Дипломатия, обслуживающая экономику
На протяжении столетий дипломатия служила экономике самыми разными способами, первоначально обеспечивая гарантии свободы торговых путей, затем на открытие рынков сбыта, колоний и зон влияния, готовя торговые соглашения, активно поддерживая деятельность торговых фирм.
Беспрепятственное пользование торговыми путями и каналами товарообмена является краеугольным камнем внешней политики многих государств. Значение пути в Индию для Англии или упорное стремление России получить выход к внешним морям определялись не только стратегическими расчетами либо имперскими устремлениями в политике. Известна роль, которую в прошлом сыграли пути, не порождавшие столько раздоров, но столь же насущные для торговли, как путь в Бирму или Великий шелковый путь. В 1841 году Палмерстон, бывший в то время министром иностранных дел английского правительства, сформулировал это следующим образом: «Внешняя политика Англии должна открыть и сделать безопасным путь для торговцев»1. Защита факторий, основанных на морских побережьях, становилась, как правило, исходной точкой политики, получившей наиболее яркое свое выражение в колониальных захватах, предпринимавшихся на протяжении долгого времени под нажимом торговых компаний, которые создавались в течение всего XVII столетия и которым монаршим указом даровалось право распоряжаться войсками и ставить их в случае необходимости под ружье, а также предостав-
1 Цит. по: Renauvin P. Histoire des relations internationales. T. V. Le XIXе siecle.
лялась монополия на торговлю. От предоставления льгот раз
личным компаниям в западной и восточной Индии, Моско
вии, западной, восточной и северной Африке, на Б. Востоке,
Нигере, Китае и иных краях естественно перешли к созданию
зон экономического влияния с предоставлением исключитель
ных прав и преференций, а затем и к вмешательству прави
тельств, которые мало-помалу забрали все в свои руки. Эти за
поведные зоны, будь то колонии, концессии или недра, отдан
ные в исключительное пользование, процветали на протяже
нии всей второй половины XIX века. Первая мировая война
положила конец их благоденствию, а вторая привела к полному
крушению. •
Таким образом, колонии стали первым шагом в поисках охраняемых торговых путей и надежных рынков сбыта.
Среди побудительных мотивов колонизации, где переплелись жажда приключений, любознательность ученых, стремление насаждать культуру, гуманистические ценности и миссионерское рвение, стратегические цели соседствуют с торговыми интересами. Эти последние не всегда преобладали, но они существовали изначально, поскольку поиски новых путей привоза пряностей и погоня за золотом — суть два предмета устремлений, благодаря которым были финансированы первые плавания великих мореходов в дальние страны. Не что иное, как потребность контролировать средства сообщения, дающие доступ к заморским богатствам, положила начало многочисленным военным походам позднейшего времени. Как заметил в 1848 году президент Соединенных Штатов Америки Уильям Хоуард Полк, «политика, неизменно проводившаяся Великобританией на всем протяжении ее истории, заключалась в том, чтобы захватить любой клочок земли, важный для торговли»1. Кроме того, одним из столпов колонизации, одним из механизмов, благодаря действию которого она существовала и процветала и ради которого ей даже находили оправдание, являлся колониальный договор. Детище меркантилизма XVI столетия, ратовавшего за союз государства и компаний, дабы иметь возможность вывозить товары под прикрытием монополий и складывать в сундуки как можно больше золота и иных драгоценных металлов, колониальная система начиналась со введения монополии на торговлю и в XVII, а особенно в XIX столетии, превратилась в замкнутый экономический кругооборот, когда колонии могли продавать и покупать лишь в метрополии, когда единственная их роль заключалась в поставках
