СТАНОВЛЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ СИСТЕМ РЕГУЛИРУЕМОГО КАПИТАЛИЗМА в Европе.

“Великая депрессия”, начавшись в США, в 1930 охватила и страны Западной Европы. Ранее других на путь выхода из кризиса посредством перехода к смешанной экономике вступила Швеция. Это было связано с деятельностью экономистов-теоретиков Стокгольмской школы (особенно Г.Мюрдаля) и приходом к власти в 1932 правительства социал-демократов, министр финансовкоторогоЭрнст Вигфорсс пришел к выводу, что государственные инвестиции и организуемые общественные работы могут повысить покупательную способность и уменьшить масштабы экономического кризиса. Экономисты Стокгольмской школы предложили развернутые обоснования антициклической политики, Центральное объединение профсоюзов и Объединение предпринимателей Швеции заключили в 1938 соглашение о мирном способе достижения коллективных договоров. Таким образом был заложен фундамент “народного дома” и трипартизма - шведской социал-демократической модели государства всеобщего благосостояния. Трипартизм оказался эффективной формой компромисса между крупным капиталом и организованным трудом при направляющей роли государства. Смещение приоритетов к поддержке занятости и покупательной способности бедных слоев не помешало высокой конкурентоспобности таких фирм, как, например, шведская автомобилестроительная «Вольво», отделившаяся от шарикоподшипниковой компании СКФ (1935).

Противоположной была судьба Германии, где кризис был наиболее сильным в Европе, преобладание крупного корпоративного капитала - подавляющим, а рабочие, уволенные из сокращенной армии офицеры и т.н. средние слои - мелкие хозяева и служащие - были выбиты из колеи мировой войной, гиперинфляцией 1922-23, политической нестабильностью. К 1932 промышленное производство в Германии сократилось сравнительно с 1929 на 40%, число полностью и частично безработных достигло 8 млн. На фоне всеобщей деморализации к власти в Германии в начале 1933 пришли нацисты.

Их экономическая программа была целиком сориентирована на подготовку к войне за “жизненное пространство для нации”. Это означало милитаризацию хозяйства и курс на автаркию - самообеспечение необходимыми ресурсами. Для перевода всей экономики на военные рельсы был создан сложный аппарат государственного регулирования. Его основу составил “фюрер-принцип” - подчинение всех секторов хозяйства и групп предприятий приказам уполномоченных чиновников - “виртшафтсфюреров”. В 1933 был принят закон о принудительном картелировании мелких и средних предприятий, а в 1934 - “Закон о подготовке к органическому построению германского хозяйства”. Министр экономики Я.Шахт получал полномочия на создание, роспуск или слияние хозяйственных объединений и назначение их руководителей. В 1936 с предисловием Шахта в Германии был оперативно издан перевод “Общей теории занятости, процента и денег” Дж.М.Кейнса. Шахт заявлял, что только нацизм способен на деле осуществить полную занятость - прежде всего с помощью общественных работ, под которыми подразумевалась гонка вооружений.

Закон “Об организации национального труда” (1934) запрещал профсоюзы, стачки, свободный переход рабочих с одного предприятия на другое, декларировал прекращение в Германии классовой борьбы и объединение рабочих и фабрикантов в единый “Немецкий трудовой фронт”, регулировавший по согласованию с министерством экономики заработную плату. Как средство сокращения безработицы для населения от 18 до 25 лет была в 1935 введена трудовая повинность; к 1938 она стала всеобщей.

Для регулирования сельского хозяйства было создано “имперское сословие по продовольствию”; земледельцы были объявлены “солдатами фронта питания”. Была введена система принудительных поставок сельскохозяйственной продукции. Зажиточные владельцы “наследственных дворов” - гроссбауэры - получили свободу от поземельного налога, но могли быть лишены своего хозяйства за невыполнение распоряжений “имперского сословия по продовольствию”.

Разорвав Версальский договор, Гитлер уже в 1933 создал министерство авиации и начал в широких масштабах строительство военно-промышленных предприятий, а в 1935 ввел всеобщую воинскую повинность и добился от Англии разрешения на строительство надводного и подводного флота. В 1936 второе лицо в НСДАП - рейхсмаршал Геринг - стал уполномоченным по осуществлению 4-летнего плана мобилизации ресурсов для обеспечения полной боеготовности вермахта - вооруженных сил нацистской Германии. Предприятия, признанные решающими в военном отношении, в первую очередь обеспечивались кредитами, сырьем, рабочей силой. В то же время были запрещены инвестиции в текстильные и ряд других отраслей. Выдвинув лозунг “Пушки вместо масла”,правительство ограничило ввоз продовольствия и жестко регламентировало внешнеторговые отношения и расходование иностранной валюты для закупок стратегического сырья. Недостаток нефти, каучука, цветных металлов и других видов ресурсов Германия стремилась восполнить энергичными мерами по налаживанию производства синтетических материалов - искуственного каучука, пластмасс, химического волокна и т.д. Милитаризация экономики вела к увеличению масштабов государственного предпринимательства. Государственный сектор возрос и за счет “ариизации” промышленных предприятий, принадлежавших еврейскому капиталу.

