Общая характеристика современного экономического состояния России
Временное экономическое оживление в России, наблюдавшееся во второй половине 1997г. года, вследствие финансового и бюджетного кризиса августа 1998г. сменилось резким спадом. По информации Госкомстата РФ, в 1998 году темп снижения объема ВВП имел устойчивую тенденцию к повышению (в I кв. 1998г. ВВП составлял 100,9% аналогичного периода 1997г., во II кв. - 99,9%, в III кв. - 96,8%, IY кв. - 89,9%). В 1998г. ВВП составил 2684,5 млрд. руб. и сократился по сравнению с 1997г. на 4,6%, а за период 1991-1998гг. - на 39,6%. Производительность труда в России составляет в среднем 20-25% от производительности труда в США. При этом производство товаров сократилось по сравнению с 1995г. на 5,3%, а производство услуг выросло на эту же величину /5/.
Такой уровень падения производства невозможно объяснить только ухудшением конъюнктуры на международных рынках.
Опрос предприятий, проведенный в июле 1998г. “Российским экономическим барометром” показал, что условия получения банковских кредитов для половины предприятий изменились в неблагоприятную сторону (и это еще в докризисный период), для 48% - остались прежними и только для 2% улучшились. Ни один из респондентов не считал финансовое положение своего предприятия хорошим (19% считало нормальным, а 81% - плохим) /81/.
По мнению большинства респондентов, основными факторами, ограничивающими рост производства, являются нехватка средств, недостаток спроса на выпускаемую продукцию и высокие налоги.
Максимальный же спад показали отрасли, ориентированные на конечного внутреннего потребителя: автомобилестроение - на треть, легкая промышленность - приблизительно на 15%, а пищевая - на 8%.
Главным фактором сокращения производства можно считать сжатие внутреннего платежеспособного спроса населения. Этот вывод подтверждается данными о реальных доходах граждан: по сравнению с июлем 1997г. они снизились на 8,2%.
Приведем еще данные, характеризующие уровень экономической привлекательности России в настоящее время.
Экономический кризис привел к резкому усилению инфляционных процессов. Инфляция за девять месяцев 1999г. составила 31% /20,36,48/.
Состояние социальной сферы страны определяется долей государственных расходов в ВВП. В 1997г. она составляла: в США - 32%, Японии - 35,2%, Великобритании - 39,7%, Канаде - 42,6%, Германии - 47,7%, Италии - 50,6%, Франции и Финляндии - 54%, Швеции - 62,3%. Чем выше значение этого показателя, тем выше уровень жизни населения. Для сравнения: динамика государственных расходов в ВВП России: 1994г. - 24,8%, 1995г. - 16,6%, 1996г. - 9% /68/. В настоящее время тенденция снижения этих расходов сохраняется.
С 1995г. началось быстрое нарастание внутреннего государственного долга в основном за счет заимствования на рынке ценных бумаг. К началу 1998г. внутренний долг увеличился до 18,7% ВВП, а на 1.01.1999г. составил 28% (динамика государственного внутреннего долга России представлена в табл. 4.1) /57/.
Таблица 4.1
Динамика государственного внутреннего долга РФ
Государственный внутренний долг | Расходы на обслуживание внутреннего долга | |
На 1.01.1995г. | 88,4 трлн. руб. (14,5% ВВП) | 16,1 трлн. руб. (2,6% ВВП) |
На 1.01.1996г. | 188 трлн. руб. (11,5% ВВП) | 38,2 трлн. руб. (2,3% ВВП) |
На 1.01.1997г. | 365,5 трлн. руб. (16,2% ВВП) | 105,7 трлн. руб. (4,7% ВВП) |
На 1.01.1998г. | 501 трлн. руб. (19,4% ВВП) | 96,3 трлн. руб. (3,6% ВВП) |
На 1.01.1999г. | 751 млрд. руб. (28% ВВП) | 106,6 млрд. руб. (4,0% ВВП) |
Стремительно растет и внешний долг России, который на 1.01.1999г. составлял 55 млрд. долл., а с учетом долгов СССР - 150, 0 млрд. долл. Динамика внешнего долга России в 1992-1998гг. представлена в табл. 4.2 /57/.
Таблица 4.2
Динамика внешнего долга России (млрд. долл.)
