Экономический рост «с китайской спецификой».
«Большой дракон».Особое положение Китая в мире в конце 20 в. определялось не только уникальной многочисленностью его населения (22,3% от мирового в 1980; 21,2% - 2000), но и сохранением однопартийного коммунистического режима, переформулировавшего свой курс на строительство «социалистической рыночной экономики» (1992).
На момент провозглашения КНР она была беднейшей страной в Евразии (по подушевому ВВП) и такой же осталась после 27 лет (1949-1976) правления Мао Цзэдуна, хотя стала ядерной и космической державой. «Большой скачок» и «культурная революция» внесли дезорганизацию в сельское хозяйство, не поспевавшее за стремительным ростом населения (1975 – св. 900 млн.). Подушевое потребление продовольствия не увеличилось сравнительно с периодами после «опиумных войн» и 2-й мировой войн, хотя КПК сразу после победы при помощи расстрелов искоренила наркоманию.
После разрыва со странами СЭВ почти прекратился импорт технологий в КНР, а товарный экспорт хотя и рос, но на фоне быстро растущих оборотов мировой торговли доля КНР в мировом товарном экспорте сократилась с 2,5% до 2%.
Однако ситуация начала резко меняться с политикой реформ и открытости, инициированной ветераном руководства КПК Дэн Сяопином. Возвращенный из ссылки-«перевоспитания» премьером Чжоу Энь-лаем, Дэн после смерти Мао и Чжоу (1976) вместе с преемником Мао на трех председательских постах (КНР, ЦК КПК и Центрального военного совета) Хуа Гофэном положил конец «культурнойреволюции», а затем добился, опираясь на свой авторитет и связи, замещения Хуа на всех постах своими сторонниками при сохранении преемственности и сосредоточении в руках одного лидера высших постов в КПК (генсек) и государстве (председатель КНР). Рекомендуя не вдаваться в «абстрактные споры» о социализме и капитализме, Дэн вернул в китайскую идеологию конфуцианский идеал «умеренной зажиточности» (сяокан), направляя его к совмещению с частной инициативой. Строительство «социализма с китайской спецификой»,присохранении однопартийности, от пятилетних планов и ведущей роли госсектора, было переориентировано интеграцию крупнейшего государства с массированным привлечением иностранных инвестиций через приморские особые экономические зоны и Сянган (Гонконг), воссоединенный с Китаем (1997).
Жесткая вертикаль партийной власти позволила ограничить рождаемость политикой планирования семьи (с 1979; «Одна семья — один ребёнок») и проводить протекционизм валютного курса, удерживая национальную валюту юаньна низком уровне (8,5 за 1 доллар США) и получая дополнительные конкурентные преимущества в экспортноориентированной индустриализации, похожей на ту, что осуществили малые «драконы»-НИС, но с еще более дешевой и покладистой рабочей силой. Причем, что важно, молодой, - по данным официальных переписей, за 1982-2000 население в целом возросло на 258 млн. человек с 1,008 млрд. до 1,266 млрд., а экономически активное – на 291 млн. человек. Доля населения в трудоспособном возрасте выросла с 61,5% до 70,5%; число неграмотных сократилось с 230 млн. (22,8%) до 85 млн. (6,7%). Сохраняя высокую норму накопления (34% национального дохода в 1978; 36,5% в ВВП в 2000), Китай не отказался после распада лагеря социализма от формулы «социализм с китайской спецификой», одновременно настаивая на своей принадлежности к «развивающимся рынкам». Признанный на Западе страной с переходной экономикой, Китай замкнул кольцо промышленного Нового Востока и снискал репутацию «расправившего крылья» самого большого восточноазиатского «дракона». Он не только не испытал трансформационного спада, но, напротив, вышел в мировые лидеры по темпам роста ВВП (1980-е – св. 11 % , 1990-е – ок. 10%); по объему ВВП поднялся за 1980-2000 с 8-го места в мире на 2-е, по объему экспорта – на 3-е (после США и ФРГ).
Изобилие дешевой рабочей силы в условиях рыночных реформ и «открытости внешнему миру» позволило завалить мировые рынки ширпотребом с клеймом «Made in Chine». Доля Китая в мировом экспорте за 1980-2000 выросла с 2,2% до 7,7%, причем доля высокотехнологичных товаров в экспорте изделий обрабатывающей промышленности к 2000 превысила 20%, почти достигнув уровня притормозившей Японии. Твердая власть придала росту частного сектора форму не одиозной приватизации, а поощрения создания предприятий в не охваченных государственным участием отраслях легкой промышленности, розничной торговли, сферы услуг. Эффект от либерализации внешнеэкономических связей был многократно усилен наличием Гонконга, через который проходило св. 80% инвестиций в КНР, и лояльностью родине предков многочисленной и достаточно богатой китайской диаспоры.
