Cоставители: Ухина О.И., к.э.н., доцент
Cоставители: Ухина О.И., к.э.н., доцент
Под общей редакцией зав. кафедры финансов и кредита ВГАУ А.В. Агибалова
Работа подготовлена на кафедре финансов и кредита факультета бухгалтерского учета и финансов Воронежского государственного аграрного университета императора Петра I.
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Л.А. Шатохина.
Методические указания для выполнения задач печатаются по решению кафедры финансов и кредита (протокол № 11 от 25. 06. 2012г.), решению методической комиссии факультета бухгалтерского учета и финансов (протокол №8 от 29. 06. 2012 г.).
Общие положения
В соответствии с учебным планом для подготовки студентов степени бакалавр по направлению 080100 «ЭКОНОМИКА» профилей «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Финансы».
Целью написания курсовой работы является изучение финансовых проблем, освоение и закрепление теоретических знаний по изучаемой дисциплине.
Успешное написание курсовой работы по данной дисциплине является подтверждением того, что студент владеет необходимыми навыками самостоятельной работы в области научного исследования и практического решения поставленных задач, формирует общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК- 1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК- 2 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
ОК-3 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ОК-4 способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-5 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-6 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-7 способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;
ОК-8 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК- 10 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-11 осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
ОК-13 имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ПК-2 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-3 способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-5 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК-7 способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
ПК-9 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-10 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК-11 способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-13способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Курсовая работа прививает навыки самостоятельной работы с нормативными документами, специальной литературой и периодическими изданиями в области финансов. Она позволяет расширить и систематизировать теоретические и практические знания по данной дисциплине.
Общим требованием к курсовой работе является: четкость построения, логическая последовательность в изложении материала, иллюстрируемого цифровыми примерами и конкретными ситуациями в области исследуемого вопроса.
Методические указания включают в себя 9 разделов:
1. Общие положения.
2. Выбор темы курсовой работы.
3. Разработка плана курсовой работы.
4. Структура и содержание курсовой работы.
5. Написание курсовой работы.
6. Требования, предъявляемые к курсовой работе.
7. Список тем курсовых работ по курсу «Финансы».
8. Примерные планы курсовых работ.
9. Рекомендуемая литература.
10. Официальные электронные средства информации
Выбор темы курсовой работы
Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно на основе предложенной кафедрой тематике. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Выбранная тема закрепляется за студентом и все вопросы по написанию и разработке темы решаются с научным руководителем.
Нескольким студентам, обучающимся в одной группе (одном потоке), разрешается писать курсовые работы по одной теме при условии отражения в работе разных аспектов проблем, использование несовпадающего практического материала.
При выборе темы курсовой работы студенты могут ориентироваться на возможность развития ее в дальнейшем в дипломную работу, так как курсовая работа по специальной дисциплине может служить творческой и практической основой для написания дипломной работы.
Поэтому, при выборе темы рекомендуется основываться на собственных научных интересах, учитывать уровень подготовки и практические навыки, а также возможности привлечения и использования практического материала.
3. Разработка плана курсовой работы
План курсовой работы разрабатывается студентом и согласовывается с руководителем. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных разделах, и дать соответствующие названия.
Круг исследуемых вопросов может быть определен на основе предварительного ознакомления студента с литературой, нормативными документами.
Курсовая работа состоит из введения, двух-четырех разделов и заключенья. План курсовой работы должен освещать основную идею работы и раскрывать ее содержание. В плане должен быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Хорошо составленный план курсовой работы значительно облегчает работу студентов над ее выполнением, обеспечивает логическую последовательность размещения материала. Примерные планы курсовых работ, разработанные на кафедре, приведены в разделе 9.
Разработанные и предложенные кафедрой планы курсовых работ имеют рекомендательный, а не обязательный характер и уточняются руководителем. Изменение, предложенного плана курсовых работ производится только по согласованию с руководителем.
4. Структура и содержание курсовой работы
Структура курсовой работы определяется по согласованию с научным руководителем и должна содержать следующие элементы:
- титульный лист;
- оглавление (план);
- введение;
- основная часть, состоящая из 2-4х разделов;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.
