Использование табличного и графического метода в АХД

Графики представляют собой масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков (линий, прямоугольников, кругов) или условно-художественных фигур Они имеют большое иллюстративное значение. Благодаря им изучаемый материал становится более доходчивым и понятным

Велико и аналитическое значение графиков. В отличие от табличного материала график дает обобщающий рисунок положения или развития изучаемого явления, позволяет зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. На графике более выразительно проявляются тенденции и связи изучаемых показателей.

Основные формы графиков, которые используются в АХД - диаграммы. Диаграммы по своей форме бывают столбиковые, полосовые, круговые, квадратные, линейные, фигурные.

По содержанию различают диаграммы сравнения, струк­турные, динамические, графики связи, графики контроля и т.д.

Диаграммы сравненияпоказывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю. Наиболее простым и наглядным графиком для сравнения величин показателей являются столбиковые и полосовые диаграммы. Для их составления используют прямоугольную систему координат. На оси абсцисс размещают основу столбцов одинакового размера для всех объектов. Высота каждого столбца должна быть соразмерна величине показателя, который нанесен в соответственном масштабе на ось ординат. Для наглядности столбцы можно заштриховать или зарисовать.

Полосовые диаграммыразмещают по горизонтали: основу полос размещают на оси ординат, а масштаб - на оси абсцисс.

Иногда диаграммы сравнения представляют в виде квадратов или кругов, площадь которых пропорциональна величине соответствующих показателей.

Особой разновидностью являются фигурные диаграммы, в которых соотношения объектов показываются в виде условно-художественных фигур (колоса, клубня, головы животного, трактора и т.д.). Когда они хорошо выполнены, то обращают на себя внимание, делают информацию более доходчивой.

Структурные (секторные) диаграммыпозволяют выразить состав изучаемых показателей, удельный вес отдельных частей в общей величине показателя. В структурных диаграммах изображение показателя дается в виде разбитых на сектора геометрических фигур (квадратов, кругов), площадь которых берется за 100 или 1. Величина сектора определяется удельным весом части.

Диаграмма динамикипредназначена для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени. Для этой цели могут использоваться столбиковые, круговые, квадратные, фигурные и другие графики. Но чаще используются линейные графики. Динамика на таком графике подается в виде линии, которая характеризует беспрерывность процесса. Для построения линейных графиков пользуются системой координат: на оси абсцисс откладывают периоды, а на оси ординат -уровень показателей за соответствующие отрезки времени, исходя из принятого масштаба.

Линейные графикиочень широко используются при изучении связей между показателями (графики связи). На оси абсцисс откладываются значения факторного показателя (X), а на оси ординат - значения результативного показателя (У) в соответствующем масштабе. Линейные графики в наглядной и доходчивой форме отражают направление и форму связи.

Графики контролянаходят широкое применение в АХД при изучении сведений о ходе выполнения плана. В таком случае на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателей за каждый день или другой промежуток времени.

Графические способы могут использоваться также при решении методических задач АХД и в первую очередь при построении разнообразных схем для наглядного изображения внутреннего строения изучаемого объекта, последовательности технологических операций, взаимосвязей между результативными и факторными показателями и т.д.

Как видим, для построения графиков чаще всего используют первый квадрат системы координат. Здесь важно отметить некоторые требования, которые должны выполняться при построении графиков:

1) выразительность и контрастность рисунка (для этого могут использоваться разноцветные краски);

2) масштаб, который бы обеспечивал наглядность и не усложнял его чтение;

3) не нужно забывать и про эстетичную сторону - график должен быть простым и красивым.

Чтобы обеспечить эти требования при построении графика, умышленно прерывают оси координат или берут только отдельные их отрезки, на которых отражается исследуемая информация. Можно также сжимать или растягивать оси, делать с ними разные преобразования.

Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц. Это наиболее рациональная и удобная для восприятия форма представления аналитической информации об изучаемых явлениях при помощи цифр, расположенных в определенном порядке. Аналитическая таблица представляет собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Она значительно выразительнее и нагляднее словесного текста Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места по сравнению с текстовым изложением и познавательный эффект достигается значительно быстрее.

Табличный материал дает возможность охватить аналитические данные в целом как единую систему. С помощью таблиц значительно легче прослеживаются связи между изучаемыми показателями.

Составление аналитических таблиц - важный элемент в методике АХД. Этот процесс требует знания сущности изучаемых явлений, методики их анализа, правил оформления таблиц.

Существуют три вида таблиц: простые, групповые и комбинированные. В простых таблицах перечисляются единицы совокупности характеризуемого явления. В групповых таблицах данные по отдельным единицам изучаемой совокупности объединяются в группы по одному существенному признаку. В комбинированных таблицах материал подлежащего разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам. В групповых таблицах находит отражение простая группировка, в комбинированных - комбинированная. Они служат целям установления связей между изучаемыми явлениями. Простая же таблица ставит задачу дать только перечень информации об изучаемом явлении.

