Международная организация гражданской авиации — ИКАО (International Civil Aviation Organisation — ICAO)
Создана в 1944 г.; начала свою деятельность в 1947 г. Является специализированным учреждением системы ООН. В составе ИКАО — 185 государств-членов.
Цели ИКАО:
• обеспечение безопасного и планомерного развития международной гражданской авиации во всем мире;
• поощрение строительства гражданских самолетов и их эксплуатации; создание авиалиний, аэропортов и аэронавигационного оборудования для международной гражданской авиации;
• удовлетворение потребностей населения мира в безопасных, регулярных, эффективных и экономичных воздушных перевозках;
• содействие международным воздушным перевозкам путем сокращения процедурных формальностей, включая таможенные, иммиграционные и санитарные требования на пути свободного и беспрепятственного пересечения самолетом, его пассажирами, экипажем, багажом, грузом и почтой международных границ;
• изучение проблем международной гражданской авиации, установление международных норм и правил для нее;
• содействие безопасности полетов на международных авиалиниях;
• упрощение таможенных, иммиграционных и санитарных правил;
• подготовка проектов международных воздушных конвенций. Основньши направлениями деятельности ИКАО являются:
• разработка международных стандартов, рекомендаций и практических мер по обеспечению безопасности, регулярности и эффективности воздушных полетов и по облегчению воздушных перевозок. Эти стандарты, рекомендации и практические меры определяют деятельность пилотов авиатранспортных компаний, летных экипажей, а также конструкцию и характеристики самолета и его оборудования;
• разработка правил полетов (правила визуальных полетов и правила полетов по приборам), а также аэронавигационных карт, используемых в авианавигации во всем мире;
• руководство системами авиационной электросвязи (радиочастоты и процедуры);
• содействие развивающимся странам в области развития гражданской авиации путем создания или усовершенствования систем воздушного транспорта и подготовки авиационных кадров;
• изучение проблем международной гражданской авиации; установление международных норм и правил для нее;
• содействие безопасности полетов на международных авиалиниях путем стандартизации технического оборудования и создания систем метеорологических станций; контроля за полетами; повышения эффективности средств связи, радиомаяков и радиодиапазонов, поисковых и спасательных организаций и других средств;
• подготовка проектов международных воздушных конвенций;
• сотрудничество с региональными организациями гражданской авиации в Африке, Латинской Америке и Европе.
Высшим органом ИКАО является Ассамблея, которая определяет принципы деятельности, принимает бюджет, контролирует техническую, экономическую и правовую деятельность Организации. Исполнительным органом ИКАО является Совет, который состоит из представителей 33 стран. Он осуществляет решения Ассамблеи; ведает финансами; принимает нормы для международной аэронавигации; собирает, изучает и публикует информацию по вопросам аэронавигации и может действовать по просьбе стран-членов в качестве арбитра для урегулирования споров, связанных с международной гражданской авиацией. ИКАО имеет в своем составе 7 комитетов: (1) по воздушному транспорту; (2) по совместной поддержке авианавигационных служб; (3) по финансам; (4) по кадрам; (5) правовой; (6) по контролю за противоправным вмешательством в международные воздушные перевозки; (7) по техническому сотрудничеству. Совет совместно с комиссией по аэронавигации и комитетами обеспечивает текущее руководство деятельностью ИКАО. В его функции входит принятие международных и согласование национальных норм, рекомендаций и процедур, которые включаются в приложения к Конвенции о международной гражданской авиации, выработанной в 1944 г. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, имеет в своем составе 5 бюро: (1) по аэронавигации; (2) по воздушному транспорту; (3) по техническому сотрудничеству; (4) правовое; (5) по администрации и услугам. ИКАО имеет 6 региональных бюро (в Бангкоке, Дакаре, Лиме, Мехико, Найроби, Париже), которые наблюдают за развитием гражданской авиации и соблюдением решений ИКАО в регионах. Региональные бюро консультируют государства-члены и разрабатывают рекомендации.
