Принятие прогнозных управленческих решений

В процессе управления происходит взаимодействие трех основных элементов – объекта управления, системы управления и внешней среды. Система управления воздействует на объект для достижения одной или нескольких целей. Внешняя среда оказывает влияние на объект и систему управления, что может способствовать или препятствовать достижению целей.

В процессе управления можно выделить следующие функции: прогнозирование, планирование, анализ обстановки, принятие решений, реализация решений, контроль и учет.

Среди перечисленных функций принятие решений занимает центральное место.

Решением называют выбор одной из ряда альтернатив в процессе достижения поставленных целей.

Альтернативойсчитается один вариант достижения цели, исключающий другой вариант.

Процесс разработки управленческих решений является более общей функцией управления, чем другие. Эта общность выражается в том, что любую функцию управления можно представить как последовательность решений. В частности, при прогнозировании (а также при планировании) принимаются решения по выбору методов, организации работ, оценке достоверности прогноза и наилучшего варианта плана. Аналогично обстоит ситуация при прочих функциях управления. Следовательно, принятие решений можно рассматривать как типовую задачу, которую приходится решать при реализации различных функций управления. В связи с этим часто управление рассматривается как процесс принятия решений [18].

Условно задачу принятия решений можно записать в следующем виде:

Принятие прогнозных управленческих решений - student2.ru , (1.16)

где Sо – описание исходной проблемной ситуации;

Т – время, располагаемое для принятия решения;

Rе – ресурсы, учитываемые при принятии решения;

Принятие прогнозных управленческих решений - student2.ru - множество возможных ситуаций;

Принятие прогнозных управленческих решений - student2.ru - множество целей, которые необходимо достичь в результате устранения проблемной ситуации Sо;

Принятие прогнозных управленческих решений - student2.ru - множество возможных решений;

Принятие прогнозных управленческих решений - student2.ru - функция предпочтения лица, принимающего решения (ЛПР), с помощью которой он оценивает ситуации и решения по степени достижения целей;

К – критерий выбора наилучшего варианта.

Для каждой конкретной ситуации SJ, решения Уi и цели Цl функция Принятие прогнозных управленческих решений - student2.ru определяет полезность решения Уi в ситуации SJ для достижения Цl.

В выражении (1.16) слева от вертикальной черты расположены известные элементы задачи, справа от вертикальной черты – элементы задачи, которые необходимо определить.

В ряде случаев располагаемое время и ресурсы для принятия решений также могут быть неизвестными, тогда их обозначения должны быть перенесены вправо от вертикальной черты.

Высказывание предпочтений во множестве ситуаций решений и целей, а также формулировка критерия выбора позволяют определить одно или несколько оптимальных решений, обеспечивающих устранение проблемной ситуации.

Задача принятия решения реализуется лицом, принимающим решение (ЛПР). Он несет ответственность за него и его возможные последствия.

Необходимость в решении возникает при появлении проблем. Таким образом, решение направлено на устранение проблем в деятельности организации.

Принятию решений присущи сознательная и целенаправленная деятельность; поведение, основанное на фактах и ценностных ориентациях; взаимодействие членов организации; включенность процесса принятия решения в другие процессы, происходящие в организации.

В организации могут выделяться два уровня решений: индивидуальный и организационный. В первом случае решение направлено на конкретный процесс, а во втором основное внимание уделяется организационной среде вокруг этого процесса.

В основу классификации управленческих решений положен целый ряд отличительных признаков.

По природе и специфике управления различают следующие решения:

· политические;

· экономические;

· технические (конструкторские, технологические).

По числу влияющих на управленческие решения субъектов (активных сторон) различают:

· определяющие решения– один субъект;

· конкурентные решения – два и более субъекта;

· адаптирующие решения– один субъект и природа.

По технологии разработки решений определяют следующие типы:

· организационные решения, в процессе которых выбор должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью. В свою очередь они делятся на:

· запрограммированные, реализация которых осуществляется в определенной последовательности шагов или действий (алгоритма принятия решения);

· незапрограммированные, которые требуются в ситуациях, обладающих новизной, внутренне не структурированных или сопряженных с неизвестными факторами.

