Особенности проектного и конвейерного (фабричного) производства в медиаиндустрии.

Медиаиндустрии в целом основана на проектном подходе. Система очень нестабильна и рискована. Неизвестно, какой именно проект «выстрелит». Десятки и сотни СМИ появляются каждый месяц, но выживают из них только единицы.

Оптимистичное определение от М. И.:

В рамках работы конкретных проектов мы получаем НЕЧТО. Чаще всего это называется ПРОТОТИП или образец. Вот этот образец после этого тестируются, проверяются. Если они весм нравятся, только после этого они превращаются в ПРОДУКТ. И этот продукт он в подавляющем большинстве может никого не заинтересовать или оказаться успешным.

Пример - возникает идея нового сериала. Собирается продюсерская команда, сериал продумывается. В эфир выходит пилотный эпизод. Если пилот «выстрелит» - съемки продолжаются, если нет - сериал закрывается, команда продюсеров распускается.

Все телевидение, кинематограф, СМИ (кроме газетных) зиджятся на проектной модели производства.

Газеты выпускаются фабричным методом производства. По сути, газета - это конвейер, каждый номер составляется по одному и тому же шаблону, меняется только сам контент. Производственный цикл газеты составляет один день.

Производственный цикл - то установленный период, за который обычно собирается отчетность. (квартал, полгода, год) Тот период, за который деньги превращаются в оборотные средства, они превращаются в продукцию, а продукция – в деньги.

Вопрос 3.

Доходы от рекламы и от конечных потребителей в медиаиндустрии: роль, объемы, соотношение

РОЛЬ

Экономические особенности, характерные для 50-60-х, привели к тому, что на наиболее показательных рынках в доходах медиаиндустрии реклама играла черезвычайно важную роль. Даже бόльшую, чем она играет сегодня. Происходило это за счёт того, что специфика социально-экономического периода жизни предполагала необходимость огромных рекламных вложений. Можно говорить, что при определенном балансе реклама к 70-м годам отъедает большой кусок от того сегмента, который связан с потребительством.
На современном этапе, начало которого приходится на 70-е годы 20 века, доминирующим источником доходов являются потребительские расходы на различные медиапродукты и услуги. Это можно отнести к положительной тенденции, потому что потребительские расходы — более стабильный источник доходов, чем рекламные расходы, так как они по-разному себя ведут во времена кризиса или роста экономики, в долгосрочной перспективе или в краткосрочной.

ОБЪЁМЫ

В 2013 году глобальный рынок медиа и развлечений составлял 1,3 трлн. долларов. При этом глобальный рекламный рынок составляет 500 млрд. долларов — всего треть. Основные деньги — это деньги потребителей. В России медиакомпаниями больше внимания уделяется рекламе, чем продажам потребителю.
Если экономика растёт, то и рекламный рынок будет расти и опережать темпы роста экономики. Но если экономика стагнирует, то скорее всего рекламный рынок ждёт снижение. Если вдруг экономика падает, рекламный рынок в падении будет сильно опережать темпы падения экономики. Во время кризиса 2008 года рынок упал на 2 процента, потому что первое, что сокращается в больших компаниях — это рекламные бюджеты. Если же смотреть на потребительский сегмент, можно заметить, что последние 50 лет тренд был приблизительно таков: даже если экономика падала, потребительские расходы на СМИ продолжали расти. Появился термин (англ.) «не подверженный рецессии». В кризисной ситуации люди могут сокращать расходы, но практически никто не отказывался от интернета, платного ТВ, видеоигр или кино.

