Влияющих на развитие туризма
1. Основные факторы, влияющие на развитие туризма делятся на статичные и динамичные.
· Статичные – совокупность природно-климатических, географических и историко-культурных факторов.
Они имеют непреходящее, неизменное значение. Человек лишь приспосабливает их к туристским потребностям, делает их более доступными для использования. Природно-климатические и географические факторы находят выражение в красивой, богатой природе, климате, рельефе местности, подземных богатствах (минеральные воды, пещеры и т.д.). Культурно-исторические факторы (памятники архитектуры, истории и т.д.) также можно отнести к статичным факторам.
· Динамичные – демографические, социально-экономические, материально-технические, политические факторы.
Они могут иметь различную оценку, значение, меняющиеся во времени и пространстве.
2. Кроме вышеуказанного деления факторы, воздействующие на туризм, делятся на внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные).
Внешние (экзогенные) факторы воздействуют на туризм посредством демографических и социальных изменений.
Повышение уровня и качества жизни в экономически развитых странах способствовало тому, что у людей появилось больше свободного времени и возможностей для отдыха, путешествий, развлечений, познания нового и приобщения к всеобщим культурным ценностям человечества.
Влияние социально-экономических факторов на развитие туризма постоянно возрастает. Глобализация и интеграция стран в мировое сообщество способствовали тому, что туризм стал действительно массовым явлением мирового масштаба, что, в свою очередь, превратило туристскую индустрию в один из крупнейших секторов мировой экономики.
· Социально-демографические факторы (половозрастная и социальная структура общества; состав и структура семьи; социальный и профессиональный статус; уровень образования и др.) предопределяют те или иные потребительские предпочтения людей, в результате которых формируется определенная структура потребительского спроса.
· Экономические факторы (уровень жизни и материальное благосостояние общества; уровень и характер занятости населения в экономике, соотношение свободного времени и занятости и др.) обусловливают саму возможность совершения туристской поездки, для чего необходимо как минимум две составляющие: наличие свободного времени и денежных средств, которые человек может себе позволить потратить на путешествие.
К числу внешних факторов, воздействующих на туризм относятся также экономические и финансовые: улучшение (ухудшение) экономической и финансовой ситуации; увеличение (снижение) персонального дохода; более высокая (низкая) туристская активность в зависимости от выделенной на отдых части доходов; возрастание (снижение) доли общественно выделяемых средств на покрытие расходов на туризм и путешествия.
К социально-экономическим факторам, влияющим на рост туризма, относятся также повышение уровня образования, культуры, эстетических потребностей населения. Как элемент эстетических потребностей можно рассматривать стремление людей познакомиться с бытом, историей, культурой, условиями жизни в различных странах.
· Политические факторы (изменения политического и правового регулирования; тип международных отношений, сложившихся с другими государствами).
· Технологические факторы (технологические изменения, связанные с развитием НТП; развитие транспортной инфраструктуры и торговли, рост информированности, использование компьютерных и электронных систем и пр.)
Внутренние (эндогенные) факторы – это факторы, воздействующие непосредственно в сфере туризма. К ним относятся прежде всего материально-технические факторы, имеющие важнейшее значение для развития туризма. Главные из них связаны с развитием средств размещения, транспорта, предприятий общественного питания, рекреационной сферы, розничной торговли и т.д.
К внутренним относятся также факторы туристского рынка:
1) процессы спроса, предложения и распространения (в качестве особенности современных рыночных факторов можно выделить, например, превращение спроса на турпродукты в постоянный запрос, а также рост индивидуального туризма);
2) возрастание роли сегментации рынка (появление новых внутрирегиональных туристских сегментов, увеличение расстояний путешествий, разнообразие форм проведения каникул, рост краткосрочного пребывания, возрастание диверсификации туристского развития в устоявшемся туристском пространстве и т.д.);
3) возрастание роли координации деятельности в туризме и процессов монополизации (усиление горизонтальных интеграций, то есть рост партнерских отношений крупных фирм со средним и малым бизнесом; вертикальные интеграции через создание стратегических туристских союзов; глобализация туристского бизнеса и т.д.);
4) возрастание роли средств массовой информации и связей с общественностью (паблик рилейшнз) в продвижении рекламы и реализации разрабатываемых турпродуктов;
5) возрастание роли кадров в туризме (увеличение численности работников, развитие профессионально-квалификационной структуры, повышение значения профессиональной подготовки, улучшение организации труда и т.д.);
6) возрастание роли частного туристского бизнеса (создаются условия, при которых на рынке действуют ограниченное число больших транснациональных операторов и значительное количество родственных малых предприятий – агентств, осуществляется эффективная реализация турпродукта на основе профессионального маркетинга, что в свою очередь, порождает потребность в повышении квалификации персонала).
Перечисленные факторы, в свою очередь, подразделяются на экстенсивные, интенсивные и сдерживающие (негативные).
К экстенсивным факторам относятся: рост численности работников, увеличение количества вовлекаемых в хозяйственный оборот материальных ресурсов, строительство новых объектов туризма с техническим уровнем существующих.
Интенсивные факторы: повышение квалификации персонала, развитие профессионально-квалификационной структуры; техническое совершенствование материальной базы на основе внедрения достижений и результатов научно-технического прогресса, включая реализацию целевых программ улучшения культуры и качества обслуживания, индустриализации, технологизации и компьютеризации туризма, рациональное использование имеющихся материальных ресурсов, объектов и маршрутов и т.д.
К сдерживающим факторам, влияющим на развитие туризма негативно, относятся: кризисы, милитаризация экономики, рост внешней задолженности, политическая нестабильность, рост цен на предметы потребления, безработица, забастовки, криминогенная обстановка, финансовая нестабильность (инфляция, стагнация валют), сокращение объемов личного потребления, неблагополучие экологической ситуации, банкротство туристских фирм, ужесточение туристских формальностей, снижение квот обмена валют, невыполнение турфирмами своих обязательств и т.д.
Особое место среди факторов, оказывающих влияние на развитие туризма, занимает фактор сезонности. Под сезонностью понимается устойчивая закономерность внутригодовой динамики того или иного явления, которая проявляется во внутригодовых повышениях или понижениях уровней того или иного показателя на протяжении ряда лет (неравномерная загрузка предприятия, вызванная сезонными колебаниями спроса на туристские услуги).