Аудит как форма диагностического исследования
Предмет и задача аудита
Аудит — это вид профессиональной деятельность по независимой оценке операций организации. Слово «аудит» возникло более двух тысяч лет тому назад и происходит от латинского «audio», что буквально значит «он слышит» или «слушатель», т.е. в самом слове заложен смысл, указывающий, что аудитор должен внимательно выслушать своего клиента и в случае необходимости помочь ему. Иногда профессию аудитора сравнивают с профессией врача, выслушивающего пациентов с целью диагностики состояния их здоровья, а аудитор «выслушивает» их на предмет экономического здоровья субъектов исследования (организации, предприятия, фирмы).
Родиной аудиторского дела считается Великобритания, конец XIX века. Первоначально существовал контроль1, проводившийся сверху вниз, в процессе которого детально изучались оправдательные документы и проводилась инвентаризация. По мере развития экономики происходило разделение функций между собственниками предприятия, его администраторами и кредиторами. Возросла роль акционеров, которым требовалась гарантия не только сохранности капитала, но и получения дивидендов. Необходимым условием этого являлось правильное ведение учета и эффективное функционирование предприятия. Только независимыйэксперт-аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной бухгалтерской отчетности и о вероятности продолжения деятельности предприятия по крайней мере в течение ближайшего периода. Это послужило толчком к появлению аудита и явилось стимулом к его достаточно быстрому развитию. Динамику целей и методов аудита можно проследить по табл. 2.
Таблица 2.
Цели и методы аудита
Периодизация | Цели аудита | Методы |
Первый период — предыстория (до 1850 г.) | Выявление эффективности работы, предотвращение злоупотреблений | Детальная проверка фактов хозяйственной жизни |
Второй период — возникновение аудита (1850-1905 гг.) | Выявление злоупотреблений | Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов) |
Третий период — формирование профессии (1905-1933 гг.) | Выявление правильности отражения финансового положения клиента | Проверка на соответствие и по существу |
Четвертый период — становление профессии (1933-1940 гг.) | Выявление правильности отражения финансового состояния; обнаружение ошибки | Тестирование |
Пятый период — современное состояние (1940 г. — по настоящее время) | Выявление эффективности внутреннего контроля | Стандартизация процессов проверки |
Аудит получил признание во всех экономически развитых странах. До 1929 г. он развивался исключительно на добровольной основе, но после краха рынка ценных бумаг и Великой депрессии стал обязательным. С 1940 года процедуры проверок стали четко проводиться по единым профессиональным стандартам (об аудиторских стандартах пойдет речь ниже).
Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении которой он проводится? Существует множество определений понятия «аудит» . Приведем некоторые из них.
Закон РФ «Об аудиторской деятельности» дает следующее определение, которое носит обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудиторских услуг»1.
Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основным концепциям учета дал несколько более широкое определение аудита: «Аудит— это системный тшоцесс получении н оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия определенному критерию и представляющий результаты заинтересованным пользователям» .
Данное определение содержит следующие ключевые моменты:
• оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влияния субъективных факторов — администрации, собственников, работников компании;
• аудитор определяет степень соответствия данных, представленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации,
содержащейся в отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных;
• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэтому аудитор точно определяет, и какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам (в международной финансовой отчетности такие критерии общепринятые принципы бухгалтерского учета).
Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в зарубежном менеджменте в 80-90 г.г. XX столетия, а сейчас получает развитие в России.
Сторона, в отношении которой проводится аудиторская проверка, представляет собой экономический субъект, обязанный составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Под экономическими субъектамипонимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и др.), банки и кредитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую деятельность. К экономическим субъектам относятся также аудиторские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.
Итак, предметом аудита может быть одна или совокупность организационно-экономических проблем, связанных с функциональной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятельность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т.п.
Аудитор — это физическое лицо, отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством, и аттестованное в установленном порядке на право осуществления аудиторской деятельности, то есть это — специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не поддаются непосредственному измерению (см. Приложения 1 и 2).
Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, р> где проводится аудит.
Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитической информацией на основе проведенного диагностического исследования. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагностического исследования определяет его возможный инструментарий и методы обследования.
Цель диагностики — детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую перед организацией, выявить факторы и силы, влияющие на нее, подготовить всю необходимую информацию для принятия решения, как организовать работу по ее разрешению. Во многих случаях проведение диагностики позволяет определить пути решения рассматриваемой проблемы, установить, обладает ли организация необходимыми временными, материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы.
Нацеленность аудита на предоставление объективной и профессиональной информации определяет особую полезность аудита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидности методов последней.