Многосторонность порождает новую дипломатию, достигающую полного расцвета в экономике
Наш мир многосторонен, и это новое явление. Разумеется, важные международные конференции начали созывать не вчера, и уже не первый день существуют постоянные международные организации, но многосторонность имеет более далеко идущие последствия, чем встречи и обсуждения, происходящие между несколькими собеседниками, ибо влечет за собой комплекс взаимных обязательств, когда каждый оказывается связан со всеми другими, так как связанные друг с другом партнеры обязаны друг другу и следуют совместно установленным правилам. Многосторонность является противоположностью как двусторонности прошлых лет, когда взаимными обязательствами были связаны лишь две стороны, так и односторонности, состоявшей в том, что каждый мог предпринимать какие-то меры по своему усмотрению, не доводя их до сведения кого бы то ни было.
Многосторонность возникла недавно и особенно пышного расцвета достигла в экономике. Она проникла, разумеется, и в другие сферы, например, в сферу безопасности, организованной преступности, защиты природной среды, помощи экономическому развитию, и будет неуклонно превращаться в жизненно важный механизм многополюсного мира, действующие лица которого хотя и независимы, но связаны настоящей круговой порукой. Однако, в качестве нормального способа организации отношений между государствами она утвердилась прежде всего в экономике и оказалась там наиболее плодотворной. Она лежит в основе ВТО, ОЭСР и международных фи-
нансовых учреждений, на ней зиждятся и региональные образования. Европейский союз не составляет исключения, даже если он и перерос обычную многосторонность, поскольку присущие ему черты единого сообщества (первая опора Маастрихтского соглашения) увлекают его на путь интеграции экономик стран-членов.
Многосторонность дипломатии слагается из традиционных составляющих: умения добывать нужную информацию, умения вести переговоры, умения составлять документы, только они приобрели новые свойства.
С одной стороны, непрерывные заседания международных организаций на всем протяжении года превратили их в постоянно действующие учреждения, чем они резко отличаются от традиционного института дипломатических обменов, где периоды оживления сменяются мертвым сезоном. Человечество вступило в эпоху безостановочных переговоров, например, в сфере торговли, когда между очередными турами в рамках ГАТТ делались перерывы, способствовавшие усвоению принятых решений. Этому пришел конец с началом Уругвайского этапа переговоров, оставившего после себя незавершенную работу в столь важных областях, как финансовые услуги, морские перевозки и базисные телекоммуникации, и с появлением едва народившейся ВТО, уже взявшейся за сбор материалов о миграции рабочей силы и заставившей весь мир затаить дыхание, объявив новый «раунд» в последние годы уходящего столетия. Одна Большая семерка продолжает работать в ритме мощных всплесков активности, следующих друг за другом с промежутком в шесть месяцев, разделяющих ее заседания.
С другой стороны, переход от уютных бюро посольств к просторным залам собраний, от непосредственного общения, когда собеседники говорят все сразу, к выступлениям с трибуны с помощью синхронных переводчиков, от дружеской доверительности к широкой гласности наложил на эту дипломатию новый отпечаток. Большое значение приобретают процедуры, прививаются квази парламентские приемы, а вместе с ними и бюрократические повадки, все совершается у всех на виду и на слуху. Такая деятельность более напоминает законотворческую, чем дипломатическую, поскольку ставится задача заменить переговоры принятием правил и применением санкций. Но по-прежнему велика разница между политическими форумами, с громогласными публичными выступлениями и экономическими заседаниями, обыкновенно происходящими при закрытых дверях и надежно огражденными от любопытства газетчиков и телевизионщиков их узко специальным содержанием.
8* 235
Имеет смысл сказать несколько слов об этих особенностях1, дабы отметить их отражение в экономической дипломатии.
Сначала о дипломатии в сфере процедуры. Для начала очертим круг рассматриваемых проблем. Это не столько перечень спорных вопросов, сколько список тем, всеми признанных и заслуживающих внимания. Сельское хозяйство и услуги стали предметом обсуждения лишь на восьмом раунде переговоров ГАТТ. Страны ЕЭС, которых настраивала в этом духе Франция, до тех пор отказывались обсуждать сельское хозяйство как из тактических соображений, зная, что это не пройдет бесследно для единой сельскохозяйственной политики, так и из соображений принципиального характера, ибо они не хотели допустить, чтобы обсуждение велось на основе выдвинутого США постулата, согласно которому, в отличие от выплаты компенсаций, производимой ЕЭС на границах, прямая поддержка в США доходности сельского хозяйства не оказывает влияния на международный товарообмен, поскольку не связана непосредственно с экспортом и, следовательно, никак не нарушает правила международной конкуренции. Что же касается услуг, то их включение в повестку дня наталкивалось на отсутствие желания со стороны развивающихся стран, опасавшихся, что они окажутся не в состоянии выдержать конкуренцию с сильными государствами.
Вместе с тем, подоплекой разногласий из-за повестки дня заседаний международных организаций нередко оказываются разные представления о задачах этих институтов. Например, следует ли рассматривать вопрос об иностранных капиталовложениях главным образом в рамках ОЭСР, то есть на форуме, налагающем необременительные обязательства, но хорошо организованном для того, чтобы подготовить почву для консенсуса, и безошибочно ориентированном на страны, в которых сосредоточены основные источники инвестиций, или он должен быть внесен в программу работы ВТО, уже приобретшую опыт в торговых делах, охватывающей секторы деятельности, где осуществляется особенно строгий контроль, но имеющей тот недостаток, что охват ее чересчур широк, так что вопрос будет либо искажен политическими влияниями, либо потонет в море других тем? Или другой вопрос: следует ли рассматривать «социальную статью», упомянутую в конце Уругвайского раунда, в рамках ВТО, то есть с точки зрения правил конкуренции, или в Международной организации труда, где она, безусловно, изучалась бы с более определенных социальных позиций? Как ви-
1 Составление этой типологии во многом опирается на труды Алена Планте (см. список библиографии).
дите, даже предварительное рассмотрение связано со значительными трудностями принципиального значения.
Еще одно затруднение в этих приготовлениях связано со списком участников. Его легко составить для институционального заседания, но он перестает быть пустяком для собраний иного рода, где положение, занимаемое приглашенным, имеет отнюдь не второстепенное значение. На Лондонскую конференцию 1933 года возлагались большие надежды, потому что США, которые в послевоенное время держались в стороне от всяких международных экономических совещаний, позволили, наконец, уломать себя и даже согласились пригласить министров иностранных дел Франции и Великобритании для подготовки конференции. В данном случае главное обсуждалось еще до конференции, ибо, едва начавшись, она тут же и закончилась.
Третьим слагаемым подготовительной работы является определение цели заседания и подготовка заключительных документов, договоров и коммюнике. Именно тогда и происходят настоящие переговоры по главным вопросам, не считая последних уточнений, которые могут быть сделаны во время заседания. За исключением важных раундов переговоров, как, например, по проблемам международной торговли, длящихся годами, встречи в верхах и большие ежегодные сессии международных институтов слишком кратковременны, чтобы устраивать на них основательное обсуждение всех пунктов, включенных в повестку дня и перечисляемых в финальном коммюнике. Таким образом, дискуссии по существу проводятся заранее. Здесь и провозглашение основных принципов, причем едва ли не ритуальные повторы и казенные обороты достигают порою вершин стилистической изощренности, и общие рекомендации, изложенные для порядка, но не имеющие особого оперативного значения (так было во время Уругвайского раунда переговоров, когда Большая семерка подгоняла саму себя, чтобы побыстрее закончить работу, что особо не повлияло на скорость хода дискуссий) и нередко перечень вопросов на первый взгляд второстепенных ввиду уровня конференции, но важных для чиновников, составляющих предварительный текст. Изредка принимаются и решения в полном смысле этого слова, как это было с достижением консенсуса ОЭСР относительно экспортных кредитов, ускоренным ссылкой на него на встречах в верхах в Венеции и Оттаве (1980 и 1981 годы).
Из вышесказанного можно было бы заключить, что совещание такого рода не более, чем повод благословить уже обсуждавшееся, придать некую торжественность уже решенному — нечто вроде нарядной ленточки на коробке с пирожными. Ду-