3.1.8. Всемирная организация по туризму — ЮНВТО (World Tourism Organisation*— WTO)
Создана в 1975 г. на основе Устава. ВОТ стала преемницей основанной в 1925 г. межправительственной организации «Официальные организации по пропаганде туризма», которая в 1947 г. была переименована в Международный союз официальных туристских организаций (ИСОТО). Является автономной организацией, действующей на основе Соглашения о сотрудничестве и взаимоотношениях между ВОТ и ООН, одобренном ЭКОСОС в 1977 г. В соответствии с этим соглашением на ВОТ возлагаются ответственность и функции центрального руководящего органа в области туризма. ВОТ является единственной межправительственной организацией, чья деятельность охватывает все аспекты туризма во всем мире. Члены ВОТ делятся на 3 категории: категория I — полные государства-члены, их насчитывается 130; категория II — ассоциированные члены, их 4 — Аруба, Макао, Нидерландские Антильские острова, Пуэрто-Рико, т.е. государственные территории, которые являются автономиями и не несут ответственность за свою внешнюю политику; категория III — присоединившиеся члены, их 329. Сюда входят правительственные и межправительственные организации, занимающиеся туризмом, а также коммерческие организации и ассоциации, осуществляющие деятельность в сфере туризма: гостиницы, турагентства, рестораны, финансовые институты, авиакомпании, ассоциации консультантов, потребителей, промышленников, центры подготовки кадров в области туризма, исследовательские институты, издательские группы. Цели ВОТ :
• содействие развитию туризма, который способствует экономическому росту стран; расширению международного взаимопонимания, повышению благосостояния людей, укреплению мира, соблюдению прав человека;
• соблюдение интересов развивающихся стран в области туризма;
• оказание технического содействия в повышении качества туристских услуг. Основными направлениями деятельности ВОТ являются:
• оказание консультационной помощи правительствам стран-членов в организации туризма: составлении планов и проектов; разработке технико-экономических обоснований; определении потребностей в инвестициях; передаче технологий;
• содействие в осуществлении регионального сотрудничества в области туризма путем создания 6 региональных бюро, осуществляющих контроль за работой региональных представителей, обеспечивающих поддержание связей между ВОТ и ее ассоциированными и присоединившимися членами;
• содействие в области охраны окружающей среды: участие в мировых и региональных форумах по туризму и экологии; решение практических проблем в области экологии (программа чистых пляжей);
• техническое сотрудничество в области повышения качества услуг в сфере туризма: устранение барьеров и либерализация торговли туристскими услугами; решение вопросов, связанных с безопасностью и охраной здоровья туристов;
• оказание содействия в подготовке кадров: разработка глобальной программы ВОТ по подготовке кадров в сфере туризма, а также программ для центров образования по туризму, в том числе заочного образования; подготовка и повышение квалификации работников сферы туризма;
• осуществление информационной деятельности: сбор, анализ и распространение информации о туризме более чем по 180 странам и территориям; координация издательской деятельности и туристских кампаний в прессе; издание статистической информации по туризму.
Высшим органом ВОТ является Генеральная Ассамблея. Исполнительный совет выполняет функции, возлагаемые на него Генеральной Ассамблеей: представляет ей свои предложения, анализирует общую программу работы, подготавливаемую генеральным секретарем, до ее представления на рассмотрение Генеральной Ассамблеей. В составе Совета 5 комитетов: (1) технический комитет по программам и координации (ТКПК); (2) бюджетно-финансовый комитет (БФК); (3) комитет содействия; (4) статистический комитет; (5) комитет экспертов по вопросам безопасности и охране туристов. Секретариат, возглавляемый генеральным секретарем, руководит работой по исполнению резолюций и решений, принимаемых руководящими органами. ВОТ финансируется за счет взносов действительных, ассоциированных и присоединившихся государств-членов.
