Экономическая дипломатия создает свои собственные организационные формы
Дальние страны стали близкими партнерами или ближайшими конкурентами, а рынки реагируют со скоростью электронного устройства — мгновенно. Для тех, кто принимает решения, расстояния тоже перестали иметь значение так что личные встречи могут быть более частыми. В сфере экономики бесчисленные конгрессы, коллоквиумы и симпозиумы происходят во всем мире, ими пестрят листки календарей. На них встречаются руководители государственных и частных организаций. В числе недавно образовавшихся некоторые входят в частный сектор экономики, как, например, ежегодный коллоквиум в Давосе, устраиваемый Всемирным Экономическим Форумом, или трехсторонняя комиссия, неформальный совет, состоящий из весьма высокопоставленных деятелей из демократических промышленных стран, которые совместно занима-
ются совершенствованием координации экономической политики Северной Америки, Европы и Японии. Другие носят более официальный характер, как, например, ежегодные сессии Международного Валютного Фонда и Всемирного Банка. Там собираются нужные сведения, составляются мнения, а порой и готовятся решения, только там приобретается нужный авторитет. Представители экономической дипломатии, охотно посещающие эти собрания, тоже строят свою деятельность, опираясь на встречи и совещания, сообщающие определенную размеренность программе ее работы, графику выполнения поставленных задач, ходу ее деятельности. Эти календарные даты и места съездов образуют мир, ставший миром экономической дипломатии. Ранее упоминались многие из его составляющих частей, и пускаться в описание каждого значило бы нагнать скуку. Заслуживает тем не менее более внимательного рассмотрения такое новое явление, как встречи в верхах, а также международные экономические организации, число которых увеличивается с поражающей воображение быстротой.
По числу и частоте встречи в верхах — явление новое в нашем мире, где пространство расширяется, а время сжимается. На протяжении всего Средневековья прямые переговоры между главами государств, в частности, между королями Франции и Англии, были частыми, потом стали более редкими и достопамятными событиями, как, например, пышный прием, устроенный Генриху VIII Франциском I в лагере Золотого Полотнища близ Кале в 1520 году. Время сохранило память о встрече Наполеона с царем Александром I в 1807 году на плоту, плывущем по Неману близ Тильзита в восточной Пруссии, о мирной конференции в Версале в 1919 году, о конференциях в Касабланке, Тегеране и Ялте в годы минувшей войны. В наши дни встречи в верхах перестали быть явлением исключительным, поскольку политическим лидерам пришлись по вкусу встречи друг с другом. Перечислить их не представляется возможным, они происходят на разных уровнях (глав правительств или глав государств), нередко институционализируются и проводятся регулярно. На них рассматриваются главным образом экономические вопросы, и наблюдается тенденция к замене ими традиционных механизмов дипломатии.
Ограничимся рассмотрением двух видов встреч на высшем уровне самого высокого ранга: встреч в рамках Большой семерки и Европейского совета.
Встречи на высшем уровне Большой семерки возникли из потребности наладить после развала системы Бреттон-Вудса какой-то минимум обмена мнениями между великими экономическими державами, дабы восполнить прерванное сотрудни-
чество государственных институтов. Начало им было положено Кружком любителей чтения (Library group), объединившим министров финансов Германии, США, Англии и Франции (позднее и Японии), которые с 1973 года начали негласно встречаться в библиотеке Белого Дома. Среди участников встреч были Валери Жискар д'Эстен и Гельмут Шмидт, которые, став соответственно президентом и канцлером, вернулись к идее неформальных встреч, так сказать, у камина. Они полагали, что подобные встречи не следовало устраивать с какой-либо определенной регулярностью, а собираться по мере надобности, что все должно происходить в такой обстановке, чтобы можно было обеспечить свободный и открытый обмен мнениями, разговаривать частным образом, вдали от советников и без журналистов, что разумно ограничивать приготовления до минимума, без казенной волокиты, а повестка дня должна включать весьма небольшое число тем стратегического значения. Именно на таких условиях произошла первая встреча в Рамбуйе в 1975 году, участники которой обдумывали новый международный валютный порядок, искали способ придать новый импульс экономическому развитию и старались выработать общую позицию ввиду вздорожания энергии.