1 Renauvin P. Op. cit.
сырья, когда метрополии принадлежало исключительное право на промышленную переработку, на то, чтобы служить рынком сбыта для колоний и поддерживать с ними морское сообщение. Эта экономическая система, справедливо названная «исключительным правом», наглядно показала свою сущность приснопамятными препонами, которые обличал Карл Маркс и на которые яростно ополчался Ганди, чинимыми развитию хлопчатобумажного ткачества в Индии. Система была настолько крепко сколочена, что остатки ее сохранялись и после ее отмены (в 1822—1825 годах в Великобритании и в 1861 году во Франции), после отмены монополии на морское сообщение с колониями (в 1849 году Соединенным Королевством, а в 1864 году Францией), после предоставления британским колониям таможенной самостоятельности (1846 год) и даже после зарождения в заморских владениях собственной промышленности, и даже после обретения ими независимости. Имперские преференции и стерлинговая зона для Великобритании, механизм зоны франка для Франции явились, в совершенно разных, разумеется, условиях, на уже более равноправной, но по-прежнему асимметричной основе, последними свидетелями этих преференциальных отношений. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что в колониальную эпоху дипломаты, имевшие, естественно, и другие задачи, сами как бы по себе раздвинули границы возложенной на них обязанности защищать предприятия и торговцев, отважившихся перенести свою деятельность за границу.
Должно, впрочем, признать, что колониальные походы предпринимались по воле случая и всякий раз на особый лад благодаря искателям приключений, мореплавателям, землепроходцам, миссионерам, торговцам и всякого рода любителям повоевать, но отнюдь не дипломатам и уж во всяком случае не вследствие некоей общей политики в отношении заморских стран. Поначалу посольским службам вменялось всего лишь переложить на язык договоров итоги завоеваний и по сути лишь в тех случаях, когда надлежало все совершить по форме, но содержание сих договоров, плодов стихийных предприятий, добывалось силою оружия и упорством поселенцев. Правду сказать, когда договоры подписывались с туземными вождями, текст их был весьма мало дипломатичен, хотя с течением времени их старались составлять во все более приличных выражениях, например, договор между Саворньяном из Бразза и принцем Макоко, утвержденный в обстановке чрезвычайной пышности палатой депутатов. Но на дворе стоял уже 1882 год.
Настоящие переговоры начались лишь когда великим державам пришлось договариваться, чтобы поделить между собою
зоны влияния, стабилизировать ситуацию, узаконить свои завоевания либо обсудить грядущие завоевательные походы. Наиболее известным, если не самым старым из договоров такого рода, является договор, подписанный под покровительством папы римского 7 июня 1494 года в Тордесильяс между Испанией и Португалией. В нем определялась судьба земель, которые еще предстояло открыть. Высокое духовное покровительство Александра VI Борджии, подтвержденное папой Юлием II в 1506 году, явилось, по существу, еще одним в ряду соглашений, заключавшихся обеими странами по мере того, как завоевывались все новые заморские земли. Наиболее важное среди них, соглашение в Алькасовас об островах в Атлантическом океане, подписывалось в 1479 году, то есть еще до плавания Христофора Колумба. За сим последовало великое множество договоров, которыми худо-бедно оформлялись приобретения завоевателей в чужих краях. К числу их принадлежит Сарагосское соглашение между все теми же Испанией и Португалией относительно раздела Дальнего Востока (1529 год) или, например, заключенные голландцами и англичанами в Инсулинде в 1891 году соглашения о разделе Борнео, а позднее, в 1904 году — голландцами с португальцами по поводу острова Тимор. Лишь в XVIII веке появилось нечто похожее на настоящие переговоры. Колонии стали предметом широкомасштабного дипломатического торга, но делалось это, говоря откровенно, лишь в виде дополнения при разрешении распрей, где на карту, как считали в Европе, было поставлено чрезвычайно много. И в самом деле, Утрехтским договором, подписанным в 1713 году, впервые обозначилось вовлечение колоний в соотношение сил между Великими державами, коль скоро ради того, чтобы усидеть на испанском троне, Филиппу II пришлось, помимо многих территориальных уступок на европейском континенте смириться с кое-какими коммерческими притязаниями англичан в испанской Америке: «дозволенное судно» и «асьенто», то есть монополия на торговлю черными невольниками. Гораздо более замечательным в перераспределении торговых интересов оказался Парижский договор 1763 года, положивший конец Семилетней войне, что стоило Франции потери Вест-Индии и Канады, захваченных ее врагом Англией. Правда, Франция сохранила за собой западную часть Луизианы, да и то ненадолго, потому что в конечном счете продала ее в 1803 году Соединенным Штатам, а до той поры уступила там лишь земли к востоку от Миссисипи, передав их своей союзнице Испании в качестве компенсации за Флориду, которую последней пришлось отдать Англии. Рассуждения Вольтера о нескольких саженях сугробов, отказ от которых он
почитал пустячной потерей, а также язвительное замечание министра Шуаселя, объявившего в 1753 году, что квадратная верста в Нидерландах дороже всей Канады, показывают, какое дипломатическое значение придавалось в те времена колониям, во Франции, во всяком случае.
Отныне все наделавшие шума дипломатические распри касались и заморских владений. Так случилось, например, в 1815 году на Венском конгрессе, где между тем большую часть держав волновал лишь передел в самой Европе. Нидерланды, например, весьма хладнокровно приняли необходимость переуступить свои колонии. Лишь Великобритания, лучше других понимавшая истинное положение, воспользовалась этим безразличием, дабы округлить свои разбросанные по всему свету владения, прибрав к рукам недостающие для полноты земли — Тобаго и Сент Люсию на Антилах, Иль-де-Франс, Родригес и Сейшелы в Индийском океане, Капскую провинция и северозападную Гвиану. Помимо прочего, конгресс осудил работорговлю, что по существу означало конец экономической колониальной системы. Вообще же, колонии по-прежнему оставались второстепенным дополнением к заботам великих держав, которых более всего занимала Европа и равновесие сил в ней.
Лишь во второй половине XIX века колониальные завоевания становятся, наконец, главной темой дипломатии. Французский протекторат в Тунисе, о котором начали подумывать около 1878 года и который был введен в 1881—1882 годах договором Бардо и конвенцией де ла Марса, стал предметом полюбовных сделок Франции, Великобритании, Германии и Италии. К тому времени Франция, скрепя сердце, ушла из Египта, Англия же, намеревавшаяся прибрать к рукам Кипр, не желала, чтобы какая-нибудь одна держава владела обоими берегами Сицилийского пролива. Что же до Бисмарка, незадолго до того присоединившего к Германии Эльзас-Лотарингию, то он искал какого-нибудь колониального утешения для изведавшей горечь утрат Франции. Это молчаливое согласие оставить Франции свободу действий лишило поддержки недовольную Италию, которая со своими десятью тысячами поселенцев в колониях и бесспорным стратегическим интересом оказалась единственной державой, действительно обеспокоенной устремлениями Франции. Тунисское дело, от начала до конца решавшееся дипломатическими средствами (даже если грабительские набеги племени крумиров через алжирскую границу дали возможность ускорить завершение дела демонстрацией военной мощи), получило дипломатическое же завершение, толкнув Италию, оставшуюся на переговорах в полном одиночестве, в объятия Германии. Так возник Тройственный Союз. Во Франции дело также
вершилось усилиями дипломатов, поскольку, ввиду того, что Тунис с точки зрения юридической оставался независимым государством, впервые ответственность за образование одного из заморских владений Франции была возложена на чиновников Кэ д'Орсэ.
Раздел бассейна реки Конго и центральной Африки также совершился в итоге дипломатических переговоров и — обстоятельство совершенно новое — производился прямо на месте гражданскими лидерами, в то время, как колонизация других территорий производилась либо военными, либо деловыми людьми при поддержке, в случае надобности, воинских частей. Действительно в 1876 году король Бельгии Леопольд II созвал в Брюсселе совещание географов и ученых, дабы согласованно вести в этой части Африки самые различные изыскания, определить их цели и учредить Международную Африканскую Ассоциацию, возложив на нее осуществление этой программы. Но деятельность Ассоциации недолго пребывала в границах чистой науки, ибо все громче звучали уже существовавшие территориальные притязания по мере того, как открывались богатства глубинных районов материка. И англичане, и немцы, и французы, даже король Леопольд II как частное лицо заявили о своих правах. Проходившая в 1884—1885 годах Берлинская конференция, на которой собралось четырнадцать участников, то есть была представлена дипломатия всех могущественных в те времена стран, дала Бисмарку возможность, подвизаясь в роли судьи, пекущегося о соблюдении равновесия сил европейских государств, присматривать за тем, чтобы Германия, не имевшая особых прав, получила свою часть при разделе Африки. Хотя в сущности на конференции и не определялась доля каждого из участников, на ней были установлены правила вступления во владение. В соответствии с принятым в заключение джентльменским соглашением участвовавшие в конференции страны обязывались воздерживаться от новых приобретений без уведомления, то есть не дав остальным возможности заявить свои притязания, и не оккупируя фактически территорию. Кроме того, они условились о режиме открытых дверей и совместном пользовании традиционным бассейном реки Конго, — включая свободную торговлю, беспошлинный ввоз товаров и равноправие пользователей. Каждая страна, то ли помимо конференции, то ли задним числом, поспешила водрузить свой флаг всюду, где это еще представлялось возможным. Леопольд II были признан хозяином Конго, и он счел себя вправе присоединить к нему и Катангу. Германия обосновалась в Камеруне, Того, юго-западной Африке и в Танганьике, Великобритания — в нижнем течении Нигера, в Уганде и на Занзи-
баре, Италия — в бухте Ассаб. Что до Франции, она подтвердила свои притязания на конголезские территории, исследованные экспедицией Бразза, и закрепилась в Чаде, в дельте Нигера, в Убанги-Шари, в Обоке и Джибути, но лишилась Бара эль Газаля вследствие инцидента в Фашоде. Дележ происходил на фоне европейской политики: Бисмарк старался склонить на свою сторону Англию, а Франция старалась ладить с ней оттого, что нуждалась в союзниках, чтобы отыграться за поражение в борьбе с Германией. Однако англичане не изъявляли желания согласиться со всеми притязаниями французов и, дабы они поумерили свой пыл, поощряли Португалию, за которой признали права на Анголу и Мозамбик, совершенно несоразмерные если и не с прежними ее успехами, которые она могла бы поставить себе в заслугу, то, во всяком случае, с ее политическим значением. Так Африка была поделена на основе экономических интересов и дипломатических маневров.
Марокко стало третьим ярким примером маневров в ведомствах иностранных дел. В 1880 году Мадридская конференция открыла всем ее участникам доступ к богатствам шерфского королевства, обуздав тем самым аппетиты Франции. Тем не менее этой последней удалось заключением в 1904 году двух договоров договориться с Англией, оставив ей свободу действий в Египте, что дало возможность благополучно разрешить все колониальные тяжбы между двумя странами, заложить основы Сердечного Согласия и нейтрализовать Испанию, признав за ней две зоны влияния — Рио дель Оро и часть Рифа. Стараясь снискать дружеское расположение Италии, Франция обещала ей в 1900 году не распространять свое влияние в сторону Триполитании. Ради того, чтобы сохранить ее в числе дружественных ей стран, Франция приняла участие в 1906 году в разделе зон влияния в Эфиопии, обеспечив Италии территорию рядом с Францией и Великобританией. Оставалась Германия, противоборство с которой неожиданно обострилось и достигло своей наивысшей точки в следующем году, во время получившей шумную огласку поездки Вильгельма II в Танжер, когда Кайзер провозгласил свое намерение поддерживать султана. Войны едва удалось избежать, зато начались дипломатические маневры, когда Германия добивалась лишения Франции привилегированного положения в Марокко, настаивая на подтверждении международного статуса этой страны (Алхеси-расская конференция 1906 года), либо предложив обеим странам раздел (договор 1909 года). В 1911 году произошел наделавший немало шума инцидент, когда в ответ на оккупацию французами Феса к Агадиру была послана канонерка «Пантера». Но все эти выпады кончились ничем, поскольку Франция
занимала при султане прочные политические позиции (кстати, Франция пришла ему на выручку, когда его осадили в Фесе), а также потому, что дипломатическое равновесие складывалось в ее пользу благодаря своевременному молчанию ее новых британских друзей. В итоге Германии пришлось смириться с французским протекторатом, удовольствовавшись взамен полоской земли на юге испанской Гвинеи, добавившейся к Камеруну, а также уверениями в том, что она не будет забыта, если Франции случится воспользоваться своим преимущественным правом на бельгийское Конго. Не преуменьшая важной роли военных (давление генерала Лиотэ с территории Алжира на приграничные земли Марокко, оккупация Ужды и Касабланки под предлогом усмирения происходивших там волнений) или деловых кругов, заметим, что марроканский вопрос был почти целиком разрешен дипломатическими средствами (конференции, переговоры, заключение соглашений).
