Социально-экономические организации ООН
Организация Объединенных Наций - самая крупная, универсальная международная организация, призванная заниматься главными мировыми политическими проблемами. Политическая деятельность ООН находится в неразрывной связи с экономическими и социальными задачами, непосредственно связанными с мировой политикой.
В первой главе Устава “Цели и принципы Устава ООН” поставлена задача осуществления международного сотрудничества в разрешении международных проблем экономического порядка. В Уставе ООН поставлены и конкретные задачи в области исследования и разработки рекомендаций, создания специализированных учреждений, которые должны действовать в тесной связи с ООН. В деятельности этой организации экономическая и социальная сферы стали приоритетными, ими занимаются до 85% всего персонала Секретариата ООН. Рассмотрим деятельность основных экономических организаций ООН.
Экономический и социальный совет ООН (ЭКОСОС) является одним из шести основных органов ООН, в обязанности которого входит организация исследований и подготовка различного рода докладов и рекомендаций по широкому перечню международных экономических, социальных, культурных и других “сопутствующих” вопросов. Совет готовит проекты конвенций для предоставления Генеральной Ассамблее ООН и может созывать международные конференции по этим вопросам. Являясь основным координирующим органом в этой области, ЭКОСОС согласовывает работу с другими организациями ООН, проводит консультации с привлечением неправительственных организаций, заинтересованных в рассматриваемой проблематике.
Его членами являются представители 54 стран, избираемые на трехлетний срок, при ежегодном обновлении своего состава на треть. Региональный состав Совета следующий: 14 мест - страны Африки, 10 - Латинской Америки, 11 - Азии, 13 - Западной Европы и других стран, 6 - Восточной Европы. На ЭКОСОС приходится почти 70% всех бюджетных ресурсов ООН и персонала.
Главными проблемами, решаемыми ЭКОСОС, являются:
состояние мирового экономического и социального положения и подготовка фундаментальных обзоров и иных аналитических публикаций;
состояние международной торговли;
проблемы охраны окружающей среды;
экономическая и научно-техническая помощь развивающимся странам;
разные аспекты продовольственной проблемы;
проблемы социально-экономической статистики;
проблемы народонаселения;
проблемы природных ресурсов;
проблемы населенных пунктов;
проблемы планирования и мобилизации финансовых ресурсов;
роль государственного и кооперативного секторов в экономике развивающихся государств;
региональное сотрудничество;
составление программных социально-экономических документов;
разработка стратегий развития ООН, а также наблюдение за их реализацией.
По рекомендациям ЭКОСОС в начале 70-х годов в структуре ООН была создана специальная Комиссия ООН по транснациональным корпорациям, а также специальное подразделение в Секретариате ООН по этому вопросу - Центр ООН по ТНК.
Функции ЭКОСОС значительно расширились после принятия Генеральной Ассамблеей ООН Декларации и Программы действий по новому экономическому порядку в 1974г. С этого времени как сама проблема, так и стратегические задачи модернизации международных экономических отношений на справедливой основе стали главной сферой работы ЭКОСОС. При этом Совету поручено разрабатывать важные документы, в которых исследуются экономические тенденции, например:
конструктивные предложения о реформе мировой валютной системы;
о программе “срочных мер” в пользу развивающихся стран, пострадавших от экономического кризиса и путях ликвидации их задолженности Западным странам;
о проблеме международной задолженности развивающихся стран в целом.
С начала 90-х годов ЭКОСОС стал уделять больше внимания странам Восточной Европы, государствам СНГ, Балтии, отдельным новым государствам, проводить исследования по их проблематике.
В рамках ЭКОСОС в системе ООН действуют различные межправительственные постоянные и функциональные комиссии и комитеты, объединенные по общим названием “вспомогательные органы ЭКОСОС”, в том числе:
Статистическая комиссия;
Комиссия по народонаселению;
Комиссия по правам человека;
Комиссия по положению женщин;
Комитет по неправительственным организациям и др.
Помимо них в системе ЭКОСОС создано множество экспертных и консультативных органов, действующих на индивидуальной основе.
Кроме того, Совет координирует деятельность таких межправительственных органов, как Комитет по науке и технике, Комиссия по населенным пунктам, Всемирный продовольственный совет, Комитет по новым и возобновляемым источникам энергии.
В экономический блок ЭКОСОС входит пять региональных экономических комиссий: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), экономическая комиссия для Африки (ЭКА), Экономическая комиссия для Латинской Америки (ЭКЛА), Экономическая комиссия для Западной Африки (ЭКЗА).
