Европейская интеграция: пути развития
Исходной точкой Европейского Союза, следует считать парижское заявление министра иностранных дел Франции Р. Шумана от 9 мая 1950г., предложившего поставить все производство угля и стали Франции и ФРГ под общее верховное руководство. В результате в апреле 1951г. был подписан Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), в состав которого вошли шесть государств – Бельгия, Нидерланды, Люксембург, ФРГ, Франция, Италия. Договор вступил в силу в 1953г.
При исследовании процессов экономической интеграции редко упоминалось о политической составляющей этого союза, чему были свои причины. Однако европейская интеграция была и остается и экономическим, и политическим процессом. Попытки в 50 60-х годах создать отдельные политические структуры в рамках уже существовавших экономических структур не увенчались успехом, была признана их преждевременность. Подписание в 1957г. Римского договора о создании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), основанного на таможенном союзе и общей политике, особенно в сельском хозяйстве, по существу перевело все внимание на решение экономических проблем. Было также учреждено Европейское сообщество по атомной энергии – Евратом.
Таким образом, вступивший в силу Римский договор фактически объединил ЕОУС, ЕЭС и Евратом. В декабре 1969г. в Гааге было принято решение о расширении сообществ и углублении интеграции. С 1 января 1973г. к “шестерке” присоединились Дания, Ирландия и Великобритания, в 1981г. – Греция, в 1986г. – Испания и Португалия, в 1995г. – Австрия, Финляндия и Швеция. Спустя примерно два десятка лет, в Евросообществе стали проявляться различные подходы к толкованию приоритетов и характера движущих сил внутри и вне группировки, хотя Римский договор во главу угла поставил приоритет принципов свободной торговли и рыночной либерализации.
Возникла необходимость в разрешении определенных противоречий, во многом возникших в результате эволюции мировой хозяйственной жизни: между политическими и экономическими целями Сообщества; между приоритетными политическими и экономическими задачами отдельных стран-членов; между политическими сторонниками сохранения национальных приоритетов и теми, кто активно выступал за придание евроинститутам большей автономии в процессе принятия решений; между тем, принимать или нет вызов США и Японии в конкурентной борьбе за завоевание новых рынков или сосредоточить внимание на развитии европейского. Подготовка к принятию кардинальных решений была активизирована в конце 70-х – начале 80-х годов.
После подписания в 1986г. Единого европейского Акта (ЕЕА) положение в Сообществе претерпело весьма важные изменения. Во-первых, были приняты решения по постепенному отходу от доминирования Единой сельскохозяйственной политики в пользу решения других экономических и социальных задач. Во-вторых, были поставлены задачи по широкомасштабному развитию научных и технологических исследований. В-третьих, были внесены существенные изменения в бюджетную политику Сообществ. В-четвертых, была поставлена задача по введению к концу 90-х годов единой валюты. В-пятых, в связи с завершением “Уругвайского раунда” в системе международных экономических отношений возникла новая ситуация, поставившая задачу по корректировке внешнеэкономических приоритетов.
В этой связи рассмотрим отмеченные положения, поскольку их реализация характеризует ситуацию в Евросоюзе. Римский договор 1957г. сформулировал основные подходы к развитию интеграции, однако спустя два десятка лет его философия стала себя исчерпывать. В договоре отмечается, что в рамках ЕЭС создается Общий (единый) рынок, представляющий собой пространство “четырех свобод” – свобода движения товаров, капиталов, услуг и рабочей силы.
Общий рынок подразумевал единый подход к внешнеторговой политике. К середине 1968г., на полтора года раньше намеченного срока, между шестью странами – основателями ЕС были ликвидированы внешнеторговые барьеры, а именно тарифы и квоты. В то же время продолжалась кропотливая работа по унификации, по установлению единых тарифов и квот на внешних границах Сообщества, т.е. импорт должен был осуществляться на единых базовых условиях, отрабатывались единые подходы к внешней политике.
Хотя первоначально внимание было сосредоточено на двух главных элементах – либерализации торговли и рыночных взаимоотношений, переход к действительно всеобъемлющим отношениям “общего рынка” требовал проведения политики гармонизации и “приведения” к общему знаменателю национальной экономической политики каждой страны – члена ЕС.
