Внутренние угрозы экономической безопасности корпорации.
- низкий профессиональный уровень руководителей;
- нарушения трудовой дисциплины;
- превышение полномочий руководителями;
- выбор ненадежных партнеров и инвесторов;
- отток квалифицированных кадров;
- низкую компетентность кадров;
- нарушения режима сохранения коммерческой тайны;
- аварии, пожары, взрывы;
- перебои в энерго-, водо- и теплоснабжении;
- выход из строя компьютерной техники;
- зависимость ряда руководителей от уголовного мира;
- существенные упущения как в тактическом, так и в стратегическом планировании.
2. Угрозы финансовой безопасности
Обеспечение финансовой безопасности - это деятельность государства, направленная на защиту национальных интересов и ценностей посредством поддержания финансовой стабильности, отражающейся сбалансированностью финансов, а также наличием значительных денежных, золотых резервов.
Основные угрозы финансовой безопасности подразделяются на внешние и внутренние.
Внешние угрозы:
· утрата Россией части своих внешнеэкономических позиций в результате вытеснения иностранными конкурентами с зарубежных рынков;
· создание иностранными партнерами такой структуры внешнеэкономических связей с Россией, когда последняя постепенно превращается в их сырьевой придаток;
· нарушение национальных приоритетов России в финансовой области из-за продвижения иностранными партнерами выгодных им экономических проектов и финансовых программ;
· противодействие равноправному участию России в международных структурах кредитно-финансового регулирования;
Внутренние угрозы:
· сокращение используемой ресурсной основы в финансово-кредитной сфере деятельности для выхода из экономического кризиса и успешного проведения дальнейших реформ;
· приобретение экономическим кризисом затяжного характера, сохранение курса торможения выхода из него, возникновение необратимых или сложноообратимых последствий для прогрессивного развития страны в общей структуре экономики, наличие предпосылок для дальнейших всплесков в развитии кризиса;
· криминализация экономических отношений, рост экономической преступности, коррупции;
· притупление регулирующих функций финансово-кредитной системы в сфере формирования и исполнения бюджета, целенаправленного инвестирования приоритетных отраслей экономики, борьбы с инфляцией, предотвращения утечки капиталов за рубеж и создания предпосылок для развития российского предпринимательства;
· снижение уровня социальной ориентированности экономики, падение реальных доходов и платежеспособности населения, сжатие внутреннего финансового рынка, сокращение роли внутренних социально-экономических стимуляторов экономического роста;
· увеличение финансовых потерь в результате усиления социальной напряженности в сфере экономических отношений.
· повышение уровня инфляции, рост индекса потребительских цен.
Билет 27
1. Индикаторы и пороговые значения индикаторов финансовой безопасности страны
По этой группе определены следующие пороговые значения:
-объем внутреннего долга в процентах к ВВП – 30%;
-объем внешнего долга в процентах к ВВП – 25 %;
-дефицит бюджета в процентах в ВВП – до 5%;
-объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей –25%;
-денежная масса (М2) в процентах в ВВП – 50%.
Фактические параметры по указанным индикаторам к началу 2016г. составили:
-объем внутреннего долга – примерно 22%;
-объем внешнего долга – примерно 27%;
-профцит бюджета;
-объем иностранной валюты в наличной форме к объему наличных рублей – более 100%;
-денежная масса – 17%.
Таким образом, здесь имеется ряд параметров, по которым фактические значения не выходят за рамки пороговых значений.
Важным показателем является пороговое значение индикатора степени сохранения единого экономического пространства на территории России, исключающего развитие сепаратистских тенденций.
В этой области предварительно был определен один параметр – дифференция субъектов Федерации по размеру прожиточного минимума. Его величина составила 1,5 раза, практически же дифференциация доходит до 5 раз.
2. Понятие экономической безопасности предприятия
Под экономической безопасностью предприятия (хозяйствующего субъекта) следует понимать защищенность его научно-технического, технологического, производственного и кадрового потенциала от прямых (активных) или косвенных (пассивных) экономических угроз, например, связанных с неэффективной научно-промышленной политикой государства или формированием неблагоприятной внешней среды, и способность к его воспроизводству.
Для промышленных предприятий оценка экономической безопасности важна, в первую очередь, потому, что их активно задействованный потенциал является определяющим стабилизирующим фактором антикризисного развития, гарантом экономического роста и поддержания экономической независимости и безопасности страны.