Внешне аналитическая таблица состоит из общего заголовка, системы горизонтальных строк и вертикальных граф (столбцов, колонок). Как известно, каждая таблица состоит из подлежащего и сказуемого. Подлежащее показывает, о чем идет речь, содержит перечень показателей, характеризующих явление. Сказуемое указывает, какими признаками характеризуется под­лежащее.

Каждая таблица должна иметь заголовок, кратко выражающий ее содержание. Он должен быть точным, кратким и выразительным.

Графы, содержащие подлежащее, нумеруются заглавными буквами алфавита, а графы, содержащие сказуемое, - арабскими цифрами. Все слова в заголовках подлежащего и сказуемого должны писаться полностью. В необходимых случаях в заголовках граф нужно указывать единицу измерения показателя. Если все элементы таблицы выражены в одинаковых единицах измерения, то эту единицу можно вынести в заголовок таблицы, поставив ее в скобки. Для удобства пользования таблицами с абсолютными и относительными показателями следует сначала приводить абсолютные, а затем относительные данные. При отражении динамики показателей, данные нужно располагать в хронологическом порядке

По аналитическому содержанию различают таблицы, отражающие характеристику изучаемого объекта по тем или другим признакам, порядок расчета показателей, динамику изучаемых показателей, структурные изменения в составе показателей, взаимосвязь показателей по различным признакам, результаты расчета влияния факторов на уровень исследуемого показателя, методику подсчета резервов, сводные результаты анализа.

В таблицах первого вида записываются показатели, характеризующие то или другое экономическое явление, и отражается уровень данного показателя за отчетный период по одному или нескольким объектам .Для отражения в таблицах порядка расчета аналитических показателей вначале приводится исходная информация, а затем делается расчет производных данных, необходимых для исчисления требуемого показателя. Например, для расчета коэффициента корреляции необходимо произвести вычисления Использование табличного и графического метода в АХД - student2.ru и затем по формуле найти его значение.

При изучении динамики показателей сначала приводится исходная информация за ряд лет в хронологическом порядке, на основании которой рассчитываются базисные и цепные темпы роста и прироста, выраженные в процентах или индексах.

В таблицах, характеризующих выполнение плана, отражаются плановые и фактические данные за отчетный период по каждому объекту, после чего исчисляются абсолютное отклонение от плана и процент выполнения плана.

При оформлении структурных изменений в составе показателей приводят данные о составе изучаемого явления в базисном и отчетном году, на основании которых рассчитывается удельный вес каждого элемента или части в общем целом и устанавливаются отклонения от плана.

Для отражения взаимосвязи явлений составляется таблица, в которой индивидуальные или групповые данные по одному из показателей ранжируют в возрастающем или убывающем порядке и соответственно этому располагают данные по другим взаимосвязанным с ним показателям.

В таблицах, предназначенных для оформления результатов факторного анализа, необходимо сначала отразить информацию по факторным показателям, затем по результативному и изменение последнего в целом и за счет каждого фактора в отдельности.

Аналогичным образом оформляются таблицы, отражающие результаты подсчета резервов. В них приводится фактический и возможный уровень факторных показателей и резерв увеличения результативного показателя за счет каждого фактора.

Для обобщения результатов анализа составляют сводные таблицы, в которых систематизируется материал исследования тех или иных сторон деятельности предприятия.

Практические задания по теме 4.

Вопросы.

1. Виды информации, используемой в анализе хозяйственной деятельности.

2. Методы приведения исходной информации в сопоставимый вид.

3. Определение и применение в анализе хозяйственной деятельности приема абсолютных, относительных и средних величин.

4. Понятие и возможности балансового приема.

5. Применение графического и табличного метода в анализе хозяйственной деятельности.

6. Понятие и возможности приема сравнения.

7. Прием группировки в анализе хозяйственной деятельности

Практические задания.

1. Дайте оценку динамики роста объема строительно-монтажных работ за 4 квартала отчетного года по строительному предприятию.

Показатели 1 квартал 2 квартал 3 квартал 4 квартал
1. Объем строительно-монтажных работ в фактических ценах реализации, млн. руб.
2. Индексы изменения стоимости строительно-монтажных работ - 1,02 1,56 2,00

Для этого приведите исходную информацию в сопоставимый вид, рассчитайте на основе полученных показателей объема строительно-монтажных работ в сопоставимых ценах абсолютные приросты (цепные и базисные), темпы роста (цепные и базисные), темпы прироста (цепные и базисные), средний темп роста и средний темп прироста. По результатам расчетов сделайте выводы о тенденции изменения физического объема строительно-монтажных работ. Постройте диаграмму изменения стоимости строительно-монтажных работ.

