Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organisation — ICAO)

Создана в 1944 г.; начала свою деятельность в 1947 г. Является специа­лизированным учреждением системы ООН. В составе ИКАО — 185 госу­дарств-членов.

Цели ИКАО:

• обеспечение безопасного и планомерного развития международной гражданской авиации во всем мире;

• поощрение строительства гражданских самолетов и их эксплуатации; создание авиалиний, аэропортов и аэронавигационного оборудования для меж­дународной гражданской авиации;

• удовлетворение потребностей населения мира в безопасных, регуляр­ных, эффективных и экономичных воздушных перевозках;

• содействие международным воздушным перевозкам путем сокращения про­цедурных формальностей, включая таможенные, иммиграционные и санитарные требования на пути свободного и беспрепятственного пересечения самолетом, его пассажирами, экипажем, багажом, грузом и почтой международных границ;

• изучение проблем международной гражданской авиации, установле­ние международных норм и правил для нее;

• содействие безопасности полетов на международных авиалиниях;

• упрощение таможенных, иммиграционных и санитарных правил;

• подготовка проектов международных воздушных конвенций. Основньши направлениями деятельности ИКАО являются:

• разработка международных стандартов, рекомендаций и практических мер по обеспечению безопасности, регулярности и эффективности воздуш­ных полетов и по облегчению воздушных перевозок. Эти стандарты, реко­мендации и практические меры определяют деятельность пилотов авиатранс­портных компаний, летных экипажей, а также конструкцию и характеристи­ки самолета и его оборудования;

• разработка правил полетов (правила визуальных полетов и правила полетов по приборам), а также аэронавигационных карт, используемых в авиа­навигации во всем мире;

• руководство системами авиационной электросвязи (радиочастоты и процедуры);

• содействие развивающимся странам в области развития гражданской авиации путем создания или усовершенствования систем воздушного транс­порта и подготовки авиационных кадров;

• изучение проблем международной гражданской авиации; установле­ние международных норм и правил для нее;

• содействие безопасности полетов на международных авиалиниях пу­тем стандартизации технического оборудования и создания систем метеоро­логических станций; контроля за полетами; повышения эффективности средств связи, радиомаяков и радиодиапазонов, поисковых и спасательных организа­ций и других средств;

• подготовка проектов международных воздушных конвенций;

• сотрудничество с региональными организациями гражданской авиа­ции в Африке, Латинской Америке и Европе.

Высшим органом ИКАО является Ассамблея, которая определяет прин­ципы деятельности, принимает бюджет, контролирует техническую, эконо­мическую и правовую деятельность Организации. Исполнительным органом ИКАО является Совет, который состоит из представителей 33 стран. Он осуществляет решения Ассамблеи; ведает финансами; принимает нормы для международной аэронавигации; собирает, изучает и публикует информацию по вопросам аэронавигации и может действовать по просьбе стран-членов в качестве арбитра для урегулирования споров, связанных с международной гражданской авиацией. ИКАО имеет в своем составе 7 комитетов: (1) по воздушному транспорту; (2) по совместной поддержке авианавигационных служб; (3) по финансам; (4) по кадрам; (5) правовой; (6) по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки; (7) по техническому сотрудничеству. Совет совместно с комиссией по аэро­навигации и комитетами обеспечивает текущее руководство деятельностью ИКАО. В его функции входит принятие международных и согласование на­циональных норм, рекомендаций и процедур, которые включаются в прило­жения к Конвенции о международной гражданской авиации, выработанной в 1944 г. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, имеет в своем составе 5 бюро: (1) по аэронавигации; (2) по воздушному транспорту; (3) по техническому сотрудничеству; (4) правовое; (5) по администрации и услугам. ИКАО имеет 6 региональных бюро (в Бангкоке, Дакаре, Лиме, Мехико, Найроби, Париже), которые наблюдают за развитием гражданской авиации и соблюдением решений ИКАО в регионах. Региональные бюро консультируют государства-члены и разрабатывают рекомендации.