На пространстве евросообществ возникла ситуация, при которой страны-члены были вынуждены (по различным обстоятельствам) принять решения по снятию целого ряда барьеров для расширения торговли между странами группировки. Национальные руководящие круги должны были принять весьма болезненное решение о передаче целого ряда прерогатив национального характера вненациональным органам, исходя при этом из того, что еврорынок требует адаптации неординарных решений: “лишь бы построить рынок”.
Достигнутый “шестеркой” успех в плане ликвидации внутренних торговых барьеров способствовал принятию (Гаага, 1969г.), как потом выяснилось, прежде- временного решения о создании к 1980г. Экономического и Валютного Союзов. Вступление через несколько лет в состав Евросообществ еще четырех стран не только выявило новые трудности (расширение Сообществ привело к расширению рынков, появлению совершенно новых дополнительных факторов, которые, как оказалось, не были досконально просчитаны), но и отодвинуло строительство реального единого рынка на отдаленную перспективу.
К середине 80-х годов ЕС из “шести” превратилось в “двенадцать”. Были приняты Ломейские конвенции, позволившие приступить к процессу практического регулирования экономических отношений с развивающимися странами. В 1971г. была введена Генеральная Система Преференций, предоставляющая целый ряд преференций развивающимся странам в торговле с ЕС (она действует и в отношении России).
В настоящее время в Западноевропейском регионе основными интеграционными группировками являются Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) и Европейский Союз (ЕС). ЕАСТ создана в 1960г. на основе Стокгольмских соглашений, подписанных Австрией, Исландией, Норвегией, Финляндией, Швецией, Швейцарией. В эту ассоциацию входит также Лихтенштейн, состоящий в таможенной унии со Швейцарией. ЕАСТ представляет собой зоны свободной торговли в отношении промышленных товаров. Руководящим органом ассоциации является Совет ЕАСТ, состоящий из представителей стран-членов.
Европейский Союз до 1.11.93г. (дата вступления в силу Маастрихстских соглашений) назывался Европейским сообществом. К настоящему времени в ЕС, включающему как полноправных членов, 15 стран Европы с общей численностью населения около 370 млн. человек, практически завершилось создание основ единого рынка, системы межгосударственного управления и началось окончательное оформление экономического, валютного и политического союзов. Он занимает особое место в мировом хозяйстве. На его долю приходится 28% совокупного валового мирового продукта (20% по покупательной способности валюты) и 6,4% населения мира. В экономическом и политическом смыслах ЕС не представляет сверхдержаву, хотя его экспорт более чем в 2,7 раза превышает американский (в 1997г. он составлял 37,9% мирового).
Механизм функционирования ЕС основан на политико-правовой системе управления, включающей как наднациональные органы, так и элементы национально-государственного регулирования: Совет Министров (законодательный орган), Европейский совет в составе глав государств и правительств стран- членов ЕС, Комиссия европейских сообществ (исполнительный орган), Европейский парламент (контролирующий орган), Суд Европейских сообществ - высший судебный орган, обеспечивающий выполнение договоров.
Европейский Союз имеет собственную финансовую базу, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.
Бюджет ЕС формируется за счет компенсационных сборов при импорте сельхозпродукции (6%), таможенных пошлин при ввозе других товаров (23,5%), отчислений в размере 1,5% с налога на добавленную стоимость и других взносов. Бюджет выступает ограниченным инструментом регулирования экономических процессов, так как через него перераспределяется лишь 1% совокупного ВВП стран-участниц этого интеграционного объединения.
Однако в последнее десятилетие положение ЕС в мировой экономике изменилось. Его доля в ВВП мира несколько сократилась. Экономический рост характеризуется невысокими темпами (табл. 2.1) /38/.