Титульный лист курсовой работы оформляется в соответствии с действующими стандартами: с указанием учебного заведения и кафедры, по какой выполняется курсовая работа, дисциплины, темы курсовой работы, исполнителя и руководителя. (см. рис.2)
Оглавление (план) содержит перечень разрабатываемых вопросов в курсовой работе: введение, разделы, заключение, список литературы – с указанием страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования исходя из роли и значимости исследования, рассматриваемых проблем и путей их решения.
Объект исследования определяется темой курсовой работы. Также во введении показываются цели и задачи, которые ставит перед собой студент при написании курсовой работы.
В основной части курсовой работы рассматриваются теоретические основы исследуемого вопроса, анализируются фундаментальные проблемы теории финансов (например, финансовой системы, бюджетного устройства, налоговой системы и т.п.). Приводятся статистические данные, примеры, имеющегося опыта в данной области.
В заключении по материалам проведенного исследования делаются выводы и обосновываются предложения, направленные на решение поднимаемых в курсовой работе проблем. В конце работы приводится список литературы, использованной при написании курсовой работы.
Общий объем курсовой работы должен быть от 25 до 30 страниц машинописного текста. Введение 2-3 страницы. Основная часть 20-24 страниц. Заключение 2-3 страницы.
Нецелесообразно разделы курсовой работы делать излишне громоздкими или слишком маленькими, они должны быть сбалансированными по объему. Курсовая работа может иметь приложения.
Написание курсовой работы
После того как составлен план курсовой работы, следует притупить к детальному изучению отобранной литературы. Важное место занимает систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане.
При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с учебников и учебных пособий, монографий. Затем познакомиться с нормативно-законодательным материалом и закончить журнальными и газетными статьями. Курсовая работа предполагает использование периодической печати (газет и журналов) за последние 2 года. Изложение современных проблемных вопросов не может быть раскрыто без их использования.
Прочитав ту или иную главу книги, статью, законодательный акт, студент должен продумать вопрос о том, в каком разделе курсовой работы могут быть использованы полученные знания. Важное место занимает систематизация получаемых сведений по основным разделам работ.
Необходимо продумать вопрос использования статистических данных, цифровых иллюстраций, конкретных примеров практического опыта для изложения вопросов исследуемой темы. Часть привлекаемых материалов возможно расположить в приложении со ссылкой на них по тексту.
Основная часть должна отражать сущность исследуемого предмета, анализ теоретических положений, проблему в определенной области финансов и предложения по решению этой проблемы. При этом следует делать ссылку на авторов, чьи положения рассматриваются в работе.
Соответствующий анализ и предложения основываются на изучении студентом литературы и нормативных актов по теме.
6. Требования предъявляемые к оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна быть выполнена на листах формата А4 машинописным или рукописным способом.
При компьютерном наборе рекомендуется: межстрочный интервал – полуторный; шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, отступ слева – 2,5-3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2 см.
Заголовки разделов внутри работы печатают, кроме первой прописной, строчными буквами и отделяют от основного текста сверху и снизу дополнительным пробелом. В конце заголовка точка не ставится. Номера страниц отдельных разделов должны быть указаны в плане работы.
Все страницы нумеруются начиная с титульного листа (номер на нем не проставляют). Нумерация страниц сквозная, включая приложения.
Все таблицы и схемы, включенные с работу, должны быть оформлены в соответствии с требованиями. Пример оформления таблицы приведен ниже.
Таблица 3. – Название таблицы
Заголовок | Заголовок столбцов | ||
подзаголовок столбцов | подзаголовок столбцов | подзаголовок столбцов | |
Название таблицы должно быть кратким и отражать содержание таблицы. Таблицу, как правило, размещают сразу после упоминания в тексте. Допускается ее размещение вдоль длинной стороны листа (альбомный формат). Цифровой материал, размещенный в таблице, должен иметь единицы измерения, которые указывают либо над таблицей, либо в примыкании к заголовку. Нумерация таблиц должна быть сквозной. Графики, диаграммы и схемы отражают в виде рисунков. Их располагают после текста, в котором они упоминаются. Название рисунка размещается над рисунком. Пример:
Ссылки на мнения авторов из литературных источников, указанных в списке литературы оформляются путем размещения в конце фразы или после фамилии автора (скобки с номером). Например: По мнению Родионовой В.И. [18]…
В скобках указывается номер источника, соответствующей приведенному списку использованной литературы в курсовой работе.
