Модернизация французской экономики.
“Экономическое чудо” ФРГ.План Маршалла разделил Европу в целом и Германию в частности на два лагеря. На территории Западной Германии сложилась модель социального рыночного хозяйства.
Министром экономики в первом правительстве Федеративной Республики Германии стал проф. Л.Эрхард, еще весной 1945 разработавший программу восстановления экономики страны. Концепция Эрхарда базировалась на теоретических построениях экономистов Фрайбургской школы, предложивших доктрину ордолиберализма (букв. “порядок свободы”), настаивавшую на активности государства как создателя общественных институтов, гарантирующих свободное проявление частной инициативы и политическую демократию. Более конкретным переложением идей ордолиберализма стала модель “социального рыночного хозяйства”, под которым понималось:
- приоритет в экономической политике государства не регулированию хозяйственных процессов, а установлению форм и правил (“рамочного обрамления”) действий хозяйственных субъектов;
- нацеленность создаваемых форм и правил на обеспечение свободного конкурентного порядка и открытости рынков, стимулирование хозяйственной инициативы максимального числа частных лиц: антимонопольная политика, поддержка среднего и малого бизнеса;
- взаимосоответствие всех элементов экономической жизни - предпринимательской деятельности, денежной политики, банковской системы и т.д.;
- стабильность денежного обращения и экономической политики, обеспечение предсказуемых условий инвестирования;
- преодоление консервативной структуры потребления, создание условий для выравнивания платежеспособности всех слоев населения.
Теоретики и практики “социального рыночного хозяйства” отвергли такие элементы государственного регулирования экономики, как национализация и планирование на макроэкономическом уровне. «Планификация – не путь» - заявил Эрхард. Он начал сденежной реформы, заменив рейхсмарки новыми дойчмарками (ДМ) по курсу 100: 6,5.Ему удалось добиться соглашения с профсоюзами, которые в ответ на установление стабильных цен на продукты питания, квартплату и транспортные расходы не предъявляли требований к увеличению заработной платы. Таким образом, удалось избежать возможной инфляционной спирали и стабилизировать валюту.
После денежной реформы центральный банк для стимулирования экономического роста выделил на инвестиционные кредиты 200 млн. ДМ и снизил обязательные резервы для коммерческих банков. Затем были созданы центральный Промышленный кредитный банк и два центральных банка для поддержки сельского хозяйства. Помощь, получаемую в соответствии с планом Маршалла, западногерманские предприятия оплачивали в ДМ, а Промышленный банк из этой помощи образовывал т.н. эквивалентные ресурсы для инвестиций. В 1952 правительство обязало все предприятия предоставить займы Промышленному банку для финансирования долговременных инвестиционных программ развития отраслей и регионов, в которые отказывались вкладывать средства другие банки. Эмиссия ценных бумаг была ориентирована на рынок потребительских товаров. Для удовлетворения потребительского спроса государство применяло не только кредитно-денежную политику, но и политику расходов - государственных дотаций. В соответствии с принятым “зеленым планом” были дотировано производство важнейших продуктов питания (хлеб, молоко, яйца). Особая поддержка была оказана жилищному строительству (льготное налогообложение, плата за сверхурочные работы), что позволило решить задачу предоставления нормального жилья миллионам беженцев и пострадавших от бомбардировок. Во 2-й половине 1950-х гг. были приняты меры по расширению за счет бюджетных средств системы социального обеспечения и охраны окружающей среды.
Правительство ФРГ придавало большое значение “демократизации капитала” - разукрупнению концернов, обеспечению участия работников в управлении предприятиями, отстаиванию позиций держателей мелких пакетов акций. Так, например, “Ферайн Стальверке” (дававший ранее до 40% германского производства стали) был разделен на 13 металлургических и 9 горнодобывающих компаний. При денационализации крупнейшей автомобильной компании “Фольксваген” наименее оплачиваемым работникам были предоставлены скидки для приобретения “народных акций”.
Л.Эрхард был министром экономики до 1963, в котором занял пост канцлера (до 1966). Он представлял Христианский демократический союз, образовавший правящую коалицию вместе с Христианским социальным союзом (ХДС/ХСС). Реформы Эрхарда обеспечили западногерманской экономике наивысший в западной Европе экономический рост, изобилие на потребительском рынке. Однако в конце ХХ в. выяснилось, что в подъёме экономики ФРГ были активно задействованы укрытые в швейцарских банках валютные запасы от продажи нацистами имущества, награбленного у евреев.
Голлизм и модернизация французской экономики. Во Франции с установлением Четвертой республики - приходом к власти лидеров Движения Сопротивления во главе с генералом Шарлем де Голлем (премьер-министр в 1944- янв.1946) и при сильном влиянии социалистов и коммунистов - под прямой контроль государства перешли энергоресурсы, страховые компании, крупнейшие банки и ряд крупных фирм. Для стимулирования экономического роста стало использоваться индикативное (рекомендательное) государственное планирование.
Государственный План модернизации и оснащения был пущен в действие (с 1946) первым экономическим советником де Голля Жаном Моннэ. Моннэ объяснял отставание французской экономики сложившейся консервативной структурой предприятий, ориентированных на семейную производственную единицу. Моннэ считал, что технологический прогресс может быть реализован лишь на крупномасштабных предприятиях, обладавших в ряде случаев монопольными позициями. Однако, с другой стороны, ряд французских традиций содействовал успеху идеологии экономического дирижизма, включавшего в себя централизм и индикативное планирование, - давняя тенденция вмешательства государства в экономику, тесные взаимоотношения между предпринимателями и высшими чиновниками - в большинстве своем выпускниками одних и тех же элитных учебных заведений. Моннэ руководил подчиненным премьер-министру Генеральным комиссариатом по планированию, через Комитеты по модернизации поддерживая связи с многочисленными кругами промышленников, рабочих и аграриев.
Отставка де Голля в янв. 1946 не изменила курса на экономический дирижизм. За годы Четвертой республики (1946-58) во Франции были реализованы два Плана модернизации и оснащения. Государство сконцентрировало усилия на развитии 8 базовых отраслей, игравших ключевую роль структурной перестройке промышленности - угольной, сталелитейной, цементной, энергетике, производстве горючего, транспорте, изготовлении сельскохозяйственных машин и азотных удобрений. Выполняя стратегические функции, Комиссариат составлял для правительства и частного сектора прогнозы экономического развития, что уменьшало степень риска при принятии важных решений, способствовало оптимальному распределению ресурсов и созданию эффективной структуры социального взаимодействия. Климат сотрудничества в Комитетах по модернизации, где велись споры о плане на отраслевом уровне, содействовал пониманию экономических явлений широкими слоями населения.
К моменту второго прихода генерала де Голля к власти содержание и главные направления модернизации французской экономики были четко определены. Став в 1958 президентом, де Голль добился принятия новой конституции, установившей во Франции режим президентской Пятой республики, ограничивавшей полномочия парламента. На этот раз своим экономическим советником де Голль выбрал либерального экономиста Ж.Рюэффа. Но генерал сохранил приверженность экономическому дирижизму, провозгласив выполнение плана “пламенным долгом каждого француза”.
Умелое вмешательство в экономику государственных органов Пятой республики было нацелено на решение следующих основных задач:
- совершенствование экономической структуры за счет демонополизации некоторых замкнутых национальных рынков при одновременном укрупнении промышленно-финансовых групп, деятельность которых приобрела международные масштабы;
- “устройство территории” (равномерное развитие всех регионов страны);
- поддержание классового согласия, смягчение традиционной для Франции социальной напряженности.
1960-е стали годами “Больших проектов” по созданию или радикальному обновлению атомной энергетики, самолетостроения, космической технологии, производства ЭВМ (именно во Франции появился термин информатика, предложенный математиком Л.Куффиньялем).В отличие от первого этапа модернизации, где задачи решались за счет национализации, на этот раз их исполнение было возложено на частный бизнес. Участие государства ограничивалось организационной стороной дела и финансовым содействием. Результатами “больших проектов” стали ракета “Ариан”, сверхзвуковой пассажирский самолет “Конкорд”, аэробусы, сверхскоростные поезда, производство во Франции электронно-вычислительной техники и средств связи на уровне США и Японии.
Для голлистской модернизации характерна активная региональная политика государства - преодоление исторически сложившейся традиции оттягивания гипертрофированным Парижским регионом ресурсов провинции. Региональному выравниванию способствовали политика размещения государственных и стимулирования частных инвестиций, крупномасштабные программы развития дорожной инфраструктуры - от национальных высокоскоростных магистралей до разветвленной сети муниципальных шоссе, создание на периферии “полюсов научно-технического роста” вокруг “больших проектов” и университетских центров (Гренобль, Нант).
Большое место в модернизации Франции заняли преобразования в сельском хозяйстве, превращению его из архаичного парцеллярного в современное фермерское и кооперативное, интегрированное в агроиндустриальный комплекс с химической промышленностью и машиностроением. Не допустив обвального свертывания посевов ряда традиционных для Франции культур под натиском дешевого импорта из соседних государств, де Голль в то же время содействовал сохранению универсального (многопродуктового) характера французского сельского хозяйства. При сокращении середины 50-х к концу 60-х доли занятых в сельском хозяйстве с 27 до 15% Франция вышла на 2-е после США место в мире по экспорту сельскохозяйственной продукции, стала единственным в Западной Европе экспортером зерновых и крупнейшим в мире - молочных продуктов, не говоря уже о винах.
Политика де Голля была продолжена его преемником Жоржем Помпиду (премьер в 1962-68, президент в 1969-74). В результате глубокой структурной перестройки, технологической модернизации, развития организационно-хозяйственной, транспортной и коммуникационной инфраструктуры, научно-технического потенциала и образования, Франция к началу 70-х по уровню эффективности производства заняла ведущее место среди европейских стран.
Европейская экономическая интеграция.На протяжении многих столетий “рейнская ось” Западной Европы, ставшая к концу ХIХ в. осью европейской тяжелой промышленности (Рур, Саар, Валлония, Лимбург, Люксембург и Лотарингия), была постоянным источником войн и конфликтов. Но после второй мировой войны удалось добиться превращения этого макрорегиона в место, где стал развиваться процесс сотрудничества и прогресса. В 1951 шесть государств, расположенных на и вокруг “лотарингской оси” - Нидерланды, Бельгия, Люксембург (с 1948 объединились в таможенный союз Бенилюкс), ФРГ, Франция и Италия подписали соглашение о создании Европейского общества угля и стали, объединившего горную и металлургическую промышленность этих стран. Инициаторами ЕОУС были дипломат Р.Шуман и финансист Жан Моннэ. ЕОУС стало преддверием объединения тех же 6 стран в 1957-58 в Европейское экономическое сообщество (“Общий рынок”). В противовес ему в 1960 было создано другое макрорегиональное объединение - Европейская ассоциация свободной торговли, куда вошли Англия, Швеция, Норвегия, Дания, Швейцария, Австрия и Португалия. Однако впоследствии (1972) Англия и Дания вышли из ЕАСТ и вместе с Ирландией были в 1973 приняты в ЕЭС. С интеграцией 9 динамично развивающихся стран в Европейское экономическое сообщество оно превратилось в мощный центр экономической силы, способный бросить вызов США.