Таблица 2.1
Сравнительная динамика темпов роста ВВП и производительности труда ЕС и наиболее развитых стран (%)
1974-1985гг. | 1986-1990гг. | 1991-1995гг. | ||||
ВВП | ПТ | ВВП | ПТ | ВВП | ПТ | |
ЕС | 2,0 | 2,0 | 3,3 | 1,9 | 1,3 | 2,0 |
США | 2,3 | 0,5 | 2,8 | 0,6 | 2,2 | 1,1 |
Япония | 3,6 | 3,0 | 4,5 | 3,0 | 1,3 | 0,5 |
Экономические неурядицы 90гг. поражали ЕС сильнее, чем другие центры хозяйственной активности. Создание огромной таможенной зоны способствовало возрастанию синхронности циклического развития, что усиливало распространение кризисных явлений. В ходе взаимной либерализации внешних связей государства постоянно лишались ряда национальных рычагов воздействия на экономические процессы, что повышало их неустойчивость.
Существенной проблемой экономического развития ЕС стала безработица (свыше 20 млн. чел.). Средний уровень безработицы в странах ЕС составляет 10,3%, в сравнении с 7,4% в США и 2,3% в Японии. При этом наиболее высокий уровень безработицы отмечается в южных странах региона. В Испании, например, он превышает 18%.
Динамика основных показателей экономического развития ЕС представлена в табл. 2.2 /38,94/.
Таблица 2.2
Динамика основных показателей экономического развития ЕС (%)
Показатели | 1960-1973гг. | 1974-1985гг. | 1986-1990гг. | 1991-1996гг. |
ВВП | 4,8 | 2,0 | 3,3 | 1,5 |
Занятость | 0,3 | 0,0 | 1,3 | -0,4 |
Безработица | 2,1 | 6,8 | 9,7 | 10,3 |
Капиталовложения | 5,7 | 0,1 | 5,8 | 0,0 |
Объем капитальных фондов | 4,9 | 3,0 | 2,6 | 2,3 |
Производительность труда | 4,5 | 2,8 | 2,0 | 1,9 |
Производительность капитала | -0,1 | -1,0 | 0,7 | -0,8 |
Общая факторная производительность | 2,8 | 1,0 | 1,5 | 0,8 |
Реальная заработная плата | 4,5 | 1,6 | 1,1 | 0,8 |
Реальная учетная ставка | 1,8 | 1,1 | 4,7 | 4,8 |
Капиталоинтенсивность | 4,6 | 3,0 | 1,3 | 2,7 |
Замещение капитал-рабочая сила | 1,3 | 0,7 | 0,4 | 1,1 |
Отношение капитал-выпуск | 3,0 | 3,3 | 3,4 | 3,5 |
Переход к новому технологическому базису, расширение сферы услуг и возрастающая ориентация хозяйств на конечный потребительский спрос способствовали значительному изменению олигополистических структур. При этом одним из направлений структурной перестройки государств стало целенаправленное привлечение прямых инвестиций зарубежных компаний. Во второй половине 90-х годов прошла очередная волна массовых слияний и поглощений фирм (первая такая волна была в конце XIX- начале XX века, вторая в 20-30 годы), особенностью которой явился широкий международный характер сделок. В результате этого образовались мощные транснациональные корпорации, например, шведско-швейцарский электротехнический концерн “АСЕА-Броун Бовери” и т.д.
Структурная перестройка крупного капитала привела к укреплению позиций западноевропейских компаний в мировом хозяйстве. За 50-60 годы в числе 500 крупнейших компаний мира количество западноевропейских увеличилось со 134 до 178. Все крупнейшие компании имеют международный характер.
Основными задачами для западноевропейских стран сегодня стала технологическая перестройка промышленности на основе энерго- и материалосберегающих технологий, освоения новейших достижений науки и техники. Правительства европейских стран проявили особое внимание упорядоченному свертыванию и перестройке “структурно больных” отраслей, развитию новых и новейших.
Таким образом, государственное регулирование в странах Евросоюза отмечается тенденцией к перемещению центра тяжести на вопросы долгосрочного роста, укрепления экономических потенциалов на основе глубоких структурных сдвигов, качественного обновления производственной базы.
Серьезное влияние на экономическое развитие западноевропейских стран оказывают интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне. Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономической жизни, что привело к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни. Государства ЕС постепенно отказываются от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.