Переговоры по поводу трех упомянутых вопросов недвусмысленно обозначают обе причины, в силу которых колонии стали в последние годы столетия важной темой дипломатии. Первая заключается в истощении запаса неосвоенных земель, которые еще можно было захватить. В подобных обстоятельствах замыслы одних неизбежно наталкивались на действия других. Вторая заключается в увеличении значимости экономической стороны вопроса. В Тунисе французское правительство делало упор на защиту кредиторов правительства бея, в Марокко оно действовало под напором интересов Шнейдера и Банка Парижа и Нидерландов. В Тонкине, где, по правде говоря, обстановка была проникнута более военным, чем дипломатическим духом, деловые круги, подстегиваемые Жаном Дюпюи и владельцами лионских шелкоткацких фабрик, оказали решающее влияние на правительство, подталкивая его к действиям. Наконец, также ссылаясь на необходимость защитить кредиторов Египта, разоренного дорогостоящими нововведениями хедива Исмаила, Великобритания ввела войска в эту страну. Точно так же некоторым странам Латинской Америки довелось пережить дипломатическое и военное вмешательство Соединенных Штатов, решивших научить их исправно возвращать долги.
Ясно, таким образом, что со второй половины XIX столетия становится слишком хлопотно и накладно расширять колониальные владения, чтобы побудить соотечественников к новым походам. Конечно, можно было еще прихватить обширные пространства Китая, Оттоманской Империи и Персии, однако существование суверенных государств пусть пришедших в упадок, хотя и не препятствовало захватам земель по их перифе-
рии (Манчжурия, Корея, Формоза, северная Африка) делало предпочтительным и менее дорогостоящим приобретение прав на промышленное производство либо торговых льгот.
Так на смену колониям пришли зоны влияния, а экономическая дипломатия занялась проблемами концессий на разработку, аренду территорий и территориальных преимуществ. Она проглядывает сквозь великое множество дел, осуществленных в союзе с предпринимателями, добивавшимися прав на добычу полезных ископаемых, коммерческих льгот либо контрактов, будь то городские службы (трамвайные линии, водоснабжение, производство и распределение газа и электричества) или крупные общественные работы (каналы, порты, железные дороги, шоссейные дороги и телеграфная связь).
Разделы газетной хроники тех лет изобилуют экономико-дипломатическими сообщениями о прорытии морских каналов, будь то Суэцкий или Панамский. Идея прорытия Суэцкого перешейка восходит к отдаленным временам. О нем помышлял еще Кольбер, а около 1780 года французские власти уже негласно распорядились разработать проект прорытия канала, хотя европейцам в ту пору было строго запрещено появляться в Красном море ввиду близости святых мест ислама. В конечном счете, в 1854 году Фердинанд де Лессепс выхлопотал-таки концессию. Дело разрешилось — случай исключительный — усилиями частных лиц, при этом Лессепс даже не поставил в известность свое правительство. В дипломатических кругах оно, естественно, наделало немало шума, поэтому французские власти, испытывая неловкость перед сердито насупившимися англичанами, лишь в 1859 году официально поддержали проект.
Что касается устройства прохода между Атлантическим и Тихим океанами, то американское правительство начало в весьма скором времени хлопотать о приобретении исключительного права на прорытие канала: договор с Новой Гренадой (Колумбия) от 1848 года, на следующий год с Никарагуа, а еще через год договор Клейтона-Булвера. На основании этих документов предусматривалось прорытие межокеанского канала смешанной англо-американской компанией.