Удельный вес военных отраслей в совокупной промышленной продукции Германии достиг к 1939 80%. Обновленная армия, крупномасштабное производство военной техники, мощная тяжелая промышленность подготовили германскую агрессию в Европе. При потворстве западных держав нацисты развязали вторую мировую войну, унесшую 50 миллионов человеческих жизней.

Фашистская диктатура в Италии запретила забастовки и подавила независимые профсоюзы. Итальянские рабочие (к 1933 – все) в «единстве» с предпринимателями были интегрированы в 22 отраслевые корпорации, подконтрольные правительству и управляемые фашистскими партийными функционерами. Причем только корпорации могли выдвигать депутатов в формально сохранившийся итальянский парламент.

На банкротства банков и частных предприятий фашистский режим ответил системой государственной централизации кредита (1933-1937). Были созданы государственные Институт движимого имущества и Институт промышленной реконструкции. Первый сосредоточил долгосрочное кредитование тяжелой промышленности; второй, удерживая контрольные пакеты акций 3 «банков национального значения» - краткосрочное кредитование дляспасения крупных убыточных компаний. Краткосрочным кредитованием занимались также коммерческие банки – заемщики национализированного Банка Италии, контролировавшего 6 других государственных банков и систему сберкасс, социального страхования и соцобеспечения, причем национальные «страховые» институты на самом деле в основном занимались финансированием мелиорации, общественных работ и агрессии в Эфиопии, которую части итальянской армии захватили-таки (1935-1936) после того, как упрочили владычество в Триполитании (1928-1934). Запрет эмиграции и поощрение роста населения были нужны Муссолини, чтобы иметь возможность поставить миллионы человек под ружье для территориальной экспансии.

Достигнутый уровень самобеспечения сделал малодейственными торговые санкции, которые Лига Наций пыталась наложить на Италию за войну в Эфиопии, а диктатору позволил объявить, что состояние промышленного производства в стране зависит не от внешнего рынка, а от правительства. Нашел массовую поддержку лозунг «Предпочитаю итальянские товары». Италия вышла на первое место в Европе по выработке электроэнергии и протяженности шоссе, включая первые в мире специальные автострады;была создана общенациональная сеть телефонной связи.

Во Франции как примирительная сила возник коалиционный Народный фронт(1934) буржуазных радикалов, социалистов и коммунистов,поддерживаемый профсоюзами. После победы на выборах Народный фронтсформировал правительство во главе со старейшим политиком-социалистом Леоном Блюмом (1936).

В правительственном дворце Матиньон 7 июня 1936 были подписаны соглашения между деловыми кругами и профсоюзами Франции о коллективных договорах и немедленном повышении зарплаты (в среднем на 12%, а для низкооплачиваемых категорий и молодежи – на 30-50%). После этого парламент принял законы о 40-часовой рабочей неделе и 2-недельном оплачивае­мом отпуске для промышленных рабочих; о запрете создания новых частных промышленных и торговых предприятий; о национализации Банка Франции и железных дорог; о введении прогрессивного налогообложения доходов и наследств. Матиньонские соглашения натолкнулись на предпринимательский саботаж в виде бегства капиталов(перевод денежныхресурсов за границу на сумму 100 млрд. франков в 1936-1937), быстро сузившего финансовую базу реформ. Усилились трения между коммунистами, активизировавшими антимонополистическую риторику, и буржуазными радикалами, перешедшие в распад Народного фронта (1938) после формирования нового правоцентристского правительства, подписавшего Мюнхенское соглашение.

Расплатой за Мюнхенский сговор стала оккупация Парижа и бóльшей части Франции нацистским блицкригом. В курорте Виши в центре стране установилось коллаборационистское правительство (от франц. collaborer - «сотрудничать»; в данном случае – с нацистскими оккупантами).

В Великобритании Великая Депрессия поразила (ок. 3 млн. безработных в 1932) главным образом старопромышленные отрасли, застойные и локализованные в депрессивных регионах (Шотландия, северо-восток Англии, Ланкашир, Йоркшир и Южный Уэльс). Правительство и относительно благополучные жители Лондона и Бирмингема оставались безучастными к бедам этих регионов, откуда прибывали просители милостыни и участники «голодных маршей».

Вторая мировая война привнесла в менталитет сословно и регионально расслоенной Британии ощущение равенства перед лицом испытаний, выпавших на долю всех (карточная система, воздушные налеты и т.д.). На этой почве возник «новый либерализм»,символизируемый фигурами экономистов-политиков из Либеральной партии лордов Бевериджа и Кейнса: признание за каждым права на достойную жизнь и помощь государства в реализации этого права. У.Г.Беверидж, президент Королевского экономического общества, в парламентском докладе о социальной реформе (1942) и ряде книг(1944) сформулировал концепцию «государства благосостояния» с приоритетными задачами достижения полной занятостии системы социального обеспечения. Полная занятость в соответствии с теорией Дж.М.Кейнса была определена как состояние экономики с уровнем безработицы (нециклической) не более 3% от трудоспособного населения. Беверидж убеждал верхние консервативные слои, что социальные трансферты (пособие по беременности и на детей, страхование, пенсии по старости, бесплатное национальное здравоохранение), финансируемые за счет прогрессивного налогообложения, обеспечат более здоровое и зажиточное население, которое будет производить более конкурентоспособные товары на британских промышленных предприятиях.

Наши рекомендации