Новые задачи экономической дипломатии
Глобализация есть непреложный факт. Новые технологические связи, обработки информации, транспорта, финансовой инженерии вызвали к жизни мощные взаимодействия, которые уничтожили границы, преграды, регламентации и барьеры, с неодолимой силой увлекли все страны на путь отмены ограничений и дерегулирования. Все испытывают на себе их последствия, и условия экономической жизни полностью изменились. Рынок утверждается все более, и он теперь больше полезен, чем государственные структуры. Ни стратегия предпринимательства, ни экономическая дипломатия немыслимы более вне рынка. Это могло бы породить чувство бессилия и внушить пессимистические мысли о том, что великие политические замыслы должны отныне быть забыты, но, если взглянуть с другой стороны, в рынке таятся столь огромные возможности, он открывает безбрежные просторы, обогащает арсенал действий предпринимателей и обеспечивает экономической дипломатии новые направления деятельности, будь то создание новых рыночных структур, налаживание его функционирования для общей пользы или умение извлекать из него выгоду.
При анализе тем экономической дипломатии, становится ясно, что она обратилась к новым задачам. Среди прочих, ставших насущными забот, видное место занимает международный экономический порядок. С тех пор, как экономическая жизнь вышла за пределы государств и совершается в международном масштабе, все, что связано с регламентацией, юрисдикцией, административным управлением, побуждением к усилению активности или контролем и сложилось в границах отдельного государства, утрачивает свою эффективность, поэтому его необходимо перенести на соответствующий уровень, то есть на мировой. Работа в этом направлении уже началась, но многое еще предстоит обсудить, чтобы довести дело до конца, именно этим предстоит заняться экономической дипломатии. Кстати, мировой уровень может оказаться не вполне подходящим, при этом региональные объединения нередко обладают известными преимуществами, и это второе направление, над которым
должна потрудиться экономическая дипломатия. А коль скоро возникает вопрос не приготовляется ли таким образом постепенное исчезновение государства, утрачивающего одно за другим свои полномочия, остается лишь предполагать, во что оно переродится, когда завершится этот процесс, и какое место останется в этом процессе для экономической дипломатии, что может оказаться третьей, стоящей перед ней задачей.
Необходимо углубить содержание понятия «международный экономический порядок»
В этом направлении, как о том говорилось выше, многое уже сделано, в четырех наиболее важных областях: свобода товарообмена и движения капиталов, устранение нетарифных барьеров, пресечение нарушения правил конкуренции, но ничто из начатого не завершено и, вероятно, никогда не завершится.
1 В августе 1997 года участники одного из заседаний ВТО осудили Европейское сообщество за то, что оно запретило ввоз мяса скота, выращенного с применением гормональных препаратов. |
Свобода торговли не подвергается сомнению и многое уже достигнуто в части отмены таможенных препятствий и регламентации, но есть три направления, по которым необходимо продвинуться дальше. Устранение таможенных и регламента -ционных препон пока лишь частично распространено на услуги, а порядок провоза через границу сельскохозяйственной продукции не отрегулирован ввиду того, что Уругвайский раунд переговоров завершился лишь временным перемирием по этому вопросу. Нетарифные препятствия будут, безусловно, множиться, поскольку каждый день появляются веские причины вводить ограничения, связанные с тем, что сильно беспокоит разные секторы общественного мнения: здравоохранение, защита природной среды, предосторожности, связанные с использованием опасных веществ, борьба с фальсификацией продуктов, защита потребителей, и т.д. Многие из этих требований представляются весьма спорными, либо потому, что опасность, от которой эти предосторожности должны оградить потребителей не имеют бесспорного научного обоснования и можно полагать, что она связана с весьма субъективной оценкой — это относится к говядине, выращенной с применением гормонов и вызвавшей ожесточенные споры между Европой и Америкой1 — либо потому, что дискуссии ведутся теми, кто полагает, что необходимо как можно надежнее оградить потребителя от последствий его невнимательности, беспечности, доверчивости или неосведомленности, и теми, кто, напротив того, полагает,
что потребитель достаточно опытен, чтобы отличить хорошее от плохого, и что, соответственно, надо позаботиться прежде всего о гласности и информированности. Так, ожесточенные прения в ЕЭС вызвало право Германии на название марки пива (можно ли найти вне Германии воду нужного качества?) или рецепт шоколада (действительно ли его необходимо изготовлять из какао?). А поскольку каждый день приносит очередную порцию новшеств и новых опасений, поводов для обсуждения хватит надолго.
Это займет тем больше времени, что изрядное число регламентации глубоко укрепилось во внутренних структурах каждой страны либо потому, что правительствам присуще развитое чувство ответственности, что сказалось, в частности, при установлении соответствия между иностранными и отечественными фармацевтическими препаратами, либо по причине технических схем, связанных с многочисленными нормативами, например, относящимися к электрическим розеткам, ставящим под вопрос всю систему электрических устройств и их защиты. Поскольку важные промышленные интересы могут зависеть от существующих норм, а нормы устанавливают специалисты, легко понять, насколько труднопреодолимы национальные особенности. То обстоятельство, что в Европейском союзе принятие единого стандарта для электрических штепселей или утверждение общего порядка регистрации фармацевтических препаратов представляются связанными с большими трудностями, чем создание общей денежной единицы, дает представление о том, какое сопротивление существует и еще будет возникать по мере отмены старых нормативов.
Наконец, борьба с нарушениями правил конкуренции, чтобы получить то, что англосаксы называют «выравниванием игровой площадки» (a level playing field) с тем, чтобы обеспечить добросовестную конкуренцию, едва началась. Все согласны с принципом отмены положений, дающих возможность подтасовок конкуренции, даже если она сопряжена с опасными вторжениями во внутренние дела иностранных государств и на стадии применения подобных мер не особенно заметно искреннего желания. Достигнута также договоренность о запрете на изделия, созданные с применением детского труда либо труда лиц, находящихся в заключении. Иначе обстоит дело с товарами, чрезмерная дешевизна которых объясняется явно недостаточной социальной защитой, либо нормами трудового законодательства и свободой профсоюзов, находящимися ниже уровня считающегося во всем мире минимально допустимым. Дискуссии в ВТО о «социальном аспекте» красноречиво свидетельствуют о трудностях, которые может создать наведение
глянца на условия конкуренции. С одной стороны, выражается убеждение в том, что при несоблюдении этих минимальных нормативов конкуренция была бы нечестной, а с другой, подчеркивается, что необдуманное запрещение «социального демпинга» грозит лишить страны с низкой заработной платой их преимуществ в конкуренции, и что уровень социальной защиты зависит от культурного уровня общества, который нельзя привести к общему знаменателю.
В любом случае предстоит еще много работы. Даже если, став на оптимистическую точку зрения, можно выразить надежду, что наступит день, когда усилия, направленные на устранение препятствий и создание условий честной и здоровой конкуренции, увенчаются успехом, нет сомнений в том, что для этого предварительно потребуются долгие переговоры. Есть основания полагать, что после преодоления первого этапа устранения тарифных барьеров эпоха одностороннего снятия преград завершена. Для этого есть два аргумента. С одной стороны потому, что приведение к единому уровню норм и регламентации на товары требует от каждой страны положительных усилий по изменению принятых в этой стране законов. Даже если будет сделана попытка обойти эту трудность, одобрив принцип взаимного признания в том виде, в каком он был введен в Европейском союзе постановлением о Кассис де Дижон, надо еще добиться принятия норм и контроля других стран. Вот почему, с другой стороны, придется еще вести переговоры. Более того, без них не обойтись, ведь нужно побудить упрямцев пойти со своей стороны на уступки. Именно так ведут себя США — да, свобода торговли, но на основе переговоров. Их отношения с Китаем в 90-х годах изобилуют примерами переговоров с позиции силы (например, в 1995 году по поводу прав на промышленную собственность и в 1996 году, когда США потребовали прекратить подделку американских товаров), сопровождавшихся угрозами повысить таможенные пошлины до 100% или отказаться от продления действия режима наибольшего благоприятствования.
