Необходимость и сущность модернизации России в конце ХIХ века
Объективная потребность индустриальной модернизации России. В конце ХIХ – начале ХХ в. различные страны находились на разных ступенях развития. Наиболее развитыми в индустриальном отношении странами являлись США, Англия, Франция, Германия.
В конце ХIХ – начале ХХ в. Россия являлась страной со средним уровнем капиталистического развития. Россия была аграрно-индустриальной страной, успешно развивавшей перед первой мировой войной промышленность, сельское хозяйство, банковское дело. Россия уверенно входила в мировую экономику.
“Отсталость” России в конце ХIХ – начале ХХ в. является понятием относительным. Россия являлась великой державой, существенно влиявшей на ход мирового развития. Она вышла на 4-е место в мире по общему объему выпускаемой промышленной продукции, но отставала, по размерам выпускаемой продукции на душу населения, по уровню жизни народа от равных ей по политическому весу в тогдашнем мире индустриально развитых стран.
И проблема модернизации, т.е. коренного обновления важнейших сфер жизни от экономики до государственного строя в связи с бурным развитием капитализма в очередной раз встала перед русским самодержавием в начале ХХ века.
Начальный период правления Николая II.
В 1894 г. на русский престол вступил старший сын Александра III Николай II Александрович (1894 – 1917 гг.). Николай II стал последним русским императором. Николай Александрович получил прекрасное военное и юридическое образование. Он свободно владел четырьмя иностранными языками, хорошо знал русскую историю. Всех Романовых, наследников престола, в соответствии с православным вероучением, воспитывали в убеждении, что свою власть над подданными православный Государь получает по воле самого Господа Бога. Своей властью русский царь не имеет права делиться ни с кем, так за свои земные дела по управлению Русской землёй несёт личную ответственность перед самим Богом. Николай Александрович свято верил, что самодержавие – есть единственная форма правления, приемлемая для России. В первые годы своего правления Николай II никаких нововведений не предпринимал, намереваясь придерживаться тех принципов власти, тех устоев и основ, которых придерживался его отец Александр III. На приёме депутации от земств 17 января 1895 г. Николай II предостерёг представителей тверского земства, намекнувших в поданном ему ранее адресе на возможность расширения прав земств, чтобы они оставили “бессмысленные мечтания об участии представителей земств в делах внутреннего управления”. Русская интеллигенция после жёсткого правления Александра III надеялась на либерализацию общественной жизни. После высказываний нового царя о “бессмысленных мечтаниях” она сразу же встала в оппозицию ко всем его начинаниям. Позже, пользуясь мощными рычагами воздействия на массовое сознание общества, интеллигенция сформирует образ последнего русского царя как человека слабого, безвольного, неспособного к управлению огромной империей, и этот стереотип прочно закрепится в народном сознании. Между тем, на правление Николая II пришлись невиданные социальные потрясения: страна была ввергнута в пучину трех революций. Справиться с ними возможно мог сильный правитель: с масштабным мышлением, железной волей, твердым характером. Николай же II был лишен этих качеств. Пожалуй, его самая большая вина перед русской историей заключается в том, что он смиренно шёл к своему мученическому концу вместе со своей семьёй.
Форсирование индустриализации “сверху”. В экономической области правительство всячески способствовало дальнейшему развитию капитализма. Был предпринят целый комплекс мер, направленных на поощрение развития промышленности и банковского дела, на ускорение индустриализации страны. Развитие капитализма в России конца ХIХ – начала ХХ вв. тесно связано с именем С.Ю. Витте. Этот известный политик играл определяющую роль во внутренней и внешней политике России во время начального периода правления Николая II.
Реформы С. Ю. Витте.
С. Ю. Витте (1849–1915 гг.) был главой Министерства путей сообщения, председателем Комитета министров, членом Государственного совета. С 1892 по 1903 гг. он возглавлял министерство финансов. За этот период С.Ю. Витте предпринял ряд реформ, которые вывели Россию в ряд крупнейших экономических держав. Учитывая российскую специфику, её необъятные просторы и нищету значительной части населения, С. Ю. Витте был сторонником развития государственного капитализма. По его мнению, государственный капитализм при бедности населения позволяет концентрировать усилия на решении приоритетных задач общества.
В 1891 г. по инициативе С.Ю. Витте началось строительство Транссибирской железной дороги (от Челябинска до Иркутска). К началу нового века эта магистраль, протяжённостью в 7 тыс. вёрст была сдана в эксплуатацию. Транссиб сыграл огромную роль в переселенческом движении и активизации русской внешней политики на Дальнем Востоке.
