Акционерное общество под другим названием – корпорация.
Главные характеристики: коллективная (публичная) собственность и ограниченная ответственность, остаются. Эти фирмы часто называются акционерными компаниями, публичными компаниями с ограниченной ответственностью и компаниями с ограниченной ответственностью, в зависимости от специфического характера фирмы и страны происхождения.
Цели финансового управления
Цель финансового управления — получать прибыль или увеличивать стоимость собственности для владельцев.
Возможные цели:
Выжить, избежать финансовых трудностей и банкротства, победить конкурентов, максимально увеличить объем продаж и сектор рынка, минимизировать расходы, максимизировать прибыль. Каждая из этих возможностей представляет проблему для финансового менеджера.
Перечисленные цели отличаются, но имеют тенденцию принадлежать к двум категориям: к прибыльности и к контролированию риска. Достижение прибыли обычно сопряжено с риском, поэтому максимизировать одновременно безопасность и прибыль невозможно.
Финансовый менеджер в компании принимает решения в интересах акционеров. Финансовый менеджер действует в интересах акционеров, принимая решения, которые увеличивают стоимость акции.
Более общей постановкой задачи будет максимизация рыночной стоимости долей капитала владельцев.
Финансовые рынки и акционерные компании
Основными преимуществами акционерных компаний являются быстрота и простота передачи права собственности и легкость получения дополнительных денежных ресурсов. Оба эти преимущества существенно усиливаются благодаря финансовым рынкам.
Первичные и вторичные рынки.
Финансовые рынки функционируют как первичные и вторичные рынки долговых и корпоративных ценных бумаг. Термин «первичный рынок» указывает на первую продажу ценных бумаг правительствами или акционерных обществ. На вторичных рынках эти ценные бумаги покупаются и продаются после первоначальной продажи
1. Первичные рынки. При операции на первичном рынке компании продает ценные бумаги и в результате сделки получает дополнительные средства. Компании участвуют в двух типах сделок на первичном рынке: публичных предложениях и частных размещениях. Публичное предложение - это продажа ценных бумаг неограниченному кругу лиц путем открытой подписки, в то время как частное размещение – продажа ценных бумаг определенного выпуска ограниченному, заранее известному числу инвесторов.
Вторичные рынки. Сделка на вторичном рынке происходит между одним владельцем или кредитором, продающим бумаги другому. Следовательно, средства для передачи прав собственности на акционерные ценные бумаги предоставляет вторичный рынок. Хотя компания вовлечена в сделки на первичном рынке только напрямую (когда она продает акции для получения средств), вторичные рынки остаются решающими для крупных компаний. Причина, по которой инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги в сделках на первичном рынке — это то, что при желании эти бумаги могут быть позднее перепроданы на вторичном рынке.
5. Финансовый менеджмент в третьем тысячелетии
Глобализация бизнеса.
К росту глобализации бизнеса привели четыре фактора:
1) развитие систем транспорта и связи, что снизило затраты и сделало международную торговлю более доступной;
2) возросшее влияние потребителей на законодательные органы многих стран, что привело к снижению торговых барьеров, созданных для защиты интересов неэффективных отечественных производителей, и в большей мере открыло национальные рынки для импорта;
3) увеличение затрат компаний на разработку новых видов продукции по мере развития технологии.
4) перенос производства в те страны, где оно дешевле и где на него налагается меньше законодательных ограничений. Это резко повысило конкурентоспособность продукции фирм и в их собственных странах.
В результате действия этих факторов оптимальными по издержкам становятся разработка, производство и реализация продукции, осуществляемые в глобальном масштабе.
Информационные технологии.
Компьютерные сети связывают менеджеров друг с другом, с Интернетом, с корпоративной сетью, а также с компьютерами клиентов и поставщиков. Таким образом, финансовые менеджеры получают больше возможностей делиться необходимой информацией и проводить онлайновые встречи и конференции с удаленными коллегами, потребителями и акционерами. Усовершенствованные технологии позволяют предприятиям сокращать затраты и расширять свои рынки. Однако новые технологии могут спровоцировать дополнительную конкуренцию, что может снизить рентабельность существующих рынков.
Усовершенствованные технологии позволили банкам более эффективно обрабатывать информацию, снизить затраты на обработку чеков, предоставление кредитов и идентификацию контрафактных кредитных карт. Технологии также позволили банкам лучше обслуживать своих клиентов.
Этику бизнеса можно рассматривать как поведение компании по отношению к ее сотрудникам, клиентам, акционерам и обществу в целом. Высокие стандарты этичности поведения требуют, чтобы фирма рассматривала каждую сторону, с которой она работает, честно и беспристрастно. Соблюдение фирмой этики бизнеса можно видеть по ее стремлению придерживаться норм и правил, имеющих отношение к таким факторам, как безопасность и качество продукции, честность в отношениях с сотрудниками и контрагентами, корректное ведение маркетинга и рекламной деятельности, неиспользование конфиденциальной информации в личных целях, участие в общественных мероприятиях, отказ от участия в коррупционных сделках и неиспользование противозаконных методов ведения бизнеса.
Не менее важна социальная ответственностьбизнеса. Фирмы несут моральную ответственность за обеспечение безопасной рабочей среды, за недопущение загрязнения воздуха и воды, а также за безопасность выпускаемой продукции. Однако социально ответственное ведение бизнеса требует определенных дополнительных затрат и не все предприятия согласятся нести эти затраты добровольно. Если некоторые фирмы будут следовать стандартам социальной ответственности, а другие — нет, то из-за чрезмерных затрат социально ответственные фирмы начнут терпеть поражение в конкурентной борьбе.
Балансовый отчет.
Балансовый отчет — это бухгалтерский документ, отражающий финансовое положение предприятия на определенную дату.
Активы.Активы классифицируются на оборотные (или текущие) активы и основные средства (или фиксированные активы). Основные средства имеют относительно долгую жизнь. Они могут быть материальными, или нематериальными. Срок жизни оборотных средств — меньше года. Это означает, что такой актив будет превращен в деньги в течение 12 месяцев.
Пассивы фирмы подразделяются на текущие и долгосрочные обязательства. Текущие обязательства, так же как и оборотные средства, существуют меньше года (т.е. они должны быть выплачены в течение года), и в балансе они перечислены выше долгосрочных обязательств.
Активы = Пассивы + Собственный капитал.
Чистый оборотный капитал.Разница между оборотными средствами фирмы и ее текущими обязательствами называется чистым оборотным капиталом. Чистый оборотный капитал существует, когда оборотные средства выше текущих обязательств.
Ликвидность.Ликвидностью называется способность превращения актива в наличные деньги.. Если достаточно снизить цену, то любой актив можно быстро превратить в деньги.