Известно, что в дальнейшем встречи в верхах приобрели статус официального мероприятия с привлечением средств массовой информации и совершенно изменили прежний характер.
Во-первых, образовались традиции. В скором времени было решено, что встречи будут ежегодными, что страны-участницы будут председательствовать поочередно и приглашать остальных в гости. Во-вторых, первоначальный состав расширился с присоединением в 1975 году Италии и в 1976 году — Канады. В-третьих, трех независимых деятелей, не представлявших какие-либо официальные учреждения1 и готовивших почву для первой встречи в верхах, сменили так называемые шерпы, которые в принципе всегда являются личными представителями глав государств и правительств, но выполняют также и государственные обязанности. Шерпы имеют помощников в лице младших шерпов2, прибегающих к содействию не только соответствующих министерств, но и международных организаций наподобие ОЭСР или Международного энергетического агентства. В настоящее время шерпы собираются пять или шесть раз
1 Раймон Барр, Джордж Шульц и Вильфред Гут.
2 С французской стороны — один от министерства иностранных дел
(директор экономического департамента), а другой — от министерства фи
нансов (директор казначейства).
между очередными встречами в верхах, по четыре заседания продолжительностью в полдня. От изначально взятой за правило простоты остались лишь перемена мест встречи и отсутствие постоянного секретариата. По сути дела, теперь это с удобством устроившаяся не-организация.
В июне 1997 года, на встрече в верхах в Денвере Россия, уже частично участвовавшая в двух предшествовавших заседаниях (в Неаполе и Лионе), была приглашена участвовать в дебатах на правах полноправного собеседника, за исключением дискуссий по поводу экономических вопросов и международной финансовой системы. Большая семерка уже начала превращаться в Большую восьмерку. Россия пока еще далека от того, что обозначается понятием великая промышленная держава (многие страны с формирующейся экономикой более соответствуют этому понятию с точки зрения объема производства и экономической структуры), но в мировой политике она играет более важную роль, чем многие страны Большой семерки, так что ее принятие в число участников встреч в верхах, видимо, несколько потеснит их исключительно экономическую тематику, освободив место для политико-стратегических дискуссий.
Так стало очевидно второе изменение: постепенное включение в повестку дня встреч на высшем уровне вопросов неэкономического характера. Уже во время Венецианской встречи в верхах в 1980 году прозвучал призыв вывести советские войска из Афганистана и было осуждено взятие в заложники американских дипломатов в Иране. Начиная со следующей встречи (в Оттаве), вопросы безопасности и международной политики под влиянием нового президента США Рональда Рейгана становятся одним из разделов коммюнике, где указываются самые разные мнения по наиболее злободневным вопросам: по проблемам безопасности (разоружение и способы контроля, нераспространение ядерного оружия, закрытие атомной электростанции в Чернобыле), о борьбе с организованной преступностью (терроризм, торговля наркотиками, отмывание денег), об СССР, о России и восточно-европейских странах. Не остались без внимания и региональные конфликты (война между Ираном и Ираком, Босния, Руанда, Израиль и Палестина, и т.д.). Наконец, до сих пор постоянно упоминаются вопросы защиты окружающей среды, которым была посвящена четверть содержания коммюнике 1990 года. Таким образом, можно отметить рост удельного веса вопросов высокой политики и вопросов, связанных с задачами, стоящими перед мировым сообществом, однако их обилие не должно создавать иллюзий.
Во-первых, потому что они сводятся к перечислению испытываемых трудностей и высказыванию пожеланий по поводу их решения. Лишь в редких случаях речь идет о принятии решений, и то чаще всего это не более, чем рекомендации. Во всяком случае, никто не берет на себя реальных обязательств, впрочем, мало вероятных ввиду разнообразия политических подходов. Похоже, встречи в верхах не столько инстанция, в которой достигается политическое согласие и принимаются решения, сколько повод напомнить о нерешенных проблемах или хотя бы восстановить их хронологическую последовательность. Во-вторых, потому что экономические вопросы по-прежнему составляют наиболее существенную часть повестки дня не только по сложности и важности рассматриваемых вопросов, но и по результатам, тем более, что, помимо пленарных заседаний, они становятся на протяжении года предметом трех совещаний министров финансов и директоров казначейства, и их результаты являются предметом изучения Совета Большой семерки (G 7 Council), своеобразного «клуба мыслителей», членами которого являются руководители центральных банков. Планы организации встреч в промежутках между пленарными заседаниями министров иностранных дел или организации специальных сессий, посвященных конкретной теме, подобных той, которая состоялась в Париже в июле 1996 года по поводу терроризма (с участием министров внутренних дел), так и не получили развития.
Поскольку не всем известно о неравном распределении внимания между рассматриваемыми темами, обширность повестки дня производит впечатление на общественность, готовую видеть во встречах в верхах некое уменьшенное подобие мировой Директории. Естественно, повестки дня встреч в верхах стали событием для средств массовой информации. В этом и заключается третья заметная перемена их характера. За стол усаживаются всего три члена делегации от каждой страны, исполняющие возложенные на них обязанности (что составляет в общем и целом три десятка мест), то есть число участников остается ограниченным. Но их окружают весьма многочисленные делегации, лица, близкие к официальным кругам, более двух тысяч журналистов, не считая тех, кто приехал, просто потому что представился случай с кем-либо повидаться. Встречи утратили простоту, к которой стремились первоначально. Даже если представители страны-организатора встречают гостей скромными знаками внимания, сама по себе организация неминуемо дорого обходится и рассчитана на внешний эффект, а интендантские хлопоты столь многотрудны, что все заранее должно быть четко спланировано.
Предполагается, что встреча такого количества участников, окружающих наиболее видных политических деятелей, на которых лежит ответственность за наиболее развитые страны планеты, должна была бы привести к конкретным результатам, но в этом отношении встречи в верхах могут разочаровать.
Во-первых, во время этих встреч случается мало неожиданного. Шерпы все приготовили задолго до встречи. Личные контакты, естественно способствуют лучшему взаимопониманию партнеров, но отнюдь не влияют на содержание коммюнике, тщательно готовившегося на протяжении месяцев.
Во-вторых, в сфере политики, результаты встреч, как мы уже видели, не идут дальше намерений и рекомендаций. В экономике результаты более ощутимы, и это тем более удивительно, что правительства имеют здесь меньше фактических полномочий и им приходится прибегать к своим, весьма ограниченным, средствам воздействия на рынки, которые могут преспокойно отступить от руководящих указаний, прозвучавших с самого верха, в то время, как их политическая власть (например, подготовка операций по поддержанию мира или меры по уменьшению выбросов газов, повинных в парниковом эффекте) сохранилась в целости. Причину различия удельного веса этих двух тем следует искать в большем сходстве экономических воззрений, проистекающем, очевидно, из большого сходства стран-участниц, являющихся наиболее развитыми промышленными державами планеты, исповедующими сходные ценности, сталкивающимися с одинаковыми проблемами и прибегающими в их преодолении к политике, питаемой общим источником. Как бы то ни было, те, кто чего-то ждет от встречи столь могущественных лидеров, не всегда имеют точное представление о тех ограничителях, которые поставлены их власти, и поэтому нередко испытывают разочарование.
И все же, вопреки всем оговоркам, несовершенствам встреч в верхах и возможным разочарованиям, они, безусловно, остаются полезными.