С. Ю. Витте предпринял ряд мер, направленных на повышение доходности государственной казны и стабилизацию рубля. С 1 января 1895 г. он поэтапно на всей территории империи стал вводить винную монополию. Вводилась государственная монополия на очистку спирта и изготовление из него водки. Винокурение могли производить частные лица, но по заказам казны и под наблюдением акцизного надзора. Государственная монополия не распространялась на изготовление и продажу пива, браги и виноградного вина. Регламентировалось время и место продажи спиртных напитков. Питейный сбор послужил важным источником доходов казны. В середине 90-х гг. казна от питейного сбора получала 55 млн. руб. дохода, а в 1913 г. – 750 млн. руб.
В 1897 г. С. Ю. Витте была завершена финансовая реформа, направленная на стабилизацию рубля: были выпущены монеты из золота достоинством в 1 рубль, затем – 15 (империал) и 7,5 (полуимпериал) рублей. Отныне все бумажные ассигнации свободно обменивались на золото. Право эмиссии (выпуска) кредитных билетов было предоставлено только Государственному банку, который мог выпускать необеспеченных золотом бумажных денег на сумму не более 300 млн. рублей, а остальные кредитные билеты были обеспечены золотом из расчета 1 рубль = 0,77 гр. золота. Так Россия одновременно с другими ведущими странами перешла к золотому монометаллизму.
С. Ю. Витте проводил политику протекционизма (покровительства) отечественной промышленности. В 1891 г. был установлен протекционистский таможенный тариф: ввоз иностранных товаров облагался 33% пошлины. В то же время вывоз облагался низкими таможенными пошлинами. Это позволило добиться активного торгового баланса. Система протекционизма способствовала, с одной стороны, развитию отечественной промышленности (высокие пошлины ограждали ее от иностранной конкуренции), но, с другой стороны, она не способствовала повышению технического уровня и качества продукции русской промышленности.
Конвертируемость рубля способствовала притоку иностранных инвестиций. В 1899 г. были сняты все препятствия для инвестиций иностранного капитала в российскую промышленность и банковское дело. Свободный приток иностранных капиталов вызвал недовольство некоторых сановников. На свою сторону С. Ю. Витте привлек
Д. И. Менделеева, который написал царю два письма в защиту иностранного капитала. За годы министерства С. Ю. в Россию сумма иностранного капитала увеличилась с 200 млн. руб. до 900 млн. руб. Главными вкладчиками были и акционерные компании Бельгии, Германии, Франции, Великобритании. Иностранный капитал был вложен в металлургические предприятия Юга, нефтяные месторождения Баку, машиностроительную и химическую промышленность, строительство Турксиба. Если в 1888 г. в России было 16 иностранных фирм, то в 1909 г. – 269. Для развития промышленности правительство брало крупные заграничные займы.
В результате деятельности С. Ю. Витте на посту министра финансов за 11 лет государственный бюджет вырос на 114,5%. Причём, реформы С.Ю. Витте были проведены без всенародных жертв и экономических катастроф.
Реформы С. Ю. Витте способствовали быстрому росту капитализма в стране, но с другой стороны, росла зависимость России от иностранного капитала. За время нахождения С. Ю. Витте на посту министра финансов задолженность России иностранным государствам возросла более чем на 1 млрд. руб.
С. Ю. Витте был обвинен в разрушении хозяйственных устоев, в чрезмерном увлечении промышленностью, распродаже России иностранным банкирам. В 1903 г. он был отправлен в отставку.
Крестьянский вопрос.
Правительство С. Ю. Витте разработало новый подход в решении крестьянского вопроса. Диспропорции между уровнем развития капитализма в промышленности и сельском хозяйстве постоянно увеличивались. Основная часть российского крестьянства традиционно замыкалась в общинной среде, была лишена права собственности на землю, которая находилась в коллективном владении. Община гарантировала крестьянину социальную защищённость, но она не способствовала проявлению хозяйственной инициативы, мешала наиболее способным, трудолюбивым людям вырасти в крепких хозяев.
Для развития капитализма в деревне требовалось разрушение общины, предоставление каждому крестьянину свободы хозяйственной деятельности на собственной земле. Но одновременно правительство понимало, что это приведёт к усилению социальной напряжённости в деревне. С. Ю. Витте видел диспропорции в развитии капитализма в промышленности и в сельском хозяйстве. Но он долго придерживался мнения, что кардинальные преобразования в сельском хозяйстве нужно проводить лишь после того, как промышленность крепко встанет на ноги. В первые годы своего министерства он был сторонником сохранения общины и поддерживал закон 1893 г., запрещавший выход из общины без согласия двух третей домохозяев и ограничивавший залог и продажу выделенных в собственность наделов земли.
Со временем С. Ю. Витте пришёл к необходимости преобразований в этой сфере экономики. В 1901 г. под руководством министра финансов было созвано специальное межведомственное “Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности”. “Особое совещание” действовало до начала первой революции. “Особое совещание” изучило итоги действия крестьянской реформы 1861 г., собрало и систематизировало большой статистический материал о положении русской деревни за 40 лет. Собранные материалы позволили С. Ю Витте аргументировать необходимость изменения политики в отношении крестьянской общины. Но С.Ю. Витте предлагал не насильственную ломку общинных порядков, а придание общине формы свободной ассоциации производителей, при этом административные функции общины должны были перейти к новым органам – волостным земствам. По инициативе С. Ю. Витте были предприняты такие важные решения, как отмена круговой поруки (закон 1903 г.), облегчение паспортного режима и переселения крестьян (1904 г.).
Рабочий вопрос.
Одним из результатов земельной реформы 1861 г. стало резкое расслоение крестьянства. Разорившиеся крестьяне отправлялись в города. Город к приёму такого количества неквалифицированной рабочей силы был не готов. Не хватало рабочих мест, город испытывал острый дефицит жилья. Отсюда – тяжёлое социально-экономическое положение российских рабочих. Новым явлением в общественной жизни России в 80-е гг. ХIХ в. стало рабочее движение. В конце ХIХ – начале ХХ вв. перед правительством встал рабочий вопрос (необходимость решать социально-экономические проблемы рабочих).
В самом начале правления Николая II рабочий вопрос оказался в центре внимания. В основном, действия правительства в рабочем вопросе свелись к противодействию нараставшему рабочему движению. В 1894 г. был издан закон о реорганизации рабочей инспекции. Этот закон существенно увеличил её состав, расширил её прерогативы. Фабричным инспекторам вменялось в обязанность глубже вникать в нужды рабочих.
Были приняты меры к упорядочению рабочего дня. В 1897 г. был издан закон, согласно которому рабочий день не должен был превышать 11,5 часа, а ночные смены – не более 10 час. Контроль за исполнением этого закона возлагался на фабричную инспекцию. В 1903 г. были изданы законы о страховании рабочих за счёт предпринимателей и о введении на предприятиях должностей рабочих старост.
В это время определённым влиянием в правительстве пользовался начальник Московского охранного отделения С. В. Зубатов (1864–1917 гг.). С. В. Зубатов считал, что рабочее движение стало представлять опасную силу, и правительство должно держать его под контролем. При этом начальник московской охранки считал, что рабочие вполне обоснованно требуют удовлетворения своих социально-экономических требований. Он предложил дать возможность рабочим легально защищать свои права. Главное, считал он, удержать рабочее движение в рамках экономической борьбы, вбить клин между социал-демократией и рабочим движением, не допустить распространения влияния на него революционеров – интеллигентов.
Главным защитником рабочих, по его мнению, должно было стать правительство. Заручившись поддержкой в правительстве, С. В. Зубатов начал просветительскую работу среди рабочих и организовал воскресные совещания рабочих, прозванные “зубатовским парламентом”. В аудиториях Исторического музея рабочим читали лекции профессора Московского университета о борьбе западноевропейского пролетариата, проводились диспуты на темы, связанные с жизнью рабочих. В 1901 под контролем С. В. Зубатова было создано “Общество взаимного вспомоществования рабочих в механическом производстве”. Аналогичные общества были созданы среди ткачей, булочников, табачников и рабочих других профессий. Они были объединены в “Совет рабочих г. Москвы”. Общества рабочих были созданы в Петербурге, Николаеве, Киеве. Вскоре зубатовцы стали вмешиваться в конфликты рабочих с администрацией. Зубатовцам удалось добиться определённых уступок рабочим со стороны фабрикантов. Это вызвало недовольство фабрикантов. Так, в 1902 г. московский промышленник Ю. П. Гужон подал жалобу на С. В. Зубатова в Министерство финансов. Зубатовцам было запрещено вмешиваться в конфликты между предпринимателями и рабочими. Участие зубатовцев во всеобщей стачке на Юге страны вызвало гнев министра внутренних дел В. К. Плеве. С. В. Зубатова стали обвинять в “заигрывании” с рабочими, в провоцировании роста рабочего движения. В результате интриг в высших эшелонах власти в 1903 г. С. В. Зубатов был отправлен в отставку. Он был убеждённым сторонником монархии в России, и в 1917 г., узнав об отречении Николая II от престола, застрелился. Позже его политику назовут “зубатовщиной”, “полицейским социализмом”.