Разработка предложения по совершенствованию системы управления корпоративной социальной ответственности
На основе приведенного анализа можно сделать вывод о том, что система управления корпоративной социальной ответственностью в ПАО Сбербанк эффективна и имеет положительную тенденцию развития. Но также необходимо отметить, чтонаряду с положительными результатами деятельности, имеются аспекты, которые дают отрицательный результат в силу того, что корпоративная социальная ответственность является новым направлением для системы управления ПАО Сбербанка, так например, рассматривая внутреннюю среду социальной ответственности ПАО Сбербанка России в области инвестиций в человеческий капитал, можно сказать, что для сотрудников низшего звена операционных отделов отсутствует профессиональная система обучения.
В свете вышеизложенного необходимо внедрить профессиональную систему обучения для сотрудников низшего звена (количество которых по данным отчета сбербанка насчитывается 194 000), которая будет представлять из себядистанционные онлайн тренинги. Данные практически ориентированные курсы будут иметь содержательную структуру, и легко запоминаться так как будут состоять из анимационных картинок, запоминающегося текста и игровых тестов. Данные курсы будут располагаться на сайте сбербанка в разделе для сотрудников. В отличие от традиционной системы обучения, интернет версия является более эффективной и продуктивной, так как при данной системе обучения сотрудники будут находиться у себя дома в уютной и спокойной для них обстановке. Дистанционные онлайн курсы будут эффективно работать, так как будут построены на ассоциативных методах восприятия. Знания, полученные на интернет обучение, будут внедряться в повседневную работу сотрудников.
Для того чтобы реализовать данное мероприятие необходимо создать интернет курс, следовательно первоначальной задачей будет являться набор команды, которая будет заниматься разработкой и внедрением практических онлайн курсов.Команда будет состоять из дизайнера, художника, программиста, композитора, аналитика, тестировщика. У каждого члена команды будут индивидуальные обязанности и ответственности. Таким образом, художник – занимается созданием текстур. Программист – человек, который будет создавать программный код для мультимедийного практического онлайн обучения. Композитор –создает то, что касается звука в зависимости от тематики раздела курса обучения. Аналитик – следит за статистикой интерактивного курса и решает проблемы, связанные с утратой интереса к нему пользователями. Тестировщик –человек, занимающийся регулярным тестом курса и нахождением в нем ошибок и недоработок.
Нас сегодняшний день средняя стоимость оплаты работы специалистов в данной области составляет 3000 тысячи рублей в час. Общее количество времени на создание мультимедийного бучения будет составлять приблизительно 100 дней. Подробное изучение задач займет 5 дней, прототипирование, написание основных задач 15 дней, дизайн 15 дней, программирование 60 дней, тестирование 10 дней. Следовательно время выполнения создания онлайн курса будет составлять приблизительно 100 дней, соответственно 2400 часов, из них рабочих 1600. Следовательно, приблизительная стоимость разработки курса обучения будет составлять 4 800 000 рублей. В мероприятие будут принимать участие сотрудники низшего звена в количестве 220 000 человек, таково среднесписочное количество сотрудников по данным финансового отчета ПАО Сбербанк России.Для осуществления мониторинга и контроля данного мероприятия будут привлечены: Ведущий специалист по обучению и развитию персонала головного офиса Москвы, и два его заместителя.
После разработки мультимедийного курса обучения командой технологов, данный онлайн тренинг будет внедряться в систему обучения сотрудников. Программа обучения будет размещена на сайте ПАО Сбербанк России и выслана на электронные почты сотрудников. Таким образом каждый сотрудник будет уведомлен о нововведении, а также сотрудников обязаны будут уведомить их руководители, а руководители в свою очередь будут осведомлены ведущими специалистами по обучению и развитию персонала головного офиса Москвы по средствам создания приказа, который будет размещен в единой системе мониторинга сотрудников, а также с помощьюрассылки в социальные сети Сбербанка.
Как уже было упомянуто, общее руководство и контроль, за исполнением мероприятия осуществляет ведущий специалист по обучению и развитию персонала и два его заместителя головного офиса центрального аппарата, что касается дополнительных офисов всей России, то ответственность за качественное исполнение мероприятия сотрудниками будут нести руководители филиалов.
Управление мероприятием и контроль за ходом ее реализации будет осуществляться путем:
- координации действий субъектов мероприятия;
- регулярного мониторинга ситуации и анализа эффективности проводимой работы;
- обеспечения эффективного и целевого использования средств.
В настоящее время нет единой универсальной системы обучения обслуживающих сотрудников, следовательно система управления корпоративная социальная ответственностью во внутренней среде в области инвестиций в человеческий капитал является не доработанной. Данное мероприятие разработано для решения этой проблемы. Введение интерактивных курсов обучения позволит повысить уровень квалификации и компетенции сотрудников, что в свою очередь снизит недовольство со стороны населения, так как ПАО Сбербанк России является проводником всех социальных пошлин и сборов. Население не довольно тем, что существует большая вероятность не корректной оплаты налогов через точки обслуживания, из-за некомпетентности низового звена. Для любого проекта эффективность выражается отношением полученного результата к произведенным затратам. На реализацию мероприятия будет потрачено 4 800 000 рублей и три месяца. Результат введения данного мероприятия будет проявляться в улучшении репутации компании со стороны общества, что в свою очередь увеличит клиентскую базу ПАО Сбербанка России. Также необходимо отметить, что данное мероприятие снизит уровень затрат на обработку клиентских жалоб и перераспределения средств некорректных платежей, которые были отправлены не верному адресату. Эффективность также будет проявлять в повышении заинтересованности к работе со стороны обслуживающих сотрудников, что в свою повысит уровень мотивации персонала и снизит текучесть кадров. Сотрудники будут вовлечены в свою работу и будут чувствовать необходимость своего участия в процессе работы, а также будут получать удовлетворение от работы. Таким образом в результате внедрения данного мероприятия будет наблюдаться:
- повышение доверия у организации со стороны потребителей;
- повышение фактора доверия при выборе товара или услуги;
- снижение уровня психологической напряженности сотрудников;
- совершенствование корпоративной культуры;
- взаимовыгодные и конструктивные отношения с персоналом;
- сокращение операционных расходов на обработку жалоб
В конечном итоге будет достигнут синергетический эффект, который будет проявлять в том, что клиенты получат доступный и качественный сервис, а сотрудники – компанию в которой они мечтали работать, акционеры - долгосрочный, устойчивый и доходный объект для инвестиций, общество в целом - возможности для развития и процветания.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Данная выпускная квалификационная работа выполнена на тему «Совершенствование системы управления корпоративной социальной ответственностью «на примере ПАО Сбербанк России»
Корпоративная социальная ответственность – это комплекс обязательств, которые организация должна выполнять, учитывая интересы общества, беря на себя ответственность за влияние своей деятельности на заказчиков, поставщиков, работников, акционеров, местные сообщества и прочие заинтересованные стороны, а также на окружающую среду, с целью укреплять общество, в котором она действует.Корпоративная социальная ответственность – это также определенный уровень отклика организации на развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанный напрямую с основной деятельностью компании и выходящий за рамки определенного законом минимума.
Цельювыпускной квалификационной работызаключалась в том, чтобы проанализировать систему управления корпоративной социальной ответственностью в ПАО Сбербанк России и разработать пути ее совершенствования
В рамках поставленной цели, были решены следующие задачи:
- рассмотрены основные теоретические аспекты формирования корпоративной социальной ответственности;
- проанализирована система управления корпоративной социальной ответственностью в ПАО Сбербанк России;
- разработаны предложения по совершенствованию системы управления корпоративной социальной ответственности в ПАО Сбербанк России
В выпускной квалификационной работе на основе литературных источников российских и зарубежных авторов было раскрыто понятие корпоративной социальной ответственности и принципы ее формирования, а также рассмотрено нормативно-правовое обеспечение корпоративной социальной ответственности. Решая задачи данной выпускной квалификационной работыбыл проведен анализ системы управления корпоративной социальной ответственности. Исходя из проведенного анализа можно отметить, что для корпорации ПАО Сбербанк России корпоративная социальная ответственность – это прежде всего, управление взаимоотношениями стейкхолдерами. Система управления корпоративной социальной ответственностью ПАО Сбербанка России направлена на ведение бизнеса таким образом, чтобы все с кем Банк взаимодействует, оказались бы, в конечном счете, в выиграше: клиенты должны получить доступный и качественный сервис, сотрудник – компанию, в которой они мечтали работать, акционеры – долгосрочный, устойчивый и доходный объект для инвестиций, наконец общество в целом – возможности для развития и процветания.
Также необходимо отметить, что ПАО Сбербанк России стремится к содействию экономическому росту страны. Банк уделяет особое внимание развитию малого бизнеса и частного предпринимательства; участию в крупных, национального масштаба, проектах, в том числе с использованием механизма государственно-частного партнерства. Усилия Банка в этой области будут способствовать созданию новых рабочих мест, развитию экономики территорий, в т.ч. за счёт увеличения налоговых поступлений Банка и его клиентов в бюджеты различных уровней.
ПАО Сбербанк России уделяет особое внимание качественному развитию филиальной сети Банка, развитию удаленных каналов банковского обслуживания, обеспечению доступности финансовых услуг для людей с ограниченными возможностями. Данные усилия направлены на расширение доступа к финансовым услугам различных категорий населения и удобства получения клиентами банковского сервиса.Банк уделяет особое внимание сокращению очередей в филиалах Банка, учёту и рассмотрению поступающих в Банк обращений и жалоб как важнейшего источника информации для совершенствования собственной деятельности и повышения конкурентоспособности Банка; обеспечению требуемого уровня надежности и безопасности продуктов и услуг Банка для их потребителей. Также корпоративная социальная ответственность ПАО Сбербанка России направлена на полное информирование клиентов об условиях предоставления кредита, а, в случае с корпоративным финансированием, проведению необходимых экологических и иных экспертиз возможного влияния проектов на окружающую среду, финансированию перевооружения производств энергосберегающими технологиями; Банк отказывается от кредитования игорного бизнеса и ломбардов.Банк уделяет особое внимание реализации специальных мер, направленных на повышение уровня финансовой грамотности населения, осведомленности клиентов Банка, а также потребителей различных социальных и возрастных групп о продуктах и услугах Банка, развитию их навыков использования продуктов и услуг Банка в повседневной жизни, разъяснению практических выгод их использования.Политика в Банка в области корпоративной социальной ответственности способствует развитию продуктов и услуг, способствующих решению социальных задач, включая развитие жилищного кредитования, образовательных кредитов, кредитов молодым семьям, специальных продуктов и услуг для пенсионеров, созданию и продвижению универсальной электронной карты, обеспечению проведения государственных социальных трансфертов и налоговых платежей. Банк предоставляет данные продукты и услуги, соблюдая баланс между своими коммерческими интересами и интересами данных социальных групп.
И наконец Банк уделяе внимание ориентации Банка на повышение своей конкурентоспособности за счет постоянного совершенствования существующих процессов на основе Производственной Системы Сбербанка (ПСС), а также внедрению в деятельность Банка новейших прорывных технологических и управленческих решений. Банк рассматривает инновации как инструмент обеспечения лояльности клиентов и повышения мотивации своих сотрудников. Инвестиции в человеческий капитал означают постоянное обучение персонала, проведение профессиональных конкурсов и соревнований, развитие системы кадрового резерва и карьерного роста. Инвестиции в человеческий капитал — это также инвестиции в здоровье сотрудников, в развитие программ занятия спортом, программ предотвращения заболеваний, программ социального, медицинского и пенсионного страхования.В целом система управления корпоративной социальной ответственностью в ПАО Сбербанк России имеет положительную тенденцию развития, но как видно из анализа, представленного во второй главе, данной выпускной квалификационной работы, во внутренней среде корпоративной социальной ответственности в области инвестиций в человеческий капитал имеется недоработка, которая выражена в отсутствие целостной системы обучения обслуживающего персонала.
Для решения данной проблемы предлагается внедрить мультимедийную программу обучения сотрудников, которая будет проста для изучения, так как будет интуитивно понятной для использования. Также необходимо отметить что у данной программы будет приятный для глаза интерфейс и в ней будет использоваться различные анимации, так как наиболее эффективными и продуктивными для обучения являются ассоциативные методы восприятия. Ожидаемым результатом данного мероприятия будет являться изменение отношения клиентов к организации в лучшую сторону. Данное мероприятие позволит улучшить имидж компании, что в свою очередь увеличит клиентскую базу. Также введение данного курса обучения позволит увеличить уровень профессионализма сотрудников и уровень мотивации сотрудников так как они будут чувствовать свою необходимость в осуществлении процесса хозяйственной деятельности. Таким образом будет создавать так называемый синергетический эффект который будет проявляться в капитализации всех заинтересованных сторон.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Конституция Российской Федерации Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993). – М. : Приор, 2015. – 62 с.
2. Устав ПАО Сбербанка России, утвержденный годовым Общим собранием акционеров от 29.05.2015.
3. Положение об Общем собрании акционеров от 03.06.2015.
4. Положение о повышении квалификации персонала Сбербанка России от 01.08.2003 № 1148-р.