Начать с того, что они представляют собой единственную возможность регулярных встреч на высшем уровне руководителей самых мощных промышленных держав. Не побоявшись прослыть клубом богатых стран, эти государства поступили мудро, так и оставшись узким кругом людей общего мировоззрения, что делает возможным реальное обсуждение, совместную выработку общей позиции и даже определенный отказ от притязаний на гегемонию. Это единственный форум, где США, несмотря на их могущество, приходится считаться с другими. Подтверждением служит ожесточенность их споров с
партнерами по поводу отношений с СССР во время встреч в Вильямсбурге (1983 год) и Версале (1984 год), а также с Германией во время совещания в Бонне (1985 год) по поводу политики экономического подъема.
Затем, благодаря им появилась возможность обеспечить хотя бы минимум реальной согласованности экономической политики. Они, бесспорно, способствовали выработке общего подхода уже в силу обмена информацией и действия механизма взаимного экономического контроля. На них зарождались многие решения долговременного характера, как, например, принятое в Рамбуйе решение об изменении устава МВФ, позднее утвержденное договорами, заключенными на Ямайке, или в 1978 году в Бонне, решение о пересмотре политики США в области нефтедобычи и об увеличении помощи Японии странам третьего мира. Следует поставить им в заслугу и умелый выход из затруднительных положений, например, программа «ядерной безопасности» после Чернобыльской трагедии или выработка стратегии в вопросах урегулирования задолженности, различные подходы к которой определились во время встреч в верхах, в частности, на Лондонском саммите 1984 года.
Кстати, нельзя судить об итогах работы Большой семерки по одним лишь коммюнике — то слишком осторожным, то слишком волюнтаристским, как, например, прогнозы темпов экономического роста, составленные на встречах в Лондоне (1977 год) и в Бонне (1978 год) — ибо, помимо вопросов повестки дня, на встречах в верхах происходят неформальные обсуждения, дающие участникам возможность более четко судить о трудностях и задачах собеседников, сопоставлять выводы, сделанные на основе опыта и аналитических исследований, составить, наконец, собственное мнение, найти элементы консенсуса, которые пригодятся позднее.
Исходная установка, таким образом, осталась прежней, а именно, ощущение необходимости лучшей увязки различных политических курсов, взятых на вооружение промышленными странами, хотя бы для того, чтобы эти курсы не оказались противоречивы или несовместимы. Важность и внезапность событий в экономической жизни (финансовые кризисы, скачки цен на нефть и сырье) и необходимость принимать решения как на национальном, так и на международном уровне, как на внешних рынках, так и внутри страны, служат объяснением того, что встречи в верхах, где слагаемые соединяются в единое целое, на самом высоком уровне, более всего подходят для решения таких задач.
Наконец, нельзя недооценивать символическое значение встреч в верхах. От руководителей ждут, что они, если и не
смогут управлять ходом событий, придадут ему, по крайней мере, определенное направление. Одна из целей таких встреч заключается в том, что происходит обмен идей, слов и символов, в которых раскрывается смысл таких отвлеченных понятий, как свобода торговли, валютная стабильность и контролируемая инфляция. С этой точки зрения, постоянное возвращение из года в год к одним и тем же вопросам следует считать не столько признаком скудости воображения, сколько ободряющим свидетельством преемственности политических курсов. Благодаря поднимаемой СМИ шумихе встречи в верхах могут привлечь внимание к нерешенным проблемам и ясно обозначить, что за ними стоит. Утверждать, что встречи в верхах могут превратиться в мощные средства коммуникации, ни в коей мере не значит принижать их значение.
Следует добавить в заключение, что упреки, которые можно было бы адресовать встречам в верхах, и чувство беспомощности, которое может появиться у их участников, никого не пугают, о чем свидетельствует увеличение числа встреч на высшем уровне по более узкой тематике, как, например, встреча Север—Юг в Канкуне в 1981 году, конференции по вопросам защиты окружающей среды и занятости.
Нельзя поставить заключительную точку в конце этих страниц, посвященных встречам глав государств и правительств, не упомянув встречи на высшем уровне стран Европейского союза, хотя они по природе своей совершенно другие, поскольку входят в систему институтов, обладают фактической властью и включены в привычные механизмы принятия решений.
