Контроль осуществления аудиторской деятельности в Республике Беларусь
Статья 21. Контроль за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности
Контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами -индивидуальными предпринимателями законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь, за исключением контроля за соблюдением законодательства об аудиторской деятельности в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах, банковских холдингах, который осуществляется Национальным банком Республики Беларусь.
Контроль за выполнением настоящего Закона и других актов законодательства об аудиторской деятельности осуществляется Комитетом государственного контроля Республики Беларусь.
"Об утверждении Инструкции об организации и проведении проверок соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами.
Эта Инструкция определяет требования к организации и проведению проверок соблюдения законодательства- об : осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий аудиторскими организациями и аудиторами --ИН (далее - лицензиат).
Проверки соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий лицензиатом проводятся уполномоченными работниками управления аудита Министерства финансов Республики Беларусь в соответствии с графиком проведения проверок, утверждаемым заместителем Министра финансов.
Основными задачами, разрешаемыми в ходе проведения проверки, являются:
· соблюдение лицензиатами законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
· выявление и предупреждение нарушений законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий.
Проверки могут быть плановыми, внеплановыми, тематическими.
Проверка деятельности одного и того же лицензиата может проводиться не более одного раза в год. за исключением проверок, проводимых по поручению правоохранительных органов и судов.
Перед началом проведения проверки работник, проводящий проверку, обязан предъявить лицензиату служебное
удостоверение, а также предписание на проведение проверки. _ -
Лицензиат знакомится с предписанием на проведение проверки под роспись. Работники, проводящие проверки, имеют право:
проверять следующие документы: учредительные документы; штатное расписание аудиторской организации, приказы, трудовые книжки, личные дела работников; договоры, акты выполненных работ; документы, свидетельствующие о выполнении правил аудиторской деятельности и наличии внутренней системы контроля качества оказываемых аудиторских услуг: документы бухучета и отчетности; статистическую отчетность; аудиторские заключения, письменную информацию (отчеты) по результатам проведения аудита; справки (акты) проверок других контролирующих органов; книгу замечаний и предложений; другие документы, связанные с осуществлением лицензиатом аудиторской деятельности.
Результаты проверки оформляются справкой. В справке проверки указываются:
основание назначения проверки, дата и номер предписания на ее проведение, должности, ФИО лиц, проводивших проверку:
период проверки, даты начала и завершения проверки, место составления справки проверки;
наименование и местонахождение проверяемой аудиторской организации;
ФИО аудитора - ИП, его место жительства;
сведения о государственной регистрации лицензиата;
сведения о постановке на налоговый учет (УНП) лицензиата; _
наименование банка, номер расчетного счета, код банка; -
номер, дата выдачи и срок действия лицензии на аудиторскую деятельность;
сведения о руководителе аудиторской организации и состоящих в штате организации аудиторах:
сведения о проверках, проведенных контролирующими органами в проверяемом периоде;
сведения о проверках соблюдения законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий и устранении выявленных нарушений;
сведения о соблюдении законодательства об осуществлении аудиторской деятельности, лицензионных требований и условий;
должности, ФИО лиц, подписавших справку проверки.
Основные этапы аудита
Поскольку каждая аудиторская проверка ограничена во времени, аудитору всегда важно четко определить ее цели, безошибочно выбрать исследуемые объекты проверки, грамотно спланировать свои действия, применить эффективные аудиторские процедуры и собрать необходимые доказательства для формулирования объективного заключения. Для успешной реализации целей конкретной аудиторской проверки необходимо, чтобы последовательно выполнялись основные этапы проведения аудита. Анализ экономической лит-ры не позволяет сделать однозначный вывод об основных этапах технологии аудита.
В национальном правиле «Цели и общие принципы аудита бухгалтерской отчетности» выделены следующие этапы аудита:
- планирование аудита;
- получение аудиторских доказательств;
- документирование аудита;
- обобщение выводов;
- формирование и выражение мнения о бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта.
На этапе предварительного планирования наряду с другими вопросами изучают организацию и состояние бухгалтерского учета и внутреннего контроля.
В РБ, по нашему мнению следует выделить такие основные этапы аудита:
– подготовка аудиторской проверки: определение объема аудита.
– планирование аудита, оценка организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица. Аудитор должен получить достаточное представление о всех сторонах фин–хоз деятельности объекта проверки и осуществить оценку его системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля
– непосредственное проведение аудиторской проверки на предприятии: получение аудиторских док-в с документир-ем всех необход сведений и фактов;
– составление аудиторского заключения.
Учитывая особую значимость технологических этапов аудиторской проверки, отдельно остановимся на их содержании.
34. Планирование аудита документальное оформление общей стратегии и плана аудита
Планирование аудита определяется правилом аудиторской деятельности «Планирование аудита». Планирование аудита - разработка общей стратегии и составление детального плана применительно к ожидаемому характеру, срокам и объему аудиторских процедур.
Аудиторская организация должна планировать свою работу так, чтобы аудит был проведен наиболее эффективным образом.
Планирование аудита позволяет: уделить необходимое внимание значимым для аудита областям; выявить и своевременно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе аудита; осуществлять руководство и контроль за ходом аудита.
Процесс планирования неотделим от процесса проведения аудита и включает в себя: предварительное планирование;- разработку общей стратегии аудита; внесение изменений в план в ходе аудита; осуществление руководства и контроля; документирование действий, связанных с составлением и изменениями стратегии и плана аудита.
Общая стратегия аудита - документально оформленные основные решения аудиторской организации по предполагаемому объему аудита, временным рамкам его проведения и основным направлениям работы.
1. установление характеристик аудиторского задания, влияющих на его объем;
2. определение итоговых и промежуточных документов по результатам аудита и сроков их предоставления;
3. установленный уровень (уровни) существенности;
4. предварительная оценка эффективности системы внутреннего контроля аудируемого лица;
5. специфические особенности финансовой и хозяйственной деятельности аудируемого лица и его бухгалтерской отчетности.
После определения общей стратегии аудита аудиторская организация должна разработать и документально оформить план аудита.
План аудита - документ, составляемый аудиторской организацией и содержащий описание характера, сроков и объема аудиторских процедур, которые необходимо выполнить для получения достаточных и надлежащих аудиторских доказательств достоверности проверяемой информации, соответствия законодательству финансово-хозяйственных операций, совершаемых аудируемым лицом, а также снижения аудиторского риска до приемлемого уровня.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРОВЕРКЕ В ХОДЕ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО АУДИТА ДОСТОВЕРНОСТИ ГОДОВОЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ
1. Аудит системных вопросов:
1.1. аудит правоустанавливающих документов:
1.2. аудит учетной политики:
1.3. аудит общего состояния бухгалтерского учета и внутреннего контроля:
2. Аудит внеоборотных активов:
4. Аудит расходов:
5. Аудит учета готовой продукции, товаров:
6. Аудит доходов:
7. Аудит операций с денежными средствами:
8. Аудит расчетов:
9. Аудит правильности оплаты труда работников.
10. Аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению.
11. Аудит финансовых вложений.
12. Аудит финансовых результатов и использования прибыли.
13. Аудит операций с собственным капиталом:
14. Аудит расчетов с бюджетом и правильности ведения налогового учета.
15. Аудит и анализ показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности:
16. Аудит экологических вопросов.
17. Аудит событий, произошедших после отчетной даты и условных фактов финансовой и хозяйственной деятельности.
18. Аудит соблюдения принципа непрерывности деятельности организаций.