В соответствии с прогнозной эффективностью различают:

· ординарные решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу получаемого эффекта соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли или вида деятельности;

· синергические решения – это решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта резко возрастает, то есть эффект имеет ярко выраженный возрастающий характер;

· асинергические решения приводят к непропорциональному снижению эффекта.

Среди ординарных решений в свою очередь можно выделить следующие:

-неэффективные, то есть не позволяющие решить проблему;

-рациональные, то есть позволяющие решить проблему;

- оптимальные– позволяющие решить проблему наилучшим образом.

По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений различают:

· решения в реальном масштабе времени,принимаемые и реализуемые достаточно быстро, чтобы контролировать и управлять объектом;

· решения, принимаемые в течение одного из этапов;

· решения, не имеющие явных ограничений во времени.

По признаку состава и сложности реализации решения классифицируются на:

· простые, реализуемые при выполнении одного действия;

· процессные,реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий. В свою очередь они могут быть разделены на:

-алгоритмизированные с четко определенной последовательностью, сроками выполнения составляющих действий и определенной ответственностью за их выполнение;

-размытые– плохо структурированные по составляющим действиям или срокам их выполнения, в этих решениях не произведено однозначное распределение обязанностей и ответственности за реализацию действий, составляющих решения.

По признаку и характеру учета или неучета условий реализации решений могут быть названы:

· гибкие решения, алгоритмы реализации которых известны заранее. При их принятии заранее предусматриваются различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;

· жесткие решения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления.

Задача принятия решений заключается в выборе из множества альтернатив (допустимых решений) Q наилучшего в соответствии с принципом оптимальности (ОП). Если Q и ОП описываются с помощью систем уравнений и неравенств, то получают обычную оптимизационную задачу.

В общем случае Q и ОП могут быть неизвестны. и информацию о них получают в процессе решения.

Сам процесс принятия решения условно можно разделить на два этапа:

· формирование множества допустимых решений Q, называемого исходным множеством альтернатив (ИМА);

· выбор наилучшего решения в соответствии с поставленными целями, то есть решение задачи выбора.

В ходе решения различают:

· задачи, в которых этапы четко разделены, т.е. сначала сформулированы альтернативы, которые затем оцениваются;

· задачи, в которых альтернативы формируются (улучшаются) последовательно, после выполнения очередного этапа их оценки. Такая ситуация часто возникает в процессе планирования.

Методы формирования альтернатив зависят от конкретных условий, при этом ограничения задачи (технологические, экологические, ресурсные, по качеству продукции, надежности и т.п.) определяют допустимость и надежность использования альтернатив.

1.Формирование конечного ИМА на основе экспертизы используют когда формализация проблемы затруднена или невозможна (например, при разработке стратегических решений, поиске выхода из непредвиденных ситуаций).

2. Формирование ИМА с помощью модели применяют, когда эксперты не в состоянии перечислить все допустимые альтернативы, но известен способ (модель) их построения.

3. Метод морфологического анализа используется, когда каждая альтернатива состоит из ряда составных частей (компонент). Данный метод используют при проектировании сложных технологических систем (предприятия в целом; уникального оборудования; инновационных технологий; комплекса технических средств АСУ и т.д.).

4. Метод поэтапного формирования ИМА применяют при разработке программ, планов и решений различных технико-экономических задач в иерархических многоуровневых организационных структурах (например, отрасль – компания - акционерное общество - производственная единица (цех) и т.д.).

При этом на каждом уровне вырабатываются свои альтернативы (плановарианты), которые затем передаются на высший уровень управления, где обобщаются (детализируются) и т.д., то есть каждая последующая экспертиза основывается на результатах предыдущей. Различают два метода проведения иерархической экспертизы: "снизу вверх" (от низших уровней иерархии к высшим) и "сверху вниз" (от высшего уровня – к низшему).

Традиционно при прогнозировании (планировании) и решении других управленческих задач в иерархических организационных структурах последовательно итерационно используют оба вида процедур, при этом на каждой последующей итерации конкретизируются ранее намеченные альтернативы.


Наши рекомендации