5. Абрамов, К. А. Социальная ответственность бизнеса глазами россиян / К. А. Абрамов // Бизнес и общество. - 2014. - № 45. – С. 23-24.
6. Авадаева, И. В. Развитие институтов корпоративной социальной ответственности на микро- и мезоэкономических уровня / И. В. Авадаева. — Волгоград, 2012. - 25 с.
7. Агапцов, С. А. Мотивация труда как фактор повышения эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия / С. А. Агапцов. - М. : Высшая школа, 2013. - 188 с.
8. Алиев, В. Г. Мотивация труда сотрудников / В. Г. Алиев. – М. : Приор, 2013. – 429 с.
9. Атаев, А. А. Управленческая деятельность: практика и резервы организации / А. А. Атаев. - М. : Экономика, 2011. - 252 с.
10. Балацкий, Е. Н Социальные инвестиции компаний: закономерности и парадоксы / Е. Н. Балацкий // Экономист. - 2015. - № 1. - С. 64-80.
11. Благов, Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции / Ю. Е. Благов. - СПб. : СПбГУ, 2013. - 271 с.
12. Буданова, М. А. Предприниматели современной России как субъект социального партнерства / М. А. Буданова //Народонаселение. - 2012. - № 3 (13). - С. 69-75.
13. Векслер, А. Ф. Зачем бизнесу спонсорство и благотворительность. - СПб. : Вершина, 2014. - 335 с.
14. Гарбер, Н. Ю. КСО: от PR-деклараций к реальной социокоммерческой инноватики / Н. Ю. Гарбер // Корпоративная социальная ответственность. – 2013. – № 43. – С. 65-69.
15. Город и бизнес: формирование социальной ответственности российских компаний / под ред. М. И. Либоракиной. - М. : Фонд «Институт экономики города», 2013. - 133 с.
16. Гусейнов, Р. Профсоюзы и социальное партнерство / Р. Гусейнов. – М. : Приор, 2014. – 439 с.
17. Данилова, Е. А. КСО как благотворительность – это прошлое / Е. А. Данилова. – М., 2013. – 247 с.
18. Денисов, Э. Кодексы и стандарты медицины труда / Э. Денисов // Охрана труда и социальное страхование. - 2015. - № 7. - С. 70-71.
19. Деревянченко, А. А. Формирование корпоративной социальной ответственности в современной России / А. А. Деревянченко. - М. : Социальные отношения, 2014. – 324 с.
20. Зантарая, Т. П. Социальные программы социальной ответственности бизнеса / Т. П. Зантарая // Управление персоналом. - 2012. - № 11. – С. 43-45.
21. Зарецкий, А. Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика / А. Д. Зарецкий. – М. : КСЭИ, 2012. - 346 с.
22. Зарецкий, А. Д. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика / А. Д. Зарецкий. – М. : КСЭИ, 2012. - 247 c.
23. Иванова, Е. А. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе Вашей компании в развитие общества. Практическое руководство / Е. А. Иванова // Ассоциация менеджеров. – 2012. - № 43. – С. 114-116.
24. Киварина, М. В. Корпоративная социальная ответственность / М. В. Киварина // Экономический журнал. - 2011. - № 3. – С. 116-121.
25. Киселева, Л. С. Стандартизация КСО: российские и международные реалии в области устойчивого развития / Л. С. Киселева // Журнал Стандарты и качество. – 2012. - № 32. – С. 43-45.
26. Корпоративная социальная ответственность: экономические модели — мораль — успех — устойчивое развитие / ред. и сост. А. Н. Крылов. — М. : Икар, 2013. - 360 c.
27. Крестникова, И. Корпоративная филантропия: мифы и реальность. Результаты социологического исследования / И. Крестникова. - М., 2013. - 127 с.
28. Кричевский, С. Ф. Корпоративная социальная ответственность / С. Ф. Кричевский. – М. : Дашков и Ко, 2012. - 310 с.
29. Литовченко, С. Е. Корпоративная социальная ответственность: общественные ожидания / С. Е. Литовченко. СПб. : СПбГУ, 2013. - 271 с.
30. Межсекторное социальное партнерство. Развитие региональных моделей монография / под ред. Л. А. Осьмук.— Новосибирск : Новосибирский государственный технический университет, 2014.— 168 c.
31. Перегудов С. П. Крупная корпорация как субъект публичной политики / С. П. Перегудов. – М., 2014. – 198 с.
