Билет №3. Сущность и виды ЭБ.
Сущность экономической безопасности можно определить, как такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Экономическая безопасность – это состояние защищенности национального хозяйства от внешних и внутренних угроз, при котором оно способно обеспечивать поступательное развитие общества, его экономическую и социально-политическую стабильность в условиях наличия неблагоприятных внешних и внутренних факторов.
Важнейшие виды экономической безопасности - финансовая, энергетическая, военная (оборонная), оборонно-промышленная и продовольственная безопасность. Рассмотрим наиболее общие характеристики этих видов экономической безопасности.
Финансовая безопасность - часть экономической и национальной безопасности. Финансовая безопасность - это такое состояние финансово-банковской системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов. Основные структурные звенья финансовой безопасности для России - федеральный бюджет, бюджеты регионов, консолидированный бюджет, финансовый рынок, государственный долг (внутренний и внешний).
Энергетическая безопасность выделяется в специальный раздел экономической безопасности потому, что безопасное состояние российской экономики во многом определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят, по данным за 2008 г., 46,5% всей промышленной продукции, создают более 37% всех доходов федерального бюджета и более 63,4% всего экспорта.
Оборонная безопасностьхарактеризует состояние структуры армии, ее готовность к отражению внешних угроз. Необходимы разработка системы геополитических интересов России, определение условий прочности ее геополитического статуса и на этой основе аналитическая оценка следующих составляющих частей оборонной безопасности под углом зрения современных угроз: количественного и качественного состава армии, ее структуры, боевой и моральной готовности, управляемости войск, взаимодействия различных родов войск и т.д.;
Оборонно-промышленная безопасность - это состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности при самом неблагоприятном развитии международной ситуации и угрозах понижения геополитического статуса России. Аналитическая характеристика оборонно-промышленной безопасности с позиции структуры современных угроз содержит следующие оценки: состояние мощностей, способных производить вооружение, по количеству и качеству соответствующее требованиям военной доктрины; состояние квалифицированных кадров; состояние научно-исследовательских и конструкторских организаций, способных разрабатывать новые, современные виды вооружений.
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ государства - это степень обеспеченности населения страны экологически частыми и полезными для здоровья продуктами питания отечественного производства по научно - обоснованным нормам и доступным ценам при сохранении и улучшении среды обитания.
2. Организационные аспекты диагностики и мониторинга ЭБ.Для организации мониторинга необходимо:
-определение и четкая фиксация в соответствующих документах функций и обязанностей отдельных федеральных органов исполнительной власти в осуществлении мониторинга;
-создание механизма обеспечения взаимодействия федеральных органов исполнительной власти в процессе мониторинга;
-создание организационного механизма, обеспечивающего осуществление мониторинга в каждом федеральном органе исполнительной власти в соответствии с его функциями и обязанностями;
-создание организационного механизма осуществления мониторинга в субъектах Федерации с последующим обобщением его результатов на федеральном уровне.
Для системного организационного обеспечения мониторинга необходимо:
Для системного организационного обеспечения мониторинга необходимо:
• признать диагностику и мониторинг важнейшим элементом государст венной деятельности, осуществляемой как на федеральном, так и на региональном уровне и направленной на предотвращение внешних и внутренних угроз экономической безопасности России;
• определить федеральный орган исполнительной власти, являющийся головным в осуществлении мониторинга и определяющий порядок и методику этой работы; • установить виды государственной экономической деятельности и государственные экономические документы, в процессе разработки которых должны осуществляться обязательные процедуры, обеспечивающие мониторинг и меры противодействия угрозам экономической безопасности страны (например, разработка стратегий и прогнозов социально-экономического развития, проектов бюджетов, законопроектов, целевых программ); • определить функции отдельных федеральных органов исполнительной власти в мониторинге и противодействии угрозам экономической безопасности по различным сегментам и сферам экономики и обязанности по их выполнению.