Первичные и вторичные рынки.

Финансовые рынки функционируют как первичные и вторичные рынки долговых и корпоративных ценных бумаг. Термин «первичный рынок» указывает на первую продажу ценных бумаг правительствами или акционерных обществ. На вторичных рынках эти ценные бумаги покупаются и продаются после первоначальной продажи

1. Первичные рынки. При операции на первичном рынке компании продает ценные бумаги и в результате сделки получает дополнительные средства. Компании участвуют в двух типах сделок на первичном рынке: публичных предложениях и частных размещениях. Публичное предложение - это продажа ценных бумаг неограниченному кругу лиц путем открытой подписки, в то время как частное размещение – продажа ценных бумаг определенного выпуска ограниченному, заранее известному числу инвесторов.

В соответствии с законодательством публичное предложение ценных бумаг и акций должно быть зарегистрировано в Федеральной службе по финансовым рынкам.

Чтобы частично избежать различных нормативных требований и расходов на публичные предложения, долговые и акционерные ценные бумаги часто продаются частным образом крупным финансовым институтам, например, компаниям по страхованию жизни или взаимным (инвестиционным) фондам.

Вторичные рынки. Сделка на вторичном рынке происходит между одним владельцем или кредитором, продающим бумаги другому. Следовательно, средства для передачи прав собственности на акционерные ценные бумаги предоставляет вторичный рынок. Хотя компания вовлечена в сделки на первичном рынке только напрямую (когда она продает акции для получения средств), вторичные рынки остаются решающими для крупных компаний. Причина, по которой инвесторы предпочитают покупать ценные бумаги в сделках на первичном рынке — это то, что при желании эти бумаги могут быть позднее перепроданы на вторичном рынке.

Существует два основных типа вторичных рынков: аукционные и дилерские. Дилеры покупают и продают сами, на свой страх и риск. А брокеры и агенты, наоборот, состыковывают покупателей и продавцов, но они фактически не являются владельцами продаваемого или покупаемого товара.

Аукционные рынки отличаются от дилерских. Во-первых, аукционный рынок или биржа имеет физическое место. Во-вторых, на дилерском рынке большинство покупок и продаж выполняется самим дилером. С другой стороны, основная цель аукционного рынка – свести тех, кто хочет продать, с теми, кто хочет купить. Дилеры играют ограниченную роль.



  1. Финансовый менеджмент в третьем тысячелетии

Когда в начале XX века финансовый менеджмент окончательно сформировался как отдельная область науки, основной упор делался, прежде всего, на законодательные аспекты налогообложения и слияния компании, формирование новых фирм и различные типы ценных бумаг, которые фирмы могли выпускать для того, чтобы привлекать капитал. В течение Великой депрессии 30-х годов в США прошлого века акцент сместился на банкротство и реорганизацию, корпоративную ликвидность и регулирование рынка ценных бумаг. В течение 40-х и в начале 50-х годов финансы все еще изучались как описательный, институциональный предмет, скорее с точки зрения стороннего наблюдателя, нежели менеджера. Однако в конце 50-х годов наметилось движение в сторону теоретического анализа, и фокус переместился на решения менеджеров, разрабатываемые в целях увеличения акционерной стоимости компаний.

Глобализация бизнеса.

К росту глобализации бизнеса привели четыре фактора:

1) развитие систем транспорта и связи, что снизило затраты и сделало международную торговлю более доступной;

2) возросшее влияние потребителей на законодательные органы многих стран, что привело к снижению торговых барьеров, созданных для защиты интересов неэффективных отечественных производителей, и в большей мере открыло национальные рынки для импорта;

3) увеличение затрат компаний на разработку новых видов продукции по мере развития технологии.

4) перенос производства в те страны, где оно дешевле и где на него налагается меньше законодательных ограничений. Это резко повысило конкурентоспособность продукции фирм и в их собственных странах.

В результате действия этих факторов оптимальными по издержкам становятся разработка, производство и реализация продукции, осуществляемые в глобальном масштабе.

Информационные технологии.

Компьютерные сети связывают менеджеров друг с другом, с Интернетом, с корпоративной сетью, а также с компьютерами клиентов и поставщиков. Таким образом, финансовые менеджеры получают больше возможностей делиться необходимой информацией и проводить онлайновые встречи и конференции с удаленными коллегами, потребителями и акционерами. Усовершенствованные технологии позволяют предприятиям сокращать затраты и расширять свои рынки. Однако новые технологии могут спровоцировать дополнительную конкуренцию, что может снизить рентабельность существующих рынков.

Усовершенствованные технологии позволили банкам более эффективно обрабатывать информацию, снизить затраты на обработку чеков, предоставление кредитов и идентификацию контрафактных кредитных карт. Технологии также позволили банкам лучше обслуживать своих клиентов.

Этику бизнеса можно рассматривать как поведение компании по отношению к ее сотрудникам, клиентам, акционерам и обществу в целом. Высокие стандарты этичности поведения требуют, чтобы фирма рассматривала каждую сторону, с которой она работает, честно и беспристрастно. Соблюдение фирмой этики бизнеса можно видеть по ее стремлению придерживаться норм и правил, имеющих отношение к таким факторам, как безопасность и качество продукции, честность в отношениях с сотрудниками и контрагентами, корректное ведение маркетинга и рекламной деятельности, неиспользование конфиденциальной информации в личных целях, участие в общественных мероприятиях, отказ от участия в коррупционных сделках и неиспользование противозаконных методов ведения бизнеса.