Годы | Долг СССР | Долг России | Расходы на обслуживание (% от ВВП) |
104,9 | 2,8 | 0,7 | |
103,7 | 9,0 | 0,3 | |
108,6 | 11,3 | 0,5 | |
103,0 | 17,4 | 0,9 | |
100,8 | 24,2 | 0,9 | |
97,8 | 33,0 | 0,7 | |
95,0 | 55,0 | 1,2 |
Во второй половине 1999г. объем внешнего долга России приблизился вплотную к 160 млрд. долл., и она вышла на первое место по этому показателю, обогнав предыдущего “лидера” - Бразилию /50/.
И хотя в последнее время появилась надежда на списание части долга бывшего СССР, существенным образом положение с внешней задолженностью не улучшится.
К этому долгу добавляется еще долг перед иностранными предприятиями по ГКО, составляющий порядка 12 млрд. долл.
Кроме долга по ГКО Россия задолжала по форвардным валютным сделкам, заключенным в свое время для вывода западными банками средств, заработанных на ГКО. Этот долг составляет около 10 млрд. долл. Даже если обанкротить все коммерческие банки России, как того требуют западные банкиры, и продать все их имущество, такую сумму вряд ли можно будет собрать. При этом западные банки отказываются принимать в качестве долгов по ГКО валютные облигации. Они требуют оплатить 20% долга по ГКО “живыми” деньгами. Таких денег у России в настоящее время нет.
Учитывая, что золотовалютные запасы составляют в настоящее время чуть больше 11 млрд. долл., то очевидно, что без реструктуризации задолженности перед иностранными кредиторами России не обойтись.
Но решение этой задачи невозможно без решения ряда внутрироссийских задач, прежде всего:
осуществление налоговой реформы, которая бы позволила стабилизировать доходы государства, обеспечить стимулирование отечественного экспортоориентированного производства;
обеспечение жесткого контроля над бюджетными расходами;
обеспечение роста валютной составляющей доходов;
осуществление гибкой таможенной политики.
В результате решения этих задач должны быть созданы условия для превышения предложения иностранной валюты экспортерами и иностранными кредиторами над спросом на нее со стороны импортеров при росте золотовалютных резервов ЦБР и снижения курса доллара по отношению к рублю.
Однако достичь этого результата в чистом виде практически невозможно, поскольку важнейшей составляющей внутреннего спроса на иностранную валюту является, как известно, спекулятивный спрос со стороны экономических агентов, не связанных с экспортно-импортными операциями, направленный на сохранение накоплений.
Острый дефицит кредитных ресурсов не исчезнет, пока крупные банки продолжают вкладывать привлекаемые средства, как правило, в государственные бумаги. Это при том, что главной функцией коммерческих банков является организация безналичных расчетов по поручению клиентов и кредитование предприятий и населения.
Показателем качества функционирования финансово-кредитной системы страны служит отношение совокупного объема кредитов, предоставленных банками страны предприятиям и гражданам, к ВВП. Россия по этому показателю занимает предпоследнее место среди 50 стран мира (сумма всех банковских кредитов составляет только 11% ВВП). Для сравнения: в Японии этот показатель равен 193%, в США - 119%, в Германии - 113%, в Чехии - 90%, Словакии - 41%, в Польше - 24%, в Румынии - 19% /80/.
С появлением ГКО российские банки активно включились в финансирование дефицита федерального бюджета: на один рубль, вложенный в экономику, приходится 76 коп. банковских инвестиций в ГКО, ОФЗ, евробонды и прочие инструменты финансирования дефицита федерального бюджета. Для сравнения: в Канаде на 1 долл., вложенный банками в экономику, приходится 7,4 цента инвестиций в гособязательства; в Великобритании, Швейцарии, Мексике, ЮАР этот показатель еще ниже.
Следует отметить, что высоким уровнем вложений в гособязательства банковская система обязана не столько частным банкам, сколько Сберегательному банку России - крупнейшему коммерческому банку мира по объему вложений в облигации федерального правительства.
В начале 1998г. на долю Сбербанка России приходилось 20% всех ГКО и ОФЗ, а ко второму кварталу 1998г. доля гособлигаций, принадлежащих ему, составила уже 61%. В активах Сбербанка облигации правительства составляют 55%, что обусловливает невозможность кредитного бизнеса стать основным для банка. Кредиты предприятиям и частным лицам в активах СБР составляют только 16%. В совокупных активах 100 крупнейших банков России (без СБР) госбумаги составляют 13%, кредиты предприятиям и населению - 44%.
Еще хуже обстоят дела в России с потребительским кредитованием (кредитами, выдаваемыми населению). Доля потребительских кредитов в совокупных активах банков России составляет 2,4%, в США - 10%, Германии - 15%, Великобритании - 18% /62/.
По результатам ранжирования уровней конкурентоспособности экономик 53 стран мира, проведенного Всемирным экономическим форумом (WEF), российская экономика заняла предпоследнее (52) место (табл. 4.3 /46/). При этом отдельные составляющие каждого фактора оценены также низко, например состояние финансов: финансовые регламентации - 48 место, активы банковского сектора - 52 место, общие внутренние инвестиции - 53 место, кредитный рейтинг - 52 место.
Существуют проблемы в налоговой системе. В настоящее время основной упор в формировании бюджета делается на систему сбора налогов. При этом считается, что уровень налогообложения в России нормален, поскольку налогов собирается 30% от ВВП, столько же, сколько в Америке и гораздо меньше чем в Швеции (57% от ВВП).
Таблица 4.3
Распределение мест по факторам, характеризующим экономическую привлекательность России
№ п/п | Факторы | Место России среди других стран |
1. | Открытость экономики | |
2. | Действия правительства | |
3. | Состояние финансов | |
4. | Инфраструктура | |
5. | Технология | |
6. | Менеджмент | |
7. | Институциональные условия | |
8. | Рабочая сила | |
9. | Доля в совокупном мировом ВВП | |
10. | Доля в совокупном мировом промышленном производстве | |
11. | ВВП на душу населения | |
12. | Совокупная промышленная продукция на душу населения за год | |
13. | Производительность труда | |
14. | Экологическое состояние окружающей среды |
Однако на самом деле все не так просто, поскольку налоги, по крайней мере, в федеральный бюджет, платят живыми деньгами, а ВВП считается в зачетных рублях. Товары в зачетных рублях в полтора - два раза дороже, в результате объем ВВП по разным подсчетам, завышен где-то на 35-40%. Таким образом, реальные налоги составляют уже не 30%, а около 40% ВВП.
Кроме того, в развитых странах налоги платят все, за исключением, естественно, теневого капитала. В России, где объем теневой экономики высокий, Госкомстат РФ включает в официальный ВВП еще 25% от теневого сектора. В результате для плательщиков налогообложение составляет уже 53% ВВП. На это накладывается низкая собираемость налогов (не превышает 60%). С учетом этого реальный объем начисленных налогов становится уже 88% ВВП. Не считая натуральных поборов (товарных кредитов, бесплатных перевозок военных грузов и проч.) и содержания социальной сферы.
Сильный пресс налогового бремени усиливается давлением государственного долга. При этом сегодня в России образовалось два вида госдолга - обслуживаемый и необслуживаемый. ГКО - это обслуживаемый долг. А невыплаты, например, оборонному предприятию за выполненный оборонный заказ, являющиеся по сути дела также государственным долгом, не считаются госдолгом. В результате получается, что по официальным цифрам объем госдолга по отношению к ВВП не очень большой.
Все это не стимулирует развитие производства и рост деловой активности, создание благоприятных условий для инвестирования и реструктуризации промышленности.
Итоги полугодия свидетельствуют о том, что только к исходу первого полугодия Россия начала потихоньку выбираться из последнего финансово-экономического кризиса. Так, во втором квартале 1999г. ВВП увеличился на 3,9% по сравнению с первым кварталом этого года и почти восстановился его докризисный объем. Это произошло на фоне снижения уровня инфляции и стабилизации курса рубля.
Уровень ВВП в первом квартале 1999г. составил 95,8% от аналогичного периода 1998г., а во втором квартале уже 99,7% второго квартала предыдущего года. Объем промышленной продукции за первое полугодие 1999г. составил 103,1% объема предыдущего года /14/.
Основные социально-экономические показатели России за январь-июль 1999г. приведены в табл. 4.4 /29/.
Таблица 4.4
Основные социально-экономические показатели России
Основные показатели | Январь 1999г. в % к январю 1998г. | Январь 1998г. в % к январю 1997г. |
Объем промышленной продукции | 104,5 | 99,1 |
Инвестиции в основной капитал | 99,2 | 94,2 |
Продукция сельского хозяйства | 96,9 | 96,2 |
Коммерческий грузооборот предприятий транспорта | 103,5 | 96,6 |
Внешнеторговый оборот | 71,5 | 97,7 |
Индекс потребительских цен (к декабрю предыдущего года) | 128,0 | 104,2 |
Общая численность безработных | 116,1 | 107,9 |
Инвестиционная сфера.
Одним из важнейших условий включения России в мировой интеграционный процесс является инвестиционная привлекательность ее экономики.
Анализ состояния российской экономики показывает, что до сих пор не созданы устойчивые предпосылки для экономического роста в ее реальном секторе.
Обвал производства усугубляется катастрофическим обесцениванием основного капитала. Так, в машиностроении, выпуск продукции по сравнению с 1991г. упал на 60%, в легкой и текстильной промышленности - на 80%, отраслях высоких технологий - на 90%.
Инвестиционные ресурсы уменьшились в 6 раз. По сравнению с 1991г. сбыт находит только 0,6% числовых станков; 6,6% тракторов; 3,7% зерноуборочных комбайнов; 4% телевизоров. По данным Госкомстата РФ /63,39/, общий объем инвестиций в основной капитал в сопоставимых ценах снизился в 1997г. по отношению к 1994г. на 30%, а по сравнению с 1996г. - на 6,3% /75,76/.
Динамика инвестиций в основной капитал России за период 1994-1997гг. представлена на рис. 4.1, а их структура в 1996-1998гг. в табл. 4.5 /57/.
Рис. 4.1. Динамика инвестиций в основной капитал России в 1994-1997гг.
(в % к 1994г.)
Общий объем инвестиций в основной капитал в 1998г. составил 93,3% от уровня 1997г.
Таблица 4.5
Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, в ценах соответствующих лет
В % к итогу | Доля инвестиций в ВВП | |||||
1996г. | 1997г. | 1998г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. | |
Инвестиции в основной капитал, в том числе: | 17,09 | 15,41 | 15,0 | |||
1. Собственные и привлеченные средства, из них: | 79,9 | 79,3 | 85,1 | 13,65 | 12,22 | 12,76 |
Собственные средства предприятий | 52,3 | 60,8 | 52,3 | 8,94 | 9,37 | 7,84 |
Кредиты коммерческих банков | 2,7 | 2,6 | 3,0 | 0,45 | 0,40 | 0,48 |
Средства внебюджетных фондов | 12,2 | 4,6 | 11,7 | 2,09 | 0,70 | 0,58 |
Прочие | 12,7 | 11,3 | 14,2 | 2,17 | 1,75 | 2,86 |
2. Средства консолидированного бюджета, из них: | 20,1 | 20,7 | 14,9 | 3,44 | 3,19 | 2,23 |
Средства федерального бюджета | 9,9 | 10,2 | 6,5 | 1,69 | 1,66 | 0,97 |
Кризис в мировом и внутреннем финансовом рынках обусловили повышение ставки рефинансирования, процента по ломбардным кредитам и норм обязательного резервирования, что в конечном итоге понизило инвестиционный рейтинг России и вызвало усиление оттока средств нерезидентов с российского рынка ценных бумаг. В условиях, когда собственные средства субъектов хозяйственной деятельности составляют более 85% всех инвестиций в основной капитал, резкое сокращение внутренних сбережений во всех секторах экономики предопределило глубину инвестиционного кризиса.
В 1998г. снизились по сравнению с 1997г. государственные инвестиции с 10,2% до 6,5% в объеме всех инвестиций. Из 267 важнейших объектов производственной и социальной сферы, ввод которых предусматривался в 1998г. Федеральной инвестиционной программой, введено только 15, из них на полную мощность - 10. Из 350 проектов - победителей инвестиционных конкурсов, по которым осуществляется государственная поддержка, в 1998г. введено только 6 /57/.
За период 1992-1998гг. инвестиции в экономику России сократились более чем в 5 раз, производство - в 2 раза. Сложилась такая ситуация, при которой промышленному капиталу было выгодно перетекать в банковскую сферу. Теперь, когда стало необходимым восстанавливать промышленность, у банков нет средств на инвестиции. Даже снижение налогов на банки с 43% до 35%, предусмотренное Налоговым кодексом, вряд ли изменит ситуацию. Банки скорее используют полученные дополнительные средства на увеличение капитализации, а только затем - на инвестиции /78/.
Снижение инвестиционной активности в стране обусловлено, на наш взгляд, следующими причинами:
слабыми инвестиционными мотивациями различных групп экономических агентов;
ограниченностью доступных источников финансовых средств;
неготовностью банков работать с инвестиционными проектами;
неготовностью предприятий сделаться “прозрачными” для инвесторов;
неплатежами (в некоторых отраслях бартер составлял в 1997г. до 70%);
недобором налогов;
отсутствием закона, разграничивающего полномочия федеральных и местных властей и определяющего права собственности на основной капитал и природные ресурсы между Федерацией и ее субъектами.
По данным Центра экономической конъюнктуры основными факторами, сдерживающими развитие производства, являются отсутствие платежеспособного спроса, недостаток денежных средств и высокий уровень налогов. В условиях, когда 64% предприятий загружены менее, чем на 50%, инвестирование будет иметь смысл лишь тогда, когда имеющиеся мощности будут использоваться с максимальной нагрузкой, когда оборудование, его наличие или изношенность, станет сдерживающим фактором в расширении производства.
В последние 3 года прослеживаются две фазы углубления инвестиционного кризиса в России.
Для первой (середина 1995г. - осень 1996г.) характерен наиболее резкий сброс капиталовложений: в отдельные месяцы сокращение инвестиционного спроса в годовой оценке достигало 25%. На рубеже 1996-1997гг. инвестиционный кризис вступил во вторую фазу: сказался интенсивный сброс непроизводственных инвестиций (до уровня 18%), впервые за несколько лет превысивший динамику падения спроса на производственные инвестиции /89/.
В настоящее время инвестиционный спад во многом обусловлен ограниченными возможностями внутренних накоплений, особенно частных инвесторов, а также кризисным обесцениванием основного капитала. К 1998г. сберегаемые экономикой ресурсы снизились до 20-21% от уровня 1991г. Совокупные ежегодные валовые сбережения в России на сегодняшний день оцениваются в 120-125 млрд. долл. Однако эти сбережения не в полном объеме направляются на капитальные вложения. Распределение их в различных секторах экономики выглядит следующим образом /54/:
1. Сектор государственного управления. Из-за бюджетного дефицита его сбережения - величина отрицательная.
2. Сектор предприятий производственной сферы и некоммерческих организаций. В этом секторе формируется подавляющая часть валовых национальных сбережений в стране (более 58%). Причиной их сокращения явилось обесценивание значительной части основного производственного капитала, материально-финансовой базы национальных сбережений и инвестиций (загрузка производственных мощностей держится на уровне 40-45%).
3. Сектор домашних хозяйств (населения). На него приходится 28% национальных сбережений. Снижение потенциала сбережений населения обусловлено недавней высокой инфляцией и недоверием к национальной валюте.
Результатом рецессии сбережений стало опережающее сокращение объемов инвестирования в реальный сектор относительно динамики производства (за годы кризиса ВВП страны сократился на 38%, а инвестиции в основной капитал снизились в 3,5 раза и в конце 1997г. составляли 28,6% от уровня 1991г.).
Одновременно с этим снизилась и норма валового накопления основного капитала (доля средств, выделяемых страной для достижения будущих целей, вкладываемых в инвестиции, в общем объеме ВВП) с 27% от ВВП в 1990г. до 8,7% в 1997г. Для вывода страны на траекторию устойчивого экономического роста (5% в год) норма накопления должна возрасти с 8,9% до 13-15,6% от ВВП в ценах 1991г. или до 30-36% от ВВП в текущих ценах, что в ближайшей перспективе нереально, а следовательно, Россия вступит в продолжительную стадию нулевого экономического роста.
В условиях острого бюджетного кризиса, неясной ситуации на финансовом и фондовом рынках усилилась тенденция увеличения кредиторской задолженности за выполненные работы (с 9,8 млрд. руб. в начале 1998г. до 15 млрд. руб. к концу года, что почти в три раза превышает планируемый объем инвестиций на 1999г). В таких условиях федеральная инвестиционная программа на 1999г. ограничена поддержкой очень узкого круга направлений.
Почти полностью прекращено финансирование социальной сферы за счет федерального бюджета. Строительство большинства объектов социально-культурной сферы ведется за счет средств местных бюджетов. Капитальное строительство финансируется в основном за счет собственных средств предприятий, кредитов коммерческих банков, иностранных инвестиций и эмиссии ценных бумаг.
В современной рыночной экономике инвестиции измеряются не только количеством нового оборудования, но и реальным вложением в текущую деятельность предприятий в виде новейших схем финансирования, отлаженной системы эффективных действий по борьбе с антидемпинговыми мерами иностранных государств против российских производителей.
За период 1995-1998гг. произошли изменения и в структуре иностранных инвестиций в Россию (см. табл. 4.6) /57/. Данные этой таблицы показывают, что абсолютная величина прямых иностранных инвестиций за четыре года не превысила и 13 млрд. долл. (для сравнения: в Китае только в 1996 году прямые иностранные инвестиции составили более 30 млрд. долл.).
Таблица 4.6
Структура иностранных инвестиций в российскую экономику
(млн. долл.)
Инвестиции | 1995г. | 1996г. | 1997г. | 1998г. |
Всего, в том числе: | 2983 (100% ) | 6970 (100%) | 12295 (100%) | 11773 (100%) |
Прямые | 2020 (67,72%) | 2440 (35,01%) | 5333 (43,38%) | 3361 (28,55%) |
Портфельные | 39 (1,31%) | 128 (1,84%) | 681 (5,54%) | 191 (1,62%) |
Прочие | 924 (30,97%) | 4402 (63,15%) | 6281 (51,08%) | 8221 (69,83%) |
Страновая структура иностранных инвестиций за 1998г. представлена в табл. 4.7 /57/.
Таблица 4.7
Инвестиции всего | Виды инвестиций | ||||
Страны | млн. долл. | % к итогу | прямые | портфельные | прочие |
Германия | 24,2 | - | |||
США | 19,0 | ||||
Великобритания | 13,1 | ||||
Франция | 13,5 | ||||
Нидерланды | 7,5 | ||||
Швейцария | 3,5 | 0,4 |
Капитал других стран в большинстве случаев участвует в создании совместных предприятий (СП). Причем стратегия СП заключается в формировании небольшого уставного капитала и увеличении своей доли за счет предоставления кредитных ресурсов и гарантированного сбыта за рубежом.
Европейские компании в качестве приоритетного направления избирают инвестирование предприятий обрабатывающей промышленности. Так, немецкие инвесторы наиболее активно участвуют во вложении капитала в химическую и фармацевтическую промышленность, машиностроение. Основными приоритетами японских инвесторов являются электронная, нефтехимическая и автомобильная промышленность.
В настоящее время иностранный капитал сосредотачивается в финансово-кредитной сфере и общекоммерческой деятельности. В последние годы резко возрос интерес к развитию средств связи, телекоммуникаций. По количеству крупных проектов, инвестируемых в этих отраслях, наша страна является одним из мировых лидеров.
В нефтегазодобывающей промышленности наибольшую активность проявляют американские, французские, английские, немецкие, канадские, австралийские и южнокорейские инвесторы.
В целом, по оценке экспертов, общий объем инвестиций по всем подготавливаемым в нефтегазодобывающей промышленности соглашениям превысит 70 млрд. долл. со сроком освоения 25-30 лет, а объем добычи нефти составит около 1,4 млрд. т.
Как уже отмечалось, инвестиционные ресурсы, поступающие в Россию, формируются в основном за счет банковских ссуд, займов и совместного финансирования, в то время как почти две трети мировых инвестиционных ресурсов мобилизуется через фондовый рынок, в котором Россия пока не является активным участником.
В последнее время происходит смещение центра тяжести управления процессом привлечения иностранных инвестиций с федерального на региональный уровень. Кроме того, реализуются собственные региональные программы поддержки инвестиционной деятельности.
Почти 60% иностранных инвестиций в 1998г. пришлось на Центральный регион России (в 1997г. - 70%), доля которого в промышленном производстве составляет порядка 10%. Именно этот регион и понес наибольшие потери в результате августовского 1998г. кризиса и оттока иностранных инвесторов.
Общий объем иностранных инвестиций в Россию в первом полугодии 1999г. составил 4 млрд. 271 млн. долл., что свидетельствует о его снижении по сравнению с тем же периодом 1998г. почти вдвое - на 44,5%.
В общем объеме иностранных инвестиций, поступивших в Россию в первом полугодии, 56,9% пришлось на прямые инвестиции (на общую сумму 2 млрд. 429 млн. долл.), 0,2% - на портфельные (7 млн. долл.) и 42,9% - на прочие (1 млрд. 835млн.долл.).
По сравнению с первым полугодием 1998г. объем поступивших в Россию прямых инвестиций увеличился на 61,0%, тогда как портфельные инвестиции уменьшились почти в 5 раз (на 78,1%).