Четыре модернизации (1979-2000).Реформы КНР были ориентированы на длительные сроки: к 2000 – увеличение валовой продукции промышленности и сельского хозяйства в 4 раза, формирование общества «умеренной зажиточности»; к 2021(100-летие КПК) - выход на уровень среднеразвитой страны. В рамках первого срока были определены 4 модернизации.
1. Сельское хозяйство (с 1979). Отправной пункт – упразднение народных
коммун и раздача на подворный подрядземель, юридически оставленных в государственной собственности, но переданных в семейное пользование с контрактным сроком сначала до 15, затем до 50-70 лет. Государственные закупочные цены на продовольствие и технические культуры были повышены относительно цен на промышленную продукцию (к 1981 – на 38%, к 1989 -на 77%), что обеспечило уже к 1984 рост сборов риса на треть, а доходов сельских жителей в целом – вдвое. Численность голодающего населения, по данным официальной статистики, также сократилась за 1979-1984 вдвое, а к концу 1990-х – в 12,5 раз (с 250 млн. до 20 млн. человек).
2. Промышленность (с 1984), где к концу 1970-х было занято лишь 18% населения КНР (в госсекторе). КПК сделала ставку на длительное существование охваченного директивным планированием госсектора с ростом частного сектора, создаваемого не столько на базе госсектора, сколько наряду с ним. Сохранив контроль над ценами, государство предоставляло дешевые кредиты госпредприятиям, благодаря чему их продукция росла почти также быстро, как и новых предприятий частного сектора. Тем не менее удельный вес продукции, подпадающей под директивный план, сократился за 1980-2000 с 40 % до 5%, а доля госпредприятий в валовом объеме промышленности – с 77,6% до 23,5%. В конце 1990-х были проведены выкуп у коммерческих банков долгов госпредприятий и выпуск на сумму имущества предприятий акций с размещением на фондовом рынке, после чего официально объявлено, что в КНР остались лишь 2 убыточные отрасли – угольная и военная.
Крупнейшей китайской промышленной компанией стала государственная нефтехимическая корпорация (1983), преобразованная в ходе реорганизации в Китайскую национальную нефтегазовую корпорацию (1998-1999),с отделением от нее нефтедобывающей Петрочайнаи нефтеперерабатывающей Синопек (Китайской нефтяной и химической корпорации) - крупнейшей компании КНР, акции которой обращаются на бирже, а основным инвестором осталось государство.
Одновременно под лозунгом «удерживать крупное, отпускать малое» власть санкционировала переход небольших госпредприятий в собственность их директората. Но уже до этого вне госсектора были созданы миллионы мелких кустарных и торговых предприятий, благодаря чему к 2000 сравнялась доля занятых в сельском хозяйстве (50%) и в других сферах (22,5% в промышленности, 27,5% в сфере услуг), хотя доля сельского населения еще составляла 63,4% (в 1979 – 80%). На предприятия, как государственные, так частные стало приходить более грамотное население.
3. Армия. Основное направление - совершенствование сил быстрого реагирования, оснащение парком военно-транспортных средств; рост доли расходов на военные НИОКР в таких отраслях, как авиа- и судостроительная, атомная, радиоэлектронная.
4. Высокие технологии – через реализацию специальных госпрограмм (с 1980) и политику «технология в обмен на рынок» (1992), т.е. есть уступку ТНК части национального рынка в обмен на получение от них передовой технологии при создании совместных предприятий (СП). Для СП с иностранным капиталом было предусмотрено снижение ставки подоходного налога до 15%, инвестиров, предоставлявших передовые технологии – льготы вплоть до полного освобождения от налога.