Изначально такие встречи не предусматривались каким-либо соглашением и могли выглядеть конкурентом официальных институтов. В противовес идеологии Европейского Сообщества, встречи в верхах явились скорее отражением противоположного процесса, а именно межправительственного сотрудничества. Две первые встречи, в Париже в феврале 1961 года, затем в Бонне в июле того же года, были устроены по инициативе генерала де Голля с расчетом на реализацию плана Фуше. Но поскольку план постигла неудача, пришлось ждать 1964 года, когда состоялась новая встреча на высшем уровне в Гааге, призванная упрочить Сообщество. В 1974 году во время Парижской встречи было решено сделать такие встречи более формальными и собираться на них по меньшей мере один раз в течение срока председательствования, то есть дважды в год. Единый Европейский Акт 1986 года, затем соглашение о создании Европейского союза, подписанное в Маастрихте в 1992
году, официально отнесли встречи в верхах к разряду институтов, после чего они получили название Европейского Совета.
Европейский Совет является высшей политической инстанцией Союза и тем самым наделен учредительной властью, определяет политическую ориентацию, дает исходные импульсы на принципиально важных направлениях, является органом, куда обращаются, как к последней инстанции в случае кризиса или замораживания цен. Наконец, он непосредственно ведает делами межправительственного сотрудничества, а именно второй и третьей опорой всего здания ЕС, то есть иностранной политикой и политикой безопасности, а также сотрудничеством в области правосудия и внутренней безопасности. Хотя в принципе он может принимать документы юридического характера, Европейский Совет никогда этого не делал и обычно сообщает свое мнение посредством заключений, кратких обзоров и прочих деклараций, на основе которых Совет министров и Комиссия готовят оперативные разработки. Система действует исправно и Совет оказался удачной находкой. Он положил начало наиболее важным порождениям Союза, таким, как Европейская валютная система, Экономический и Валютный Союз, единый рынок и многим другим, он разрешил такие наиболее острые конфликты, как, например, связанный с британским взносом в бюджет Сообщества, что было не под силу сделать в одиночку ни Комиссии, ни Совету министров.
Третьей особенностью Европейского Совета по сравнению с Большой семеркой является его подключение к текущим проблемам принятия решений. В то время, как Большая семерка отвечала потребности в непосредственном, неформальном общении, избавляющем от канцелярской волокиты администраций, Европейский Совет удовлетворяет эту потребность в личных встречах, используя действующие механизмы оперативной работы. Можно было опасаться, что, пользуясь своим значительным политическим весом, он подменит обычные механизмы Сообщества механизмами межправительственного сотрудничества, но ничего подобного не произошло. Кстати, председатель Комиссии, участвующий в Европейском Совете, нередко пользовался им, чтобы придать возможно больше веса некоторым своим начинаниям, таким, как Цель 92, «пакеты Делора» и белая книга конкурентоспособности.
Международные организации — явление не новое. Они существуют давно и делают полезную работу. Достаточно сказать, что Всеобщий почтовый союз, не самая старая из организаций, был основан в 1874 году, то есть более ста лет назад, а Международная организация труда и Банк международных расчетов возникли еще в 20-е годы. В прошлом устраивались также
большие международные конференции, например, в Генуе и Лондоне между двумя мировыми войнами. Но тогда и организации, и конференции были малочисленны (а в наши дни им несть числа, их цель более четко определена) и выполняли они преимущественно технические функции, тогда еще не шла речь о сотрудничестве и согласованных действиях.
Все изменилось после Второй мировой войны, и ныне трудно найти такую сферу деятельности, где бы ни была создана собственная международная организация. Их функции, природа и задачи весьма различны, но тут уж ничего не поделаешь, и, чтобы разобраться в этом пестром многообразии, их можно разбить на пять категорий.
Форумы — организации, благоприятствующие встречам, обмену информацией и опытом, но имеющие ограниченные возможности воздействия. В эту категорию можно поместить ОЭСР, ФАО1 и ЮНКТАД.
Затем следуют организации, занимающиеся осуществлением той или иной конкретной политики. Им поручено выполнение определенных задач, но при их выполнении они пользуются известной свободой действия и могут располагать весьма значительными средствами. В эту категорию входят ВТО и такие международные финансовые институты, как МВФ, МБРР, МФК, а также банки развития, список которых следует дополнить различными фондами с независимым статусом, например, МФРС2.
Существуют международные организации, занимающиеся предоставлением услуг, исполнительные агентства, обычно обладающие техническими функциями. В их задачу не входит разработка международной политики в тех областях, где они действуют. Примером таких организаций могут служить Банк международных расчетов или Международное агентство по атомной энергии, известные высоким качеством предоставляемых ими экспертных услуг.
На уровне еще более узкой специализации находятся организации администрирования и управления, как, например, Международная организация по стандартизации.
Не совсем ясно, куда отнести институты Европейского союза, совершенно выпадающие из привычной классификации, потому что они представляют собой инструмент экономической интеграции, сочетающий в себе выработку общих поли-
1 Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединен
ных Наций (ФАО).
2 Международный Фонд развития сельского хозяйства, созданный ФАО
в 1976 году.
тических установок с исполнительными и законодательными функциями, не говоря уже о юридических обязанностях. Другая их особенность состоит в тесном переплетении деятельности Союза и стран-членов; Европейский союз не является внешней организацией для стран-членов в отличие от других международных организаций (само это название никак не подходит этому своеобразному институту).
Все эти организации играют свою роль в экономической дипломатии, развернувшей свою деятельность по всему миру, будь то центры разработки, обсуждения или исполнения той или иной политики. Выше они часто упоминались в связи с их деятельностью, а потому нет нужды возвращаться к ее результатам. Ограничимся лишь обозначением отличительных черт, присущих наиболее заметным среди них: ОЭСР, ГАТТ, ВТО, МВФ и МБРР, дабы прояснить особое место и важную роль каждой из них в мире экономической дипломатии.
ОЭСР — форум развитых стран. Ее члены входят в число стран с многопартийной демократией, исповедующих рыночную экономику и свободу торговли. Таким образом, эта организация подходит для изучения общих проблем, стоящих перед странами с индустриальной и постиндустриальной экономикой, особенно, если нет необходимости для достижения дальнейшего их прогресса выносить эти проблемы на рассмотрение более крупных форумов. Они вполне подходят для регулирования операций, связанных с кредитованием экспорта, интересующих прежде всего экспортеров промышленных изделий, главным образом средств производства. То же можно сказать и о международной торговле судами и сталью, основные экспортеры и импортеры которых состоят в этой организации. Наконец, различные варианты политики помощи развитию могут сравниваться и разрабатываться там в спокойной обстановке, в кругу стран, дающих деньги на эти нужды. Если бы присутствовали страны, которым предназначается помощь, дискуссии либо превратились бы в коллективную выработку условий, и тогда осталась бы вне поля зрения разница в экономическом положении этих стран, либо вылились в противостояние, сопровождающееся взаимными претензиями, а это могло привести к прямой конфронтации, бесплодность которой была уже доказана опытом ЮНКТАД.
Стоящие перед ОЭСР задачи сосредоточены на экономическом развитии. Анализ тенденций, слагаемые экономического подъема, участие в нем разных социальный групп, эффективное функционирование рынков являются главными направлениями ее усилий, приводящих в конечном счете к оценкам различных вариантов экономической и социальной политики в
широком смысле. Выбранные темы располагаются как по вертикали, например, относящиеся к торговле, сельскому хозяйству или налогообложению, так и по горизонтали, как, например, вопросы, связанные с отношениями между товарообменом и конкуренцией, с препятствиями экономическому росту и инновациям или, допустим, со взаимодействием социальной политики и экономики. Эти темы носят мультидисциплинар-ный характер и, в частности, служат связующими звеньями между внешней политикой, осуществляемой экономической дипломатией, и внутренней политикой, за которую экономическая дипломатия не несет ответственности, но которую она не может оставить без внимания. Отсюда следует, что ОЭСР занимается одновременно оперативной работой (ежегодно составляемые ею обзоры положения стран имеют высокую репутацию и неоднократно порождали оживленные дискуссии)1, задачами среднесрочными либо рассчитанными на более отдаленное будущее. Все эти исследования ведут примерно две сотни подразделений — агентства, центры, комитеты, рабочие группы и программы действия — в помощь которым ОЭСР выделяет компетентные службы, в частности в сфере статистики и экономического анализа.
Благодаря относительно небольшому числу членов, всего 29, и прочно утвердившейся традиции не делать достоянием гласности содержание дискуссий, ОЭСР представляет собой организацию, где удобно изучать новые явления, размышлять над новыми концепциями, продвигать новые идеи и добиваться общего согласия. Именно в ОЭСР появились в начале 70-х годов первые важные работы об охране природной среды, в конце того же десятилетия — концепция структурной адаптации, а в начале 90-х годов — единственные исследования общего характера проблем безработицы и глобализации. В отношении помощи развитию, Комитет помощи развитию сыграл решающую роль в изменении этой политики. Эта роль распространителя идей осуществляется благодаря многочисленным изданиям трудов ОЭСР, несравненно более многочисленным, чем выпускаемые, например, МВФ, МБРР и ВТО. Не столь заметна, но необычайно важна работа по определению политических установок, проводящаяся конфиденциально на заседаниях, получивших название «рабочая группа № 3», где встречаются директора казначейств и заместители управляющих цент-
1 Следует заметить, что в виде исключения из общего правила ОЭСР ежегодные отчеты о положении стран и документы, исходящие от Комитета помощи развитию публикует лишь с согласия страны, которой эти документы непосредственно касаются.
ральных банков группы Десяти, а также в рамках экономического комитета, собирающегося на специальную сессию. Ежегодное совещание министров дает министрам финансов возможность уточнить положение с вопросами, рассматривавшимися Большой семеркой или намеченными к рассмотрению, поскольку сходства повесток дня избежать невозможно. Такие заседания незаменимы, способствуя более плодотворной работе мысли и обкатке некоторых идей, даже если возможные конкретные последствия их осуществления трудно определить. Влияние ОЭСР, пусть косвенное, пусть не имеющее материальной опоры, пусть не подкрепленное какой-либо институциональной структурой, невозможно переоценить, достаточно напомнить об уровне участников ее заседаний.
Обстановка в ОЭСР тем более благоприятствует свободному обмену мнениями, что обсуждение не ведет к обязательным переговорам, а тем более к решениям ввиду того, что работа ОЭСР строится на единогласии, точнее консенсусе, ибо по традиции голосования не бывает. Заседания завершаются обычно изложением неких принципов, ориентации или правил. Правительства вольны пренебречь ими, отвергнуть их или, напротив — так случилось, когда решался вопрос о свободном движении капиталов или принятии кодекса о применении национального режима — принять эти рекомендации и придать им законную силу. Они могут также заключать межправительственные соглашения, как это имело место в июле 1976 года, когда на основе консенсуса было заключено джентльменское соглашение о кредитовании экспорта. Многостороннее соглашение о капиталовложениях приняло в рамках ОЭСР форму международного договора. Были также приняты имеющие обязательную силу документы о защите природной среды, отмывании денег и пресечении коррупции. Правительства получили возможность обращаться с разработками ОЭСР в другие организации. Так было, в частности, с различными вариантами политики в области сельского хозяйства, разрабатывавшимися в ОЭСР, начиная с 1960 года, гораздо более основательно, чем в рамках ГАТТ, а именно в отношении равноценности различных мер поддержки как доходов при производстве, так и при экспорте, что оказалось чрезвычайно полезно при подготовке Уругвайского раунда переговоров и послужило основой принятых в итоге решений.