Организации системы ОЭСР
Таблица 2
Организация экономического сотрудничества и развития — ОЭСР (Organisation for Economic Cooperation and Development — OECD)
Создана в 1961 г. после ратификации Конвенции об ее учреждении всеми государствами-участницами. Является преемницей в политическом, организационном и юридическом отношениях Организации европейского экономического сотрудничества — ОЕЭС, созданной в 1948 г. Членами ОЭСР являются 29 промышленно развитых стран: Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Корея, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Швейцария, Швеция, Япония.
Российская Федерация подала заявку на вступление в ОЭСР. В 1994 г. РФ подписала с ОЭСР Декларацию о сотрудничестве и соглашение о привилегиях и иммунитетах.
В работе ОЭСР принимают участие Комиссия ЕС (согласно протоколу, подписанному одновременно с Конвенцией о создании ОЭСР), а также представители ЕАСТ, ЕОУС и Евратома.
Основной функцией ОЭСР является координация экономической политики стран-участниц в целях смягчения возникающих в мировой системе хозяйства противоречий. Среди наиболее важных направлений деятельности ОЭСР — вопросы регулирования международной торговли, стабилизации ва-лютно-кредитной системы, проблемы взаимоотношений с развивающимися странами. Однако принимаемые по этим вопросам решения носят чисто рекомендательный характер и редко влекут за собой согласованные действия.
Официальные цели ОЭСР:
• содействие устойчивому экономическому и социальному развитию как участвующих, так и не участвующих в организации стран;
разработка эффективных методов координации их торговой и общеэкономической политики;
• содействие достижению наиболее высокого уровня устойчивого экономического роста, занятости и уровня жизни в странах-членах при сохранении финансовой стабильности, внося таким образом вклад в развитие мировой экономики;
• содействие развитию мировой торговли на многосторонней недискриминационной основе в соответствии с международными обязательствами;
• стимулирование и координация действий в области оказания помощи развивающимся государствам.
Основными направлениями деятельности ОЭСР являются:
• оказание помощи странам-членам в формулировании целей политики, направленной на достижение экономического и социального развития;
• содействие проведению скоординированной политики, содействующей обеспечению экономического роста, а также внутренней и внешней финансовой стабильности;
• содействие устранению препятствий на пути обмена товарами, услугами, а также текущих платежей; дальнейшая либерализация движения капиталов;
• содействие эффективному использованию экономических ресурсов;
• поощрение исследований и профессиональной подготовки кадров в области науки и техники;
• содействие развитию развивающихся стран путем предоставления технической помощи;
• осуществление отношений со всеми уровнями государственной власти стран-членов;
• организация выполнения программы работы и контроль за деятельностью, осуществляемой от имени ОЭСР различными ее директоратами: экономики; статистики, окружающей среды; сотрудничество в области развития; торговли; финансов; налогов и предпринимательства; науки, технологии и промышленности; информатики и коммуникаций; бюджетных и финансовых вопросов; администрации и персонала;
поддержание связей с другими международными организациями для обеспечения эффективного сотрудничества; сотрудничество с региональными экономическими организациями;
• обеспечение ОЭСР информацией, необходимой для выполнения ее задач, и взаимного обмена такой информацией между ее членами;
• проведение на постоянной основе конференций, совещаний, консультаций, исследований; издание информационных материалов: монографий, периодики, технических и статистических бюллетеней, специальной литературы и материалов конференций.
ОЭСР выпустила Кодекс поведения, посвященный операциям ТНК, целью которого является обеспечение поддержки экономических и политических целей стран-членов со стороны ТНК. Кроме того, ОЭСР издала несколько руководств, посвященных порядку публикации транснациональными корпорациями финансовой отчетности и оперативной информации. ОЭСР выполняет важную функцию: служит форумом, на котором разные страны могут обсуждать политические, экономические и социальные аспекты, представляющие обоюдный интерес, и приходить к согласию в вопросах, требующих совместных действий.