Общая сельскохозяйственная политика Европейского Союза и ее значение для становления Западноевропейской интеграции
Общепризнанным стал тот факт, что проведение единой сельскохозяйственной политики дало очень мощный толчок процессам интеграции не только в агросфере, но в целом ряде параллельных ей отраслей экономики. Общая политика в области сельского хозяйства – сфере, традиционно не принадлежащей планированию, администрированию и прогнозированию, во всяком случае в конце 50-х – начале 60-х годов, – объективно подтолкнула и другие отрасли к осознанию полезности международной интеграции. Примечательно, что, проповедуя либерализацию внешней торговли, Евросообщество, по мнению некоторых критиков, попыталось подчинить сельское хозяйство плановым началам.
Однако рассмотрение главных задач общей политики в области сельского хозяйства рассеивает это заблуждение. Эти задачи включают обеспечение:
резкого роста объемов сельхозпроизводства;
высокого уровня жизни сельхозпроизводителей;
стабильных рынков сельхозпродукции;
гарантированных поставок сельхозпродукции;
приемлемых для потребителя цен на сельхозпродукцию.
Как видно, предпочтение отдается рынку, а не административно-командным методам. Важнейшим составляющим элементом общей сельскохозяйственной политики является эффективный механизм ценообразования, разработанный по каждому виду сельхозпродукции и для каждого региона. Были установлены несколько категорий цен: индикативные цены, определяемые как желательные, минимальные цены импорта, или пороговые; минимальные продажные цены, гарантированные производителю с помощью обоснованных и необходимых интервенций официальными организациями. Использование пороговой цены защищает рынок от необоснованного импорта, цена интервенции гарантирует минимальный доход производителям.
Таким образом, протекционизм на границах ЕС защищал производителей от резких толчков мировой конъюнктуры рынка. Продуманная агрополитика ЕС позволила в течение 10 – 15 лет пройти путь от чистого импортера сельхозпродукции до почти полного самообеспечения в основных ее видах и превращения в “чистого второго” мирового экспортера сельскохозяйственных и продовольственных товаров. По мере решения поставленных задач стало очевидно, что общая сельхозполитика в прежнем ее виде стала не столько способствовать интеграции и подталкивать другие сферы к взаимопереплетению, сколько тормозить поступательное движение.
Во-первых, сельское хозяйство по мере развития стало производить больше продукции, чем страны Сообщества могли потребить. Согласно статистическим данным, в 1973–1988 годах объем производства сельхозпродукции ежегодно возрастал в среднем на 2%, а ее потребление только на 0,5%. Сами европейцы объясняют данный феномен тем, что фермеры имели гарантированные минимальные цены на свою продукцию, не зависящие от объемов производства. Со временем стал наблюдаться перекос в распределении финансовых ресурсов из бюджета Сообществ – доля расходов на сельское хозяйство росла, рос объем производства, образовывались “неликвиды”. При этом следует учесть, что некоторые страны (например, Великобритания) не получали выгоды от такой политики.
Во-вторых, в течение 70-х – 80-х годов минимальные цены, гарантированные интервенциями из года в год возрастали. Особенно в силу структуры и уровня своего сельского хозяйства этим воспользовалась Франция. Все это привело к тому, что в конце 70-х годов цены на продовольствие в странах ЕС стали значительно выше мирового уровня. Возникла ситуация, при которой потребитель был вынужден в ряде случаев платить за продовольственный товар в 2 – 3 раза больше, чем за аналогичный товар, который можно было бы импортировать.
В-третьих, Евросообщество стало объектом довольно сильного давления со стороны других мировых производителей продовольствия из-за того, что к своему логическому завершению приближалась работа “Уругвайского раунда”, в ходе которого были приняты решения, направленные на гармонизацию, а значит, на снижение импортных тарифов. В ЕС в этой связи были предприняты меры по устранению выявленных “тормозящих интеграцию эффектов”. Меры эти в общем свелись: к значительному снижению цен на продукцию, объем которой превышал выделенные квоты; к сокращению используемых сельхозплощадей и прогрессивному снижению индикативных цен.
Наконец, Евросообщество было вынуждено пересмотреть свой подход к пороговым ценам, имея в виду более либеральную политику в области импорта сельхозпродукции. Таким образом, Евросообщество, обеспечив себя полностью (и даже с излишками) продовольствием, а сельхозпроизводителя – благоприятными условиями для работы, создав высокопроизводительную отрасль и мощный потенциал, позволило себе выйти на более комфортные условия деятельности, например, не стали искусственно сдерживать импорт, хотя многие его позиции держатся под строгим контролем. Главное же состоит в том, что потребитель получил более широкие возможности и права для выбора.
Несмотря на то, что проведение общей сельскохозяйственной политики оказало огромное влияние на развитие интеграционных процессов в Западной Европе, процессы, происходящие в мировой экономике отслеживались с тем, чтобы вовремя вносить соответствующие корректировки. Так, было констатировано, что определенные усилия, принимавшиеся в Евросообществе по строительству единого рынка в 70-е годы, оказались недостаточными и этот период был даже назван “потерянным для европейской интеграции десятилетием”. Кроме того, по экономике ЕС больно ударили энергетический кризис 1973г. и крах Бреттон-Вуддской системы.
На развитии интеграционных процессов сказался и глубокий экономический кризис мировой экономике в целом в 1974 – 1975 годах. Экономисты ЕС столкнулись с не вполне изученным феноменом – кризисный спад в интеграционной зоне стал более затяжным и глубоким, чем в неинтегрированной экономике. Вероятно, это было закономерным явлением. В результате интеграционных процессов в странах ЕС усилилась синхронизация циклического развития. В условиях падения спроса внутри страны можно увеличить экспорт и тем самым сгладить последствия. Однако этого в ЕС не произошло. Отмечено, что в 1971 – 1983 годах в условиях не совсем благоприятной конъюнктуры объем ВВП в реальном исчислении в ЕС в среднем увеличивался на 2,3% в год, в других странах Западной Европы – в среднем на 2,6%.
Технологические, валютные и другие аспекты европейской интеграции
Одним из приоритетных направлений интеграции стала научно-техническая сфера, развиваемая на основе создания межгосударственных центров научных исследований и проведений совместных программ (свыше 10) в основном за счет бюджета ЕС. Исследования, включаемые в программы, охватывают, как правило те области, где западные страны отстают от своих конкурентов. Это, например, проект ЭСПРИТ (автоматизированная обработка данных, микроэлектроника, информационная технология), проект БРИТЕ ЕУРАМ (новые промышленные технологии и их освоение), программа РАСЕ (телекоммуникации), проект КУБЕ (биотехнология) и т.д.
Национальные органы также осуществляют разработку различных программ НИОКР, но расходы на них не превышают 4% бюджета Евросоюза. Стремясь приспособиться к требованиям современного развития производительных сил, западноевропейские компании активизировали также свои усилия по кооперированию в новейших отраслях науки и производства с американскими и японскими корпорациями.
Все началось с 1970 – 1980-х годов, когда наметилось технологическое отставание ЕС от США и Японии. Теоретики высказались за то, чтобы на государственном уровне цели были скорректированы, т.е. экономическая политика должна была опереться на теорию эндогенного роста, в которой, помимо отдававшихся у неоклассиков приоритетов капиталу и труду, на такой же уровень выносится научно-технический прогресс (инвестиции в человеческий капитал, образование, науку).
Специалисты ЕС весьма серьезно проработали проблему взаимосвязи между объемами внутриблоковой торговли, размерами рынка, масштабами производства на уровне национальной экономики и конкурентоспособности компаний. Исходя из специфики экономики было отмечено, что в условиях ограниченного рынка частные компании не могут достичь значительных снижений издержек, но если его масштабы растут, то снижение издержек может быть достигнуто. Данный вывод был итогом скрупулезного анализа деятельности американских и японских фирм на территории Евросообщества, которые, представляя крупные компании, добивались лучшего результата в плане снижения издержек, чем еврофирмы, в том числе и за счет технологического перевеса. В ряде отраслей иностранный капитал настолько внедрился в экономику Евросообщества, что стал вытеснять “местные компании” и делить рынок по-своему. Как известно, ЕС смог добиться перелома ситуации.