ЕЭК, в которой представлено более 30 стран Европы, а также США и Канада, основана в 1947г. и размещается в Женеве (Швейцария). Ее деятельностью руководит Секретариат во главе с исполнительным секретарем. В сфере деятельности комиссии входит обширный круг экономических, производственных, транспортных, сельскохозяйственных и иных проблем.
В структуре комиссии или в тесной с ней связи действует более 100 вспомогательных рабочих, отраслевых и специальных органов и учреждений. Эта комиссия играет исключительно важную роль, выступая организатором множества форм сотрудничества между европейскими странами.
ЭСКАТО, в которую входит 35 стран-членов и 9 членов, имеющих статус ассоциированных и не обладающих правом голоса, создана решением ЭКОСОС в 1947г. Секретариат ЭСКАТО находится в Бангкоке (Таиланд). Эта комиссия имеет 9 отраслевых органов: по промышленности и строительству, сельскому хозяйству, торговле, природным ресурсам, социальному развитию, статистике, народонаселению, транспорту, судоходству и связи, а также вспомогательные органы. Основными направлениями деятельности указанных органов являются анализ ситуации по конкретным отраслевым проблемам в регионе, а также организация и проведение многочисленных совещаний, симпозиумов с целью отработки проектов программ для решения узловых задач на национальной и межгосударственной основе.
ЭКА, в состав которой входит сегодня 50 африканских стран, создана в 1958г. со штаб-квартирой в Аддис-Абебе (Эфиопия). ЭКА созывает свои сессии один раз в два года. Ее деятельность во многом аналогична деятельности ЭСКАТО и имеет подобную ей структуру.
Одним из наиболее значимых практических результатов деятельности этой комиссии стала разработка Монровийской стратегии развития Африки, одобренная сессией Организации африканского единства (ОАЕ) в 1980г.
Кроме того, в 1989г. ЭКА был принят важный документ “Основа африканской альтернативы программ структурной корректировки для экономического оздоровления и трансформации”, определивший на 90-е годы экономическую политику государств континента. Именно эта “Альтернатива” является той реальной базой, которая способна приостановить дальнейшее сползание Африки в экономический кризис. Она включает четыре раздела:
усиление и диверсификация производства;
увеличение доходов государства и улучшение системы их распределения;
модель расходов для удовлетворения нужд;
создание институтов в поддержку “Инициативы”.
ЭКЛА, включающая 40 стран, создана в 1948г. Ее штаб-квартира расположена в Сантьяго (Чили). В различных латиноамериканских странах учреждены 7 субрегиональных отделений комиссии. В 1981г. в рамках ЭКЛА одобрена Латиноамериканская декада развития на долгую перспективу до 2000г. В рамках сотрудничества с Андским пактом (Картахенское соглашение), в 1989г. состоялась встреча президентов стран - участниц Андского пакта: Боливии, Колумбии, Перу, Эквадора и Венесуэлы. Решения этого совещания предусматривают более полное использование возможностей ЭКЛА в целях развития стран Андского пакта.
ЭКЗА, членами которой являются 13 арабских стран, включая (с 1988г.) Палестину, учреждена в 1973г. со штаб-квартирой в Багдаде. ЭКЗА созывает свои сессии ежегодно и имеет вспомогательные органы отраслевого и функционального порядка, осуществляющие исследования, подготовку и проведение симпозиумов, разработку рекомендаций в целях развития и международного сотрудничества на региональной основе. Успешная деятельность ЭКЗА во многом блокируется нестабильностью политической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД), как международный орган, призвана регулировать торговые отношения. В связи с тем, что Генеральное соглашение о тарифах и торговле (ГАТТ) было создано и действовало вне рамок ООН, многие страны ставили перед ООН задачу иметь в его структурах независимый и универсальный орган, призванный от имени мирового сообщества регулировать сложные проблемы международной торговли.
В этих целях в 1964г. был основан автономный орган ООН для содействия международной торговле, ведению переговоров и разработке международных договоров и рекомендаций в этой области. Секретариат ЮНКТАД находится в Женеве, а в ее работе участвуют в настоящее время 170 государств. Главным органом ЮНКТАД является конференция, созываемая на свои сессии два раза в год. На первой такой сессии (в 1964г.) был одобрен документ “Принципы международных торговых отношений и торговой политики”, в котором впервые в практике ООН сделаны попытки обобщить позитивный опыт мировой торговли и торговой политики и положить их в основу взаимоотношений стран в области торговых связей.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО) играет важную роль в структуре организаций ООН. В 1987г. ЮНИДО претерпела серьезную реорганизацию с целью повышения эффективности работы на местах, в результате которой был учрежден Консультативный комитет представителей на местах для разработки и формирования руководящих принципов в области отбора, классификации найма, назначения, размещения, предоставления отчетности, управления и оценки деятельности старших советников по промышленному развитию в регионах.
