Аудит интеллектуального капитала.
Важный исходный момент — возможная оценка интеллектуального капитала в стоимостных категориях.
При анализе интеллектуального капитала выделяют три составляющие его структуры:
• «человеческий капитал»;
• «структурный капитал»;
• «потребительский капитал».
Человеческий капитал — это часть сотрудников фирмы, способных к созданию и распространению инноваций. Его рост осуществляется за счет использования максимально возможного объема знаний сотрудников организации и увеличения числа сотрудников, владеющих знаниями, необходимыми фирме. Иначе говоря, человеческий капитал — это совокупность знаний, практических навыков и творческих способностей работников компании, приложенных для выполнения текущих задач. Кроме того, составляющими человеческого капитала являются моральные ценности компании, культура труда и общий подход к делу.
Структурный капитал— это система организации и обеспечения эффективной р.-боты человеческого ресурса и включает базы знаний и базы данных, исследовательские лаборатории и другие компоненты, обеспечивающие проявление организационных способностей фирмы. Потребительский капитал - это сформированная система отношений с потребителями продукции данной организации, с поставщиками и характеризуется степенью предпочтения потребителей товаров и услуг только торговой марки данной компании и надежностью связей с поставщиками.
Основные факторы, определяющие рост интеллектуального капитала:
1) формирование коллектива сотрудников, составляющих основу человеческого капитала организации путем систематического поиска, подбора, отбора, мотивации и стимулирования персонала фирмы.
2) создание здорового морально-психологического климата в коллективе, т.е. создание среды, при которой у сотрудников организации появляется чувство своей полезности и удовлетворения от результатов своей деятельности, стремление к взаимообучаемости и взаимозаменяемости в работе с клиентами.
3) формирование банка знаний, включающего собственные исследования и разработки; накопленный опыт, знания и навыки работников в виде регламентов, методических разработок, руководящих материалов и т.д.; специфические наработки со смежниками; маркетинговые исследования и др.
4) создание положительного имиджа и репутации компании путем рекламы и продвижения товарного знака и товарной марки, формирования брэнда организации, обладающего рыночной стоимостью.
Вполне естественно, что основная составляющая интеллектуального капитала — это человеческий капитал. Потеря ключевых сотрудников фирмы — это не простое увеличение текучести кадров. В ряде случаев это потеря конкурентоспособности, снижение рыночной стоимости и возможное банкротство фирмы. Таким образом, на сегодняшний день управление персоналом — это не только область кадрового менеджмента, но и финансового, поскольку объем, состав и структура интеллектуального капитала и эффективность его использования стали составляющими элементами финансовой устойчивостиорганизации.
Общий аудит интеллектуального капитала подразумевает рассмотрение нематериальных активов компании, их документальное оформление, фиксирование состояния на текущий момент и, если возможно, подсчет их стоимости. При анализе работников обычно рассматривается образование каждого из них, проводятся психометрические тесты и тесты на тип личности с целью выявления потенциала каждого сотрудника. В результате выявляются индивиды с критическим мышлением, умеющие успешно продавать товары и услуги, демонстрирующие сноровку или склонность к командной работе. Справедливости ради отметим, что личность обладает гораздо большим набором ценных качеств, чем можно выявить с помощью разработанных тестов. Надлежит рассмотреть и права на интеллектуальную собственность, и все торговые марки и ноу-хау. В итоге мы получим значительный объем сведений о нематериальных активах, что позволит определить количество работников с высшим образованием, количество людей со стажем работы в компании более десяти лет, количество обслуженных покупателей, зарегистрированных патентов, а также сумму, в которую обошлась их защита. Образно говоря, все это поможет собрать статистику, играющую роль ценной информации. Проблема общего аудита в том, что этот процесс может затянуться до бесконечности, поскольку мы имеем дело с нематериальными активами, более того, с людьми. Важно поэтому перед составлением собственно плана аудита определиться с конкретной целью его проведения.