Импортозамещение – важнейший фактор стимулирования роста российского производства
Политика импортозамещения — это прекращение и/или уменьшение импорта определенной продукции посредством ее замещения национальными товарами, т. е. за счет расширения производства аналогичной отечественной продукции.
На первом этапе этой политики государству следует оказывать предприятиям максимально эффективную поддержку путем снижения административного давления, предоставлением налоговых льгот, а в отдельных случаях прямой финансовой поддержки, введения разнообразных защитных таможенных барьеров.
При таких действиях и помощи государства отечественные предприятия будут иметь больший успех на проведение технического перевооружения, повышения производительности труда, а так же увеличения качества производимых товаров и/или услуг, что поможет им существенно повысить конкурентоспособность перед другими развитыми странами. В последующем государство уже может позволить себе снизить уровень своей поддержки в целях экономии бюджетных ресурсов и развития конкурентной среды.
Предлагаемое поэтапное проведение политики импортозамещения приведет к:
— сохранению валютной выручки внутри государства и как следствие росту валютных резервов и улучшению торгового баланса страны;
— росту спроса на продукцию внутреннего отечественного производства;
— стимулированию развития экономики государства;
— укреплению продовольственной и экономической безопасности страны;
— росту занятости населения и снижение безработицы совместно с улучшением уровня жизни;
— увеличение уровня научно-технического прогресса страны.
Ожидаемым результатом политики импортозамещения является увеличение конкурентоспособности отечественной продукции путем стимулирования технологи-ческой модернизации производства, роста его продуктивности и освоения новых конку-рентоспособных видов продуктов с относительно высокой добавленной стоимостью. Реализация политики импортозамещения позволит создать новые точки роста и диверсифицировать движущие силы экономического развития страны. Успешное проведение политики импортозамещения существенно повысит уровень экономической безопасности государства, что особенно актуально в сложившихся обстоятельствах [1]. Также отметим, что к благоприятным обстоятельствам для реализации политики импортозамещения в России можно отнести наличие квалифицированных работников, емкость внутреннего рынка, сырьевую обеспеченность.
Стратегия импортозамещения должна базироваться на модернизации и развитии всех отраслей производства, увеличении качества производимой продукции, совершенствовании технологий и активном внедрении инноваций. Это в конечном итоге будет способствовать постепенному переходу от производства простой продукции к изготовлению наукоемкой и высокотехнологичной продукции
Экзаменационный билет № 38
Безработица – социальный индикатор экономической
Безопасности государства
Безработица – это социально – экономическое явление, при котором часть экономически активного населения (рабочей силы) не занята в производстве товаров и услуг.
Безработные - единственная социально уязвимая категория, с которой сопряжены экономические и вмененные финансовые издержки. Специфика безработных как потенциально производительного населения обусловливает расширение масштабов социальных издержек безработицы.
Политика защиты от безработицы - неотъемлемый элемент государственной политики в рыночной экономике, она направлена на решение важныхсоциально-экономических задач. С одной стороны, это сохранение и возможно более полное использование трудового потенциала населения, с другой -снижение социальной напряженности, обусловленной наличием в обществегрупп, утративших доход и социальный статус. Эта политика предполагает содействие занятости, материальную поддержку соответствующих групп населения, т.е. компенсацию определенной доли потерянного дохода, а также вывод с рынка труда отдельных категорий безработных.
Виды безработицы. 1) Фрикционная безработица включает работников, которые ищут работу или ждут её получения в ближайшем будущем. Это время между увольнением с одного места работы и поступлением на другое. Фрикционная безработица непродолжительна и существует всегда. Ее причина - естественное передвижение трудовых ресурсов между фирмами, отраслями, регионами. Следовательно, фрикционная безработица неизбежна. В какой-то мере фрикционная безработица желательна. Работники меняют место работы, стремясь улучшить свое положение: получить повышение в должности, большую зарплату, более интересную или более удобную работу, в любом случае фрикционная безработица способствует росту доходов наемных рабочих, более рациональному использованию ресурсов и, следовательно, увеличению реального ВНП.
2) Структурная, она вызвана действием научно-технического прогресса и структурными сдвигами в экономике. Под влиянием научно-технического прогресса одни отрасли отмирают, в то же время появляются новые производства и отрасли. Соответственно изменяется структура спроса на рабочую силу. Структурная безработица может возникнуть из-за территориальных диспропорций.Снижению структурной безработицы способствуют проведение грамотной промышленной политики, а также принятие специальных мер по переподготовке безработных и стимулированию миграции.
3) Циклическая безработица – результат экономического спада и депрессии. При уменьшении совокупного спроса занятость сокращается, а безработица растет и охватывает все отрасли национальной экономики. В отличие от других видов безработицы, она характеризуется абсолютным превышением численности безработных над количеством вакантных рабочих мест. Циклическая безработица может существовать в скрытой и открытой формах.Скрытая форма - сокращение рабочего дня или рабочей недели, принудительные неоплачиваемые отпуска.Открытая форма означает увольнение работника, полную потерю работы и дохода. В условиях полной занятости циклическая безработица равна нулю. На эту часть безработицы можно воздействовать в рамках макроэкономического регулирования, в том числе через бюджетно-налоговую и денежно-кредитную политику.
4) Сезонная безработица - следствие сезонных колебаний спроса на рабочую силу. Она обусловлена особенностями производства в сельском и лесном хозяйстве, рыболовстве, строительстве.
5) Застойная безработица - результат перенаселения, избытка рабочей силы. Она охватывает наиболее неквалифицированных работников и может длиться годами.
Измерение безработицы. Чтобы государство могло проводить эффективную экономическую политику, необходимо оценить размеры безработицы, определить ее уровень и продолжительность. Для определения количества безработных все население страны делят на:
· экономически активное население (рабочая сила) – это часть трудоспособных граждан, которые предлагают рабочую силу для производства товаров и услуг.
· экономически неактивное население – это учащиеся дневной формы обучения, пенсионеры, инвалиды, отчаявшиеся найти работу; те, у кого нет необходимости работать и др.
· безработные – лица, не имеющие работу, занимающиеся ее поиском, готовые приступить к работе или обучающиеся в центре занятости.
Чтобы определить величину рабочей силы нужно из всего населения вычесть экономически неактивное население. Таким образом, к экономически активному населению можно отнести занятых по найму (полный и неполный рабочий день) и безработных, имеющих этот статус официально.