Список использованной литературы составляется в соответствии с действующими требованиями. К его оформлению необходимо подходить серьезно. По составленному списку литературы можно судить, насколько автор осведомлен в литературном вопросе.
В список литературы включаются те источники, которые были изучены в процессе освоения темы. Перечень приводимой литературы должен включать не только рекомендуемую литературу по теме в методических указаниях, но и дополнительные источники из современной учебной и периодической литературы.
Часть литературы могла цитироваться в тексте и на нее будут ссылки в тексте, другая часть литературы не цитировалась, но оказала большую помощь при написании курсовой работы.
Список использованной литературы составляется в следующей последовательности.
1) В начале списка, вне алфавита, выделяются официальные материалы. Эта группа литературы должна быть размещена в следующем порядке:
а) Конституция РФ;
б) Кодекс РФ (гражданский, бюджетный, налоговый и т.д.);
в) Законы РФ;
г) Постановления Правительства РФ;
д) Указы Президента РФ;
е) Тематические сборники документов РФ
ж) Доклады, речи, выступления президента, членов Правительства РФ
В каждой группе (кодекс, законы и т.д.) документы располагаются в хронологической последовательности (по датам их принятия).
2) специальная литература (учебные пособия, учебники, монографии, статьи) – эта литература располагается в алфавитном порядке. Место в алфавитном ряду определяет буква, с которой начинается его описание (начальная буква фамилии автора или название книги, если в книге более 4-х авторов).
Примеры оформления различных видов литературных источников:
I. Законодательных актов.
1. Гражданский Кодекс РФ. Часть вторая от 21 октября 1995г. – М.: Спартак, 1996. – 211с.
II. Книг под фамилией автора
2. Бочаров В.В.Финансы: учебное пособие/ В.В.Бочаров – СПб: Питер, 2008. – 192с.
3. Вахрин П.И. Финансы: Учебник/ Вахрин П.И., Нешитой А.С. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2004, - 526с.
III. Книг под заглавием (Книга четырех и более авторов, а также сборники статей).
4 Финансы: Учебник / Под. Ред. А.Г. Грязновой, Е.В.Маркиной.- М.: Финансы и статистика, 2010. – 504с.
IV. Статьи из газет, журналов.
5. Шмиголь И.С. Бюджетные резервы: содержание и перспективы развития/ И.С. Шмиголь // Финансы и кредит.–2012. - №1(481) – С.46-51.
Текст курсовой работы должен соответствовать его плану. Работа может быть не допущена к защите, если она не отвечает предъявленным требованиям, не раскрывает существо исследуемой проблемы. Причиной «недопуска» к защите также может быть небрежность в оформлении работы. В этих случаях курсовая работа возвращается студенту на доработку. После устранения указанных замечаний работа повторно представляется руководителю. Доработка производится на дополнительных листах.
7. Список темы курсовых работ по дисциплине «Финансы»
1. Сущность финансов и их использование в общественном воспроизводстве. |
2. Основные направления воздействия финансов на социально-экономические процессы. |
3. Финансовый рынок, его структура и роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов. |
4. Финансовые посредники и их роль в рыночном хозяйстве. |
5. Источники финансовых ресурсов и их состав на микро- макроуровнях. |
6. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий, их формирование и использование. |
7. Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы. |
8. Особенности организации финансов некоммерческих организаций и учреждений. |
9. Финансы общественной организации (на примере конкретной организации). |
10. Финансы коммерческих предприятий: основы их организации. |
11. Основы бюджетного устройства и построение бюджетной системы РФ. |
12. Бюджетное финансирование, принципы, формы, проблемы развития. |
13. Федеральный бюджет, его роль в экономическом и социальном развития страны. |
14. Пути увеличения доходов государственного бюджета. |
15. Налоговая система как составная часть бюджетной системы: ее становление и проблемы развития в РФ. |
16. Государственные расходы и пути повышения их эффективности. |
17. Сбалансированность государственного бюджета. |
18. Проблемы государственного долга. |
19. Государственные внебюджетные фонды, их значение и история развития в Российской Федерации. |
20. Финансовые аспекты пенсионной реформы в России. |
21. Финансовая политика Российской Федерации. |
22. Финансовая политика и роль государства в развитии общества. |
23. Финансовое регулирование в РФ, его необходимость в условиях рыночной экономики. |
24. Территориальные финансы: их сущность и роль в экономическом и социальном развитии территорий. |
25. Управление финансами в условиях рыночной экономики. |
26. Современные подходы к финансовому планированию на макро- и микроэкономическом уровнях. |
27. Финансовые службы предприятий: их задачи, функции и роль в управлении финансами. |
28. Пути совершенствования бюджетного планирования и регулирования. |
29. Перспективы развития и повышения роли государственного финансового контроля в РФ. |
30. Роль финансов в развитии международных экономических отношений |
31. Правовые основы функционирования государственных и муниципальных финансов в Российской Федерации. |
8. Примерные планы курсовых работ
Тема 1. Сущность финансов и их использования
в воспроизводственном процессе
Введение.