2. Имеются следующие данные о деятельности предприятия за отчетный год.

Показатели 1 полугодие 2 полугодие
1. Объем реализации, тонн: - продукции А - продукции Б, - продукции С, - продукции Д   -    
2. Цены реализации: (тыс. руб. за 1 тонну) - продукции А, - продукции Б, - продукции С, - продукции Д.   -  
3. Себестоимость 1 тонны продукции: - продукции А, - продукции Б, - продукции С, - продукции Д.   -  

Дайте оценку динамики результатов деятельности предприятия. Для этого определите: 1)объем реализации в сопоставимых ценах, 2) показатели динамики объема реализации, 3) прибыль исходя из фактических цен и себестоимости, 4) показатели динамики прибыли. Результаты расчетов проиллюстрируйте графически. Сформулируйте выводы.

3.Определите среднюю выработку одного рабочего за отчетный год.

Показатели Цех
1. Средняя выработка по цеху, тонн / чел        
2. Средняя численность рабочих, чел.                

Для расчета средней выработки используйте формулу средней арифметической взвешенной. Средняя выработка по плану составляла 207 тонн/ чел. Рассчитайте показатели выполнения плана по цехам и предприятию в целом.

Плановый показатель выработки на следующий год составил 211 тонн/чел. Определите показатели планового задания по цехам и предприятию в целом.

По результатам расчетов сделайте выводы.

4. Определите среднюю зарплату одного рабочего по цехам и предприятию в целом, используя данные за отчетный месяц.

Показатели Цех
1. Фонд заработной платы, млн. руб.   15,996   18, 998   18,200   15,300
2. Средняя численность рабочих, чел.                

На основе расчетов, выполненных в задаче 3 сделайте выводы о зависимости зарплаты и выработки.

5. Используя формулу средней хронологической определите среднюю стоимость основных производственных средств, средний остаток производственных запасов, средний остаток дебиторской задолженности.

Показатели На 1.01. На 1.04. На 1.07. На 1.10. На 31.12.
1. Остаточная стоимость основных производственных средств, млн. руб.
2. Производственные запасы, млн. руб.
3. Дебиторская задолженность покупателей, млн. руб.

Прибыль отчетного года составила 147млн. руб, поступление производственных запасов за отчетный год - 2558 млн. руб., выручка от реализации продукции за отчетный год - 5889 млн. руб. Определите рентабельность основных производственных средств и производственных запасов, коэффициент оборачиваемости производственных запасов, коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности.

6. Рассчитайте на основе балансового метода недостающие показатели: (млн. руб.)

Показатели По плану По отчету
1. Остатки нереализованной продукции на начало года
2. Поступило товарной продукции
3. Остатки нереализованной продукции на конец года
4. Реализовано товарной продукции ? ?
5. Общая стоимость средств предприятия Х
6. Обязательства Х
7. Капитал предприятия Х ?

Для расчета недостающих показателей используйте следующие виды балансовых уравнений:

Остаток на начало периода + Поступление = Расход + Остаток на конец периода

Средства предприятия = Обязательства + Капитал

7. Дайте оценку платежеспособности предприятия, используя балансовый прием, на основе следующих данных:

(млн. руб.)

Показатели Сумма
1. Производственные запасы
2. Денежные средства
3. Готовая продукция
4. Дебиторская задолженность
5. Краткосрочная задолженность по налогам
6. Задолженность поставщикам
7. Задолженность по зарплате
8. Задолженность по краткосрочным кредитам

8. Используя данные задачи 2 проведите анализ структуры и динамики структуры реализации по видам продукции. Для этого рассчитайте относительные показатели структуры. Постройте структурные диаграммы. По результатам расчетов сделайте выводы.

9. Какие сравнения необходимы для оценки степени использования оборудования на предприятии, если известно:

- коэффициент сменности работы оборудования на данном предприятии-1,7;

- среднеотраслевой-1,6;

- на лучших предприятиях отрасли-1,8;

- на лучших предприятиях других отраслей-2,5.

Определите возможности анализируемого предприятия по повышению коэффициента сменности работы оборудования, учитывая условия сопоставимости показателей.

10.Определите, какие виды сравнений возможны, если имеются следующие данные:

a. трудоемкость производства единицы аналогичной продукции (в нормочасах) на заводе А составила:

b. по плану-20,

c. по отчету-22,

d. в предыдущем году-23;

e. на заводе Б-25;

f. на заводе В-20.

Укажите направления использования возможных сопоставлений.