В те же годы происходило бурное освоение новых территорий с помощью железнодорожного сообщения. Это была эпоха прокладки железной дороги Джибути—Аддис Абеба, построенной на французские капиталы, дипломатического и финансового соперничества Франции и Италии по поводу перекупки железной дороги до Ла Гулетт, проекта трансперсидской железнодорожной магистрали разработанного Великобританией в 1904 году, эпоха, когда Сесил Роде мечтал увенчать свои труды
проведением железной дороги от мыса Кап до Каира, наконец, эпоха широкомасштабного предприятия, связанного с прокладкой железной дороги Константинополь—Багдад, призванной стать опорой при осуществлении сокровенных замыслов Германии на ближневосточных глубинных участках Оттоманской Империи, близившейся к своему закату. Этот проект, кстати, был источником соблазна для всех европейских держав, увивавшихся вокруг Турции. И Россия, и Франция, и Англия предлагали наперебой каждая свою трассу, пролегавшую через их излюбленные территории — ведь речь шла, в сущности, о господстве над обслуживаемыми дорогой районами, а благодаря многочисленным ответвлениям в сторону столь уязвимых границ трасса могла упрочить положение Турции, по всей видимости, в пользу одной их этих держав, причем каждая из них надеялась нейтрализовать остальных и урвать кусок при возможном дележе. Как и в большей части соглашений подобного рода, договором на строительство «Багдадбана» предусматривалось, что эксплуатирующая дорогу компания получит безвозмездно не только территории, являющиеся собственностью империи, одновременно с денежным вознаграждением за каждый километр уложенного полотна, но также приобретает право беспошлинного ввоза необходимого оборудования и право разработки рудников, которые окажутся в пятнадцатикилометровой полосе по обе стороны пути.
В Китае также шло ожесточенное сражение за железнодорожные концессии, однако страна была настолько огромна, что каждый имел возможность осуществлять свой собственный проект в зоне своего предпочтения, не мешая планам других держав — Франция в Юньнани, Россия в Манчжурии, а Германия в Чантуне, где, в частности, китайско-германским договором от 1898 года также предусматривалось предоставление права на разработку горнорудных богатств.
И неспроста — готовились также и планы раздела богатств земных недр, среди коих нефти было уготовано блистательное дипломатическое будущее. К исходу столетия она едва начинала утверждаться в качестве полезного ископаемого, хотя нельзя сказать, что о ней ничего не было известно. В некоторых местах издавна замечали пятна маслянистой жидкости, а в 1859 году «полковник» Эдвин Л. Дрейк пробурил в местности под названием Ойл Крик (штат Пенсильвания) первую скважину, положив начало промышленной добыче нефти. На протяжении последующих пятидесяти лет разворачивалась деятельность великих основателей этой отрасли промышленности, чьи имена окутаны дымкой легенды — Джона Д. Рокфеллера в Соединенных Штатах, Генри Детердинга в Нидерландской Индии, бра-
тьев Нобель на Кавказе, однако нефть все еще оставалась продуктом местного использования, употреблявшимся главным образом для освещения (в 1908 году большая часть автомобилей в Соединенных Штатах приводилась в движение паром и даже электричеством и лишь менее четверти — бензиновым мотором). Кроме того, за неимением надлежащей инфраструктуры и оборудования доставка нефти обходилась слишком дорого, чем и объясняется то обстоятельство, что при полном несходстве стратегии и Рокфеллер (на первых порах добывавший нефть исключительно в Соединенных Штатах), и Детердинг (чьи скважины были разбросаны по многим отдаленным территориям) стремились к господству не столько над промыслами, сколько над переработкой и, главное, над транспортировкой нефти. Американец добивался своего, заключая договоры с владельцами железных дорог и прибирая к рукам нефтепроводы, а голландец — слив свое дело с транспортной компанией, которой была в те годы Шелл.
Все изменилось с появлением различных способов использования нефти в течение нескольких лет, предшествовавших Первой мировой войне: в 1908 году Форд запускает в конвейерное производство свою модель Т, в 1909 году Блерио преодолел Ламанш на аэроплане, и в это же время британский флот убедился в превосходстве нефтепродуктов над углем при сжигании в судовых топках. Этим предпочтением технических специалистов и объясняется то обстоятельство, что британское адмиралтейство ради надежного снабжения судов топливом решило обеспечить контроль над источниками горючего, проявив интерес к персидским промыслам австралийца Уильяма Нокса д'Арси, приобретшего в 1901 году концессию на добычу нефти. Лондон помог ему изыскать необходимые капиталы и поддержал его, что привело в 1910 году, три года спустя после заключения англо-русского соглашения о разделе Персии на зоны влияния, к открытию в Масджид-И-Солимане первого значительного месторождения нефти и учреждению Англо-Персидской компании, в которой, что заслуживает упоминания, лондонское правительство под сильнейшим нажимом Черчилля приобретает контрольный пакет акций, невзирая на мощную оппозицию в Палате Общин и в общественном мнении. Под вывеской «Бритиш Петролеум» Лондон на протяжении трех четвертей века вкладывал капиталы в нефть.
Неподалеку, на территории Оттоманской империи, углеводороды также стали предметом вожделений, порождавшим ожесточенное соперничество. В 1912 году согласно договору, получившему название «договор министерства иностранных Дел» иракскую нефть поделили Германия (Дойче Банк) и Вели-
кобритания (Англо-Персидская нефтяная компания и Шелл) в рамках Турецкой Нефтяной Компании.
Вероятно, от того, что Великобритания не знала еще о нефтеносных пластах на своем континентальном шельфе, и ее компаниям, в отличие от США, приходилось искать нефть за границей, лондонская дипломатия оказалась наиболее дальновидной и наиболее настойчивой в поддержке своих нефтяников, обосновавшихся в новых краях, какими были в ту пору Бирма, Египет, Тринидад, Персия и Ирак. Однако, в преддверии Первой мировой войны количество нефти, извлеченной из недр в этих местах, имело явно второстепенное значение по сравнению с добычей основных нефтепроизводителей тех времен — Соединенных Штатов, России, Мексики и Румынии (месторождениями которой, кстати, не пренебрегала и Шелл-Роял Датч). Нефтедобыча на Ближнем Востоке питалась в основном надеждами на будущее, как, впрочем, и в Венесуэле, а для британцев нефть еще не стала важнейшей составляющей их политики на Ближнем Востоке — их гораздо более заботил вакуум, который мог возникнуть на пути в Индию после исчезновения Оттоманской империи, равно как и интерес России к Персии и Ираку.
От защиты соотечественников и предоставления им экстерриториальности под прикрытием консульской юрисдикции, от концессий на крупномасштабные общественные работы по созданию инфраструктуры и получению обширных прав в закрытых зонах постепенно переходили к приобретению территориальных привилегий — передача территории во временное пользование и создание зон влияния.
Аренда земли пользовалась наибольшим успехом в Китае. До 1842 года эта огромная страна оставалась закрыта для иноземных торговцев. Им был доступен единственный порт и то на ограниченных условиях: никаких прямых контрактов с китайцами, все дела велись через официальных посредников. Следовательно, нужно было обзавестись базами, что и было осуществлено за последние шестьдесят лет столетия: пять открытых портов вдобавок к острову Виктории, сердцу будущего Гонконга, навечно отданному в 1842—1884 годах в пользование Англии (в соответствии с соглашениями, подписанными в Нанкине и Вампоа), отданный в 1845 году в концессию Великобритании Шанхай, одиннадцать новых открытых портов, переданный в ее собственность полуостров Коулунь, а в 1858— 1860годах предоставление ей права экстерриториальности (по Тяньцзиньскому договору). Постепенно вокруг отданных в аренду территорий складывались зоны влияния — для России — Манчжурия с Порт-Артуром, для Германии — Чантунь с Цинь-
тао и Кьяочеу, для Франции — три южные провинции с портом Куанчеуван, а для Англии в 1898 году долина в нижнем течении Янцзы и порт Вейхайвей (в заливе Печили, напротив Порт-Артура). Сюда же следует прибавить и Новые Территории, отданные в аренду сроком на 99 лет и дополнившие колонию Гонконг. Число городов, открытых для иностранных коммерсантов, быстро росло, и в начале XX столетия они охватывали почти шесть десятков так называемых «портов» (не все эти города находились на берегу моря), а число концессий, то есть городских кварталов, на которые не распространялась более юрисдикция (но не суверенитет, по крайней мере, в принципе) Китая, достигло уже полутора десятков — их получили все великие державы Европы. Лишь США держались в стороне от дележа, однако, требовали и для себя свободы действий в будущем.
2 — 8577 |
Сами же они, при совершенно, правда, иных обстоятельствах, отнюдь не открывали дверь в Америку к югу от Рио Гранде, но в то же время сохраняли за собой обширную зону влияния, толкуя по-своему доктрину Монро. В ее первоначальной формулировке 1823 года она не признавала за европейскими государствами права основывать новые колонии на американском континенте, равно как и прибегать к насилию в отношении европейских колоний уже провозгласивших свою независимость. По прошествии восьмидесяти лет предостережение европейцам держаться в стороне распространилось и на экономику: в 1903 году, во время событий в Венесуэле, США воспрепятствовали вооруженному вторжению Германии и Англии, намеревавшимся принудить эту страну уплатить проценты со своих долгов, а в 1912 году президент Тафт объявил, что европейские капиталисты должны прекратить ссужать деньгами южно- или центрально-американские государства, будь то в виде государственных займов для прокладки железных дорог или ради каких-либо иных хозяйственных надобностей, и что ежели они испытывают такую нужду, о том позаботится правительство США. Здесь мы имеем дело с экономическим и финансовым аспектами доктрины Монро, которые не только отражали солидарность бывших колоний против бывших метрополий, но и стали орудием удовлетворения интересов США. Закрыв перед европейцами дверь в северную и южную Америку, США оставили полную свободу действий единственной обосновавшейся там великой державе, тем более, что ранее, а именно в 1904 году президент Теодор Рузвельт провозгласил за Вашингтоном право исполнять там международные полицейские функции. Следствием этих установок явились разразившаяся в 1898 году война между Испанией и США, когда эти
последние решили оградить от посягательств свои капиталовложения на Кубе, заключение в 1901 году соглашения с Великобританией, в силу которого за США признавалось право рыть межокеанский канал и соорудить вдоль него военные укрепления и, наконец, вторжение в 1913 году в Мексику, спокойствие которой было нарушено внутренним кризисом на фоне американо-английского соперничества из-за нефти, завершившееся подписанием договора, которым лондонское правительство признавало главенство североамериканских компаний в этой стране. Когда в конце 30-х годов Роял Датч-Шелл продала свои активы в Венесуэле Джерси Стандард, американские компании окончательно обеспечили свое господство в Латинской Америке. Сей долгий перечень следует пополнить целым рядом демонстраций силы, оправдывавшихся опасностями, якобы грозившими американским капиталовложениям: в 1915 году на Гаити, в 1916 году на Сан-Доминго, в 1923 году в Гондурасе, с 1911 по 1928 год в Никарагуа. В 1928 году президент Гувер меморандумом Кларка вернул доктрине Монро ее сугубо оборонительную суть, провозгласив, что она является «декларацией Соединенных Штатов, обращенной к Европе, а не к Латинской Америке». Предпочтение, отданное политике добрососедства, было результатом, судя по всему, того, что именно в те годы США окончательно утвердили свое господство в торговле и капиталовложениях в Латинской Америке, а влияние Европы оказалось здесь окончательно подорвано, за исключением Аргентины, где оно еще сохранялось несколько лет. Отныне, просто благодаря своей экономической мощи, Соединенные Штаты главенствуют и на севере, и на юге, и в центре американского континента.
Разумеется, наиболее дипломатическим способом наладить экономические отношения между государствами являются торговые договоры, финансовые соглашения и валютные конвенции. На протяжении всего предшествующего изложения дипломатические соглашения экономического характера частенько подкреплялись демонстрацией силы. В известном смысле в них через экономику отражалось соотношение военной мощи государств. Однако, начиная с XVI столетия появляются соглашения, основывающиеся на политике международного обмена и отражающие экономическое могущество подписавших их государств.
В силу склоняющего к раздумьям совпадения именно в XVI столетии одновременно появляются постоянные посольства и таможенные ведомства, два атрибута современных государств. Если в средневековье существовала, за исключением чрезвычайных запретов во время войн либо при нехватках,
лишь общая свобода торговли (называвшаяся в те времена «совместным пользованием»), то теперь появляются таможенные пошлины, на первых порах лишь в виде обычной налоговой меры, но в скором времени они превращаются в разумное средство регулирования товарообмена. Поскольку они вступали в противоречие с предоставленными торговцам льготами, государства через посредство своих постоянных дипломатических миссий заключали путем переговоров соглашения, призванные заменить односторонние уступки. Торговые договоры становились все более многочисленными, все более технически разработанными и заняли в дипломатии место тем более важное, что таможенные правила стали почвой для новых конфликтов. Тем не менее, какое-то время то попеременн<