В качестве одного из основных элементов для форсированного продвижения к единому рынку было принято решение в 1979г. создать Европейскую Валютную Систему (ЕВС), главная идея которой заключалась в формировании так называемый “зоны валютной стабильности” в рамках ЕС. Европейская валютная система начала действовать с марта 1979г. Изначально были поставлены четыре цели: достижение валютной стабильности внутри ЕС; упрощение конвергенции процессов экономического развития; придание на деле системе статуса основного элемента стратегии роста в условиях стабильности; оказание стабилизирующего влияния на международные валютные и экономические взаимоотношения. Главным элементом ЕВС является расчетная валютная единица – экю, определяемая исходя из корзины валют, отражающей относительную долю стран- членов в валовом национальном продукте ЕС.
Можно отметить, что эта валюта смогла достаточно успешно прижиться и, несмотря на разразившийся валютный кризис начала 80-х годов, т.е. практически сразу после ее введения, выжить. Можно отметить и роль стабилизатора валютных курсов. Вместе с тем итоги функционирования ЕВС весьма противоречивы, очевидна хрупкость системы, порождаемая структурными, экономическими и валютными причинами. К середине 80-х годов в силу как внутренних, так и внешних причин, страны Западной Европы ясно осознали, что без принятия новых решительных мер политического характера нужных темпов по созданию единого рынка достигнуто не будет.
С 1 июля 1987г. вступил в силу Единый европейский акт. В первой части документа подтверждается стремление стран-членов последовательно продвигаться к созданию подлинного Европейского Союза. Экономическая интеграция и европейское политическое сотрудничество были сведены в единый магистральный процесс. Во второй части акта содержатся положения о процедуре взаимодействия между Советом, Комиссией Европейских Сообществ (КЕС) и Европарламентом и о процедуре принятия решений. Главное – это отказ от принципа единогласия в разработке коммунитарного законодательства.
По мнению специалистов, принцип единогласного принятия решений тормозил интеграционный процесс. Была установлена дата перехода к единому рынку, подразумевающему свободу движения капиталов, товаров, услуг и рабочей силы, – 31 декабря 1992г. В третьей части речь идет о сотрудничестве в области внешней политики, а в заключительной части документа содержатся общие положения о применении статей Акта.
Для конкретизации идеи создания единого рынка КЕС был разработан специальный план мероприятий из 300 пунктов по устранению различных препятствий в торгово-экономической сфере, так называемая “Белая книга”. Результаты выполнения этого плана в большей или меньшей степени характеризуют современный уровень интеграции. Первая группа положений “Белой книги” относится к демонтажу физических барьеров сотрудничества.
Во-первых, это полная ликвидация механизма национального импортного контроля, т.е. по существу лишение правительств стран-членов формальной возможности действовать вопреки единой внешнеторговой политики.
Во-вторых, значительно облегчена процедура оформления грузов в рамках торговли между странами Евросоюза. Огромное значение также имеет соглашение о полном устранении контроля за передвижением всех граждан (проживающих на территории стран, подписавших этот документ) и едином визовом контроле. Значительный шаг вперед сделан в реализации второй группы задач – устранение технических препятствий и в первую очередь выравнивание норм и стандартов.
Важное место занимают финансовые услуги. С 1993г. каждый банк-резидент имеет право на выполнение всех банковских операций в любой стране – члене интеграционной группировки. Разрешена продажа долей уставного капитала гражданам и компаниям стран – членов ЕС, либерализованы страховая деятельность, рынок услуг (хотя имеется ряд нерешенных проблем), более прогрессивен регламент, предусматривающий свободу движения капиталов, расцениваемый как первый шаг к созданию экономического и валютного союза в рамках ЕС.
Самые сложные, налоговые проблемы, возникли в ходе реализации третьей группы задач. В документе подчеркивается, что функционирование единого рынка не требует быстрого и жесткого выравнивания национальных ставок косвенных налогов. Основной проблемой является структура налогообложения, т.е. деление на налог на добавленную стоимость и акцизы. Предстоит также решить довольно непростую задачу регулировки количества национальных ставок НДС, сближения ставок НДС до взаимоприемлемого уровня и т.д. Налоговая сфера является одной из тех, которые тормозят продвижение к единому рынку.