СООТНОШЕНИЕ

Важно смотреть на соотношение доходов от потребителей и доходов от рекламодателей. Российская медиаиндустрия может считаться не очень хорошо развитой, потому что у нас значение рекламных доходов выше, чем во многих других странах. Плюс ко всему, в России очень плохо развит рынок платного ТВ. Доля аудитории и доля рекламного рынка: у Первого канала 14/20. Зато у канала, у которого доля аудитории 2 процента, рекламная доля составляет 1 процент. Схожая ситуация отмечается и в крупных российских городах, где есть 20 крупных каналов: аудитория — 50, реклама — 70.
Если взять любую страну от Америки до России, можно заметить, что рекламный рынок в общем объеме медиаиндустрии занимает, мягко говоря, не доминирующую позицию — меньше половины. Современная экономика строится, в основном, вокруг производства и реализации товаров массового потребления. Достаточно важные индикаторы развития экономики — это уровень именно потребительских расходов. Вы видите, что в развитых странах этот показатель - от 60 до 70%, в России — примерно половина, в Китае — около трети. Это означает, что, например, китайская экономика устроена не так, как американская, но по мере своего развития их экономики становятся более-менее похожими, и основной драйвер развития — экспорт, внутренний рынок Китая постепенно будет расти. Российская экономика постепенно подходит к уровню и масштабу крупнейших западных экономик. Это не хорошо и не плохо, это просто такой показатель, который характеризует наиболее крупные и развитые экономики. Почему нам важны потребительские расходы? Если мы посмотрим на масштабы рекламного рынка, то увидим, что разница между Россией и США — в 17 раз, а если мы посмотрим на расходы на душу населения, то мы увидим, что разница около семи раз, здесь нам проще сравнивать, потому что это уже не абстрактные, а относительные показатели. Второй важный показатель — это доля рекламных расходов в валовом внутреннем продукте, то есть, сколько реклама составляет от ВВП. Но многие специалисты говорят, что это не совсем корректно, потому что реклама нужна для того, чтоб стимулировать потребление домохозяйств, индивидуальное потребление. Есть значительные области в экономике, которым не требуется рекламное сопровождение. Они говорят, что с этой точки зрения логичнее и правильнее было бы смотреть долю рекламы не от ВВП, а именно от потребительских расходов в экономике, потому что, например, в США реклама нужна для стимулирования 2/3 экономики, а в Китае — чтоб стимулировать 1/3. В Китае не нужна реклама товаров, которая производится на экспорт. Есть специалисты, которые говорят, что внутри того, что называется расходами домохозяйств, есть тоже свои группы, что можно делить группы товаров на различные подгруппы с точки зрения того, нужна им реклама или нет. Это такие расходы, как квартплата, какие-то вопросы, связанные со страхованием. Есть сектор, который нуждается в постоянной рекламе — это мы видим по телевизору, в журналах и т. д. Они постоянно работают на высококонкурентном рынке. Есть промежуточное звено, которому, может быть, нужна реклама, а, может быть, и нет. Это все зависит от региона, от экономической ситуации, но, в целом, он может обходиться и без нее. Например, хлебобулочные изделия, потому что конкуренция не такая высокая. То есть, совсем правильно было бы высчитывать внутри потребительских расходов долю тех секторов, которым требуется постоянное рекламное сопровождение, и потом смотреть, насколько рекламный рынок отражает долю именно этих секторов. Но это очень сложно сделать, мало кто этим занимается. Но здесь мы можем четче понять, в чем российский рекламный рынок отстает от американского.

Для того, чтобы действительно это понять, нам нужно определить для себя несколько показателей: сначала мы рассчитаем показатели в соотношении рекламы с ВВП, потом в соотношении с потребительскими расходами и расходами на медиа, потом сравним. Условно говоря, американский медиарынок — 170 млрд., ВВП — 16800 млрд. Получается, 1%. Потребительские расходы - 573 млрд., соотношение - 3,5%. Цифры (абсолютные) для разных стран разные, а показатели в процентах (относительные) довольно сопоставимы. Когда мы смотрим уровень развития чего бы то ни было (в данном случае,это медиарынок), мы всегда должны добиваться максимально сопоставимых показателей. Таким образом, мы можем определить, в чем рынок России или Китая реально отстает от США.

Честно говоря, я уже запуталась в этих лекциях, поэтому не могу сказать, нужна ли следующая простыня в этом билете или нет.
Кажется, нет.

Российский рекламный рынок растет очень большими темпами, он входит в пятерку лучших рынков Европы. Разбирая рынок по показателям, мы видим, где рынок реально «проседает», в чем наши конкретные проблемы. Например, в России практически не развита реклама в прессе. За счет этого мы теряем пару пунктов. Также не очень хорошо развито радио. Российский рекламный рынок отстает от развития экономики в целом. Если вы собираетесь запускать какой-либо проект или пытаетесь оценить развитие какого-либо рынка — платного телевидения, эфирного телевидения, журнального рынка или любого другого, точно также их показатели по рекламе можно пересчитать в сопоставлении с ВВП и с потребительскими расходами, сравнить с США и понять, на каком этапе развития находится наш рынок. Есть вполне сопоставимые с США рынки — например, рынок эфирного телевидения, и наш рынок даже более сложный, чем американский, и на нем запускаться будет очень тяжело, есть рынки, которые несопоставимы, значит, можно подумать, будут ли они развиваться в ближайшее время или нет, будут ли они догонять экономику и потребительские расходы в целом, чтобы соответствовать стандартным показателям развитых экономик. Разные показатели по отраслям показывают нам, что мы находимся на уровне развивающихся стран по уровню развития медиаиндустрии в частности, а кое-где даже отстаем. Российская медиаиндустрия в глобальном контексте развита не очень хорошо. В наиболее развитых странах — США и Германия — показатели намного выше, и, смотря на них, мы можем создать какие-то стандартизированные показатели того, какое место в экономике страны занимает медиаиндустрия или медиаэкономика.

Вопрос 4

Наши рекомендации