демонстрации кинофильмов. |
Код 59.20 | Деятельность в области звукозаписи и издания музыкальных произведений. |
60 - Деятельность в области телевизионного и радиовещания
Код 60.10 | Деятельность в области радиовещания. |
Код 60.2 | Деятельность в области телевизионного вещания. |
61 - Деятельность в сфере телекоммуникаций
Код 61.10 | Деятельность в области связи на базе проводных технологий. |
Код 61.20 | Деятельность в области связи на базе беспроводных технологий. |
Код 61.30 | Деятельность в области спутниковой связи. |
62 - Разработка компьютерного программного обеспечения, консультационные услуги в данной области и другие сопутствующие услуги
Код 62.01 | Разработка компьютерного программного обеспечения. |
63 - Деятельность в области информационных технологий
Код 63.12 | Деятельность web-порталов. |
Код 63.91 | Деятельность информационных агентств. |
Код 63.99 | Деятельность информационных служб прочая, не включенная в другие группировки. |
M Деятельность профессиональная, научная и техническая
73 - Деятельность рекламная и исследование конъюнктуры рынка
Код 73.11 | Деятельность рекламных агентств. |
Код 73.12 | Представление в средствах массовой информации. |
74 - Деятельность профессиональная научная и техническая прочая
Код 74.20 | Деятельность в области фотографии. |
Код 74.90 | Деятельность профессиональная, научная и техническая прочая, не включенная в другие группировки. |
R Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений.
90 - Деятельность творческая, деятельность в области искусства и организации развлечений
Код 90.03 | Деятельность в области художественного творчества. |
В связи с ОКВЭД – проблема ложной самоидентификации
Каждому предприятию можно указать до 15 видов деятельности, и многие брали шифры медиаотрасли про запас. Главный шифр – первый (даже если компания никогда не занималась этим видом деятельности), но определять ее основной род занятий будут именно по нему. У Яндекса первый шифр – научные разработки, у РБК – финансовое посредничество
Ни один госорган не может сказать о реальном составе медиарынка и точно посчитать его оборот. Данные можно получить только о рекламном рынке (АКАР)
***
Проблемы статистического учета с точки зрения холдингов (здесь же про финансовую транспарентность)
Де-юре холдингов вообще не существует, так как нет закона о холдингах. В налоговой инспекции каждая компания из холдинга отчитывается за себя (нет консолидированной финансовой отчетности).
По закону раскрывать информацию должны банки, пенсионные фонды и те компании, чьи акции обращаются на бирже – РБК (листинг на РТС), компании, выходившие на IPO за рубежом (Яндекс, СТС, Мэйл)
ГазпромМедиаХолдинг и Национальная МедиаГруппа раз в год добровольно выкладывают выдержки из отчетности по МСФО.
2009 г. – ФСФР заставила все компании, являющиеся эмитентами ценных бумаг (ОАО и ЗАО) раз в год раскрывать информацию о финансовых результатах (хотя бы по РСБУ). Но все это выполняется кое-как.
Закон о статистическом учете 2005 года. – обязывает все компании предоставлять в Росстат информацию (тоже не делают).
Вопрос 30
30. Оффшорные собственники российских медиапредприятий
Оффшоры—территории, власти в которых позволяют зарегистрированным там организациям полностью или частично не платить налоги или платить их по очень низкой ставке. У правоведов нет единого мнения, что считать оффшором.
Офшорная компания – организация, зарегистрированная в офшорной зоне и используемая для международного налогового планирования.
Такие компании учреждаются как акционерные общества, реже - в форме партнерства. Как правило, им запрещено ведение какого-либо бизнеса на территории, на которой они созданы.
У каждой офшорной компании в обязательном порядке должны быть руководитель и собственники. Часто регистраторы офшоров предоставляют услуги номинальных директоров и акционеров, т. е. так называемый номинальный сервис, что позволяет сделать владение и управление бизнесом относительно анонимными.
Основными документами офшорной компании служат Memorandum – аналог российского решения о создании и Articles of Association – устав. Помимо этого, у нее может быть печать юрлица.
В большинстве классических офшорных юрисдикций оплата налогов не предусмотрена. При этом компания уплачивает ежегодный сбор за продление своей регистрации.
В некоторых зонах нет необходимости также отчитываться перед местной властью за проводимые операции, т. е. отсутствует обязательный бухгалтерский учет. В то же время в ряде стран требуется прохождение ежегодной аудиторской проверки.
В абсолютном большинстве офшоров подразумевается, что компания занимается международной торговлей или иным подобным видом деятельности. Вместе с тем создание офшорного банка, инвестиционного фонда, страховой компании и т. п. подлежит обязательному лицензированию.
ООО | LLC США | LLP(товарищество с ограниченной ответственностью) Англия | SARL Франция Люксембург Бельгия | GmBH Германия | CV Голландия |
ЗАО | Inc,Corp. | Ltd | SAS | AG | BV |
ОАО | Inc,Corp. | PLC (Mail.ru Group) | SA | AG | NV (Яндекс) |
В официальных названиях фирм, если они зарегистрированы не в России (у нас в начале пишут), в конце через точку будет аббревиатура. CTC Media, Inc.
В октябре был принят закон, который не позволяет более 20% акций хранить за рубежом. Кароч полная попочка будет в 2016 году ребяткам.
Иногда не удается определить, кто именно является владельцем фирмы. Длинные цепочки учредителей зачастую приводят приводят в офшорные юрисдикции, где практикуется доверительное владение имуществом — Trust. Выгоды этой модели организации собственности очевидны: помимо возможности скрыть конечного бенефициара (выгодоприобретателя), находящиеся в офшорных зонах активы подпадают под «мягкие» местные режими налогообложения. Среди российских коммерческих предприятий такая схема весьма распространена, что свидетельствует о невысокой транспарентности (прозрачности) отечественного медиарынка.
Ловите примерчик:
CTC Media – крупнейшая медиакомпания, подпадающая под новое ограничение, если не брать в расчет множество СМИ, записанных на офшоры с российскими бенефициарами. Этот холдинг владеет каналами CTC, «Домашний», «Перец», CTC Love. Учредители всех этих каналов – российские юрлица, но 100% их долей принадлежит холдинговой компании, зарегистрированной в американском штате Делавэр.
ООО «Мэйл.ру Геймз» владеет кипрская Nessly Holdings Ltd, ООО «Одноклассники» принадлежит британской Odnoklassniki Ltd, ООО «ВКонтакте» находится в собственности кипрской VK.com Holdings Ltd. (в ноябре 2014 шел разговор, чтобы перевести соцсети на российское юрлицо).
Вопрос 31
Для начала немножко теории.
Транспарентность — англ. transparent от лат. trans - прозрачный, насквозь + pareo - бытьочевидным. - прозрачность, понятность, честность. (Словарь бизнес-терминов. Академик.ру. 2001).
Получается, что финансовая транспарентность медиабизнеса — это показатель того, насколько в финансовом отношении прозрачны российские медиакомпании.
Еще немножко теории.
В России сущ-вует два вида финансовой отчетности: по РСБУ (российские стандарты бухгалетрского учета) и МСФО (международные стандарты финансовой отчетности). Они немножко отличаются друг от друга, но для нас, думаю, не очень важно, чем именно. Важно знать, что и по РСБУ, и по МСФО, основными являются две формы отчетности: бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Эти формы должны (согласно ряду постановленй Минфина, ФЗ, других зак. актов и постановлений всяких ведомств) предоставляться ежеквартально, а остальные формы — ежегодно. И по РСБУ, и по МСФО, ежегодная отчетность подается в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным, а ежеквартальная — в течение 30 дней после окончания отчетного периода. С теорией вроде все, остальное нам не очень интересно.
Медиабизнес в России более открыт в финансовом отношении, чем это может показаться на первый взгляд. При сборе информации для ответа на билет были изучены такие компании, как: “Первый канал”, “СТС”, “ТНТ”, “RT”, “РБК”, “Lenta.ru” “Рамблер” “Ростелеком” “ВГТРК” “РГ”, “Yandex N.V”.
Самыми открытыми из изученных представляются “Яндекс”, зарегистрированный, кстати, в Недерландах (про “Яндекс вообще интересно, почитайте), РБК, СТС и, как ни странно, Ростелеком — компании публикуют документы как на своих сайтах, так и на сайте “Центра раскрытия корпоративной информации”, который существует в системе “Интерфакс” с 2003 года. “Первый” канал, например, перестал публиковать свою отчетность на сайте еще в 2011 году, однако публикует ее на “ПРКИ” (именно оттуда журналисты узнали об убытках канала за 2014 год). Такая же ситуация и у компании ОАО "ТНТ-Телесеть".
Самыми закрытыми в финансовом отношении в России сейчас являются государственные (или так или иначе аффилированные с государством) холдинги. Найти финансовую отчетность ВГТРК, RT, РГ, Lenta.ru (как и всего “Рамблера” в целом) не удалось ни на официальных сайтах, ни на портале корпоративной информации. ВГТРК и RT предоставляют на своих сайтах информацию о закупках, но очень скудную и, представляется, не всегда актуальную.