Пути и проблемы становления Экономического и валютного Союза
Одним из сложнейших этапов Западноевропейской интеграции был плавный (по возможности) переход от единого рынка (ЕР) через Экономический Союз к Экономическому и валютному Союзу (ЭВС), основанному на единой валютно-финансовой политике стран по внедрению единой европейской валюты евро. Этот процесс шел сложно, с большим разбросом мнений среди стран ЕС, экспертов и общественного мнения, поскольку многие параметры ЭВС были намечены лишь в общих чертах и требовали конкретизации.
Пока ЕС опирается на различные денежные системы, остающиеся в национальном подчинении, внутри него сохраняются различия в организации кредита, расчетов, курсовой политики, а следовательно, и связанные с этим валютные риски, задержки платежей, различия в ценах, несопоставимость налогов и различная внешняя валютная политика. В результате назрела необходимость денежно-валютного регулирования в ЕС на наднациональном уровне, которое бы опиралось на единую денежную единицу. Преимущества такой наднационализации как для государств ЕС, так и особенно для их хозяйственных операторов состоят, в числе прочего, в следующем:
1. На макроэкономическом уровне единая бюджетная дисциплина и унификация денежных рынков стран ЕС под “зонтиком” и мониторингом наднациональных финансовых институтов позволяет надежнее бороться с инфляцией, снизить процентные ставки, а со временем и налоги, что будет способствовать росту производства, занятости и стабильности государственных финансов.
2. Для хозяйственных операторов единая валютная политика и валюта означают единство денежно-кредитного и валютного регулирования, в том числе фондового, на всей территории ЕС, существенное сокращение, по сравнению с мультивалютной средой, накладных расходов на расчетное обслуживание операций, ценовых и валютных рисков, сроков переводов средств и, как следствие, заметное уменьшение потребностей этих операторов в оборотном капитале.
3. Для физических лиц удешевляются ведение счетов и поездки в пределах ЕС, ибо при нынешних обязательных обменах купюр их первоначальная стоимость заметно снижается из-за разницы в курсах купли-продажи и уплаты комиссионных.
4. Единая валюта способна гораздо устойчивее противостоять доллару и иене.
5. Ужесточаются требования к состоянию финансов вновь вступающих в ЕС стран, особенно стран Восточной Европы, что снижает для Евросоюза бремя, связанное с его потенциальным расширением. По своей структуре ЭВС – двухуровневая система банков, в состав которой входит вновь учреждаемый Европейский Центральный банк (ЕЦБ) и центральные банки стран-членов. Во главе этой системы стоит ЕЦБ, создаваемый на базе Европейского валютного института (ЕВИ).
Продвижение к ЭВС было запланировано в виде трех последовательных этапов (подготовительный – до 1 января 1996г., организационный – до 31 декабря 1998г. и заключительный – до 2002г.). Причем последний этап разбивается на три конкретных ступени (“А”, “В” и “С”) В ходе первого этапа участники сняли все или почти все ограничения на взаимное движение капиталов и начали осуществление программ стабилизации своих бюджетов, цен и иных показателей финансовой политики, соблюдение которых признано обязательным для участия в Союзе. Такими показателями являются:
планируемый или фактический дефицит госбюджета в размере около 3% ВВП в рыночных ценах;
государственный долг не более 60% ВВП в рыночных ценах;
годовая инфляция в размере не выше 1,5% усредненного уровня инфляции трех стран с наиболее низкими ее темпами;
средняя номинальная величина долгосрочной процентной ставки за год не выше 2% усредненного уровня этих ставок в трех странах с наиболее низкими темпами инфляции;
участие в системе совместного колебания валютных курсов не менее двух лет (установленные пределы колебаний составляют примерно 2,25%).
Индивидуальная готовность стран ЕС к достижению таких показателей крайне различна. Наряду с сомнениями в целесообразности отказа от валютного суверенитета, ЕС уже на первом этапе раскололся на “основные” страны, заинтересованные в создании Союза (Бельгия, Голландия, Люксембург, Франция, ФРГ), и прочие страны, одни из которых присоединятся к ЭВС, а другие не смогут или не захотят с учетом установленных условий. В частности, участию в Союзе противилась Великобритания, а Швеция, Финляндия и Португалия предпочитали более медленный темп своего к нему присоединения. В итоге ЭВС, по крайней мере первоначально, станет объединением одних лишь заинтересованных стран и не будет совпадать с общими границами и механизмами ЕС.