3.1.8. Всемирная организация по туризму — ЮНВТО (World Tourism Organisation*— WTO)

Создана в 1975 г. на основе Устава. ВОТ стала преемницей основан­ной в 1925 г. межправительственной организации «Официальные организа­ции по пропаганде туризма», которая в 1947 г. была переименована в Меж­дународный союз официальных туристских организаций (ИСОТО). Являет­ся автономной организацией, действующей на основе Соглашения о со­трудничестве и взаимоотношениях между ВОТ и ООН, одобренном ЭКОСОС в 1977 г. В соответствии с этим соглашением на ВОТ возлагаются ответ­ственность и функции центрального руководящего органа в области туриз­ма. ВОТ является единственной межправительственной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма во всем мире. Члены ВОТ делятся на 3 категории: категория I — полные государства-члены, их насчи­тывается 130; категория II — ассоциированные члены, их 4 — Аруба, Ма­као, Нидерландские Антильские острова, Пуэрто-Рико, т.е. государствен­ные территории, которые являются автономиями и не несут ответственность за свою внешнюю политику; категория III — присоединившиеся члены, их 329. Сюда входят правительственные и межправительственные организации, занимающиеся туризмом, а также коммерческие организации и ассоциа­ции, осуществляющие деятельность в сфере туризма: гостиницы, турагент­ства, рестораны, финансовые институты, авиакомпании, ассоциации кон­сультантов, потребителей, промышленников, центры подготовки кадров в области туризма, исследовательские институты, издательские группы. Цели ВОТ :

• содействие развитию туризма, который способствует экономическому росту стран; расширению международного взаимопонимания, повышению бла­госостояния людей, укреплению мира, соблюдению прав человека;

• соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма;

• оказание технического содействия в повышении качества туристских услуг. Основными направлениями деятельности ВОТ являются:

• оказание консультационной помощи правительствам стран-членов в организации туризма: составлении планов и проектов; разработке технико-экономических обоснований; определении потребностей в инвестициях; пе­редаче технологий;

• содействие в осуществлении регионального сотрудничества в области туризма путем создания 6 региональных бюро, осуществляющих контроль за работой региональных представителей, обеспечивающих поддержание связей между ВОТ и ее ассоциированными и присоединившимися членами;

• содействие в области охраны окружающей среды: участие в мировых и региональных форумах по туризму и экологии; решение практических про­блем в области экологии (программа чистых пляжей);

• техническое сотрудничество в области повышения качества услуг в сфере туризма: устранение барьеров и либерализация торговли туристскими услугами; решение вопросов, связанных с безопасностью и охраной здоровья туристов;

• оказание содействия в подготовке кадров: разработка глобальной про­граммы ВОТ по подготовке кадров в сфере туризма, а также программ для центров образования по туризму, в том числе заочного образования; подго­товка и повышение квалификации работников сферы туризма;

• осуществление информационной деятельности: сбор, анализ и рас­пространение информации о туризме более чем по 180 странам и территори­ям; координация издательской деятельности и туристских кампаний в прессе; издание статистической информации по туризму.

Высшим органом ВОТ является Генеральная Ассамблея. Исполнитель­ный совет выполняет функции, возлагаемые на него Генеральной Ассамбле­ей: представляет ей свои предложения, анализирует общую программу рабо­ты, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представления на рас­смотрение Генеральной Ассамблеей. В составе Совета 5 комитетов: (1) тех­нический комитет по программам и координации (ТКПК); (2) бюджетно-финансовый комитет (БФК); (3) комитет содействия; (4) статистический комитет; (5) комитет экспертов по вопросам безопасности и охране тури­стов. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, руководит работой по исполнению резолюций и решений, принимаемых руководя­щими органами. ВОТ финансируется за счет взносов действительных, ас­социированных и присоединившихся государств-членов.

Организации системы ОЭСР

Таблица 2

Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organisation — ICAO) - student2.ru

Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD)

Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского эко­номического сотрудничества — ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Ислан­дия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Тур­ция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.

Российская Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. РФ подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о приви­легиях и иммунитетах.

В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС (согласно протоко­лу, подписанному одновременно с Конвенцией о создании ОЭСР), а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома.

Основной функцией ОЭСР является координация экономической по­литики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации ва-лютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто ре­комендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.

Официальные цели ОЭСР:

• содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;

разработка эффективных методов координации их торговой и общеэко­номической политики;

• содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого эко­номического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохране­нии финансовой стабильности, внося таким образом вклад в развитие миро­вой экономики;

• содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискри­минационной основе в соответствии с международными обязательствами;

• стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.

Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:

• оказание помощи странам-членам в формулировании целей полити­ки, направленной на достижение экономического и социального развития;

• содействие проведению скоординированной политики, содействую­щей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней фи­нансовой стабильности;

• содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услуга­ми, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;

• содействие эффективному использованию экономических ресурсов;

• поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;

• содействие развитию развивающихся стран путем предоставления тех­нической помощи;

• осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;

• организация выполнения программы работы и контроль за деятельно­стью, осуществляемой от имени ОЭСР различными ее директоратами: эконо­мики; статистики, окружающей среды; сотрудничество в области развития; торговли; финансов; налогов и предпринимательства; науки, технологии и промышленности; информатики и коммуникаций; бюджетных и финансовых вопросов; администрации и персонала;

поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональны­ми экономическими организациями;

• обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;

• проведение на постоянной основе конференций, совещаний, кон­сультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литера­туры и материалов конференций.

ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и полити­ческих целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала не­сколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональны­ми корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, пред­ставляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требу­ющих совместных действий.

Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по од­ному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в со­ставе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержав­шиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволя­ют принять соответствующие постановления.

Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Ад­министративную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат зани­мается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистичес­ких и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по раз­личным экономическим и социальным вопросам.

Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализи­рованных комитетов: по экономической политике, экономике и разви­тию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предпри­ятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации; компь­ютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.

Комитеты ведут основную практическую работу Организации:

определяют общеэкономическую политику стран-участниц;

осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым поло­жением;

готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР;

выносят рекомендации по вопросам международного межгосударствен­ного регулирования экономических процессов;

оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам пре­доставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь.

Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внеш­ней торговли или обмена услугами. Их официальная цель — оказание содей­ствия расширению международного товарного обмена посредством сокраще­ния или ликвидации препятствий на пути его развития. В этих целях прово­дятся согласования позиций стран-участниц в области торговой политики и выработка соответствующих рекомендаций, рассмотрение мероприятий по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересмотру процедур пре­доставления импортных лицензий, разработка мер по унификации и стан­дартизации в рамках ОЭСР различных административно-технических правил и постановлений в области торговли.

Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который яв­ляется специализированным комитетом, в функции которого входит рассмот­рение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспе­чение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой эконо­мике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получаю­щих официальную помощь развития; в него были включены страны Цент­ральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившемся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении ус­тойчивого экономического и социального развития.

В 1990 г. в рамках ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству с евро­пейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятель­ность в двух направлениях: (1) программа, открытая для участия 13 партне­ров: Албания, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Эсто­ния и (2) программа для партнеров с переходной экономикой, которая обес­печивает возможность широкого экономического сотрудничества между Цен­тром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению осо­бых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.

Центр организует и проводит семинар и подготовку кадров по следую­щим вопросам: экономическое развитие и структурная перестройка; конку­ренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финан­совая система; налогообложение, торговля, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство; энергетика, образование; окружающая среда; статистика.

ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-нечленов. Последние переговоры проходили в 1998 г., однако из-за разногласий оно еще не подписано.

Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства.

Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.

ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных органи­заций — МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО/ЮНКТАД; она является наиболее представительной международной организацией, деятельность которой охва­тывает практически все стороны экономической политики стран-членов.

В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:

Международное энергетическое агентство (МЭА) (см. подробно 3.2.3);

Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) (см. подробно 3.2.4);

Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);

Центр развития ОЭСР.

Центр исследований и нововведений в области образования — ЦИНО был учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследова­тельской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны-члены ОЭСР.

Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) был создан реше­нием Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имею­щихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработ­ки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставле­ния таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны-члены ОЭСР.

Группа восьми»

Была образована в 1975 г. с целью обсуждения глобальных финансовых и валютных вопросов на уровне глав правительств ведущих стран Запада. В «Группу семи» входят: Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Встречи лидеров большой семерки проводятся на уровне глав государств или правительств ежегодно; на уровне министров финансов, управляющих центральных банков, а также их помощников — в качестве по­стоянно действующей группы. На совещаниях «Группы семи» обсуждаются вопросы достижения более сбалансированного роста и приведения основных обменных курсов в соответствии с основополагающими принципами; коор­динации и увязки стратегий экономического развития; разработки общего экономического курса, согласования единого подхода в отношении ключе­вых проблем мирохозяйственных связей.

В 1997 г. в «Группу семи» вошла Российская Федерация и группу стали именовать «Группой восьми». На последней встрече лидеров большой восьмерки, которая проходила в Бирмингеме в мае 1998 г. был принят заклю­чительный документ, в котором нашли отражение вопросы состояния и раз­вития мировой энергетики, проблемы организованной преступности, про­блемы мировой торговли, в частности, предложение США и Японии отка­заться от налогов на торговлю через Интернет.