Проблемы собственной экономической безопасности возникают перед каждым предприятием не только в кризисные периоды, но и при работе в стабильной экономической среде, комплекс решаемых при этом целевых задач имеет существенное различие.
В режиме устойчивого функционирования предприятие при решении задач своей экономической безопасности акцентирует главное внимание на поддержании нормального ритма производства и сбыта продукции, на предотвращении материального и/или финансового ущерба, на недопущении несанкционированного доступа к служебной информации и разрушения компьютерных баз данных, на противодействии недобросовестной конкуренции и криминальным проявлениям.
Производственная сфера эффективно работающего предприятия, если она своевременно подвергается необходимой модернизации, не является источником экономического неблагополучия (экономической опасности) как для коллектива предприятия и его собственника, так и для тех агентов рынка, которые пользуются продукцией предприятия, то есть его смежников и потребителей.
В кризисные периоды развития наибольшую опасность для предприятия представляет разрушение его потенциала (производственного, технологического, научно-технического и кадрового), как главного фактора жизнедеятельности предприятия, его возможностей.
Билет 28
1. Причины разной защищенности территорий РФ. Пути роста уровня экономической защищенности территорий РФ
Под экономической безопасностью субъекта РФ (региона), следует понимать прежде всего способность региональной власти в рамках своей компетенции обеспечить конкурентоспособность, стабильность, устойчивость поступательного развития экономики административно-территориального образования, интегрированного в экономику Российской Федерации.
Неравномерность социальноэкономического развития, разнообразие регионов приводит к асимметрии и территориальным диспропорциям.
Наличие асимметрии как экономического, так и политического развития регионов в комплексе с географическими факторами вызывает существенное межрегиональное неравенство, порождающее различные кризисные и дестабилизирующие ситуации.
Реальная проблема «безопасности экономического пространства» регионов на данном этапе экономического и политического развития России состоит в необходимости завершения начатого процесса приведения административных границ территорий регионов в соответствие с границами экономической целесообразности.
Территория страны, региона, субъекта РФ защищена, если она ограждена от посягательств и нежелательного воздействия других государств, от действия сил, способных нанести существенный ущерб ее населению, хозяйствующим на ней субъектам, животному и растительному миру, природной среде и климату.
Для России на данном этапе экономического развития посягательствами и нежелательными воздействиями являются неконтролируемый приток мигрантов из других стран, влияние иностранных и международных фирм, общественных организаций, отдельных государств и их союзов, если оно отрицательно сказывается на социально-экономическом положении страны и ее регионов, крупные катастрофы и стихийные бедствия, экономические кризисы.
Исходя из этих угроз и возможностей получения информации из отечественной статистики, предлагается выбрать в качестве исходных параметров для нахождения показателей уровня экономической защищенности территории пять индикаторов: площадь территории региона, численность населения, величину ВРП, инвестиций в основной капитал и коэффициент разнообразия видов экономической деятельности региона. Можно сделать вывод о том, что чем восточнее и севернее лежит территория субъекта федерации, тем ниже уровень ее экономической защищенности. Такая ситуация обусловлена действием всех рассматриваемых факторов: низкой плотностью населения, недостаточными объемами инвестиций и размером ВРП.
Решение проблемы. Одной из таких моделей может, например, стать система эффективного взаимодействия на основе сбалансированности экономических интересов в территориальной сфере следующих трех компонентов: территориальных органов власти, территориально-хозяйственного комплекса (ТХК) и бизнеса. Общее системно-результативное стратегическое взаимодействие этих компонентов, ведущих относительно самостоятельную экономическую политику, во-первых, позволяет выявить и объединить внутренние финансово-экономические возможности (ресурсы, мощности, инфраструктура) в единое целостное образование; на основе чего, во-вторых, создает благоприятные условия и определенные преимущества для проведения эффективной территориальной экономической политики, формирования единого экономического пространства территории, обеспечения устойчивого и безопасного социально-экономического развития территориально-административного образования (субъектного, регионального, муниципального уровня), в результате чего становится возможным достижение достойных условий жизни населения и развития личности.
2. Задачи и пути совершенствования системы финансовой безопасности страны
Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.
