Аудит как форма диагностического исследования

Предмет и задача аудита

Аудит — это вид профессиональной деятельность по незави­симой оценке операций организации. Слово «аудит» возникло более двух тысяч лет тому назад и происходит от латинского «audio», что буквально значит «он слышит» или «слушатель», т.е. в самом слове заложен смысл, указывающий, что аудитор должен внимательно выслушать своего клиента и в случае необ­ходимости помочь ему. Иногда профессию аудитора сравнивают с профессией врача, выслушивающего пациентов с целью диаг­ностики состояния их здоровья, а аудитор «выслушивает» их на предмет экономического здоровья субъектов исследования (ор­ганизации, предприятия, фирмы).

Родиной аудиторского дела считается Великобритания, конец XIX века. Первоначально существовал контроль1, проводив­шийся сверху вниз, в процессе которого детально изучались оп­равдательные документы и проводилась инвентаризация. По ме­ре развития экономики происходило разделение функций между собственниками предприятия, его администраторами и кредито­рами. Возросла роль акционеров, которым требовалась гарантия не только сохранности капитала, но и получения дивидендов. Необходимым условием этого являлось правильное ведение уче­та и эффективное функционирование предприятия. Только неза­висимыйэксперт-аудитор мог дать заключение о верности и объективности проверенной бухгалтерской отчетности и о веро­ятности продолжения деятельности предприятия по крайней ме­ре в течение ближайшего периода. Это послужило толчком к появлению аудита и явилось сти­мулом к его достаточно быстрому развитию. Динамику целей и методов аудита можно проследить по табл. 2.

Таблица 2.

Цели и методы аудита

Периодизация Цели аудита Методы
Первый период — пре­дыстория (до 1850 г.) Выявление эффектив­ности работы, предот­вращение злоупотреб­лений Детальная проверка фактов хозяйственной жизни
Второй период — воз­никновение аудита (1850-1905 гг.) Выявление злоупотреб­лений Проверка по существу (включая тестирование отдельных элементов)
Третий период — фор­мирование профессии (1905-1933 гг.) Выявление правиль­ности отражения фи­нансового положения клиента Проверка на соответ­ствие и по существу
Четвертый период — становление профессии (1933-1940 гг.) Выявление правильно­сти отражения финан­сового состояния; об­наружение ошибки Тестирование
Пятый период — со­временное состояние (1940 г. — по настоя­щее время) Выявление эффектив­ности внутреннего кон­троля Стандартизация про­цессов проверки


Аудит получил признание во всех экономически развитых странах. До 1929 г. он развивался исключительно на доброволь­ной основе, но после краха рынка ценных бумаг и Великой де­прессии стал обязательным. С 1940 года процедуры проверок стали четко проводиться по единым профессиональным стандар­там (об аудиторских стандартах пойдет речь ниже).

Что же представляет собой аудит и сторона, в отношении ко­торой он проводится? Существует множество определений поня­тия «аудит» . Приведем некоторые из них.

Закон РФ «Об аудиторской деятельности» дает следующее определение, которое носит обязательный характер: «Аудит представляет собой предпринимательскую деятельность ау­диторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказанию иных аудитор­ских услуг»1.

Комитет Американской бухгалтерской ассоциации по основ­ным концепциям учета дал несколько более широкое определе­ние аудита: «Аудит— это системный тшоцесс получении н оценки объективных данных об экономических действиях и событиях, устанавливающий уровень их соответствия опре­деленному критерию и представляющий результаты заинте­ресованным пользователям» .

Данное определение содержит следующие ключевые моменты:

• оценка должна быть объективной, т.е. независимой от влия­ния субъективных факторов — администрации, собственни­ков, работников компании;

• аудитор определяет степень соответствия данных, представ­ленных в отчетности, реальным данным, т.е. выражает свое мнение по поводу верности и обоснованности информации,
содержащейся в отчетах, а не подтверждает абсолютную точность представленных данных;

• проверка совершается в интересах определенных лиц, поэто­му аудитор точно определяет, и какой мере проверенные факты соответствуют критериям и стандартам (в междуна­родной финансовой отчетности такие критерии общеприня­тые принципы бухгалтерского учета).

Это определение позволяет распространить понятие «аудит» на большее число организационных проблем, что и произошло в зарубежном менеджменте в 80-90 г.г. XX столетия, а сейчас по­лучает развитие в России.

Сторона, в отношении которой проводится аудиторская про­верка, представляет собой экономический субъект, обязанный составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в соответст­вии с законодательством Российской Федерации.

Под экономическими субъектамипонимаются (независимо от их организационно-правовых форм и видов собственности) организации, их объединения (союзы, ассоциации, концерны, отраслевые, межотраслевые, региональные и др.), банки и кре­дитные учреждения, а также их союзы и ассоциации, страховые организации, товарные и фондовые биржи, инвестиционные, пенсионные, общественные и другие фонды, а также граждане, осуществляющие самостоятельную предпринимательскую дея­тельность. К экономическим субъектам относятся также ауди­торские фирмы и аудиторы, работающие самостоятельно.

Итак, предметом аудита может быть одна или совокупность ор­ганизационно-экономических проблем, связанных с функциональ­ной деятельностью фирмы. Это финансово-хозяйственная деятель­ность, менеджмент, проблемы социально-трудовой сферы и т.п.

Аудитор — это физическое лицо, отвечающее квалификаци­онным требованиям, установленным законодательством, и атте­стованное в установленном порядке на право осуществления ау­диторской деятельности, то есть это — специалист, имеющий квалификацию для аудита и способный проводить анализ и оценку таких объектов в системе управления, которые не подда­ются непосредственному измерению (см. Приложения 1 и 2).

Аудитируемая (проверяемая) организация или аудитируемое (проверяемое) подразделение — организация или подразделение, р> где проводится аудит.

Основная задача аудита — обеспечение клиента аналитиче­ской информацией на основе проведенного диагностического исследования. Характеристики диагностического исследования определяют общие направления аудита. Направленность диагно­стического исследования определяет его возможный инструмен­тарий и методы обследования.

Цель диагностики — детально и глубоко изучить проблему (проблемы), стоящую перед организацией, выявить факторы и силы, влияющие на нее, подготовить всю необходимую информацию для принятия решения, как организовать работу по ее разрешению. Во многих случаях проведение диагностики позво­ляет определить пути решения рассматриваемой проблемы, ус­тановить, обладает ли организация необходимыми временными, материальными и финансовыми ресурсами, а также технической квалификацией, необходимой для решения проблемы.

Нацеленность аудита на предоставление объективной и про­фессиональной информации определяет особую полезность ау­дита как формы диагностики, выделяет его из всей разновидно­сти методов последней.

Наши рекомендации