1. Понятие финансов, их функции.
2. Необходимость финансов и основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве.
3. Роль государственных ресурсов для финансового обеспечения воспроизводственного процесса.
4. Использование финансов как экономического стимулятора воспроизводственного процесса.
Заключение.
Тема 2. Основные направления воздействия финансов на социально-экономические процессы
Введение.
1. Социально-экономическое сущность финансов.
2. Роль теории государственных финансов в формировании финансовой политики.
3. Влияние федерального бюджета на социально-экономическое развитие общества.
4. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии регионов.
5. Внебюджетные фонды государства и их значение в решении социальных и экономических проблем.
Заключение.
Тема 3. Финансовый рынок, его структура и роль в мобилизации и распределении финансовых ресурсов
Введение.
1. Понятие финансового рынка, его назначение и участники.
2. Структура финансового рынка, его основные элементы.
3. Роль рынка денежных средств и капиталов в мобилизации и перераспределении финансовых ресурсов.
4. Особенности функционирования рынка ценных бумаг в РФ: проблемы и перспективы развития.
Заключение.
Тема 4. Финансовые посредники и их роль в рыночном хозяйстве
Введение.
1. Понятие финансовых посредников, их виды.
2. Роль и функции страховых компаний на финансовом рынке.
3. Коммерческие банки и их роль в перераспределении финансовых ресурсов.
4. Роль финансовых посредников в развитии финансового рынка.
Заключение.
Тема 5. Источники финансовых ресурсов и их состав на микро- макроуровнях
Введение.
1. Сущность финансовых ресурсов, их виды и современные взгляды экономистов на эту категорию.
2. Источники финансовых ресурсов государства, их состав, принципы формирования.
3. Финансовые ресурсы предприятий и домохозяйств, их источники формирования.
Заключение.
Тема 6. Финансовые ресурсы коммерческих предприятий, их формирования и использование
Введение.
1. Понятие финансовых ресурсов, их состав, принципы формирования.
2. Источники формирования финансовых ресурсов.
2.1 Собственные финансовые ресурсы.
2.2.Финансовые ресурсы мобилизованные на финансовом рынке.
2.3.Финансовые ресурсы поученные в ходе перераспределительных процессов.
3. Эффективность использования финансовых ресурсов и пути ее повышения.
Заключение.
Тема 7. Финансовая система РФ: ее сферы и звенья, взаимосвязь между звеньями финансовой системы
Введение.
1. Понятие и структура финансовой системы РФ.
2. Децентрализованные звенья финансовой системы и их финансовые отношения.
3. Бюджетная система страны и ее звенья.
4. Направления совершенствования финансовой системы РФ.
Заключение.
Тема 8. Особенности организации финансов некоммерческих
организаций и учреждений
Введение.
1. Характеристика финансовых отношений некоммерческих организаций в социальной сфере и других отраслях нерыночного сектора.
2. Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих учреждений.
3. Некоммерческие учреждения и их виды, особенности организации их финансов.
4. Значение развития платных услуг, их применение.
Заключение.
Тема 9. Финансы общественной организации (на примере конкретной организации).
Введение.