Задачи. - обеспечивать постоянство экономического развития государства; обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы и основных финансово-экономических параметров;
- оградить воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых (кланово-корпоративных, мондиалистских, мафиозных и др.) структур на национальную экономическую и социально-политическую систему;
- предотвращать крупномасштабную утечку капиталов за границу, "бегство капитала" из реального сектора экономики;
- предотвращать конфликты между властями разных уровней по поводу распределения и использования ресурсов национальной бюджетной системы; наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
- предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовых правоотношениях (в том числе легализацию - отмывание - доходов, полученных преступным путем).
Пути совершенствования системы финансовой безопасности России:
- установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
- отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социокультурного развития государства);
- меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
- требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
- применение результативных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
Билет 29
1. Роль органов экономической разведки в обеспечении финансовой безопасности страны
Органы экономической разведки (по своей сути являющиеся частью национальных систем ГФК) занимаются контролем за экономической активностью на национальной территории враждебных в политическом и военном отношениях стран.
Среди различных видов разведывательной деятельности следует выделить:
противодействие:
- незаконной конкуренции в ущерб национальным предприятиям;
- нелегальным коммерческим операциям иностранных конкурентов;
- враждебным приобретениям "стратегических" предприятий;
- дезинформации, наносящей урон национальным предприятиям;
мониторинг:
- зарубежных технологических достижений, которые могут отрицательно сказаться на конкурентоспособности отдельных отраслей национальной экономики;
- международных финансовых рынков с целью прогнозирования спекулятивных операций или ситуаций, способных дестабилизировать национальную экономику;
наблюдение:
- за рынками слияний и поглощений;
- за источниками энергии и стратегического сырья с целью предотвратить неожиданные перебои со снабжением. Однако экономическую разведку необходимо понимать гораздо шире, а именно как систему информационных сетей, способную проводить поиск, обработку и распространение информации, полезной для национальной экономики и ее субъектов;
- за поведением крупных мультинациональных компаний.
Пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание в современных условиях:
· -установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;
· -отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);
· -меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;
· -требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;
·- разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.
· -необходимы механизмы, препятствующие, с одной стороны проникновению в страну финансовых средств нелегального происхождения, с другой – незаконному оттоку ресурсов из страны.
2. Показатели уровня экономической защищенности территории. Уровни экономической защищенности территории
Экономическая безопасность территории – это совокупность условий и факторов, характеризующих текущее состояние экономики, стабильность, устойчивость и поступательность ее развития.
К основным критериям, характеризующим интересы региона в области безопасности и обеспечивающим приемлемые для большинства населения условия жизни и развития личности, устойчивость социально-экономической ситуации, относятся:
· расширенное воспроизводство экономической и социальной инфраструктуры, региональной экономики;
· границы критической зависимости региона от ввоза важнейших видов продукции первой необходимости;
· обеспечение необходимого уровня обслуживания потребностей населения с целью формирования условий для нормального жизнеобеспечения населения.
Можно выделить следующие группы объектов для индикативного анализа экономической безопасности региона:
- макроэкономические показатели состояния экономики (общий объем производства, ВВП на душу населения и др.);
- демография, уровень и качество жизни (рождаемость и смертность, продолжительность жизни, заболеваемость; средняя и минимальная заработная плата, и пенсии в сравнении с прожиточным минимумом; различие в уровне доходов между отдельными слоями населения; потребление важнейших видов продовольствия и обеспеченность товарами длительного пользования);
- динамика занятости, в том числе по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения;
- динамика производства, обеспеченность ресурсами, работоспособность и степень изношенности важнейших производственных мощностей, основных коммуникационных и других жизнеобеспечивающих систем, техническая аварийность;
- состояние финансово-бюджетной и кредитной системы, обеспеченность финансовыми ресурсами важнейших государственных нужд, расчетная дисциплина, дотации, убыточность;
- развитие рыночных структур, структура собственности, доля собственников в общей численности населения, социальная активность населения;
- действенность системы государственной власти, механизмов правового и административного регулирования.
В качестве исходных параметров для нахождения показателя уровня экономической защищенности территории пять индикаторов: площадь территории региона, численность его населения, объем валового регионального продукта (ВРП), объем осуществленных в регионе инвестиций в основной капитал и коэффициент разнообразия отраслевой структуры промышленности региона.
Билет 30