Особые экономические зоны. Задача наращивания доли высокотехнологичной продукции в экспорте была интегрирована в политику «открытости», начатую созданием приморских особых экономических зон (ОЭЗ) и продолженную открытием для иностранных инвестиций (1984) 14 городов от Даляня на севере до Чжаньзяна на юге. ОЭЗ были созданы (1980-1981) в провинции Гуандуннапротив Сянгана (Шэньчжэнь, Чжухой и Шаньтун) и соседней с ней (напротив Тайваня) провинции Фуцзянь (Сямэнь), а затем на о. Хайнань (1984). В Гуандуне и Фуцзяне было создано 60% всех промышленных СП (большинство в ОЭЗ) и 90% кооперативных предприятий (большинство пайщиков из Сянгана и Аомыня), главным образом – в гостиничном и туристическом бизнесе. ОЭЗ стали воротами для привлечения в Китай инвестиций, новых технологий и культуры ведения бизнеса и воплощением принципа смешанной экономики КНР: значительное присутствие государства при максимальном привлечении иностранных инвестиций в частный сектор. Государство заинтересовано в иностранных инвестициях прежде всего для обеспечения новых технологий, создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала, апробации новых методов менеджмента, развития территории и экспортной базы; инвесторы –в получении льготного таможенного режима и инфраструктуры, приближении производства к потребителю, использованию дешевой рабочей силы. На долю госсектора в 2000 приходилось 50,5% экспорта и 44,8% импорта, а предприятий с иностранным капиталом – соответственно 45% и 52%. Примерно 40% как экспорта, так и импорта КНР обеспечивала провинция Гуандун (доля в ВВП страны - 10%).
Внешнеторговый оборот страны увеличился за 1979-2001 почти с 25 раз (с 20,6 млрд. $ до 510 млрд. $). Признанный в начале 1990-х особо благоприятной зоной для международного инвестирования, Китай в 2001 был принят в ВТО. За 1979-2000 в Китай притекло 633,7 млрд. $, в том числе в форме ПИИ – 446,5 млрд. $, св. 70% - в обрабатывающую промышленность. Руководство КПК добивалось, чтобы зарубежные инвесторы создавали в КНР высокотехнологичные производства и передавали опыт китайским компаниям; для тех и других китайские университеты готовили инженеров мирового уровня, которые, однако, получали зарплату в 3 раза меньше, чем их японские коллеги. Но зато в КНР появились свои гиганты, потеснившие на необъятном внутреннем рынке. Возникшая в 1987 компания Уавэй к 2000 захватила уже более трети китайского рынка мобильных телефонов. Но крупнейшим в КНР и затем в мире по количеству абонентов и капитализации оператором сотовой связи стала компания Чайна Мобайл, основанная в Сянгане после его воссоединения с Китаем (1997); она же стала крупнейшей по рыночной капитализации компанией, акции которой котируются на Гонконгской фондовой бирже.
В начале 1990-х крупнейший город КНР Шанхай замыкал мировую десятку контейнерных портов, но уже к концу 1990-х лет он вместе с Сянганом и Шэньчжэнем, наряду с Сингапуром и южнокорейским Пусаном, входил в мировую пятерку таковых. Китай стал мировым лидером по темпам роста использования фрахта, что облегчило превращение КНР в «заводской цех планеты»: происходил импорт из Европы на специальных кораблях-заводовозах целых предприятий текстильной, резинотехнической, электронной промышленности, выпускавших в соединении с дешевой рабочей силой конкурентоспособную экспортную продукцию.
С основания Китайской международной компании морских контейнеров (1980) началось национальное значение Шэньчжэня -нового города в дельте Жемчужной реки (ОЭЗ напротив Сянгана), выросшего за 1979-2000 в один из 5 самых больших городов (7 млн. жителей), 3 крупнейших портов и 2 главных экспортных центров страны. Основанные в Шэньчжэне учреждения своего рода хроника китайской модернизации университет (1983) и на его базе - первый научно-промышленный парк (1985); компания телекоммуникационного оборудования ЗТЕ (1985); фондовая биржа (1990); виртуальный университетский парк и первая Китайская ярмарка высоких технологий (1999).
[1] Валентинов Н. НЭП и кризис партии после смерти Ленина. М.: Современник, - 1991.
[2] За 1920-1926 (по РСФСР) доля крестьянских хозяйств с посевной площадью св. 10 десятин уменьшилась с 4,1% до 0,8%, а с посевной площадью менее 2 десятин – с 46,7% до 36,6%; тогда как доля хозяйств с посевной площадью от 2 до 10 десятин возросла от 49,2% до 62,6%.
[3] С переходом пищевой промышленности в ведение Наркомснаба (1930) и отделением наркоматов легкой и лесной промышленности (1932).
[4] Репрессии в Центральном статистическом управлении (ЦСУ) Госплана; наложение грифа секретности на хозяйственную информацию, цензура и т.д.