Анализ рынка и описание продукта
Исследование рынка на предмет выявления свободной ниши для реализации проекта, анализ ретроспективной динамики и прогнозирование потребительского спроса, конкурентной политики, общего положения дел в отрасли, динамики цен, объемов реализованной продукции, его удельный вес в объеме произведенной продукции, мониторинг текущего законодательства и пр.
4.1. Описание производимой продукции / услуг.
4.2. Анализ рынка.
4.2.1. Характеристика деловой среды.
4.2.2. Анализ спроса на исследуемых рынках.
4.2.3. Анализ предложения на исследуемых рынках.
4.3. Конкурентная среда.
4.4. Прогнозные характеристики объемов рынка и ценовых показателей.
План маркетинга
5.1. Сегментирование рынка и оценка привлекательности сегментов.
5.2. Выбор целевых сегментов.
5.3. Позиционирование.
5.4. Комплекс маркетинга.
5.4.1. Продуктовая стратегия.
5.4.2. Ценовая политика.
5.4.3. Политика товародвижения.
5.4.4. Стратегия продвижения.
5.5. Обоснование прогноза продаж и бюджета маркетинга.
6. Инвестиционный план
Поэтапное составление сметы затрат на реализацию проекта.
6.1. Прогноз затрат по этапам предпроизводственной стадии.
6.2. Сводный календарный график реализации проекта.
7. Производственный план
Раздел содержит описание производственного процесса, с применяемой технологией, расчетной потребностью в основных и оборотных фондах, формирование системы- материально- технического обеспечения и пр.
7.1. Описание инфраструктуры проекта.
7.2. Поэлементная себестоимость основной продукции/ услуг.
7.3. Себестоимость сопутствующих услуг.
8. Организационный план
Раздел содержит обоснование организационной формы реализации проекта, обоснование форм и условий участия инвесторов, представление структуры управления предприятием.
8.1. Принципы организации.
8.2. Структура компании, описание роли каждого подразделения.
8.3. Организационная схема.
8.4. План персонала.
9. Финансовый план
Рассматривает денежные затраты и доходы, предполагающиеся в ходе реализации проекта.
9.1. Схема финансирования проекта.
9.2. Параметры сценариев реализации проекта.
9.2.1. Реалистический сценарий.
9.2.2. Пессимистический сценарий.
9.2.3. Оптимистический сценарий.
9.3. Финансовые расчеты и показатели.
9.3.1. Исходные данные для расчетов.
9.3.2. Результаты финансовых расчетов.
9.4. Предложения по оптимизации налогообложения.
Анализ рисков проекта.
Оценка оптимальности проекта и вероятности его реализации:
10.1. Качественный анализ рисков.
10.2. Анализ чувствительности (Финансовый анализ рисков).
10.3. Мероприятия по снижению рисков.
10.4. Стратегия поведения при возникающих рисках.
11. ВЫВОДЫ о экономической целесообразности проекта.
ПРИЛОЖЕНИЯ. Документы, подтверждающие достоверность исходной информации и финансовых расчетов.
Материал 3. Рекомендации по разработке бизнес – плана
Бизнес-план проекта, реализуемого в рамках инвестиционной политики предприятия, включает следующие разделы:
Вводная часть.
2. Обзор состояния отрасли (производства), к которой относится предприятие.
План маркетинга и сбыта продукции предприятия.
4. Производственный и организационный план реализации проекта.
5. Финансовый план реализации проекта; оценка экономической эффективности затрат, осуществленных в ходе реализации проекта.
Оценка рисков.
Главным разделом бизнес-плана предприятия является его раздел, посвященный финансовому управлению реализацией инвестиционного проекта (финансовый план реализации проекта).
Календарный план денежных потоков поступлений и платежей в ходе этого проекта включает три блока расчетов, относящихся соответственно к производственно - сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия. Расчеты по каждому блоку завершаются определением сальдо притока и оттока денежных средств предприятия.
Сальдо поступлений и платежей от производственно - сбытовой деятельности представляет собой сумму чистой прибыли и амортизационных отчислений предприятия по годам.
Сальдо инвестиционной деятельности получается вычитанием полного объема инвестиций из инвестируемых собственных средств предприятия (кроме реинвестируемых чистой прибыли и амортизации).
Сальдо финансовой деятельности равно разности между суммой заемных средств, включая продажу выпущенных акций, необходимых для реализации инвестиционного проекта, и суммой средств, необходимых для погашения долга, уплаты процентов и выплаты дивидендов.
Критерием принятия инвестиционного проекта служит неотрицательное значение общего сальдо денежного потока, которое определяется суммированием итоговых величин сальдо производственно - сбытовой, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия.