Обменные курсы повинуются законам рынка, а не правительствам
Существует опасность, что прекрасная система условий товарообмена и конкуренции будет подвергаться жестким перегрузкам из-за изменений валютных паритетов. Потребовалось восемь раундов переговоров, каждый из которых длился несколько лет, чтобы установить невысокий уровень таможенной защиты (средневзвешенный уровень в 3,9% для стран-членов ВТО), при этом колебания обменных курсов способны за несколько месяцев изменить ценовые соотношения на гораздо более значительные величины. Курс доллара, испытавший в 80-е годы весьма сильные колебания, продолжал их испытывать и десятилетие спустя: за тридцать два месяца, с января 1995 по август 1997 года, его курс вырос на 33% по отношению к немецкой марке. Но и другие валюты подвергались значительным колебаниям. После кризиса Европейской валютной системы в 1994 году лира и фунт стерлингов потеряли до 20% своей стоимости по сравнению с французским франком. В 1997 году бульшая часть денежных единиц стран Азии сильно обесценились, теряя иногда от 20 до 40% своей стоимости по отношению к доллару (который, правда, начал год прибавлением в весе). Южно-корейский вон обесценился даже на 57% между октябрем и декабрем. Если эти злосчастия, как и бедствия, постигшие бат, риггит. рупию и песо, можно было отнести на счет несовершенства валютных соотношений, которые долгое время недооценивались в Южной Корее, Таиланде, Ма-
лайзии, Индонезии и на Филиппинах, то косвенным образом невинно пострадала и такая пользующаяся уважением валюта, как сингапурский доллар.
Эти быстротечные валютные кризисы — лишь одно из проявлений монетаристских факторов, пагубных для производственных отношений и открытости рынков. Положение усугублялось неверным определением относительной стоимости некоторых валют, курс которых в течение длительного времени устанавливался на уровне, весьма мало соответствовавшем паритету их покупательной способности. Разумеется, правительства не могут оставаться простыми зрителями этих бурь, неизменно сопровождающихся колебаниями процентных ставок и движения капиталов и, следовательно, влияющих на национальную экономику и баланс внешних расчетов. В период стабильности они также не могут оставаться безразличны к относительной стоимости своей валюты, ибо от нее зависит большая или меньшая легкость выравнивания баланса внешних расчетов. Что касается отдельных предприятий, то, если они могут обезопасить себя от кратковременных колебаний, пустив в ход все существующие механизмы защиты, которые были значительно усовершенствованы в последние годы, им намного труднее защищаться на средние и длительные сроки от последствий неверно определенной относительной стоимости валюты, если только не пересмотреть свою промышленную стратегию (рассредоточение центров производства, закрытие некоторых отраслей), а это не может оставлять правительства безразличными.
Было сказано много нелестного о «диктатуре» рынков, об их предвзятости и их недальновидности. Сегодня они увлекаются какой-нибудь страной, а уже завтра с презрением отворачиваются от нее. Они отдали свои голоса за Мексику, поставив ей в заслугу хорошее управление финансами и ее экономический потенциал, но бросили ее зимой 1994 года. Они пришли в восторг от подвигов азиатских «тигров», а летом 1997 года взяли и отвернулись от Таиланда, хотя до тех пор позволяли ему завышать стоимость своей валюты. Внезапное низвержение в тартарары несколько месяцев спустя Южной Кореи оказалось не более, чем расплатой за чрезмерно долгую снисходительность финансовых кругов к уязвимым местам ее экономики (неразборчивость в предоставлении кредитов, функционирование замкнутых капиталистических структур конгломератов, скрытое от посторонних глаз финансовое управление крупных промышленных групп, чрезмерная задолженность, и т.д.). Их обвиняли в том, что они брали в расчет лишь чисто финансовые показатели, и то лишь за очень короткий срок, им вменяли в вину стадное поведение, подозревали в том, что они под-
даются на уловки спекулянтов, которые задним числом и более в расчете на поведение рынка, чем на «находящуюся в работе» валюту и экономику, по всей видимости подогревали разыгравшиеся вначале страсти, чтобы легче было сорвать куш, опередив остальных.
Во всем этом есть известная доля правды, но нельзя полностью отрицать разумность мнения операторов или всякий раз искать причину в спекуляциях, пусть даже Джордж Сорос и признался, что, несколько раз удачно играл и с весьма неплохим для себя результатом. Беспричинных острых кризисов не бывает. В 1992 году итальянская лира и испанская песета имели завышенную стоимость вследствие необыкновенно высокой и на редкость затянувшейся инфляции, фунт стерлингов же страдал от того, что в 1989 году был включен в Европейскую валютную систему (ЕВС) с чрезмерно завышенным курсом, произвольно установленным британским правительством. Мексика совершила ошибку в 1994 году, поставив свою финансовую деятельность в слишком большую зависимость от иностранных капиталов и не ответила на мировой рост учетного процента ростом своего собственного и более строгой бюджетной дисциплиной, и рынок в конечном счете среагировал на чрезмерность дефицита по текущим операциям. Еще за год до 1997 года МВФ обнаружил разрегулированность таиландской экономики, однако правительство Бангкока не пожелало прислушаться к его настойчивым советам выправить положение.
Таким образом, реакция операторов имеет под собой основания. Даже если присущая им склонность поддаваться первому порыву и стадное поведение не свидетельствуют об особой утонченности ума, их реакция ставит некоторые проблемы перед правительствами, и экономической дипломатии следует помочь им находить выход из сложившихся неловких ситуаций.
Прежде всего немыслимо мешать функционированию рынков — без них обойтись невозможно, и терпят их «диктатуру» государства или компании, которые, залезая в долги, оказываются, порой весьма неосмотрительно, в положении обязанных им. Поскольку, с другой стороны, представляется совершенно невозможным вернуться к некоей системе фиксированных обменных курсов, нужно искать иных путей.
Разумеется, традиционным решением являются интервенции на рынках. Учитывая огромное несоответствие между резервами центральных банков и суммами, которые в состоянии собрать операторы, такие меры можно принимать лишь коллективно. Это относится к согласованным операциям, последовав-
шим за договорами, заключенными в Плаза и Лувре, и к спасательным мерам МВФ (Мексика, Таиланд, Индонезия и Южная Корея) и, естественно, к ЕВС. Именно благодаря европейскому валютному механизму и подчеркнутой поддержке Бундесбанка франк не был сметен ураганом 1993 года, даже если пришлось допустить более значительную амплитуду его колебаний вокруг базисного курса.
Его не смело в отличие от других оказавшихся под ударом валют, потому что основополагающие условия функционирования французской экономики (так называемые «фундаментальные факторы») были благоприятны — ведь существует иной способ восстановления равновесия, заключающийся в том, чтобы внушить рынкам доверие. Им нужны простые вещи: стабильность, платежеспособность, ликвидность. Это и надо им дать, внушив доверие к управляемости экономики. В какой-то мере приходится подлаживаться, но кредитора необходимо успокоить. Необходимы также устойчивая связь и неутомимая настойчивость.
Впрочем, государства не бессильны, они могут воздействовать на свою валюту, но в определенных пределах: могут прибегнуть к политике нормы краткосрочного процента, ибо она зависит более от Центрального Банка, чем от рынка. Так, в начале 90-х годов политикой высокой процентной ставки, призванной возместить в валютной сфере средства, выделенные в силу излишне либеральной бюджетной политики для покрытия издержек на объединение, Бундесбанк определенно взвинтил курс марки, да и обстоятельства тому благоприятствовали: доллар был слаб, а к немецкой экономике относились с пристрастным благожелательством. Государства могут даже испытать искушение самим пуститься на кое-какие хитрости со своей валютой. Тогда может произойти конкурентная, то есть умышленная и расчетливая девальвация валюты, чтобы добиться снижения всех цен, выраженных в национальной валюте, относительно других валют. Конечно, на это смотрят косо и даже осуждают, как нечестный прием. Тем не менее, когда нет единого мнения о том, каким должен быть справедливый паритет валют, нет правил, определяющих твердость обменных курсов, и власти, которая могла бы заставить соблюдать установленный валютный порядок, трудно дать определение конкурентной девальвации, и каждая страна вольна обращаться со своей валютой по своему усмотрению, разумеется, в допускаемых рынками границах. Границы эти могут оказаться узкими, ибо при неблагоприятных обстоятельствах конкурентная девальвация может иметь негативные последствия: вздорожание импорта с его отрицательным воздействием на конкурентоспо-
собность и уровень инфляции, утечка краткосрочного капитала и повышение процентных ставок с целью его удержания, и т.д. Но следствием не будет обязательно общий рост экспорта, ибо такое повышение не затрагивает ни товаров, цена которых выверяется по мировым ценам, то есть всех видов сырья и значительной части полуфабрикатов, ни товарных потоков внутри крупных объединений, построенных на справочных ценах, нечувствительных в течение коротких сроков к колебаниям паритетов. Таким образом, конкурентная девальвация сопряжена с риском, а выгоды от нее недолговечны. Эта операция чревата скрытыми опасностями и приносит успех лишь в исключительных обстоятельствах. Показательным примером может служить девальвация лиры в сентябре 1992 года. Она произошла под сокрушительными ударами валютного урагана, но спустя некоторое время ее стали воспринимать с чувством удовлетворения. Отрицательные ее последствия не дали себя знать по причине экономического спада (воспрепятствовавшего убытку от вздорожания импортных товаров) и выигрышного положения итальянской экономики (извлекшей всю возможную прибыль из преимущества своих цен на расширяющихся рынках стран Центральной Европы, но, прежде всего, Юго-Восточной Азии, где Италия уже занимала прочное положение).
Экономическая дипломатия может также сделать попытку воспрепятствовать летучести капиталов, а дело это непростое — уж очень трудно стало разобраться в самом предмете: с появлением производных товаров придется, видимо, пересмотреть понятия денежной массы и международной ликвидности. А до того времени желательно было бы принять более совершенные правила страхования рисков и профессиональной этики, хотя и здесь все непросто — чтобы расстроить самое совершенное международное сотрудничество, достаточно одного налогового рая. Опыт учит, что последствия трудно предвидеть, ведь такое существует даже в Европейском союзе (Люксембург, англонормандские острова, остров Мэн и др.).
Наконец, более совершенная координация макроэкономической политики разных стран могла бы дать больше возможностей предотвращать возникновение дисбалансов. В этом направлении экономической дипломатии предстоит еще много работы: нужно, чтобы она стала постоянным центром политической жизни, чтобы по ее настоянию на высоком уровне принимались важные решения, меняющие облик мировой экономики, чтобы в нее вовлекались новые активы, играющие важную роль на экономической сцене мира. Даже укрепленная Россией Большая Семерка не может, да и не хочет предстать в облике некоей всемирной экономической директории, и все же
именно к ней обращаются, когда нужно принять некое принципиально важное решение на будущее. Необходимо, таким образом, изыскать способ ввести в круг тех, кто ныне принимает решения, будущие великие державы, не раздвигая его границы в то же время настолько широко, чтобы возникла опасность паралича, поражающего непомерно разбухшие организации, вязнущие в процедурах голосования и прениях о национальном суверенитете. Не исключено, что это квадратура круга, но уклониться от решения проблемы никак не получится.
Наконец, по здравом размышлении, государства отнюдь нелишены, как часто полагают многие, всякой свободы маневра. По крайней мере, в валютной сфере положение не кажется таким уж безнадежным по сравнению с прошлым. Разумеется, благодаря золотому стандарту случались периоды стабильности, и все же нет-нет, а разражались финансовые кризисы. В промежутке между двумя мировыми войнами экономика пережила одновременно и кризисы, и нестабильность. Несмотря на механизм Бреттон-Вудса неоднократно происходила девальвация валют. Конец столетия омрачен угрозами нестабильности и непрочности сложившегося равновесия, но международная координация стала более совершенной, так что позволительно надеяться, что создание евро внесет в зыбкий мир денег немного устойчивости. В конечном счете, свои средства воздействия экономическая дипломатия устранила более всего не в макроэкономике, а в сфере деятельности предприятий.