1. Содержание финансов общественных организаций и объединений.
2. Источники финансовых ресурсов общественной организации и направления их использования.
3. Назначение и роль общественных организаций в рыночном хозяйстве.
Заключение.
Приложение
Титульный лист
|
Cоставители: Ухина О.И., к.э.н., доцент
Под общей редакцией зав. кафедры финансов и кредита ВГАУ А.В. Агибалова
Работа подготовлена на кафедре финансов и кредита факультета бухгалтерского учета и финансов Воронежского государственного аграрного университета императора Петра I.
Рецензент: к.э.н., доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Л.А. Шатохина.
Методические указания для выполнения задач печатаются по решению кафедры финансов и кредита (протокол № 11 от 25. 06. 2012г.), решению методической комиссии факультета бухгалтерского учета и финансов (протокол №8 от 29. 06. 2012 г.).
Общие положения
В соответствии с учебным планом для подготовки студентов степени бакалавр по направлению 080100 «ЭКОНОМИКА» профилей «Финансы и кредит», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» студенты выполняют курсовую работу по дисциплине «Финансы».
Целью написания курсовой работы является изучение финансовых проблем, освоение и закрепление теоретических знаний по изучаемой дисциплине.
Успешное написание курсовой работы по данной дисциплине является подтверждением того, что студент владеет необходимыми навыками самостоятельной работы в области научного исследования и практического решения поставленных задач, формирует общекультурные и профессиональные компетенции:
ОК- 1 владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения;
ОК- 2 способен понимать движущие силы и закономерности исторического процесса; события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;
ОК-3 способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем;
ОК-4 способен использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;
ОК-5 способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
ОК-6 готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе;
ОК-7 способен находить организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность;
ОК-8 способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;
ОК- 10 осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;
ОК-11 осознает сущность и значение информации в развитии современного общества; владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации;
ОК-13 имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
ПК-2 способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-3 способен на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов;
ПК-5 способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
ПК-7 способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
ПК-9 способен анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей;
ПК-10 способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет;
ПК-11 способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии;
ПК-13способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий.
Курсовая работа прививает навыки самостоятельной работы с нормативными документами, специальной литературой и периодическими изданиями в области финансов. Она позволяет расширить и систематизировать теоретические и практические знания по данной дисциплине.
Общим требованием к курсовой работе является: четкость построения, логическая последовательность в изложении материала, иллюстрируемого цифровыми примерами и конкретными ситуациями в области исследуемого вопроса.
Методические указания включают в себя 9 разделов:
1. Общие положения.
2. Выбор темы курсовой работы.
3. Разработка плана курсовой работы.
4. Структура и содержание курсовой работы.
5. Написание курсовой работы.
6. Требования, предъявляемые к курсовой работе.
7. Список тем курсовых работ по курсу «Финансы».
8. Примерные планы курсовых работ.
9. Рекомендуемая литература.
10. Официальные электронные средства информации
Выбор темы курсовой работы
Выбор темы осуществляется студентом самостоятельно на основе предложенной кафедрой тематике. Студент может предложить свою тему с обоснованием целесообразности ее разработки. Выбранная тема закрепляется за студентом и все вопросы по написанию и разработке темы решаются с научным руководителем.
Нескольким студентам, обучающимся в одной группе (одном потоке), разрешается писать курсовые работы по одной теме при условии отражения в работе разных аспектов проблем, использование несовпадающего практического материала.
При выборе темы курсовой работы студенты могут ориентироваться на возможность развития ее в дальнейшем в дипломную работу, так как курсовая работа по специальной дисциплине может служить творческой и практической основой для написания дипломной работы.
Поэтому, при выборе темы рекомендуется основываться на собственных научных интересах, учитывать уровень подготовки и практические навыки, а также возможности привлечения и использования практического материала.
3. Разработка плана курсовой работы
План курсовой работы разрабатывается студентом и согласовывается с руководителем. При составлении плана следует определить примерный круг вопросов, которые будут рассмотрены в отдельных разделах, и дать соответствующие названия.
Круг исследуемых вопросов может быть определен на основе предварительного ознакомления студента с литературой, нормативными документами.