Руководящим органом ОЭСР является Совет, в который входят по одному представителю от каждой страны-члена. Совет собирается либо в составе постоянных представителей (примерно раз в неделю), либо в составе министров стран-участниц. Решения и рекомендации принимаются лишь при обоюдном согласии всех членов Совета и обычно носят рекомендательный характер. В отдельных случаях принимаются обязательные постановления, которые, однако, не распространяются на государства-члены, воздержавшиеся от голосования, и на те, чьи национальные конституции не позволяют принять соответствующие постановления.
Совету подчинен Исполнительный комитет в составе 14 человек. Административную и оперативную работу осуществляет Секретариат во главе с генеральным секретарем, назначаемым Советом на 5 лет. Секретариат занимается обработкой и подготовкой документов для обсуждения, статистических и исследовательских материалов; выпускает доклады и записки по различным экономическим и социальным вопросам.
Кроме того, в составе ОЭСР функционируют свыше 20 специализированных комитетов: по экономической политике, экономике и развитию; содействию развитию; торговле; движению капиталов и невидимым сделкам; финансовым рынкам; налоговой политике; праву и политике в отношении конкуренции; потребительской политике; туризму; морскому транспорту; международным инвестициям и многонациональным предприятиям; по энергетической политике; промышленности; стали; по научной и технологической политике; по политике в области информации; компьютеризации и коммуникаций; по делам образования; по вопросам рабочей силы и социальной политики; по вопросам государственного управления; по охране окружающей среды; по сельскому хозяйству; по рыболовству; по товарам и др.
Комитеты ведут основную практическую работу Организации:
определяют общеэкономическую политику стран-участниц;
осуществляют наблюдение за их экономическим и финансовым положением;
готовят ежегодные экономические обзоры по всем странам ОЭСР;
выносят рекомендации по вопросам международного межгосударственного регулирования экономических процессов;
оказывают консультации правительствам стран-членов по вопросам предоставления займов, субсидий и других финансовых средств развивающимся странам, а также предоставляют им техническую помощь.
Особую группу представляют комитеты по различным проблемам внешней торговли или обмена услугами. Их официальная цель — оказание содействия расширению международного товарного обмена посредством сокращения или ликвидации препятствий на пути его развития. В этих целях проводятся согласования позиций стран-участниц в области торговой политики и выработка соответствующих рекомендаций, рассмотрение мероприятий по снижению тарифных и нетарифных ограничений, пересмотру процедур предоставления импортных лицензий, разработка мер по унификации и стандартизации в рамках ОЭСР различных административно-технических правил и постановлений в области торговли.
Важную роль играет Комитет содействия развитию (КСР), который является специализированным комитетом, в функции которого входит рассмотрение вопросов и политики оказания помощи государствам-членам; обеспечение необходимого объема ресурсов, которые могут быть представлены развивающимся странам; оказание поддержки странам в целях обеспечения их устойчивого развития, создания потенциала для участия в мировой экономике. В 1993 г. КСР пересмотрел список развивающихся стран, получающих официальную помощь развития; в него были включены страны Центральной и Восточной Европы. В 1995 г. был принят документ «Партнерство в области развития в изменившемся мире», в котором содержатся основные направления по поддержанию усилий государств-членов в обеспечении устойчивого экономического и социального развития.
В 1990 г. в рамках ОЭСР был создан Центр по сотрудничеству с европейскими странами с переходной экономикой в целях координации связей между ОЭСР и странами Восточной Европы. Центр осуществляет деятельность в двух направлениях: (1) программа, открытая для участия 13 партнеров: Албания, Болгария, Венгрия, Казахстан, Латвия, Литва, Монголия, Румыния, Российская Федерация, Словакия, Словения, Украина, Эстония и (2) программа для партнеров с переходной экономикой, которая обеспечивает возможность широкого экономического сотрудничества между Центром и теми странами, которые нацелены на быстрый переход к рыночной экономике и демократии и выразили свое стремление к установлению особых связей с ОЭСР, путем подписания соответствующего соглашения.