В последние годы состав ОЭСР расширился. К послужившим ее ядром странам Западной Европы и Северной Америки добавились страны Азии (Япония и Южная Корея), Латинской Америки (Мексика), Океании (Австралия и Новая Зеландия), а также бывшие члены СЭВ (Чешская Республика, Венгрия и
Польша). Впрочем, достаточно давно ОЭСР уже не сосредотачивает свое внимание только на этих странах, а трудится на благо всех государств с рыночной экономикой, а это значит почти всего мира.
Учреждения, основанные в Бреттон-Вудсе, МВФ и МБРР, задумывались как взаимодополняющие. Фонду надлежало регулировать функционирование механизма фиксированных курсов, не допускать девальваций, направленных на приобретение преимуществ в конкурентной борьбе, пресекать ограничения на конвертируемость валют и помогать странам с отрицательным платежным балансом, поддерживать курс своей валюты предоставлением им краткосрочной финансовой помощи. В то же время первоначально перед Банком ставилась задача изыскивать средства для предоставления долгосрочных ссуд на нужды восстановления разрушенной войной экономики. Обстоятельства сложились так, что задачи обеих организаций претерпели глубокие изменения.
К тому времени, когда плавающие курсы валют сняли с Фонда ответственность за регулирование паритетов, мировая финансовая интеграция уже достаточно продвинулась, чтобы рынки оказались в состоянии полностью покрыть потребность в ликвидности великих держав и в значительной мере развивающихся стран. Последний кредит «поддержки» (стэнд-бай) великой державе (Великобритания) был предоставлен в 1977 году. Впоследствии МВФ уже не играл реальной роли в стабилизации обменных курсов, для чего потребовалась бы гласная координация макроэкономической политики великих держав, которой он не имел возможности добиваться. Он удовольствовался ролью оперативного помощника Большой семерки, более или менее справляясь с этой работой. Фонд держится в тени, обеспечивая контроль за национальной политикой государств с помощью исследований, результаты которых не публикуются, определяет показатели, запрошенные участниками встречи на высшем уровне в Версале, участвует в периодических встречах министров финансов и, таким образом, оказывает Большой семерке на постоянной основе услуги технического характера.
Тем временем возникли новые проблемы, потребовавшие вмешательства Фонда. Проблема чрезмерной задолженности, появившаяся после мексиканского кризиса 1982 года, со всеми вытекающими из него тяжкими последствиями для мировой финансовой системы, через несколько лет — проблема структурной перестройки экономики бывших стран коммунистического лагеря и развивающихся стран с формирующейся экономикой, то есть проблема перехода от огосударствленной или административно управляемой экономики к рыночной эконо-
мике. В том и другом случае МВФ играет ведущую роль благодаря финансовым средствам, пускаемым в дело, но, главное, благодаря своему опыту, на основе которого принимаются решения о вмешательстве других международных финансовых институтов (в частности, всех региональных банков развития), правительств1, а также банков и частных кредиторов. Составленный Фондом диагноз, присоединение к провозглашенной им программе восстановления экономики и принятое им решение выделить фонды побуждают их к действию. Таким образом он играет существенно важную роль по интеграции развивающихся и восточноевропейских стран в мировую экономику.
Такое изменение направлений деятельности повлекло за собой изменение способов вмешательства. Это уже не единовременная помощь Фонда, а среднесрочные займы. Для этого были созданы новые условия предоставления помощи: механизм предоставления расширенного кредита (1974 год), займы на структурную перестройку (1986 год), дополнительные займы на структурную перестройку (1987 год), займы на системную перестройку экономики бывших социалистических стран (1993 год). Каждая из этих процедур задумана для более разнообразного и более гибкого использования, чем предшествующие, но в то же время они раз за разом оговариваются все более строгими условиями. Мало того, что требования становятся строже, они уже более не ограничиваются политикой в валютной и налоговой сфере, эффективных лишь в краткосрочном плане, они включают отныне и структурные реформы (торгово-политичес-кий режим, политику цен и реформу государственного сектора), результаты которых будут сказываться и в более отдаленной перспективе. Уже сегодня этими процедурами предписывается практика «хорошего управления» (good governance) (в области образования, здравоохранения, независимости судей, борьбы со слу