Второй этап предполагалось посвятить завершению указанных программ стабилизации финансов и формированию правовой и институциональной базы Союза. Функционирующий ЕВИ осуществляет вместе с Европейской Комиссией соответствующие наработки. Однако “проходных” финансово-экономических критериев по состоянию на конец 1995г. полностью достиг лишь Люксембург. Таким образом, готовность стран ЕС (и даже их основной группы) к вхождению с 1 января 1999г. в заключительную фазу создания ЭВС оказались проблематичной. Окончательное решение по данному вопросу должен был принять Совет на уровне глав государств и правительств ЕС.
В итоге консультаций Европейской Комиссии и ЕВИ с официальными и финансовыми кругами Европы был принят сценарий, предусматривающий длительный (1998 – 2002гг.) переходный период, удовлетворяющий требованиям реалистичности, выполнимости, минимизации неопределенностей, приспособляемости для бизнеса, общественной поддержки и т. д., что позволило считать движение к ЭВС по крайней мере необратимым. По этому сценарию на ступени “А” принимается решение о странах, участвующих в ЭВС (конец 1997 – начало 1998 года). Учреждается Европейская система центральных банков (ЕСЦБ) во главе с ЕЦБ, ЕВИ ликвидируется, отрабатывается организационно-правовой режим Союза.
На ступени “В” (1 января 1999г. – 1 января 2002г.) фиксируются курсы валют стран ЭВС и евро. Вступают в силу законодательные акты, касающиеся евро, определяется и начинает осуществляться валютная политика в евро. После фиксации курсов национальные денежные единицы, хотя и сохраняются в обращении, становятся лишь знаками единой валюты и по сути отрываются от национальной почвы. Возникающие при этом валютные риски покрывают центральные банки стран-членов. Все активы, пасивы и сделки (счета, контракты, записи и пр.) в экю пересчитываются в евро по курсу 1:1, “валютная корзина” для евро остается такой же, как и для экю.
Для быстрейшего накопления критической массы евро в денежном обороте Европейская система центральных банков поощряет перевод на новую валюту безналичных сделок, в том числе через расчетный центр ЕЦБ “Таргет”. Вводится двойная стоимостная маркировка цен и всех финансовых документов. Для тех же целей выпускаются государственные ценные бумаги в евро, котируемые на рынке. В первую очередь на евро переходят крупные компании, имеющие опыт мультивалютных операций. Печатаются новые банкноты и чеканятся монеты в евро.
Вместе с тем для данной ступени остаются пока неясными:
основные параметры европейской валютной политики, которым надлежит следовать;
способы содействия в приспосабливании к новой ситуации мелким и средним фирмам;
допустимость и масштабы использования евро в розничных финансовых операциях, механизм переоформления и пересчета в них ценных бумаг, особенно акций;
пока не ясен принцип (рыночный, расчетный, смешанный) определения паритетов валют для фиксации взаимных курсов стран – членов Союза.
Наконец, на ступени “С” (1 января 2002г. – 1 июля 2002г.) на евро переводятся все виды сделок и расчетов внутри Союза, происходит обмен и изъятие из обращения национальных дензнаков, в евро пересчитываются внешнеторговые и иные контракты. Наднациональные институты Союза осуществляют свою деятельность в полном объеме.
Проблемы, ожидаемые на этом этапе:
1. Юридическое оформление евро как единственного законного платежного средства в Союзе. Национальные законодательства по этому поводу противоречивы или отсутствуют.
2. Возможная трактовка нерезидентами Союза пересчета валюты контрактов в евро как нарушения платежных условий контрактов.
3. Неизвестно, нужно ли заменять все ценные бумаги, в том числе акции, на новые, деноминированные в евро, уместна ли будет комиссия при обмене старых банкнот на новые и т.д.
4. Какие новые показатели бюджетной, ценовой и т.п. дисциплины будут установлены для стран ЭВС на период после 2002г. и как будет осуществляться их мониторинг. Естественно, что перечисленными проблемами их перечень не исчерпывается.
Безусловно, имеются все основания полагать, что ЭВС, как и в свое время Европейское экономическое сообщество, в итоге станет реальностью. Однако следует