Центр организует и проводит семинар и подготовку кадров по следующим вопросам: экономическое развитие и структурная перестройка; конкуренция; рынок труда; банки и социальная политика; банковское дело и финансовая система; налогообложение, торговля, инвестиции, промышленность, сельское хозяйство; энергетика, образование; окружающая среда; статистика.
ОЭСР разработала многостороннее соглашение по инвестициям (МСН), которое открыто для стран-нечленов. Последние переговоры проходили в 1998 г., однако из-за разногласий оно еще не подписано.
Группа комитетов занимается также вопросами содействия эффективному использованию экономических ресурсов промышленности и сельского хозяйства.
Финансирование деятельности ОЭСР осуществляется за счет вкладов членов Организации.
ОЭСР имеет официальные отношения с рядом международных организаций — МОТ, ЮНЕСКО, МВФ, ВТО/ЮНКТАД; она является наиболее представительной международной организацией, деятельность которой охватывает практически все стороны экономической политики стран-членов.
В рамках ОЭСР создано несколько автономных организаций:
Международное энергетическое агентство (МЭА) (см. подробно 3.2.3);
Агентство по ядерной энергии (АЯЭ) (см. подробно 3.2.4);
Центр исследований и нововведений в области образования (ЦИНО);
Центр развития ОЭСР.
Центр исследований и нововведений в области образования — ЦИНО был учрежден в 1968 г. в целях поощрения и содействия развитию исследовательской деятельности в области образования. Членами ЦИНО являются все страны-члены ОЭСР.
Центр развития ОЭСР (OECD Development Centre) был создан решением Совета ОЭСР в 1962 г. с целью объединения знаний и опыта, имеющихся у стран-членов в области экономического развития, а также разработки и осуществления общей политики экономической помощи; предоставления таких знаний и опыта в распоряжение развивающихся стран с учетом их потребностей. Членами Центра являются все страны-члены ОЭСР.
Группа восьми»
Была образована в 1975 г. с целью обсуждения глобальных финансовых и валютных вопросов на уровне глав правительств ведущих стран Запада. В «Группу семи» входят: Великобритания, Германия, Италия, Канада, США, Франция, Япония. Встречи лидеров большой семерки проводятся на уровне глав государств или правительств ежегодно; на уровне министров финансов, управляющих центральных банков, а также их помощников — в качестве постоянно действующей группы. На совещаниях «Группы семи» обсуждаются вопросы достижения более сбалансированного роста и приведения основных обменных курсов в соответствии с основополагающими принципами; координации и увязки стратегий экономического развития; разработки общего экономического курса, согласования единого подхода в отношении ключевых проблем мирохозяйственных связей.
В 1997 г. в «Группу семи» вошла Российская Федерация и группу стали именовать «Группой восьми». На последней встрече лидеров большой восьмерки, которая проходила в Бирмингеме в мае 1998 г. был принят заключительный документ, в котором нашли отражение вопросы состояния и развития мировой энергетики, проблемы организованной преступности, проблемы мировой торговли, в частности, предложение США и Японии отказаться от налогов на торговлю через Интернет.
3.2.3. МежАунаролное энергетическое агентство — МЭА (International Energy Agency — IEA)
Создано в соответствии с Международной энергетической программой в 1974 г. Является автономным органом в рамках ОЭСР. Члены МЭА — государства-члены ОЭСР, за исключением Исландии и Мексики. В работе МЭА принимает участие Европейский Союз.
Цели МЭА:
• сотрудничество в целях развития разнообразных источников энергии (включая альтернативные); повышения эффективности использования энергии;
• оказание содействия координации энергетической и экологической политики стран-членов;
• совершенствование системы, направленной на преодоление нарушений в снабжении энергией;
• обеспечение информацией о состоянии мирового нефтяного рынка;
• осуществление сотрудничества со странами-нечленами МЭА и международными организациями в целях решения глобальных вопросов развития энергетики.