Была также создана Секция комплексных промышленных проектов, главной функцией которой является разработка, координация и контроль за осуществлением отдельных крупномассштабных технических проектов. Эта секция несет ответственность за разработку и руководство совместными программами технического сотрудничества с Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН (ФАО), а также за курирование проектов на стадии их разработки. Обычно в течение года ЮНИДО прорабатывает более 100 межрегиональных и глобальных проектов для стран Латинской Америки и Азии по всем отраслям экономики и подготовки кадров.
Специальные программы в структуре ООН.Значительное место в системе международных организаций ООН занимают специальные программы. Это, прежде всего, такие программы, как Программа развития ООН (ПРООН), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП), Университет ООН (ЮНЮ), а также Учебный и научно-исследовательский институт ООН (ЮНИТАР).
ПРООН создана в 1965г. со штаб-квартирой в Нью-Йорке. Она имеет свои представительства более, чем в 100 странах мира. Деятельность ПРООН финансируется из добровольных взносов государств, поэтому в ее рамках сохраняется их контроль над финансированием операций. В настоящее время эта организация осуществляет свою работу почти во всех развивающихся странах, под руководством Совета управляющих, в который входят представители 50 государств, избираемых на три года.
Главными критериями оказания помощи по этой программе являются ключевые показатели экономического развития: численность населения и объем ВВП в расчете на душу населения страны - получателя помощи. Помощь предоставляется по пятилетним ориентировочным заданиям по конкретным проектам в основном в трех формах: направление специалистов, поставка оборудования и подготовка национальных кадров. Доля финансирования ПРООН оставляет 50-100%, в зависимости от уровня развития страны.
ЮНИСЕФ - одна из программ помощи системы ООН, созданная в 1946г. в целях организации помощи детям в разрушенной войной Европе. Постепенно функции ЮНИСЕФ изменялись, расширялись, а ее деятельность стала ориентироваться на оказание помощи детям развивающихся стран. Фонд финансируется как из добровольных пожертвований (взносов) государств, так и пожертвований общественных организаций и частных лиц.
ЮНЕП действует как автономный орган, координируемый ЭКОСОС, созданный для установления тесного международного сотрудничества по проблемам окружающей среды. Штаб-квартира ЮНЕП находится в Найроби (Кения). Данной программой руководит Совет управляющих ЮНЕП в составе около 60 человек, избираемых сроком на три года. Для финансирования этой программы создан добровольный фонд ЮНЕП.
Одним из важнейших результатов деятельности ЮНЕП явилась подготовка резолюции Генеральной Ассамблеи ООН “Об исторической ответственности государств за сохранение природы Земли для нынешнего и будущего поколений” в 1980г.
ЮНЮ действует с 1975г. со штаб-квартирой в Токио (Япония). Он финансируется только из добровольных источников, преимущественно Японией. Руководит им ректор, назначаемый Генеральным секретарем ООН по согласованию с Генеральным директором ЮНЕСКО и по рекомендации Совета университета, который в свою очередь, состоит из 24 членов, также назначаемых Генеральным секретарем ООН и Генеральным директором ЮНЕСКО.
Главная цель создания университета - осуществление исследований и учебных программ центров, в которых ведется подготовка и переподготовка специалистов.
ЮНИТАР основан в 1963г. в соответствии с решением Генеральной Ассамблеи ООН как автономное учреждение, финансируемое за счет добровольных источников. Основная целевая функция института - подготовка административных и дипломатических кадров главным образом для развивающихся стран. В этих целях широко используются такие формы, как семинары и симпозиумы. Институт ведет и научные исследования по широкому кругу гуманитарных проблем.
Специализированные учреждения при ООН. Уставом ООН предусматривается создание специализированных учреждений, к которым относятся: Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международная организация труда (МОТ), Международный союз электросвязи (МСЭ), Всемирный почтовый союз (ВПС), Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация (ФАО) и т.д.
В системе ООН действует еще целый ряд специализированных учреждений, в которые входят большинство стран мира. Это, например, Всемирная метеорологическая организация (ВМО), Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), Всемирная туристская организация (ИМО).
Специализированными учреждениями ООН являются также Международный валютный фонд (МВФ), группа Всемирного банка, в который входит Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК) и международная организация развития (МАР). Эти крупные финансовые организации контролируются ведущими мировыми державами, прежде всего США.
Многие международные учреждения, формально не являясь специализированными учреждениями ООН, практически действуют как учреждения ООН, входя в его систему, например Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЕ).