Периоды развития медиаиндустрии в России.

(Составлено из моих пиздецовых лекций, не обессудьте. Просто этот билет - треть учебника Смирнова, вы бы сдохли на второй же главе, а я о вас забочусь. Но лекций тоже по этой теме дохера, так что наберитесь сил. Поехали!).

- Российская империя

- Пушкинская эпоха (аристократия)

- Великие реформы Александра 2, развивается капитализм

- 1863 - указ о свободе дистрибьюции (о свободной торговле газетами и журналами на торговых площадях). Они расценивались как обыкновенный товар. Развитию мешали две вещи: безграмотность (20% от 100% в лучшем случае), цензурные уставы (политические заморозки не стимулируют медиаобласть). + Общий макрофактор - по показателям Россия никак не вышла на уровень Великобритании, Франции и т.п.

- Большевики запретили все. Кроме того что издавалось с разрешения ВКПБ.

- Потом был НЭП - разрешили мелкий бизнес, газеты нельзя было издавать частному лицу, но можно было .

- 1927 - и это прикрыли, учредили Главлит - главный цензурный орган.

А это что? Это пирамидальный принцип. Почему пирамида? И по политическим и по экономическим принципам. Например, правду должны были выписывать все. Это была огромная корсеть по всему союзу, по странам-сетелитам. Правда - всесоюзная.

(Тут еще из лекций по русжуру вставляю, ибо Смирнов именно об этой системе стал говорить)

ПЕЧАТЬ:

Вертикальная структура партийных органов и печати:

Центральный комитет (ПРАВДА - центральная, Большевик, Работница, Вестник агитации и пропаганды)

Республиканские ЦК (Газеты и журналы республик)

Губернские (областные), краевые комитеты (Обкомы) (Областные газеты)

Уездные/районные (Райкомы) (Районные газеты)

Городские комитеты (Горкомы) (Московская правда, Ленинградская правда)

Парткомы фабрик, заводов, колхозов, институтов и так далее (многотиражки, колхозные газеты, стенгазеты)

Вертикальная структура печати Советов
(типы советских изданий по критерию издатель):

Съезд Советов солдатских, рабочих и пр. депутатов / Верховный Совет СССР (ИЗВЕСТИЯ - самый высокий уровень среди прессы Советов)

Верховный Совет республики (Советская Белоруссия, Советская Украина)

Областной Советы (газеты областных Советов)

Районные Советы (газеты районных Советов)

Городские Советы (газеты горсоветов)

И про КОМСОМОЛЬСКУЮ ПРАВДУ не забываем.

Чем богаче республика, тем больше могли больше денег выделять на газеты.

Это дотационная модель финансирования.

До 1985 года все это существовало.

РАДИО:

Системно существовало 3 - всесоюзное радио. Маяк - (самый древний радио бренд) уже с музыкой, с разговорными программами. Еще местные. Иногда ловили врагов: ВВС, Либерти и др.

ТЕЛЕВИДЕНИЕ:

1 канал - Время, партотчеты

Вторая программа - чуть более развлекательная, сериалы, фильмы, музыка

Местная (республиканская)

Образовательная программа - про животных, книги, уроки английского

Два города - Москва и Ленинград имели еще одну кнопку - городской телеканал

Нелегально смотрели финское телевидение.

- В 1985 начинается перестройка.

Гласность и демократизация.

Парадокс позднего социализма: гайки открутили, стало больше можно, возникли новые темы и люди (темы сталинских репрессий, коллективизации, критика плановой системы, запрещенное раньше кино).

Об экономике никто не думал и можно было все - золотой век прессы (до 1990).

1 закон о печати и о других средствах информации. Все 70 лет жили без закона.

Разрешили выступать в качестве учредителя частным лицам.

Разрешили размещать рекламу.

Первая частная газета - кооператив «Факт» (это прадедушка «Коммераснта», короч :) - во главе с Владимиром Яковлевым), 5 человек скинулись по 1000 рублей, создали

Коммерсант - общественно-политическое. Это была газета совершенно новая и другая. Газета для предпринимателя возникла раньше самого предпринимателя. Яковлев даже говорил, что они создали класс для которого писали.

Середина 80 годов - кризис на потребительском рынке. Решились разрешить новый НЭП. Стали формироваться те, кто стал кормить и одевать Россию. Низовой палаточный бизнес.Но их не пускали в стратегические области (только корми и одевай). Коммерсант был для них, для новых людей, которые что-то стали делать сам. Верхние сто тысяч - неизменный тираж Коммерсанта.

Гусев редактор Московского комсомольца. Пришел и зарегистрировал на себя эту газету. Лучшая сделка по перерегистрации.

Закон о печати.

Голландец Дерк Сауер и француз Жорж Полинский

Голандец понял, что если не знаешь языка, то здесь невозможно жить. Стал издавать The Moscow Times - с нее начался Independent media.

Француз сделал Europa plus. Эта радиостанция легла в основу самого крупного радиохолдинга.

7 декабря 1991 - Беловежское соглашение. Образуется СНГ. Ровно через 20 дней - наш закон о печати. Тобишь ничего еще не поменяли, везде бардак, но 27 декабря приняли закон о печати (нынешний, базовый).

В этом законе о СМИ было написано, что частные могут издавать, про рекламу, про права и законы. В первичной редакции очень либеральный закон.

1991 - самый сложный год для страны с точки зная экономики. В Москве надо стоять за хлебом 2 часа. Полная разруха.

В 1992 - шоковая терапия - открытие таможенных границ, рубль в свободное плавание, массовая приватизация. 400% инфляция.

Долларизация сознания. Доллар был устойчив, а рубль летал. У.Е.

Финансирование прессы закончено. Нечем платить. У редакторов шок. Голодная свобода. Ситуация сложная, если ничего не предпринять, то через месяц погибнешь.

Они резко ввинтили цены на подписку и розницу. Это была большая ошибка. И роковая. Тиражи рухнули и больше никогда не восстановятся. АиФ раньше был 33 миллиона экземпляров. Подписка подорожала в 10 раз. Не получилось заработать. Рекламодатель еще не существуеткак институциональное явление. Не было цепочки зарабатывания денег на рекламы.

Оппортунистические пути:стали сдавать в аренду помещения, стали собирать гранты, примазываться к проектам предпринимателей. Но все это не системно.

Ряд редакторов написали открытое письмо Ельцину: мы, ваш сторонник, ваших реформ, помогите нам. Но Ельцин не мог дать никому денег, они итак все срезали. Но он подписал указ о льготах. Это первое касающееся экономики СМИ: юр.лицо, которое регистрирует СМИ, получает налоговые каникулы, плюс льготы по привозу сырья всего того, что образует инфраструктуру печатного или электронного сии. Все это действовало аж до 98.

Однако и здесь - массовая регистрация фиктивных СМИ. Ввозите компы, продавайте, газету не издавайте. Из-за этого - даже сейчас цифра 93 000 зарегистрированных СМИ. Балласт остался. Где-то треть реально существует. От этого выиграл кто угодно, но не СМИ. Редакционные начальники поняли, что они загибаются.

С1993 начинается хождение к олигархам. Вариантов не было. Крупный бизнес начала 90 - это десяток человек. Накопление у всех было непрозрачно. Они были миллионерами.

Первый - Борис Березовский (ЛогоВАЗ = жигули). Финансово-промышленная группа - совокупность юр.лиц, объединенная общим бенефициаром, общностью интересов (хотя чем там только не занимались).

- Третьяков с Независимой газетой пришел к Березовскому.

- Журнал Огонек тоже приходит к нему. Очень статусная пресса, разоблачители.

К Гусинскому (МОСТ и гласным образов Мостбанк - бюджет Москвы лежал там).

- Михаил Леонтьев, Латынина приходят к Гусинскому в пику Третьякову, предлагают создать газету с нуля, больше тяготеющую к экономической тематике. Запустили газету Сегодня.

- Спустя полгода приходят с Добродеевым группа, предлагают создать первый независимый телеканал, по западному скроенный. Появляется НТВ - первый частный вещатель в постсоветской России.

- Сергей Пархоменко тоже приходит и предлагает создать журнал Итоги. Еженедельник, первый случай кобрендинга (с Ньюсвиком) - 1994. Функция Вашингтон пост: нет, они не дали денег, но дали право на контент и кобрендинг.

1994 - Алексей Венедиктов пришел к Гусинскому тоже. Эхо Москвы тоже проект группы МОСТ.

Ельцин подписывает указ об акционировании первой кнопки (ВГТРК Останкино). Стали делать ОРТ - 49% покупает Березовский, становится совладельцем первой кнопки (до 2001).

Это еще не холдинги, но это предтечи медиаконгломератов - ЛОГОВАЗА и МОСТА. Они начали и многое успели. Их приход стал спасительным. Без вливания денег ничего не получилось бы. Но сложилась печальная ситуация. В России есть только два инвестора: государство и непрофильный инвестор.

ЛогоВАЗ и Мост.

В 1996 могло бы все закончиться.

В декабре 1995 года прошли первые выборы в ГД. Партия Наш дом - Россия провалилась и выиграли КПРФ.

В 1996 должны быть выборы президента.У действующего - Ельцина - рейтинг 4%. Должен был стать Зюганов. Левое движение было сильно, электорат КПРФ был мощнее. То есть могла бы быть вновь национализация. Это означало слом системы.

Бизнес и федеральная власть не были заинтересованы в таком исходе. Березовский и Чубайс собирают специальное совещание Капиталистическое развитие в опасности. Семибанкирщина - семь представителей бизнес-класса - поддерживают пиар-компанию президента, вложились: Потанин, Ходорковский, Виноградов, Смоленский, Гусинский, Березовский, Малкин. Короче вот так вот медиасообщество не хотело возврата к Главлиту.

Первая политическая кампания: всеСМИ провели кампанию - голосуй или проиграешь. Ельцин бы хреновым актером - не мог бы ездить, махать ручкой, он обычно приезжал на Чайке и уезжал. Но научили вести себя как американский президент.

Почти не показывали ни Явлинского, ни Зюганова. Предвыборная компания была направлена на то, что не дай Бог победит Зюганов. Было издание "Не дай Бог" - пропагандистский листок, который рассказывал, что произойдет, если победит Зюганов.

В июне 1996 года президент вышел во второй тур и потом с минимальным перевесом побеждает. Это означало, что те, кто поддержал имеют право праздновать и на определенные бонусы: в сентябре 1996 года Ельцин подписывает указ - телекомпании НТВ дается четвертая кнопка.

ГУСИНСКИЙ.

Гусинский собирает пресс-конференцию, заявляет о том, что он главные свои силы будет направлять на медиа, а не на банки. Собирает ЗАО "Медиа-Мост" (1997-2001). За два с половиной года она выросла. Гусинский стал заниматься спутниковым ТВ - НВТ плюс. Первый российский спутник, появились зеленые тарелки. Запускает еще один канал - ТНТ. Развлекательный. Канал получает Тэффи, и Гусинский за вклад тоже получает Тэффи. А вообще НТВ забирало все Тэффи во всех номинациях подряд, хоть аудитория у РТР была больше. И с тех пор стандарты расползлись по всем каналам. + Каналам нужен контент. Гусинский налаживает кинопроизводство. Занялись отечественным сериалом. Улица разбитых фонарей. То есть они придумали этот формат - про сотрудников силовых структур. Создается КиноМост(сейчас НТВ кино)иНТВ профи.

+++

Радио: Эхо Москвы. Плюс еще запускается РДВ (это радио Деловая волна) и Спорт фм. Тоже под эгидой Медиа-Моста.

Пресса: Журнал Караван историй, Итоги, 7 дней, Сегодня.

На канале была их реклама.

Интернет: В 1999 Гусинский начинает осваивать рунет. НТВ.ру - самостоятельный он-лайновый интернет-СМИ. Сейчас это news.ru. Но дизайн с тех пор не менялся.

Кино: Купили кинотеатр Октябрь, но не успели развить.

К 1999 Медиа-мост запустили первый универсальный медиа-холдинг.

На какие деньги это сделано было?

В 1996 Медиа-мост получает от американского банка полмиллиарда долларов по гарантии Газпрома. Газпром был крупнейшим элементов российской экономики. По тем временам это почти весь годовой объем рекламного рынка страны!

БЕРЕЗОВСКИЙ.

Выборы прошли. Были: Независимая газета, Огонек, 1 кнопка.

Купил каналТВ-6. Первый развлекательный канал. Но до 1999 года ничего больше не происходит.

А потом (1999) покупает весь Издательский дом Коммерсант. Яковлев продал из-за кризиса. Ушел Раф Шакиров. Но многие остались. Это был важный шаг. Печатные СМИ у Гусинского были слабее.

В 1999 создает вместе с Мердоком Logovaz News Corporation.

+Радийному слушателю известное под названием Наше радио. Это первое рок-радио.

Но ЛогоВАЗ никогда не была холдингом.

На заметочку: Гусинский все создавал с нуля, а Березовский все покупал, кроме Нашего радио. У Березовского не было общих понятных связей. Березовский никогда формально ничем не руководил, у него не было должности.

ПОТАНИН.

Глава Интерроса. Решил стать медиамагнатом, но поскольку все было разобрано, то выбор был невелик: забрал Известия и Комсомольскую правду. Лукойл тоже имел виды на эти медиаактивы, но купил их Потанин. В 1997.

Но все не без скандала. Главред ушел - создал Новые известия (получали поддержку от Гусинского).

Интеррос создали второй в России медиахолдинг - Проф-медиа (1997-2013).

ЛУЖКОВ.

Рассматривался как президент России. Был крупнейшим губернатором. Вокруг него формируется группа в 40 губернаторов, которые готовы его поддерживать. Коммунисты стали терять электорат, экономическая ситуация стала улучшаться. Лужкову нужен был телеканал. А они по большому счету все разобраны. Мэр осуществляет отжим третьей кнопки. Бывшая Московская программа - МТК + 2х2 - каналы магазинов и лохотронов. Оба вещателя сдались. Запустился канал ТВЦ. Лучший канал про Лужкова.

Мощной медийной группы сформировать не удалось за исключением самого телеканала.