Не менее важна социальная ответственностьбизнеса. Фирмы несут моральную ответственность за обеспечение безопасной рабочей среды, за недопущение загрязнения воздуха и воды, а также за безопасность выпускаемой продукции. Однако социально ответственное ведение бизнеса требует определенных дополнительных затрат и не все предприятия согласятся нести эти затраты добровольно. Если некоторые фирмы будут следовать стандартам социальной ответственности, а другие — нет, то из-за чрезмерных затрат социально ответственные фирмы начнут терпеть поражение в конкурентной борьбе.

  1. Балансовый отчет.

Балансовый отчет — это бухгалтерский документ, отражающий финансовое положение предприятия на определенную дату. Это удобное средство организации и обобщения активов, пассивов, а также разницы между этими величинами (собственный капитал фирмы) в данный момент времени.

Активы.Активы классифицируются на оборотные (или текущие) активы и основные средства (или фиксированные активы). Основные средства имеют относительно долгую жизнь. Они могут быть материальными, или нематериальными. Срок жизни оборотных средств — меньше года. Это означает, что такой актив будет превращен в деньги в течение 12 месяцев.

Пассивы фирмы подразделяются на текущие и долгосрочные обязательства. Текущие обязательства, так же как и оборотные средства, существуют меньше года (т.е. они должны быть выплачены в течение года), и в балансе они перечислены выше долгосрочных обязательств.

Активы = Пассивы + Собственный капитал.

Чистый оборотный капитал.Разница между оборотными средствами фирмы и ее текущими обязательствами называется чистым оборотным капиталом. Чистый оборотный капитал существует, когда оборотные средства выше текущих обязательств. Это означает, что сумма денег, которые будут получены в течение 12 месяцев, больше суммы денег, которые должны быть выплачены в течение этого же периода.

Ликвидность.Ликвидностью называется способность превращения актива в наличные деньги. В действительности ликвидность имеет два измерения: простоту конвертации и потерю стоимости. Если достаточно снизить цену, то любой актив можно быстро превратить в деньги.

В балансовом отчете активы обычно перечисляются в порядке снижения ликвидности, т.е. наиболее ликвидные указаны первыми. Оборотные средства относительно ликвидны, они включают денежные средства и те активы, которые планируется превратить в деньги в течение 12 месяцев.

Задолженность и собственный капитал. Обычно фирма дает кредиторам первоочередное право на свои денежные поступле­ния в размере своего им долга. Владельцы собственного капитала имеют право только на оставшиеся после выплат кредиторам ценности фирмы.

Рыночная и балансовая стоимость.Стоимость, указанная в балансе для активов фирмы, является балансовой или расчетной стоимостью, и она обычно не соответствует действительной стоимости активов.

Для оборотных средств рыночная и балансовая стоимость может быть похожей, так как оборотные средства покупаются и превращаются в деньги в течение сравнительно короткого периода времени.

7. Отчет о прибылях и убытках.

Отчет о прибыли и убытках оценивает результаты работы за период времени, обычно квартал или год.

Выручка – Расходы = Прибыль.

Отчет о прибыли и убытках показывает доходы на момент их начисления. Это не обязательно совпадает с моментом получения денежных средств.

Доходы определяются и сопоставляются с расходами, понесенными при их получении. Таким образом, при производстве и продаже товаров в кредит доходы получаются на момент продажи.

Время и расходы. Расходы подразделяются не только на прямые и косвенные, но и на переменные и постоянные (фиксированные).

Постоянные затраты не зависят от количества реализуемых изделий.

Переменные издержки находятся в зависимости от выпуска. Чем выше объем, тем больше совокупные переменные расходы.

По данным отчета о прибыли и убытках не всегда можно судить, куда отнести расходы – к переменным или постоянным.

Производственные расходы включают такие затраты, как сырье, непосредственная оплата рабочей силы, производственные накладные расходы.

  1. Денежные потоки

Под денежными потоками мы понимаем разницу между суммой поступивших и суммой затраченных денег.

Из уравнения балансового отчета известно, что сумма активов фирмы равна сумме пассивов и собственного капитала. Денежные потоки от активов фирмы должны равняться сумме денежных потоков кредиторам и денежных потоков акционерам (или владельцам).

Денежные потоки от активов фирмы равны денежным средствам, выплаченным поставщикам капитала фирмы.

Денежные потоки от активов включают три компонента: денежные потоки от операций, капитальные затраты и пополнение чистого оборотного капитала. Операцион­ные (или производственные) денежные потоки — это поступления от ежедневной работы фирмы по производству и про­даже. Расходы, связанные с финансированием фирмой своих активов, сюда не входят, так как это не операционные расходы.

Капитальные затраты — это чистые расходы на основные средства (покупку — продажу основных средств). И, наконец, увеличение чистого оборотного капитала — это сумма, потраченная на чистый оборотный капитал, или изменение чистого оборотного капитала за рассматриваемый период - чистое превышение оборотными активами текущих обязательств. Эти три компонента денежных потоков подробно рассматриваются далее.

Операционные денежные потоки. Для вычисления операционных денежных потоков нам нужно посчитать доходы минус расходы, не включая амортизацию, так как это не денежные отчисления, и не включая проценты, так как это финансовые расходы. При этом включают налоги, так как они выплачиваются в денежной форме.

Капитальные затраты. Чистые капитальные затраты — это затраты на основные средства минус выручка от их продажи.

Наши рекомендации