11. В результате каких сравнений получены следующие данные:

a. при проектировании нового изделия достигнуто повышение его мощности на 5% по сравнению с мощностью лучших зарубежных аппаратов;

b. потери рабочего времени на предприятиях отрасли различны и составляют от 10% до 15% фонда времени, предусмотренного бизнес-планом.

12. Результаты каких предприятий можно сравнить, не нарушая требований сопоставимости показателей, если известно: выработка товарной продукции на 1 работника промышленно-производственного персонала в объединении А составила 500тыс. руб., выработка товарной продукции на 1 рабочего в объединении Б – 300тыс. руб., выработка нормативной чистой продукции на 1 рабочего в объединении В –320 тыс. руб., выработка нормативной чистой продукции в объединении Г –250 тыс. руб.

13. Какие показатели следует сравнить для оценки выполнения бизнес-плана, соблюдая условия сопоставимости показателей: объем реализации продукции: - по бизнес-плану-520 млн. руб., по отчету:- в действующих ценах –540 млн. руб., - в ценах бизнес-плана –530 млн. руб.

14. На основе многомерного сравнительного анализа дайте оценку эффективности хозяйствования предприятий одной отрасли.

Показатели № предприятия
1. Рентабельность продукции, %
2. Период оборачиваемости денежных средств, дней
3. Материалоотдача 3,9 4,2 4,3 5,0 3,1
4. Фондоотдача, руб. / руб. 1,1 0,8 0,9 1,2 0,8
5. Среднегодовая выработка на одного рабочего, млн. руб. / чел. 1,3 1,4 1,5 1,7 1,3

Для проведения многомерного сравнительного анализа: 1) рассчитайте стандартизированные коэффициенты; 2) заполните матрицу стандартизированных коэффициентов; 3) определите интегральные показатели сравнения по предприятиям; 4) проранжируйте предприятия по полученным значениям интегральных показателей сравнения.

15. Тест.

1. По каким направлениям должна быть обеспечена сопоставимость исходной информации при проведении АХД?

2. Каким требованиям должна отвечать аналитическая информация?

3. Абсолютные показатели – это:

а) показатели, полученные на основе соотношения величины изучаемого явления и величины этого явления за другое время или по другому объекту;

б) количественные размеры явлений, процессов;

в) количественные размеры явлений, процессов, полученные в среднем по изучаемой совокупности.

4. Относительные показатели – это:

а) показатели, полученные на основе соотношения величины изучаемого явления и величины этого явления за другое время или по другому объекту;

б) количественные размеры явлений, процессов;

в) количественные размеры явлений, процессов, полученные в среднем по изучаемой совокупности.

7. В каких единицах измеряются абсолютные показатели ?

8. Перечислите виды относительных показателей.

9. Каким относительным показателем является:

а) процент выполнения плана;

б) напряженность плана;

в) удельный вес собственного капитала в общем капитале предприятия;

г) выработка на одного работника в среднем за месяц;

д) темп роста объема выпуска продукции;

9. Укажите виды средних величин.

10. Какой вид средней величины применяется при исчислении:

а) среднего темпа роста;

б) средней заработной платы;

в) среднегодовой стоимости основных производственных средств.

11. Какие виды группировок применяются в анализе хозяйственной деятельности?

12. Какой вид группировки применяется:

а) при исследовании структуры;

б) при исследовании взаимосвязи между изучаемыми объектами, процессами, явлениями;

в) при изучении типов и видов экономических процессов и явлений?

13. Если группировка построена по одному признаку (показателю), то она называется …, а если по двум и более то- … .

14. Перечислите возможности (задачи), решаемые на основе балансового приема.

15. Запишите балансовое уравнение, позволяющее определить общее изменение результативного показателя, если известно его изменение под влиянием отдельных факторов.

16. Укажите известные вам виды диаграмм.

17. Прием сравнения- это способ познания, основанный на … .

18. Какие виды сравнительного анализа вам известны?

16. Рассчитать возможные показатели исходя из следующих данных:

a. уровень затрат на 1 рубль товарной продукции: по плану – 0,845, по отчету-0,841;

b. запасы сырья на 01.01-200т, на 01.04.- 180т, 01.07.-160т, на 01.10-100т;

c. выпуск продукции (млн руб.) по годам в сопоставимых ценах: 1994-250, 1995-270,1996-300,1997-300,1998-310.

Пояснить назначение каждого из аналитических покзателей.

17. Сравните показатели производства продукции по двум предприятиям одной отрасли за отчетный год.

Показатели Предприятие А Предприятие Б
2. Объем производства, тонн: продукции 1 продукции 2 продукции 3    
3. Сопоставимые цены, тыс. руб. за 1 тонну: продукции 1 продукции 2 продукции 3      

Наши рекомендации