Тема 4. Эволюция механизма формирования бюджетов в России и зарубежных государствах

Занятие 1(3 часа). Тема семинарского занятия «Эволюция механизма формирования бюджетов в России»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. Содержание механизма формирования бюджетов по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита, его значение в функционировании бюджетной системы государства.

2. Понятия расходных обязательств, доходов бюджетов, межбюджетного перераспределения, межбюджетных трансфертов.

3. Содержание финансовых отношений между различными уровнями управления государством в России в XVIII-XIX вв.

4. Роль и значение государственной казны в решении вопросов губернского и местного значения.

5. Порядок формирования поступлений в государственную казну от взимания налогов, сборов и податей.

6. Изменения в содержании межбюджетных отношений в результате финансовой реформы Александра II.

7. Особенности межбюджетных отношений в условиях единого бюджета СССР.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение современного состояния межбюджетных отношений в Российской Федерации, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 3, 5).

Занятие 2 (2 часа). Тема семинарского занятия «Эволюция механизма формирования бюджетов в зарубежных государствах»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. Формирование бюджетов бюджетной системы США.

2. Разделение расходных обязательств между Федерацией, штатами и муниципальными образованиями США.

3. Роль и значение различных бюджетов бюджетной системы США в обеспечении экономического развития, социальной политики, финансовом обеспечении образования, здравоохранения, науки.

4. Разделение налоговых доходов между бюджетами бюджетной системы США.

5. Формирование бюджетов унитарных государств. Особенности межбюджетных отношений во Франции.

6. Взаимодействие центрального Правительства с департаментами, коммунами в рамках межбюджетных отношений.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение изменения в содержании межбюджетных отношений во Франции с принятием Европейской хартии о местном самоуправлении, дискуссионные вопросы в трактовке данного понятия. – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 3, 4).

Тема 5. Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса

Занятие 1(3 часа). Тема семинарского занятия «Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса в зарубежных странах»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. Государственный долг – причины его образования и социально-экономические последствия для хозяйства страны.

2. Государственные и муниципальные заимствования как основной источник образования государственного и муниципального долга.

3. Государственный долг в Античную эпоху.

4. Участие ростовщиков в кредитовании правителей государств Древнего Мира.

5. Государственный долг в эпоху Средневековья.

6. Заимствования королей, феодалов, духовенства – причины и последствия для подконтрольных им территорий и государства в целом.

7. Современные подходы к содержанию и управлению государственным долгом в развитых странах мира.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение современных подходов к содержанию и управлению государственным долгом в развитых странах мира, дискуссионные вопросы – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 2, 4).

Занятие 2 (2 часа). Тема семинарского занятия «Содержание и значение государственного и муниципального долга на разных этапах исторического процесса в России»

Вопросы для обсуждения и дискуссии:

1. История государственного долга России.

2. Займы Екатерины II в Голландии – причины и последствия.

3. Кредитная политика России в XIX в. – займы на строительство железных дорог и проведение индустриализации.

4. Механизм управления государственным долгом России – переход от царского и министерского управления к управлению Государственной Думой России (1906 г.).

5. Государственный кредит в СССР во времена НЭП.

6. Трансформация кредитных отношений в период централизации власти (1930-е гг.) – появление принудительных ежегодных займов у населения.

7. Государственный внутренний и внешний долг современной России – анализ структуры и динамики.

8. Дефолт 17 августа 1998 года – последствия для экономики России.

Содержание и формы семинарского занятия: Устный опрос, тестовый контроль, дискуссия.

Интерактив – Групповое обсуждение современного состояния государственного и муниципального долга России, подходы к управлению, дискуссионные вопросы в трактовке данного понятия. – 50% от трудоемкости семинарского занятия.

Рекомендуемые источники (1, 2, 3, 5, 8).

Наши рекомендации