Компании, не раскрывающие отчетность в открытых источниках, конечно, показывают документы своим инвесторам и акционерам — раскрытие информации не является обязательным. Однако представляется, что информацию лучше и полезнее раскрывать, чем не раскрывать. В материалах сайта http://www.iso.ru/ говорится: “Одно из очевидных преимуществ высокой прозрачности финансовой и нефинансовой деятельности заключается в том, что акционеры, инвесторы и аналитики смогут лучше оценить возможности и перспективы компании. Ведь, с одной стороны, многие руководители жалуются, что инвесторы недооценивают преимущества их компании, с другой — данные, на основе которых можно было бы выполнить точную оценку, отсутствуют в отчетах этих компаний. Впрочем, большинство руководителей признают явные преимущества прозрачности: компании получают инвестиции, а инвесторы — меньше рискуют. Кроме того, раскрытие информации является функцией внутренней прозрачности и эффективной политики в отношении внутреннего контроля.”
Вопрос 32.
Российские медиапредприятия на финансовых рынках
В 90-е некоторые медиапредприятия акционировались, создав ОАО или ЗАО. В основанное таким образом ОАО «Концерн “Известия”» вошли редакция газеты «Известия», издательство с типографией и ряд приложений – журнал «Закон», газетные издания «Финансовые известия», «Неделя», «Известия-ТВ», «Известия-Экспертиза» и др. Редакция главной газеты получала основную часть прибылей концерна. Это привело к борьбе между акционерами, которая закончилась выходом издательства «Известий» с тип9 там ографией из концерна. Оно было преобразовано в ОАО «Редакция газеты “Известия”» ежедневное издание и его приложения).
Акции начали скупать финансовые компании и банки и, таким образом, ускорили концентрацию, которая и так быстро шла.
Превращение газет в ОАО чревато проблемами с сотрудниками. Почти все крупнейшие общенациональные печатные издания, большинство которых выходили в столице, перешли в подчинение к финансовым магнатам. Покупка в 1997 г. ОНЭКСИМбанком и нефтяной компанией «Лукойл» контрольного пакета акций ОАО «Редакция газеты “Известия”» привела к расколу редакционного коллектива и уходу части сотрудников газеты. Это показало уязвимость открытого акционерного общества, не способного противостоять попыткам его подчинения более мощному конкуренту.
Покупали сначала СМИ ради прибыли, но ее особо не было, и стали покупать ради влияния.
Господствующей организационно-правовой формой на российском медиарынке сегодня является закрытое акционерное общество (ЗАО) – структура, акции которой распределены только среди соучредителей или иного заранее определенного круга лиц и могут менять собственников лишь при согласовании со всеми заинтересованными сторонами. Среди ведущих игроков в качестве ЗАО функционируют ИД «Комсомольская правда», «Русская медиагруппа», «Коммерсанть. Издательский дом», ИД Independent Media Sanoma Magazines.
На втором месте оказались общества с ограниченной ответственностью (ООО), уставный капитал которых разделен на доли, определенные учредительными документами. «Медиахолдинг РЕН-ТВ» и «Издательский дом Родионова», «Ньюс-Медиа Рус»..
Меньше всего в первой выборке оказалось открытых акционерных обществ (ОАО), участники которых могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, – только 9 из 44, но среди ведущих предприятий эта форма оказалась более востребованной, и во второй выборке показатель сохранился – 9 из 23. Среди них присутствовали три первые публичные медиагруппы в нашей стране – «РБК – Информационные Системы» (на бирже с 2002 г.), Rambler Media Group (с 2005 г.) и «СТС Медиа» (с 2006 г.), а также имеющие эту организационно-правовую форму, но минимальное число владельцев «Газпром-Медиа», «Система Масс-Медиа», «Телекомпания НТВ», «Первый канал», «ТВ Центр»
Высокая доля закрытых акционерных обществ, в сравнении с другими организационно-правовыми формами предприятий, свидетельствует о том, что на российском медиарынке по-прежнему сохраняется традиция ведения бизнеса непублично: фиксированные доли собственности распределяются между ограниченным кругом лиц, практика обнародования отчетов о текущей деятельности практически отсутствует и абсолютное большинство компаний не представлено на российских и мировых биржах.
Но. Некоторые компании торгуют акциями и в России, и за рубежом. В 1996 г., например, телекоммуникационная группа «Вымпел Ком» провела первичное размещение на NYSE.
Сейчас на мировых рынках представлены три российские медиакомпании — Rambler (Лондонская биржа), CTC Media (NASDAQ) и РБК
Пока что на биржу вышли единицы российских медиакомпаний. Среди интернет-ресурсов это Mail.ru Group и "Яндекс", а среди телеканалов – СТС.