3.2.3. МежАунаролное энергетическое агентство — МЭА (International Energy Agency — IEA)

Создано в соответствии с Международной энергетической программой в 1974 г. Является автономным органом в рамках ОЭСР. Члены МЭА — государства-члены ОЭСР, за исключением Исландии и Мексики. В работе МЭА принимает участие Европейский Союз.

Цели МЭА:

• сотрудничество в целях развития разнообразных источников энергии (включая альтернативные); повышения эффективности использования энергии;

• оказание содействия координации энергетической и экологической политики стран-членов;

• совершенствование системы, направленной на преодоление наруше­ний в снабжении энергией;

• обеспечение информацией о состоянии мирового нефтяного рынка;

• осуществление сотрудничества со странами-нечленами МЭА и между­народными организациями в целях решения глобальных вопросов развития энергетики.

Основными направлениями деятельности МЭА являются:

• оказание содействия странам-членам на основе долгосрочного сотруд­ничества в развитии разнообразных источников энергии путем поощрения эф­фективного использования угля, природного газа, гидроэнергии, ядерной энер­гии, возобновляемых источников энергии с учетом экологических факторов;

• осуществление мер по преодолению чрезвычайных ситуаций путем со­здания резервных запасов; сокращения потребления нефти; возможности бы­строго переключения с нефти на другие виды топлива; увеличения местного производства энергии; поддержания на постоянной основе системы распреде­ления нефти при чрезвычайных ситуациях;

• проведение анализа политики стран-членов в области энергетики в целях содействия эффективному использованию и сбережению энергоресур­сов; анализа использования источников, альтернативных нефти;

• проведение исследований мирового рынка нефти; технологий в обла­сти энергетики;

МЭА является основным международным форумом по вопросам энер­гетики для государств-членов. Его Руководящий совет состоит из высокопос­тавленных должностных лиц, отвечающих за вопросы энергетики от каждого государства-члена. Секретариат, возглавляемый исполнительным директором, оказывает поддержку работе Руководящего совета и имеет штат экспертов по вопросам энергетики, представляющих страны-члены. Постоянные группы и специальные комитеты занимаются вопросами долгосрочного сотрудничества; энергетики, исследований и технологий; чрезвычайных ситуаций; рынков не­фти; связи с государствами-нечленами.

Агентство по ялерной энергии — АЯЭ (Nyclear Energy Agency — NEA)

Создано в 1958 г. под названием Европейское агентство по ядерной энергии. Настоящее название имеет с 1972 г. Действует в рамках ОЭСР.

Членами АЯЭ являются государства-члены ОЭСР, за исключением Но­вой Зеландии и Республики Корея.

Цели Агентства:

• содействие странам-членам в координации и регулировании политики и практики использования ядерной энергии;

• организация и проведение международных исследований; подготовка программ развития, совместных инициатив стран-членов;

• осуществление обмена научно-технической информацией между стра­нами-членами, в особенности путем участия в совместных органах.

Основными направлениями деятельности Агентства являются:

• координация политики и регулирование деятельности стран-членов в области атомной энергетики, а также в использовании ядерной энергии и эксплуатации объектов с ядерным топливным циклом по всему миру. На долю стран-членов АЯЭ приходится около 80% мирового производства эмитроэнергии из ядерной энергии;

• осуществление программ Агентства по развитию ядерной энергетики и топливному циклу; по безопасности реакторов и соответствующим нормам и правилам; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами;

• содействие проведению в странах-членах исследований по тенденциям развития в области ядерной энергии; по ядерной физике; по правовым аспек­там; по информационным программам;

• обеспечение технических и научных пользователей в странах-членах информацией по вопросам ядерной энергии на основе базы данных Агент­ства; предоставление компьютерных программ в области ядерной энергии, а также научных услуг по другим программам Агентства;

• организация симпозиумов, семинаров, практикумов в целях разви­тия международного сотрудничества;

• осуществление сотрудничества и координации деятельности с МАГАТЭ (ООН) в рамках соглашения о сотрудничестве с Европейской комиссией ЕС;

• предоставление информации путем выпуска научно-технических пуб­ликаций: по общим вопросам энергетики; экономическим и техническим ас­пектам ядерного топливного цикла; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами; ядерной безопасности; ядерной физике; ядерному праву.

В структуру Агентства входят: Совет ОЭСР; Исполнительный комитет по ядерной энергии; постоянные комитеты по 5 специализированным областям — (1) развитие ядерной энергетики и топливный цикл; (2) регулирование дея­тельности в области ядерной энергии; (3) безопасность ядерных установок; (4) защита от радиации; (5) общественное здравоохранение.


Наши рекомендации