Работа в области торговли довольно хорошо налажена и следует по точно намеченной программе, но с прямыми капиталовложениями предприятий положение гораздо хуже, и представляется весьма полезным расширить повестку дня многосторонних переговоров в этом направлении. К настоящему времени принцип свободы такого рода вложений утвердился в мировой практике, однако условия его применения определялись лишь от случая к случаю, в форме гарантий от политического риска либо в налоговом аспекте с помощью двусторонних соглашений о защите капиталовложений или об избежании двой-
ного налогообложения. Они были предметом дополнительных договоренностей о заключении торговых сделок во время переговоров ТРИМЗ1 и ТРИПС2 Уругвайского раунда, в договоренностях о госзакупках, в договорах о субсидиях и о компенсационных мерах. С мая 1995 года в ОЭСР готовится проект важного соглашения — Многостороннего договора о капиталовложениях (МДК). Действительно, все болезненнее ощущается отсутствие международного документа относительно капиталовложений, как таковых. Как мы видели, слом перегородок между экономиками разных стран в их современном виде открыл новые возможности для развития капиталовложений и кооперирования, а именно на них приходится все более значительная доля внешнеэкономической экспансии, но их сковывают еще сохраняющиеся препятствия развитию международных связей либо непосредственно путем использования права на открытие собственного дела или свободы капиталовложений, либо косвенно через регламентацию некоторых видов деятельности.
Упоминавшиеся выше проблемы, связанные с валютными паритетами, столь трудно решаемы, что, наверное, долго еще будут лежать под сукном, во всяком случае, до тех пор, пока современная практика управления международными финансами, которая более или менее устраивает всех и, кстати, действует исправно, не будет уничтожена в результате какого-либо жестокого кризиса, но пока занимает свое заслуженное место в перечне проблем, ожидающих решения.
1 Меры по капиталовложениям, связанным с торговлей. 2 Права на интеллектуальную собственность, связанные с торговлей. |
Таким образом, экономической дипломатии предстоит немало потрудиться. Конечно, многое будет сделано специалистами и экспертами, многочисленными профессионалами-знатоками внутренних регламентации, а также другими лицами, не являющимися ни дипломатами, ни чиновниками, подобно членам комитетов по разработке норм или профессиональных объединений, которым поручена разработка кодексов их деятельности. Разумеется, в этой работе придется вникать в подробности, с которыми не привыкла иметь дело дипломатия, хотя бы и экономическая. Невольно возникает вопрос, не придется ли ей заниматься чем-то вроде обычной административной работы. Как бы то ни было, постановка задачи является важным делом внешнеэкономической политики и, следовательно, ее дипломатии. Методы работы и той, и другой, а
также участвующий в их деятельности персонал заслуживают не меньшего внимания и будут рассмотрены ниже.
Достижения подлинной свободы экономического обмена и движения капиталов, обеспечения равных условий конкуренции, осуществления лучшей координации в макроэкономической политике будет недостаточно, чтобы справиться с последствиями экономической глобализации, если правила функционирования рынков, бывших до сих пор целиком национальными, не будут дополнены положениями, имеющими международное звучание. Условия конкуренции и контроль за недопущением монопольного положения представляют собой в этой связи обширную область, где непочатый край работы. Дело не в том, что порядки, заведенные на рынках Европы и Соединенных Штатов не производят желаемого действия, однако хотелось бы избежать опасности принятия противоречивых решений и непомерно сложных процедур, не забывая при этом и о постоянной угрозе трансатлантических торговых трений.
Есть еще одна область, о которой почти ничего не говорится: передвижение людей. Лишь Европейский союз ввел свободное передвижение граждан и наемных рабочих между странами-членами, свободное оказание услуг лицами либеральных профессий и свободный доступ к осуществлению профессиональной деятельности. Разумеется, когда требуется соблюдение определенных условий в отношении дипломов или профессиональной квалификации, хотя не все они были сразу же осуществлены, но принцип одобрен и достаточно широко применяется. Учитывая проблемы, которые он может породить в сфере занятости или социального обеспечения, сомнительно чтобы оказалось возможно применять его вне единообразно организованных зон объединяющих страны с экономической политикой, соответствующей сходным критериям. Словом, с этим придется подождать.