За последние годы два известных медиапредприятия — РБК и «Рамблер» — разместили свои акции на Нью-Йоркской и Лондонской фондовых биржах. Стремясь повысить свою инвестиционную привлекательность, о намерениях пойти по этому же пути говорят и другие крупные медиапредприятия России, например, «Проф-медиа» (это из учебника вартановой, но они до сих пор ООО , так что дальше разговоров ничего не пошло)
Вопрос 33
33. Экономические аспекты перехода России на цифровое телевидение
Основные причины перехода на цифровое телевидение в мире связаны не только с необходимостью позволить сосуществовать большему числу телеканалов, но и с возникшей в 1990-е годы потребностью освободить частоты для новых телекоммуникационных услуг. Речь шла о бурно развивающейся в то время пейджинговой связи, а также мобильной телефонии и, впоследствии, Интернет-услугах. Именно поэтому были выдвинуты различные модели и схемы перехода на такое телевидение, которое бы использовало меньший диапазон частот, при этом отдавая то, что сегодня называется «цифровым дивидендом», в пользу сотовой телефонии и других новых услуг связи. Цифровое эфирное телевидение (ЦЭТВ) – это технология передачи телевизионного изображения и звука при помощи цифрового кодирования видеосигнала и сигнала звука с использованием цифровых каналов. Цифровое кодирование в отличие от аналогового обеспечивает доставку сигнала с минимальными потерями, так как картинка и звук цифрового сигнала не подвержены влиянию внешних факторов (помех). Еще одно преимущество, которое обеспечивает цифровой сигнал – это увеличение пропускной способности каналов передачи данных. Вследствие сжатия цифровых данных появилась возможность для передачи большего количества ТВ каналов в лучшем качестве и с дополнительной информацией (субтитры, дополнительные звуковые дорожки). Цифровое эфирное телевидение обеспечивает интерактивность(обратную связь со зрителем), которая включает социальные опросы, голосование в конкурсах, образовательные программы и пр. Создание сети цифрового эфирного телевидения в России – необходимый шаг в развитии единого информационного пространства страны и в повышении качества жизни населения. В России остро стоит проблема информационного неравенства между жителями крупных городов и малочисленных населенных пунктов. В то время, как горожане могут выбирать наиболее предпочтительный канал, многие телезрители, проживающие в отдаленных населенных пунктах, лишены этой возможности и принимают в лучшем случае только два телеканала. К началу строительства цифровой сети в России около 3 млн россиян могли смотреть только один телеканал. Почти половина жителей страны (44%) могла принимать не более четырех телеканалов. При этом технические возможности аналогового вещания были исчерпаны. Строительство в России сети цифрового эфирного телевидения – единственный способ обеспечить население многоканальным телевещанием без абонентской платы. 2 мулиплекса : РТРС-1 (10 общероссийских обязательных общедоступных телеканалов) и РТРС-2 (10 популярных коммерческих телеканалов, которые прошли конкурсный отбор государственной Федеральной конкурсной комиссии по телерадиовещанию.) Общий бюджет госпрограммы составляет 121,703 млрд рублей. Из них 74,33 млрд рублей выделены из федерального бюджета, а оставшиеся 47,372 млрд рублей привлечены из внебюджетных источников, главным образом из собственных средств РТРС. Около 90% финансирования направляется на строительство объектов цифрового телевидения в населенных пунктах с численностью менее 100 тысяч человек, в которых проживает 40% населения России. Таким образом, большая часть средств уходит на развитие цифрового телевещания в тех районах, где доступно меньше всего телеканалов. Государство должно выработать механизмы бюджетной поддержки социально незащищенных слоев населения при обеспечении их бытовым цифровым ТВ приемным оборудованием. Возможны различ-ные варианты этой поддержки: - бесплатное предоставление бытового цифрового ТВ приемного оборудования (абонентских приемников СНТВ, цифровых приставок); - продажа бытового ТВ-оборудования по льготным ценам; - выделение краткосрочных и долгосрочных кредитов под льготные проценты и под гарантии государства для приобретения бытового цифрового ТВ приемного оборудования и т.п. Внедрение цифрового вещания окажет стимулирующее действие на развитие рынков СМИ, связи и производства отечественного телевизионного и радиооборудования, на приток инвестиций и развитие конкуренции в данной сфере экономики. Таким образом, решение ключевых проблем развития телерадиовещания согласуется с существующей экономической политикой и приоритетами Российской Федерации на среднесрочную перспективу. |