Между двумя войнами: крах экономической дипломатии
Эта война, не походившая ни на одно другое вооруженное столкновение, произвела невиданное доселе потрясение. Когда она кончилась, мир оказался изменившимся в корне, однако морально люди с трудом приспосабливались к переменам, в которых определяющую роль играли экономические факторы небывалого прежде масштаба.
На первый взгляд произошли изменения политического характера. Поверженная Германия лишилась Эльзаса и Лотарингии, оказавшиеся в числе побежденных Австро-Венгрия и Оттоманская империя распались, и на их обломках возникло множество небольших этнических государств. Россия, где бушевала большевистская революция, на какое-то время осталась в стороне от великих держав, однако продолжала влиять на их политику во внешнем мире, а из-за перекройки территорий близ ее границ (Польша, балтийские страны, и т.д.) возникли зоны неустойчивости, простиравшиеся до самой Германии, где тоже царил совершенный хаос. Однако при ближайшем рассмотрении именно экономические последствия этих перемен стали важнейшими факторами международных отношений между двумя войнами. Война завершилась ужасающим шквалом огромных долгов — взимаемые с Германии репарации, межсоюзнические долги, русские займы. Вся эта невообразимая мешанина долговых обязательств на протяжении доброго десятка лет отравляла международные отношения. Новые государства центральной Европы создавались по национальному признаку, совершенно не сообразуясь с их экономической жизнеспособностью. Экономическая основа большинства из них была настолько плохо продумана, что они оказались неспособны существовать самостоятельно. Вообще говоря, отношения Европы с другими частями света строились на новой основе, обесценивавшей в значительной мере то, что было достигнуто прежде терпением и изобретательностью экономической дипломатии. Франция и Великобритания победили, но лишь благодаря вступлению в войну Соединенных Штатов Америки, которым они уступили мировое первенство. Истощенной войной Европе пришлось, кроме всего прочего, противостоять конкуренции молодой экономики заморских стран,
которым вследствие нарушения товарных потоков пришлось какое-то время обходиться своими силами и создавать собственную промышленность. Связи колоний с метрополиями ослабели, и в умах все настойчивее формировалась идея независимости, тем более, что президент Вильсон относился к ней благосклонно, а большевистская Россия поддерживала ее. Впрочем, новых колоний более не появлялось, а бывшие германские и оттоманские владения были определены как подмандатные территории Лиги Наций. Точно так же пришел конец конвенциям о правах подданных христианских государств в мусульманских странах, отмененным Севрским соглашением, а в Китае — так называемым «неравноправным договорам». Концессии мало-помалу возвратились к китайским властям (Нанкинская в 1927 году), а в 1928 году Китай обрел свою таможенную самостоятельность.
Проблемы снабжения — еще одна сторона отношений Европы с другими континентами — порой обострявшиеся в годы войны, показали основополагающее значение первичного сырья, в частности, нефти, ставшей стратегическим товаром и, соответственно, важной темой дипломатии. Когда, наконец, к началу 30-х годов две эти насущные проблемы — задолженность и экономическое равновесие в мире, с одной стороны, и надежность снабжения, с другой — были кое-как решены, в промежутке между двумя войнами разразился великий экономический кризис, который из-за неспособности дипломатов наладить реальное международное экономическое сотрудничество и тем самым как-то исправить ситуацию, перерос в социальный и моральный кризис, который, в свою очередь, привел к еще более жестокой, чем предыдущая, войне. Тремя главными чертами, обозначившими этот поворотный момент в экономической дипломатии, явились осознание ею проблем мировой экономики, общим знаменателем которых стала невыплата долгов и репараций, с которыми ей не удалось справиться удовлетворительным образом, расширение границ ее деятельности, связанное с нефтяной проблемой, и, наконец, ее неспособность порвать со старыми методами и наладить реальное международное сотрудничество для ликвидации последствий кризиса 30-х годов.
С окончанием войны проблемы мирового экономического равновесия встают во весь рост перед правительствами и дипломатическими канцеляриями, не имевшими опыта такого подхода к решению международных проблем. В Версальском дворце рассуждали в чисто политических категориях: Германия должна испытать на себе последствия своего поражения и возместить нанесенный ею ущерб, народы должны получить право на
самоопределение, необходимо признать права национальностей. Но вот в ноябре 1919 года вышла в свет книга Джона М. Кейнса «Экономические последствия мира», в которой он предложил совершенно иной подход, впервые выдвинув на первое место в международных отношениях, до тех пор занятое исключительно соображениями высокой политики, экономические проблемы. В своем сочинении Кейнс, отказавшийся во время мирной конференции от своей должности в составе британской делегации (он представлял в ней министерство финансов) в знак несогласия с позицией союзников на переговорах, утверждал, что экономическое возрождение Германии необходимо для восстановления экономики Европы и что, кроме того, сумма репараций, которые эта страна должна была уплатить в возмещение нанесенного ей ущерба, она реально уплатить не в состоянии, что эти выплаты дезорганизуют механизм, действие которого обеспечивало процветание Европы и что, короче говоря, они могут привести к катастрофе. По его подсчетам, сумма репараций (окончательно установленная Комиссией по репарациям лишь в 1921 году) приведет к увеличению налогов в Германии до 43% от национального продукта, уровень немыслимый в те годы, и обречет экономику Германии. Либо ценам и заработной плате будет обеспечена подвижность и станет возможным часть прибыли от экспорта направлять на выплаты странам-кредиторам, но такую возможность могло дать лишь снижение цен на мировом рынке, что потребовало бы увеличения экспорта, а это, вероятно, оказалось бы физически невозможным, либо подобная подвижность оказалась бы не идеальной, и в этом случае экспорт не обеспечил бы достаточно средств, и тогда, чтобы получить дополнительное их количество, пришлось бы пойти на снижение внутреннего спроса в Германии, а это, в свою очередь, повлекло бы за собой сокращение доходов и, соответственно, еще более уменьшило бы способность страны по уплате репараций и положило начало губительной цепной реакции. В те годы такие размышления, да и сам подход явились большой неожиданностью. Книга Кейнса ознаменовала переход от торговой дипломатии к дипломатии экономической в полном смысле этого слова.
Несмотря на то, что его книга имела шумный успех по обе стороны Атлантики, главные получатели репараций — Великобритания и особенно Франция — не прислушались к его мнению, а между тем его рассуждения должны были бы заинтересовать их в той мере, в какой их можно было бы применить к их собственным долгам США. Суммы были внушительны с обеих сторон, но вряд ли сравнимы: в 1921 году 25 млрд долларов в счет репараций, 11 млрд (с процентами) союзничес-
ких долгов, но сама собой напрашивалась идея найти связующее звено между тем и другим. Поскольку США отвергли изложенную Бальфуром просьбу Великобритании об аннулировании ее задолженности, англичанам ничего не оставалось делать, как заставить платить Германию, по меньшей мере в пределах их собственного долга американцам. Что же до Франции, она настойчиво требовала свою долю и потому, что не хотела лишиться выгод от одержанной победы, и потому, что весьма нуждалась в этих деньгах, так как бюджет ее пребывал в самом плачевном состоянии. Итак, Германии приходилось платить, и когда в 1923 году она объявила дефолт, правительства Франции и Бельгии без колебаний, ибо такое право за ними оставляли мирные соглашения, взяли в залог Рур с его рудными богатствами и промышленным потенциалом. В 1925 году они его возвратили, но в обмен потребовали часть доходов, в частности сборы от железных дорог, вернувшись, таким образом, к добрым старым методам, показавшим себя с наилучшей стороны в предшествующем столетии. Поскольку положение в британской экономике тоже было не блестяще, Германия переживала глубокий кризис, а США, хотя их экономика и процветала, а торговля имела значительный актив платежного баланса, тем не менее настаивали на получении своей доли, полагая, что необходимо платить по долгам. Положение казалось почти безвыходным, потому и решение оказалось также не слишком удачным. В 1923 году с Великобританией и в 1926 году с Францией (договор Меллон-Белланже, ратифицированный лишь в
1929 году) США подписали соглашения, в которых оговарива
лось, что осуществляется рассрочка платежей по долгам на
62 года, однако без списания долга или какой-либо связи с вы
платой репараций. Рассудив очевидно, что такая связь сущест
вовала в уме должников, американцы вмешались в переговоры,
пытаясь решить проблему репараций, и вот в 1924 году на свет
появился план Дауэса, по имени вице-президента Соединен
ных Штатов Америки, которым предусматривалось уменьше
ние суммы репараций и возможность укрепить марку. Но план
таил в себе огромную опасность, потому что созданный меха
низм держался лишь на иностранных займах, прежде всего
американских, приток которых в Германию давал ей возмож
ность погасить еще не возвращенные долги. Если бы приток
денег вдруг иссяк, все рухнуло бы, что именно и случилось в
1930 году, когда исчез климат доверия. В 1929 году американ
ский юрист и финансист Оуэн Д. Янг установил новую схему
платежей, составленную таким образом, чтобы выплаты Герма
нии совпали по срокам с платежами по межсоюзническим дол
гам, но связь эта была непрочной, ибо упомянутые выплаты
зависели от ряда условий. Германия могла прекратить их при падении курса марки, но не было пункта, оставлявшего бывшим союзникам хоть какую-то лазейку при уплате долгов. Поскольку в соответствии с планом одобрялся, помимо всего прочего, новый пересмотр обязательств Германии в сторону их уменьшения, в то время, как военные долги не были сокращены в той же пропорции, главная проблема оставалась нерешенной.
В конечном счете конец этим разногласиям положил кризис разразившийся 21 июня 1931 года: президент Соединенных Штатов Америки Герберт Гувер объявил мораторий сроком на год на все межправительственные долги, распространявшийся как на межсоюзнические долги, так и на репарации. Франция была вынуждена согласиться и в конечном счете на конференции в Лозанне в 1932 году репарации были отменены. Что же касается межсоюзнических долгов, сумма которых не снижалась с 1929 года, они почти сразу же потеряли смысл: Франция не произвела выплаты в 1932 году, Великобритания поступила так же в 1934 году.
Так завершился эпизод истории, когда события разворачивались таким образом, что на протяжении 20 лет Германия, побежденная страна, служила центром, вокруг которого налаживались экономические отношения между странами-победителями, то есть остальными великими державами. В итоге свершившийся факт возобладал над экономической дипломатией, правительства оказались неспособны оценить политическое значение качественно новой проблемы. В умах еще не созрело осознание необходимости сотрудничества государств для налаживания мировой экономики. Тяжелое осмысление событий необычных причинило еще более вреда в последующем десятилетии.
Россия же, напротив, довольно легко подключилась вновь к мировой торговле в период между 1921 и 1924 годами, хотя произошло, в сущности, обычное подписание торговых соглашений, сопровождавшееся включением статьи о режиме наибольшего благоприятствования. Зато проблемы возмещения убытков за национализацию предприятий и уплаты долгов оказались отделены от этого процесса и до сих пор не получили удовлетворительного решения.
Так называемая «нефтяная дипломатия» возникла примерно в это же время и экономическая дипломатия расширила область своей компетенции на товары, пользовавшиеся особым спросом. Действительно, война принесла осознание жизненной важности запасов сырья, которого Европа была в значительной мере лишена, но с установлением мира все решили, что вопрос
ее уязвимости в отношении снабжения сырьем утратил остроту. Напротив того, проблемы цен создали источник новой опасности — хаос в экономике и денежном механизме в послевоенные годы усугублялся колебаниями спроса и предложения, влекшими за собой резкие изменения уровня цен, предотвращением которых были озабочены все без исключения. Либо правительства, либо производители и их клиенты, при этом правительства отодвигались на второй план, принимали меры, имевшие целью отрегулировать рыночный механизм. Меры эти касались различных товаров: каучук (договор Стивенсона, которым предусматривалось сокращение его производства в британских колониях, 1922 год), кофе (односторонние меры Бразилии, 1923 год), сахар (меры, принятые Кубой, 1926 год) и медь в том же году (создание частного картеля), зерно (создание буферных запасов в Канаде, 1928 год) и олово (создание буферных запасов, финансируемых правительствами стран-производителей, 1934 год). Что же до нефти, то в 1928 году в Эхнакарри Кастл между компаниями Шелл, Англ о-Иранской и Джерси Стандарт был заключен договор, которым упорядочивались конкуренция и механизм цен в этой отрасли. Позднее к договору присоединились четыре другие крупные компании, все американские. Так возникло объединение семерых «сестер» — олигополия, всеми признанная и принятая, навязавшая свои условия прочим компаниям и получившая поддержку английского и американского правительств.
Только нефть — не такой продукт, как другие, она неизменно привлекала к себе столь пристальное внимание политиков, что стало уместно говорить об особой «нефтяной дипломатии». Прежде дипломатов более всего заботили рынки сбыта, что же до нефти, то, как и в отношении других сырьевых товаров нужно было подумать об их доставке, а затем найти способ контролировать цены. Стратегическая ценность нефти стала очевидна во время войны — производство новых материалов, танки, самолеты и корабли потребляли ее во все возрастающем количестве. Стала крылатой фраза Клемансо в письме Вильсону от 1917 года: «Каждая капля нефти стоит капли крови».
Когда вернулся мир, нефть сохранила свое геостратегическое значение, оно даже возросло, и стала предметом усиленного внимания со стороны дипломатии, и тому были три главные причины. Во-первых, отсутствие собственных запасов в большинстве развитых стран, за исключением США, которые стали нетто-импортером нефти лишь после 1948 года, и, разумеется, России, в их число входили и страны Северного моря, в ту пору еще не ведавшие о богатствах, таившихся под морским дном. Во-вторых, то обстоятельство, что создание нефтедобы-
ваюших компаний зависело от договоров с правительствами принимающих стран, что, естественно, перемещало всякие переговоры и любой конфликт в область политики. И, наконец, крупные нефтяные концерны действовали заодно с правительствами либо потому, что эти последние являлись их акционерами, либо попросту потому, что огромная величина необходимых капиталовложений автоматически ставила их во главе наиболее крупных предприятий.
Все это и служит объяснением того обстоятельства, что нефть стала предметом особых забот дипломатии, даже если по окончании войны она занимала в мировой экономике далеко не то место, которое заняла несколько десятков лет спустя. С 1919 года и вплоть до Второй мировой войны общая задача состояла в том, чтобы получить доступ к разведанным и технически доступным месторождениям, еще не отданным в концессию, то есть главным образом к месторождениям Среднего Востока, даже если они еще не были пригодны к разработке (в Иране нефти добывалось еще мало, в Аравии совсем ничего, в Ираке впервые забил нефтяной фонтан лишь в октябре 1927 года из скважины Баба-Гургур, но добыча достигла более или менее значительного уровня лишь в 1934 году, после введения в строй нефтепроводов в сторону Средиземного моря). Англичане уже были на месте, безраздельно в Иране и с контрольным пакетом в Ираке, где доля Дойче Банка была арестована во время войны. Пока еще ничего не заполучившие французы добивались для себя места, настояв на принятии Великобританией, в соответствии с договором Сайкс-Пико 1916 года, плана раздела зон влияния от Бейрута до Евфрата в ожидании крушения Оттоманской империи, где Франции отводился район Мо-сула, известный своими нефтяными месторождениями. Это было бы слишком хорошо для Франции, и под конец войны, две недели спустя по окончании боевых действий Ллойд Джордж без всяких околичностей занял Мосул, а затем на конференции в Сан-Ремо в 1920 году добился передачи Мосула Сирией (французский протекторат) Ираку, в зону британского влияния. Правда, взамен Франция получила германские акции в Туркиш Петролеум (ставшей в 1929 году Ирак Петролеум Компани). Отсюда понятно учреждение в 1924 году для ее сохранения Французской Нефтяной Компании (ФНК, ныне То-таль), в которой — явление примечательное — правительство играло определяющую роль: оно стояло у истоков ее создания, назначало ее президента и не только владело значительной частью ее капитала, но и приобрело широкие права опеки над различными сферами ее деятельности. Как и десять лет назад в Англо-Иранской Компании, невозможно было не заметить
3 — 8577
связь нефти и внешней политики. ФНКнастолько ясно сознавала это, что в течение продолжительного времени действовала больше всфере дипломатии, чем в области нефтедобычи. Вплоть до 50-х годов она оставалась негласным партнером, ограничиваясь инвестициями вслед за своими компаньонами как в самом Ираке, так и вне его границ (на основе договора, получившего название «соглашения о красной черте», акционеры Ирак Петролеум Компани договорились действовать на Среднем Востоке только согласованно).
Тут встревожились американцы, поняв, что еще не получили доступа к нефтяным богатствам бывшей Оттоманской империи, заповедной территории британцев, тем более, что возникли сомнения в том, что вбудущем они смогут самостоятельно обеспечивать свои потребности в нефти. Именно тогда нефтяные компании мобилизовали Государственный департамент, выдвинувший по такому случаю пресловутую доктрину открытых дверей, доказавшую некогда свою полезность в Китае и Японии. Уступив нажиму, лондонское правительство согласилось, надеясь побудить таким образом Госдепартамент отказать в поддержке притязаниям Турции на вилайет Мосул. После серии закрытых обсуждений компании Стандард (Нью-Джерси) и Сокони Мобил в конечном счете вошли в 1923 году в состав Ирак Петролеум Компани, присоединившись к британским Англо-Иранской и Шелл, Французской Нефтяной Компании и искусному в переговорах нефтяному магнату Гульбен-кяну.
Те же дипломатические маневры повторились в Кувейте, где поддержанные своим правительством напористые американские нефтепромышленники вынудили Соединенное Королевство, протекторатом которого Кувейт был с 1899 года, согласиться с тем, чтобы местные нефтяные запасы разрабатывались совместно Англо-Иранской Компанией и компанией Галф Ойл. По тому же сценарию компания Стандард оф Калифорния внедрилась в Бахрейне. Зато в Саудовской Аравии, где американские компании обосновались, хотя и с некоторым опозданием, ибо лишь в 1934 году предшественник Арамко компания Калифорнией Арабиен Стандард Ойл получила здесь концессию, это произошло без особого нажима со стороны правительства. Лишь в 1939 году, когда началась добыча нефти, здесь получил аккредитацию первый американский дипломат, да и тот был лишь посланником в Египте — факт поразительный, когда подумаешь о прочных политических связях, которые установились впоследствии между обеими странами благодаря нефтяной экономике. Учитывая имеющуюся ныне информацию о баснословных богатствах Саудовского Королевства,
кажется странной такая вялость правительств — ведь всюду на Среднем Востоке активно шло перераспределение нефтяных промыслов усилиями дипломатов, в частности британских.
В других частях света нефтяные компании уже закрепились, и правительства с неослабным вниманием следили за ходом их дел и завоеванным ими положением, однако, что весьма примечательно, избегали прямого вмешательства. Разумеется, они прибегали и к нажиму, но старались действовать осторожно, не доводя дело до открытого конфликта. Именно поэтому большинство деликатных вопросов удавалось уладить, не прибегая к запугиванию или силе. Когда между 1917 и 1938 годом Мексику потряс целый ряд конфликтов, завершившихся экспроприацией буровых установок Шелл и Джерси, Великобритания, естественно, разорвала дипломатические отношения, но США, заявив, как водится протест, признали право Мексики на национализацию, при условии уплаты соразмерной компенсации, чего они и добились в 1943 году. Ту же позицию занял Госдепартамент в 1937 году, кода Боливия экспроприировала собственность компании Джерси. В 1934 году Госдепартамент решился на жесткие меры, когда японское правительство ввело выгодную ему нефтяную монополию в Манчжурии. В отличие от столь миролюбивого поведения, на котором, безусловно, отразилась личная позиция Франклина Д. Рузвельта, неохотно поддававшегося лоббированию компаний, британцы ничтоже сумняшеся прибегали к силовому давлению. Тем не менее устроенная ими демонстрация мощи своих военноморских сил у берегов Ирана при возобновлении в 1932 году переговоров относительно концессии Англо-Иранской Компании была скорее исключением. Впрочем, дело вернулось в компетенцию дипломатов, поступив на рассмотрение Лиги Наций.
Экономическая дипломатия оказалась не в состоянии заложить основы подлинного международного сотрудничества, способного покончить с мировым кризисом.
В период между двумя мировыми войнами, внешняя политика и дипломатия впервые столкнулись с действительно трудной экономической задачей — восстановлением механизма мировых экономических связей, расстроенного последствиями конфликта, для налаживания которого требовались специальные познания, политическая воля и общее согласие относительно того, каким быть международному порядку.
К концу войны мировая экономика была полностью разрушена — гиперинфляция в Германии, дефицит платежных балансов во Франции, Великобритании и Японии, и всюду, за исключением США, огромная задолженность. Экономический разлад усугублялся и состоянием валютной системы — большая
* 67
часть валют, в частности, французский франк и фунт стерлингов, оказались оторваны от довоенного золотого паритета, так что восстановление международного валютного механизма не только требовало наведения порядка в каждой отдельной стране для достижения стабильности, но и предполагало также создание центра, который был бы способен обеспечить страны ликвидными ресурсами или предоставлять, в крайнем случае, ссуды центральным банкам, как поступала до тех пор Великобритания. Ослабленная, вынужденная распродать изрядную часть своих активов за границей, она не была более в состоянии играть эту роль, которая естественным образом перешла к США, ставшим главным кредитором остального мира (в то время, как до 1914 года США числились крупными должниками), единственной процветавшей стране, превратившейся в экономический центр мира. Таким образом, любые проблемы должны были решаться при их определяющем участии.
Главной задачей на ближайшее будущее стало достижение согласия относительно того, какой будет новая валютная система. Доверие к колеблющимся курсам валют оказалось настолько подорвано инфляцией и связанной с ней спекуляцией, что все сходились на том, что необходимо вновь привязать денежные единицы к золоту и установить между ними твердый паритет. Вот почему на международной финансовой конференции в Брюсселе в 1920 году, конференции в Каннах в 1922 году и конференции в Генуе в том же году это всеобщее мнение было зафиксировано и принято решение рекомендовать — золото-валютный стандарт. При такой системе иностранная валюта может вместе с золотом выполнять функцию универсального платежного средства. В необходимости этого были убеждены все страны, ибо добыча золота была явно недостаточна, чтобы удовлетворить потребность в ликвидных средствах стран с бурно развивавшейся экономикой. Со стороны Великобритании этот курс был подтвержден имперской конференцией 1923 года, во время которой доминионы (обладавшие запасами фунтов стерлингов) весьма решительно высказывались за это. Трудности возникли, когда возникла необходимость установить паритеты. Германия сделала это в 1924 году, Великобритания _ в 1925 году на довоенном уровне, а Франция в 1926 году де факто стабилизировала курс франка за счет девальвации, при которой он потерял четыре пятых своей довоенной стоимости в золоте, поскольку законная его стабилизация произошла лишь в декабре 1928 года. Между тем привязка к золоту для обеспечения довоенной устойчивости валютной системы, стала, видимо, неэффективной и перестройка мировой эконо-
мики шла со скрипом. Ускорение вывоза капиталов, в частности из США в Европу и, в особенности, в Германию, в сочетании с неустойчивостью финансовых потоков, накоплением долгов как частных лиц, так и государств, конкуренция со стороны молодой экономики других частей света старым европейским производствам, установившаяся почти повсеместно жесткая регламентация, мешавшая пересмотру цен и заработной платы — все это завершилось великим кризисом, грянувшим в 1929 году.
Он оказался более заразительным чем любой предшествующий, и быстро распространился по всему миру. Исчерпывающим объяснением его стремительного преодоления границ служат все более многочисленные и все более действенные связи между экономиками разных стран, большая свобода движения капиталов, но одновременно и недостаточность национальных валютных резервов. В системе международных экономических отношений он привел к полной дисбалансировке валютной сферы и к поражающему воображение сокращению товарообмена (с 1931 по 1933 год физический объем экспорта сокращался в среднем на 27%). При таком положении дел можно было прибегнуть к одному из двух средств: либо значительное расширение международного сотрудничества на основе свободы товарообмена, либо возвращение к национальной политике ограждения от внешних воздействий пограничными заслонами, причем и та, и другая тактика одновременно относилась как к валютной сфере, так и к торговле, промышленности и сельскому хозяйству. Невзирая на усилия экономической дипломатии, предпринимались лишь робкие попытки осуществить первую из упомянутых мер, предписанную Генуэзской конференцией, поскольку ее участники сочли сотрудничество центральных банков необходимым для нормального функционирования золото-валютного стандарта. Так что в 30-е годы возобладала вторая.
Изоляция в своих границах явилась не просто естественной реакцией — то был урок, извлеченный из недавнего опыта, когда провалились три международных форума: всемирная экономическая конференция 1927 года, конференция по вопросу о согласованных экономических мерах 1930—1931 годов под эгидой Лиги Наций, конференция в Лозанне 1932 года. Кроме того, она соответствовала экономическим воззрениям той эпохи, отмеченным печатью яркой личности Кейнса. Он советовал воздействовать на спрос с помощью имеющихся в распоряжении государства средств регулирования, он анализировал экономику с точки зрения внутреннего дохода, не оставляя по сути места отношениям с внешним миром или, вернее, вос-
принимая их как нечто производное. В своей политике «новых рубежей» Рузвельт держался того же мнения и сосредотачивал внимание на проблемах американской экономики. В совершенно иных обстоятельствах нацистская Германия и фашистская Италия исповедовали национализм и культ государства, также не склонявшие их к международному сотрудничеству. В 1930 году США вернулись к политике защиты отечественного рынка, резко увеличив таможенные пошлины Тарифным актом Смута—Холи. Франция отказалась от свободной торговли еще в конце минувшего столетия, укрепив в 1931 году защиту своей сельскохозяйственной продукции введением контингентирования. Так же поступила и Великобритания, введя в начале 1932 года генеральную таможенную пошлину, и в том же году на Оттавской конференции стала инициатором введения режима имперских преференций, на основе которого через заключение двусторонних соглашений была образована зона преференциальной торговли между странами Британского Содружества. Вслед за тем начали все шире вводиться протекционные меры: увеличивались таможенные пошлины, положения о режиме наибольшего благоприятствования либо нарушались, либо отменялись, применялось контингентирование и даже в крайних случаях заключались бартерные или клиринговые соглашения, практика особенно широко применявшаяся Германией. Вкратце можно сказать, что отдавалось предпочтение мерам, позволявшим осуществлять более жесткий контроль экономики: контингентирование получало предпочтение перед таможенными пошлинами, торговая дискриминация оправдывалась ее эффективностью с целью активного вмешательства и, наконец, бартер рассматривался как способ немедленного устранения дисбаланса.
Валютный механизм разладился в 1931 году из-за девальвации фунта стерлингов, который не только подешевел, но еще и начал колебаться его курс, несмотря на создание стабилизационного фонда, который давал возможность сглаживать колебания и поддерживать его паритет. В том же году девальвацию осуществили три скандинавские государства. В условиях нараставшего кризиса была сделана попытка восстановить международное сотрудничество в виде плана созыва всемирной экономической конференции, в которой предусматривалось участие США (в силу своего изоляционистского курса они не участвовали в предшествовавших экономических конференциях). В ее повестку были включены все наиболее важные вопросы: свобода торговли и защита рынка таможенными пошлинами, политика в валютной сфере и стабилизация обменных курсов, нельзя было полностью обойти молчанием и проблему международ-
ной задолженности и военные долги, даже если это не пришлось бы по вкусу США. Тщательно подготовленная конференция проходила в Лондоне в июне—июле 1933 года. В ней участвовали делегаты от 65 стран высокого политического уровня, ибо было условлено, что ради общей пользы не следует ограничиваться одними финансистами. Итак, в ней участвовали Даладье, Мак Дональд и Корделл Халл. Через три недели как гром среди ясного неба появилось послание президента Рузвельта, объявившего без обиняков, что его непосредственная задача заключается в восстановлении американской экономики и что лишь потом можно будет заняться и международной экономикой. Иными словами, внутренние дела, которым, по понятным причинам, отдавалось предпочтение, полностью отделялись от дел международных и рассматривались как особая статья. Напрашивался вывод, что в лучшем случае международное сотрудничество не представлялось нужным и даже разумным для разрешения внутренних трудностей, а в худшем даже могло стать помехой. Этого вывода оказалось достаточно, чтобы провалить конференцию, делегаты которой, так ни до чего и не договорившись, разъехались спустя три недели. Ллойд Джордж с горечью сделал безотрадный вывод: «Ни единая пошлина не была уменьшена хотя бы на пенни, ничуть не понизились и заграждения из колючей проволоки».
Разочарование было слишком велико, а между тем можно было с самого начала предсказать этот провал экономической дипломатии, ибо, как известно, участники конференции совершенно по-разному оценивали сложившееся положение и предлагали совершенно разные способы его исправления. Франция, например, полагала, что кризис возник из-за неустойчивости денежных единиц, а посему более всего хлопотала о восстановлении их стабильности. Она высказывалась за фиксированные обменные курсы, за возвращение к золотому стандарту (которого придерживалась фактически с 1928 года) и за отказ от валютного контроля, введенного как в Германии, так и в странах центральной Европы. Кроме того, стремясь обезопасить себя от финансовых и коммерческих проблем, которые могли появиться из-за границы, она не желала отказываться от мер по защите торговли. Вокруг Франции сплотился блок стран золотого стандарта, куда вошли Италия, Швейцария, Бельгия, Нидерланды и Польша. С другой стороны, Великобритания, занявшая совершенно иную позицию, считала, что причина кризиса коренится в завезенной дефляции, и делала упор на экономический подъем и соответственно ратовала за расширение валютных рынков, широкий и недорогой кредит и, наконец, выступала за свободу действий в отношении фунта стерлингов
и таможенных пошлин (ввиду договоров, заключенных в Оттаве). Лишь в одном она сходилась с Францией — в надежде на то, что конференция станет поводом для окончательного решения проблемы репараций и долгов.
Эти различия в подходе, вероятно, удалось бы преодолеть, если бы США заняли конструктивную позицию, но этого не случилось. Действительно, хотя Корделл Халл и возглавлявшаяся им делегация оценивали благожелательно международное сотрудничество, им не было дано полномочий двигаться в этом направлении — им даже пришлось предупредить, что они не намерены вступать в какие бы то ни было обсуждения ни военных долгов, ни вопросов торговли. Оставшиеся в Вашингтоне советники Рузвельта полагали, что вывести из кризиса может лишь экспансионистская политика экономического подъема и что успех ждет ее в однородном окружении, то есть на национальной почве. Президент согласился с мнением советников. Впрочем, сказать, какую позицию он займет, можно было еще два с половиной месяца назад, когда он оторвал доллар от золота и предоставил его курсу полную свободу колебаний. Это хладнокровно принятое решение не было продиктовано крайней необходимостью, дефицитом внешней торговли либо сокращением валютных резервов — в нем отразился сознательный выбор в пользу политики экономического подъема и роста цен внутри страны. Таким образом, Рузвельт весьма логично намеревался извлечь выгоды из обесценения национальной валюты, оставляя себе свободу рук в осуществлении своей политики. Справедливости ради следует признать, что и Великобритания вела себя не лучше. Разумеется, она благосклонно относилась к международному сотрудничеству в валютной сфере, но лишь в расчете на упорядоченную девальвацию. Во всяком случае, она решительно возражала против международного обсуждения своей экономической и финансовой политики. При таком положении дел не могло быть и речи о том, чтобы США взяли на себя роль ведущей экономики, то есть учитывать это при определении международной роли своей валюты и проводить кредитную политику, при которой они становились бы кредитором последней инстанции.
С этого момента надежда на организацию международного сотрудничества угасла, хотя 25 сентября 1933 года и был подписан весьма невыразительный трехсторонний договор между США, Великобританией и Францией, представлявший собой не более, чем совокупность согласованных национальных деклараций, в которых выражалось благое пожелание подписавших его сторон бороться с нарушением функционирования мировых рынков и способствовать улучшению условий между-
народной торговли. 31 января 1934 года произошла стабилизация доллара, и его курс был закреплен на уровне 35 долларов за тройс<