Основными направлениями деятельности МЭА являются:
• оказание содействия странам-членам на основе долгосрочного сотрудничества в развитии разнообразных источников энергии путем поощрения эффективного использования угля, природного газа, гидроэнергии, ядерной энергии, возобновляемых источников энергии с учетом экологических факторов;
• осуществление мер по преодолению чрезвычайных ситуаций путем создания резервных запасов; сокращения потребления нефти; возможности быстрого переключения с нефти на другие виды топлива; увеличения местного производства энергии; поддержания на постоянной основе системы распределения нефти при чрезвычайных ситуациях;
• проведение анализа политики стран-членов в области энергетики в целях содействия эффективному использованию и сбережению энергоресурсов; анализа использования источников, альтернативных нефти;
• проведение исследований мирового рынка нефти; технологий в области энергетики;
МЭА является основным международным форумом по вопросам энергетики для государств-членов. Его Руководящий совет состоит из высокопоставленных должностных лиц, отвечающих за вопросы энергетики от каждого государства-члена. Секретариат, возглавляемый исполнительным директором, оказывает поддержку работе Руководящего совета и имеет штат экспертов по вопросам энергетики, представляющих страны-члены. Постоянные группы и специальные комитеты занимаются вопросами долгосрочного сотрудничества; энергетики, исследований и технологий; чрезвычайных ситуаций; рынков нефти; связи с государствами-нечленами.
Агентство по ялерной энергии — АЯЭ (Nyclear Energy Agency — NEA)
Создано в 1958 г. под названием Европейское агентство по ядерной энергии. Настоящее название имеет с 1972 г. Действует в рамках ОЭСР.
Членами АЯЭ являются государства-члены ОЭСР, за исключением Новой Зеландии и Республики Корея.
Цели Агентства:
• содействие странам-членам в координации и регулировании политики и практики использования ядерной энергии;
• организация и проведение международных исследований; подготовка программ развития, совместных инициатив стран-членов;
• осуществление обмена научно-технической информацией между странами-членами, в особенности путем участия в совместных органах.
Основными направлениями деятельности Агентства являются:
• координация политики и регулирование деятельности стран-членов в области атомной энергетики, а также в использовании ядерной энергии и эксплуатации объектов с ядерным топливным циклом по всему миру. На долю стран-членов АЯЭ приходится около 80% мирового производства эмитроэнергии из ядерной энергии;
• осуществление программ Агентства по развитию ядерной энергетики и топливному циклу; по безопасности реакторов и соответствующим нормам и правилам; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами;
• содействие проведению в странах-членах исследований по тенденциям развития в области ядерной энергии; по ядерной физике; по правовым аспектам; по информационным программам;
• обеспечение технических и научных пользователей в странах-членах информацией по вопросам ядерной энергии на основе базы данных Агентства; предоставление компьютерных программ в области ядерной энергии, а также научных услуг по другим программам Агентства;
• организация симпозиумов, семинаров, практикумов в целях развития международного сотрудничества;
• осуществление сотрудничества и координации деятельности с МАГАТЭ (ООН) в рамках соглашения о сотрудничестве с Европейской комиссией ЕС;
• предоставление информации путем выпуска научно-технических публикаций: по общим вопросам энергетики; экономическим и техническим аспектам ядерного топливного цикла; по защите от радиации; по обращению с радиоактивными отходами; ядерной безопасности; ядерной физике; ядерному праву.
В структуру Агентства входят: Совет ОЭСР; Исполнительный комитет по ядерной энергии; постоянные комитеты по 5 специализированным областям — (1) развитие ядерной энергетики и топливный цикл; (2) регулирование деятельности в области ядерной энергии; (3) безопасность ядерных установок; (4) защита от радиации; (5) общественное здравоохранение.