В общем объеме поступивших в Россию в первом полугодии нынешнего года иностранных инвестиций на долю промышленности пришлось 2 млрд.718 млн. долл., или 63,6%. При этом объем прямых инвестиций в российскую промышленность составил 1 млрд. 709 млн. долл. В общем объеме инвестированных в промышленность России иностранных капиталов на долю топливной промышленности пришлось 1 млрд. 434 млн. долл., на цветную металлургию - 165 млн. долл., машиностроение, металлообработку - 164 млн. долл., пищевую промышленность - 654 млн. долл.
В течение первого полугодия 1999г. наибольшие инвестиции в Россию поступили из США - 1 млрд.815 млн. долл., Германии - 569 млн. долл., Кипра - 376 млн. долл., Великобритании - 312 млн. и Нидерландов - 306 млн. долл.
Наибольший объем поступивших за первое полугодие 1999г. иностранных инвестиций в Россию пришелся на Москву - 928,6 млн. долл. (21,8%), Сахалинскую область - 920,4 млн. долл. (21,6%), Ненецкий автономный округ - 346,1 млн. долл. (8,1%), Санкт-Петербург - 270,3 млн. долл. (6,4%), Московскую область - 244,8 млн. долл. (5,7%), Омскую область - 182,1 млн. долл. (4,3%), Ленинградскую область - 157,9 млн. долл.(3,7%), Краснодарский край - 129,4 млн. долл. (3,0%) /22/.
Устойчиво сохраняется значимость Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области как центров деловой активности, на которые приходилось в первом полугодии 30,0% иностранных инвестиций в реальный сектор экономики.
Для привлечения инвестиций региональные администрации используют практически все свои возможности, прежде всего по снижению налогов и предоставлению налоговых льгот. Наиболее часто они снижают региональные ставки налога на прибыль, дают освобождение от уплаты в региональный бюджет налога на имущество и других местных налогов, предоставляют отсрочки по арендным платежам.
Что касается гарантий, то в российских регионах в основном развиваются схемы гарантирования инвестиций с привлечением государственных средств. Местные органы власти предоставляют иностранным инвесторам республиканские, краевые и областные гарантии, создают залоговые и инвестиционные фонды, объединяющие государственные и частные финансы.
На 1.07.1998г. иностранцам полностью или частично принадлежало 32 тыс. предприятий из 2800000, зарегистрированных в стране, что составляет 1,1% /93/. За тот же период вырос удельный вес участия зарубежного капитала в банковской системе с 4,13% до 4,28% /56/.
В октябре 1998г. в Москве прошла ежегодная конференция по рынкам капитала и инвестициям в Россию, которая всегда была индикатором интересов к российскому рынку ценных бумаг. Итог конференции: российский фондовый рынок в настоящее время никому не интересен.
Потеря интереса к российским корпоративным бумагам объясняется резким снижением их ликвидности в результате кризиса. За сентябрь-октябрь 1998г. количество работоспособных брокерских фирм и инвестиционных компаний сократилось более чем в три раза. Из стратегически важной “Группы-20”, состоящей из крупнейших участников рынка ценных бумаг, обязанных ежедневно представлять информацию в ФКЦБ о своем финансовом состоянии, выбыло пять компаний /34/.
Многие иностранные инвестиционные институты, активно работавшие с российскими акциями (Brunswick Warburg, CS First Boston, ING Barings и др.) практически свернули операции в России. Большинство выживших брокерских фирм озабочено тем, как сохранить оставшийся капитал и найти новый вид бизнеса.
Возродить интерес к российскому фондовому рынку может только появление четких перспектив экономического развития страны и решение проблемы с задолженностью иностранным инвесторам.
Несмотря на все изложенные сложности в финансовой сфере страны, иностранный капитал не потерял веры в перспективы российской экономики, по крайней мере, это касается ее банковского сектора. Сейчас в России действуют 17 кредитных организаций со 100-процентным иностранным участием и 11 организаций — с 50-процентным. И в той и в другой группе за полугодие появилось по одному новому банку. Средства из-за рубежа в разных объемах инвестированы в каждом десятом банке, зарегистрированном в России (168 кредитных организаций).
Общая обстановка, сложившаяся в экономике России на данный момент, может быть охарактеризована следующим образом:
1. Падение объемов производства по всем отраслям промышленности.
2. Источником воспроизводственных процессов стали исключительно природные ресурсы, многие из которых невосполнимы.
3. Нарастает долларизация экономики (объем иностранной валюты, обращающейся внутри страны, превысил объем рублевой массы).
4. Ограниченная возможность внутренних накоплений и неспособность частных инвесторов компенсировать нехватку государственных финансовых ресурсов для преодоления кризиса в инвестиционной сфере. Анализ структуры инвестиций в основной капитал по формам собственности показывает на углубление процесса разгосударствления инвестиционной деятельности (в 1996г. на долю негосударственного сектора экономики приходилось 74% объема инвестиций, а в 1992г. - 19% /83/).
5. Национальный фондовый рынок дестабилизирует производственный сектор. Спекулятивный бум на рынке ценных бумаг отвлекает и без того ограниченные денежные ресурсы от задач реального инвестирования в промышленность. Перспективы привлечения инвестиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг остаются неопределенными.
6. Рост неплатежей (90% выручки предприятий приходится на бартер и денежные суррогаты), охвативших большинство предприятий страны. Пока предприятия будут испытывать нехватку оборотного капитала для целей текущего производства, они не в состоянии инвестировать средства в модернизацию, реконструкцию, расширение основного капитала.
7. Не решена проблема привлечения внешнего заемного капитала на инвестиционные цели. Главным сдерживающим фактором решения этой проблемы для предприятий является завышенная цена кредитных ресурсов, а для банков - высокий риск несвоевременного возвращения кредитов и достаточно большой срок окупаемости инвестиций (например, в машиностроении от 3 до 7 лет).
8. Пассивность банков и других кредитных учреждений в капитализации финансовых ресурсов (8% сбережений граждан России поступает в коммерческие банки, 80% конвертируется в твердую валюту).
9. Не оправдались усилия, потраченные на привлечение прямых иностранных инвестиций (2/3 зарубежных поступлений задействованы в финансовых спекуляциях, а 1/3, направляемая в промышленность, идет не на модернизацию, а на приобретение акций и вклады в уставные капиталы, что обеспечивает зарубежным компаниям контроль над финансовыми потоками российских предприятий).
10. Не решены проблемы обеспечения безопасности бизнеса (организованными криминальными структурами контролируется свыше 40 тыс. хозяйствующих субъектов, в том числе 1500 государственных предприятий, 550 банков, 70 оптовых и розничных рынков).
11. Не решены проблемы привлечения сбережений населения для обеспечения экономического роста.
12. Вывоз капитала за границу, оцениваемый в миллиарды долларов и происходящий именно тогда, когда отечественной индустрии не хватает денежных средств для инвестиционной деятельности.
13. Основным источником инвестиций в основной капитал являются собственные средства предприятий и организаций (более 50% от общего объема инвестиций).
14. Одним из препятствий для повышения активности как отечественных, так и иностранных инвесторов является правовая неурегулированность ряда принципиальных проблем:
не утвержден перечень месторождений, на которые будут распространяться условия Федерального Закона от 1995г. “О разделе продукции”;
не утверждены проекты законов “О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами” , “О свободных экономических зонах” и “О внесении изменений и дополнений в Закон “Об инвестиционной деятельности в РСФСР”, а также новая редакция закона “Об иностранных инвестициях в Российской Федерации”.
В целях развития деловой активности и привлечения инвестиций за счет создания экономической привлекательности для инвесторов необходимо /83/:
ослабить налоговый пресс на производителей и снизить налоги (ввести всеобщий налог с продаж в размере около 10% при полной отмене всех других налогов);
снизить импортные пошлины (в настоящее время базовая средняя ставка импортных пошлин составляет около 15%, но с учетом НДС, доплат в евро и акцизов уровень обложения импорта достигает 45-46%);
освободить от пошлин импорт специального оборудования и технологий, не выпускаемых в России;
стимулировать перспективные направления экономического роста, использовать новейшие технологии;
усовершенствовать законодательство в сфере инвестиционной деятельности.
В качестве одного из механизмов активизации инвестиционной деятельности можно использовать опыт зарубежных инвестиционных компаний. В частности, в конце 70-х годов одна из крупнейших инвестиционных компаний США - “Merrice Lynch”, предложила своим клиентам новый вид услуги - инвестиционный брокерский счет, открывая который инвестор получал возможность покупать различные активы фондового и финансового рынков.
Преимуществом этой услуги является то, что она дает возможность работать только с одним счетом и с персональным менеджером, а также комплексно планировать финансовые и инвестиционные операции, управление структурой активов и пассивов и программы управления наличностью. Тем самым фондовый и финансовый р<