Курсовая работа состоит из введения, двух-четырех разделов и заключенья. План курсовой работы должен освещать основную идею работы и раскрывать ее содержание. В плане должен быть выделены наиболее актуальные вопросы темы. Хорошо составленный план курсовой работы значительно облегчает работу студентов над ее выполнением, обеспечивает логическую последовательность размещения материала. Примерные планы курсовых работ, разработанные на кафедре, приведены в разделе 9.
Разработанные и предложенные кафедрой планы курсовых работ имеют рекомендательный, а не обязательный характер и уточняются руководителем. Изменение, предложенного плана курсовых работ производится только по согласованию с руководителем.
4. Структура и содержание курсовой работы
Структура курсовой работы определяется по согласованию с научным руководителем и должна содержать следующие элементы:
- титульный лист;
- оглавление (план);
- введение;
- основная часть, состоящая из 2-4х разделов;
- заключение;
- список использованной литературы;
- приложения.
Титульный лист курсовой работы оформляется в соответствии с действующими стандартами: с указанием учебного заведения и кафедры, по какой выполняется курсовая работа, дисциплины, темы курсовой работы, исполнителя и руководителя. (см. рис.2)
Оглавление (план) содержит перечень разрабатываемых вопросов в курсовой работе: введение, разделы, заключение, список литературы – с указанием страниц.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования исходя из роли и значимости исследования, рассматриваемых проблем и путей их решения.
Объект исследования определяется темой курсовой работы. Также во введении показываются цели и задачи, которые ставит перед собой студент при написании курсовой работы.
В основной части курсовой работы рассматриваются теоретические основы исследуемого вопроса, анализируются фундаментальные проблемы теории финансов (например, финансовой системы, бюджетного устройства, налоговой системы и т.п.). Приводятся статистические данные, примеры, имеющегося опыта в данной области.
В заключении по материалам проведенного исследования делаются выводы и обосновываются предложения, направленные на решение поднимаемых в курсовой работе проблем. В конце работы приводится список литературы, использованной при написании курсовой работы.
Общий объем курсовой работы должен быть от 25 до 30 страниц машинописного текста. Введение 2-3 страницы. Основная часть 20-24 страниц. Заключение 2-3 страницы.
Нецелесообразно разделы курсовой работы делать излишне громоздкими или слишком маленькими, они должны быть сбалансированными по объему. Курсовая работа может иметь приложения.
Написание курсовой работы
После того как составлен план курсовой работы, следует притупить к детальному изучению отобранной литературы. Важное место занимает систематизация получаемых сведений по основным разделам работы, предусмотренным в плане.
При изучении литературы рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Начинать следует с учебников и учебных пособий, монографий. Затем познакомиться с нормативно-законодательным материалом и закончить журнальными и газетными статьями. Курсовая работа предполагает использование периодической печати (газет и журналов) за последние 2 года. Изложение современных проблемных вопросов не может быть раскрыто без их использования.
Прочитав ту или иную главу книги, статью, законодательный акт, студент должен продумать вопрос о том, в каком разделе курсовой работы могут быть использованы полученные знания. Важное место занимает систематизация получаемых сведений по основным разделам работ.
Необходимо продумать вопрос использования статистических данных, цифровых иллюстраций, конкретных примеров практического опыта для изложения вопросов исследуемой темы. Часть привлекаемых материалов возможно расположить в приложении со ссылкой на них по тексту.
Основная часть должна отражать сущность исследуемого предмета, анализ теоретических положений, проблему в определенной области финансов и предложения по решению этой проблемы. При этом следует делать ссылку на авторов, чьи положения рассматриваются в работе.
Соответствующий анализ и предложения основываются на изучении студентом литературы и нормативных актов по теме.
6. Требования предъявляемые к оформлению курсовой работы
Курсовая работа должна быть выполнена на листах формата А4 машинописным или рукописным способом.
При компьютерном наборе рекомендуется: межстрочный интервал – полуторный; шрифт – Times New Roman, размер шрифта – 14, отступ слева – 2,5-3 см, справа – 1 см, сверху и снизу – 2 см.
Заголовки разделов внутри работы печатают, кроме первой прописной, строчными буквами и отделяют от