Насколько успешным было восстановление Marvel?
С чисто финансовой точки зрения это был ошеломительный успех. Вот некоторые доказательства.
1. Минимальные капитальные расходы — всего $4 млн капитальных затрат без каких-либо реальных основных фондов.
2. Низкий уровень долга — на начало 2004 года всего лишь $151 млн.
3. Отсутствие привилегированных акций — компания произвела вынужденную конвертацию привилегированных в обыкновенные акции, ликвидировав процентные обязательства по привилегированным акциям.
4. Значительное повышение цен акций с $5 (2000 год) до $35 (2006).
5. Высокая рентабельность инвестированного капитала — 28%
6. Оценка рыночной стоимости собственного капитала на схеме.
С оперативной точки зрения восстановление Marvel также видится сильным.
1. Лицензирование: модель лицензирования, на основании которой работала обновленная компания, породила чрезвычайно высокие прибыли практически без капитальных вложений. Marvel удалось не только выбрать правильную стратегию, использующую ее стратегические активы — популярных персонажей комиксов, но и следовать ей. Компания использовала импульс от своих фильмов для диверсификации доходов от лицензирования DVD, видеоигр, телевидения, тематических парков, одежды и других потребительских товаров.
2. Издательский бизнес: Marvel сделала свой основной бизнес снова прибыльным. Компания сократила затраты на дорогостоящие эксклюзивные соглашения с некоторыми писателями и художниками, и заменили их ручной труд на менее дорогой компьютерный. Также Marvel удалось помириться с самыми талантливыми художниками и авторами, многие из которых покинули компанию после ее банкротства или раньше, благодаря чему продажи снова выросли. В качестве дистрибьютора компания заключила контракт с Diamond Comics, обрабатывающей все заказы от независимых магазинов комиксов, что позволило Marvel печатать свою продукцию на заказ, устраняя излишние складские запасы.
3. Игрушечный бизнес: Marvel также вернула этому бизнесу прибыльность, бросив все, кроме самых прибыльных линий игрушек, как правило производных от самых популярных персонажей Marvel, таких как Человек-паук, Люди Икс и Халк. Вся продукция производилась в Гонконге.
4. Менеджмент: Компания, наконец, избавилась от пестрой публики, погрузившей компанию в хаос банкротства, и заменила их людьми, ставящими интересы компании выше личных. Marvel упростила структуру управления за счет сокращения числа директоров в совете, консолидации функций CEO и COO, и устранения руководящих должностей, не относящихся к основным сферам бизнеса компании.
А что дальше?
C 1998 года Marvel участвовала в совместном производстве кинолент (Блейд), и хоть качество лицензионных соглашений с каждым годом все возрастало, вся самая вкусная системная прибыль уходила в Голливуд.
Еще в 2004 году аналитики с Уолл-стрит все еще сомневались в перспективах компании, считая новый успех временным и краткосрочным, но уже в 2005 году стало известно, что Marvel Studios начинает производство собственных фильмов. С этой целью компания заключает с Merrill Lynch возобновляемый кредитный договор сроком на 7 лет на сумму $525 млн с потрясающими условиями: согласно кредитному соглашению с Merrill Lynch, если Marvel не сможет выплачивать проценты, их оплатит страховая компания в обмен на права использования в фильмах главного персонажа.
Киноиндустрия и публика уже распробовала фильмы о супер-героях и все ждали новых экранизаций. Так как права на использование «голубых фишек» компании уже принадлежали другим студиям, они сосредоточились на своих менее популярных героях — Железном человеке, Торе, Халке. В 2008 году Marvel взрывает мир успешной перезагрузкой Халка (первый фильм считается провальным) и экранизацией «Железного человека», за первые 17 дней собравшей в мировом прокате свыше $430 млн. «Железный человек» положил начало уникальной киновселенной, разработанной Marvel Studios. После этого компания начала снимать ленты, разлетающиеся, как горячие пирожки. «Мстители» в США стартовали 4 мая 2012 года и за первые три дня проката заработали $207,4 млн, установив рекорд по сборам за дебютный выходной, а в общей сложности картина собрала более полутора миллиардов долларов, войдя в пятёрку самых кассовых фильмов в истории.
В 2009 году The Walt Disney Company по стратегической инициативе своего CEO Боба Айгера приобрела Marvel Entertainment целиком за $4 млрд, и по сложившейся практике практически ничего не стала менять в компании, лишь предоставив свои ресурсы и занявшись дистрибуцией продукции Marvel, которая тем временем замахнулась на создание киноверсии своей вселенной, хотя многие издания и описывают это как заранее разработанные планы, но документальный фильм «Marvel Studios: Объединяя вселенную» говорит о том, что изначально такая цель даже не планировалась.
Вопросы к кейсу:
1. Было ли возрождение Marvel просто случайностью?
2. Какие маркетинговые стратегии позволили Marvel повторить свой успех?
3. Как пришлось изменить свою бизнес-модель?
4. Проведите диагностику банкротства на основе имеющейся у Вас информации по модели А-счета.