ВЫВОД-1:

Говорить о рынке тогда всё равно говорить не приходится. Дефолт. Признание РФ что не в состоянии отвечать своим обязательствам по ценным бумагам.

700 млн долл. На эти деньги нельзя прокормить все медиа.Все СМИ были убыточны. Это нельзя назвать бизнесом. Это лишь его преддверие. Зачем они нужны были тогда?

ДАЛЕЕ…

Вторая половина 90х - эпоха информационных войн. Период залоговых аукционов - крупные госпредприятия отдавались в частные руки. После выборов возникали конфликты, плюс дележка собственности.

Битва за Связь-Инвест. Был объявлен аукцион. Олигархи которые занимались медиа бизнесом понимали, что телекомы - это тоже важно. Связьинвест хотели и Гусинский, и Березовский, и Потанин. Получил Потанин.

Гусинский и Березовский обиделись, считали, что они как крупнейшие должны получить телеком. Наезд. Суть: типа аукцион был незаконно.Стало нападать на Потанина и Правительство. Но ничего не случилось. Телеком у Интерросса.

Самое прикольное, что поддержку СМИ президента аудитория понимала. Но то, что СМИ владеет один дядя со своими интересами - нет.

Пик войн - удар по аудитории. Это привело к потере доверия к СМИ.

Закрытий существенных не произошло. Владельцы понимали что через год выборы в Думу, через полтора года президента. Ельцин уже не сможет по конституции оставаться президентом.

На заметочку: Олигархия - сращение политики и экономики, то есть люди, которые принимают участие и там, и тут.

Так вот,Гусинский и Березовский понимали, что от них зависит исход выборов.

Лужков и его блок Отечество вся Россия - это реальные кандидаты на власть (там же и Прямоков). Кто пойдет на выборы? Непонятно. До выборов полгода. Это в плюс блоку Лужкова.

Ельцин снимает Степашина с должности Премьера и назначает Путина. Теперь и он кандидат. Но нет партии власти, а чтоб выиграть президентские, надо выиграть выборы и в Думу. Блок Единство (Шойгу), главный - Путин. И он должен не дать Лужкову выиграть.

Осень 1999. Три месяца остается на то, чтобы помешать Лужкову. Самая нетривиальная предвыборная кампания. Олигархи разделились:

Березовский - антилужковская позиция. Гусинскийзанялпрролужковскую позицию.

Березовский ярко поддерживал Единство, но было тяжело поднять партию, которая недавно появилась.

Доренко стал так известен из-за осени 1999. ОРТ в 21 час его программы. Эталон политической пропаганды. Оригинальная по стилистике. Доренко полтора часа рассказывал только про Лужкова, какой он ужасный. Месседж - не голосуй за Лужкова.

И это сработало. Массированная телевизионная антилужковская кампания показала, что ничья. Думу не взял никто.В равных долях поделили 5 сил: КПРФ, Яблоко, Союз правых сил, Единство и Жириновский.

Все ждали войны Путин - Лужков.

Ельцин добровольно ушел в отставку, Путин временно исполняющий обязанности.Главное, что произошла полная перестановка, с Лужковым достигается соглашение, что он даже не выдвигается в президенты. 57% в первом туре победил Путин. И все это за три месяца.

2000е ГОДЫ:

Избран Путин и намечена связь между бизнесом и властью.

Многообразие политических группировок новая система государства не допускает.

Происходит равноудаление олигархов.

ГУСИНСКИЙ.

Через несколько дней после инаугурации происходит дело Гусинского. Против Гусинского возбуждено уголовное дело: по статье мошенничества. Когда брали кредиты на развитие группы было известно, что они не в состоянии вернуть их. В этом и просматривается мошенничества - должны более полумиллиарда долларов.

Гарпроммедиа подает иск. Так как погасить кредит не в состоянии. Группа Мост будет передана кредитору - то есть Газпрому. Гусинского сажают в тюрьму - 3 дня. Потом улетает в Израиль. Там заявляет, что в тюрьме он подписал договор, что признает кредиторскую задолженность и о передаче прав. Вдруг отказывается от этого. Было издано Приложение: если активы Гусинский передаст Газпрому, то преследование будет прекращено. Дикий скандал. Целый год тянулся этот процесс о востребовании акций с Медиа-Моста.

Но Мост не холдинг. Это все заофшорено, имущественная структура Моста оказалась очень сложной. Отсудили 3 журнала и газету, следующим был НТВ. В марте 2001 принялось решение что иски Газпрома удовлетворены, у них контрольный пакет акций.А потом - митинг около Останкино, яркая история.

Все остальное решили сдать без боя: НТВ+ и т.д.

Эхо Москвы.По поводу него было особое решение: признали, что контроль будет у Газпрома, но оговорка: менеджмент не может сменить главреда.

Наши рекомендации