32. Перегудов, С. П. Корпоративное гражданство. Концепции, мировая практика и российские реалии монография / С. П. Перегудов, И. О. Семененко. - М. : Прогресс-Традиция, 2014. - 448 c.
33. Петрунин, Ю. Ю. Этика бизнеса / Ю. Ю. Петрунин. – М. : Дело, 2013. 183 с.
34. Рахимова, М. Н. Стратегии КСО в деятельности ТНК пищевой промышленности / М. Н. Рахимова. – М., 2012. – 435 с.
35. Савицкая, Л. В. Корпоративная социальная ответственность – жертвы или выгоды / Л. В. Савицкая // Новый менеджмент. – 2013 № 8. – С. 8-15.
36. Семенов, А. К. Этика менеджмента / А. К. Семенов. – М. : Дашков и К., 2012. – 425 с.
37. Социальная ответственность менеджмент / под ред. В. Я. Горфинкель. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 c.
38. Социальная ответственность менеджмента / под ред. В. Я. Горфинкеля. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2013. - 287 c
39. Стрижков, С. А. Формирование и развитие системы корпоративной социальной ответственности в современной экономике России / С. А. Стрижков. – М., 2012. - 230 с.
40. Тавер, Е. И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса / Е. И. Тавер // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. – 2013. -№ 5. - С. 34-39.
41. Цей, С. А. Корпоративная социальная ответственность – путь к устойчивому развитию / С. А. Цей // Новые технологии. - 2012. - № 2. - С. 127-132.
42. Шапочка, Е. В. Стратегии социальной ответственности в маркетинге компаний / Е. В. Шапочка // Управление компанией. – 2013. № 9. – С. 23-31.
43. Якимец, В. Н. Социальные инвестиции российского бизнеса: механизмы, примеры, проблемы, перспективы / В. Н. Якимец. - М. : КомКнига, 2015. - 182 с.
44. Документы по глобальному договору на русском языке. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unglobalcompact.org. (дата обращения 21.05.2016).
45. Акционерное общество «Российский Банк поддержки малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.mspbank.ru. (дата обращения 21.05.2016).
46. ИСО - Международная организация по стандартизации. Разработчик и издатель международных стандартов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iso.org/iso/ru. (дата обращения 21.05.2016).
47. Корпоративная социальная ответственность Сбербанка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.sberbank.com/ru. (дата обращения 21.05.2016).
48. МеждународныйСтандарт IC CSR-08260008000 «Social responsibility. Requirement» «Социальная ответственность. Требования» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ksovok.com. (дата обращения 21.05.2016).
49. Отчет по корпоративной социальной ответственности ПАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sberbank.ru. (дата обращения 21.05.2016).
50. Официальный сайт ВОК. Стандарты по КСО[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.ksovok.com.(дата обращения 21.05.2016).
51. Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://dic.academic.ru. (дата обращения 21.05.2016).
52. Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Нормативные документы[Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://www.tpprf.ru. (дата обращения 21.05.2016).
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение АОрганизационная структура корпоративной социальной
ответственности в ПАО Сбербанк России…...………………….51
Приложение А
Организационная структура корпоративной социальной ответственности в ПАО
Подразделение по развитию социальной ответственности ПАО Сбербанка России |
Внутренняя среда банка |
Внешняя среда банка |
Общее собрание акционеров |
Ревизионная комиссия |
Наблюдательный совет |
Комитеты Наблюдательного совета |
Правление, Президент, Председатель Правления |
Комитеты при Правлении |
Коллегия Банка |
Департамент стратегии и развития |
Лист нормоконтроля
Наименование документа | Заключение нормоконтролера |
Дипломная работа на тему: Совершенствование системы управления корпоративной социальной ответственностью (на примере ПАО «Сбербанк России») |
Дата__________________
Нормоконтролер_______________ _____________
подпись
[1] Благов Ю. Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб. : СПбГУ, 2013. С. 271.
[2] Зарецкий А. Д., Иванова Т. Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика. М. : КСЭИ, 2012. С. 346.
[3] Рахимова М. Н. Стратегии КСО в деятельности ТНК пищевой промышленности. М., 2012. С. 13.
[4] Киварина М. В. Корпоративная социальная ответственность // Экономический журнал. 2011. № 3. С. 116-121.
[5] А.Д. Зарецкий, Т.Е. Иванова. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика // Москва. КСЭИ. 2012; 247 c.
[6] Корпоративная социальная ответственность: экономические модели — мораль — успех — устойчивое развитие /ред. и сост. А. Н. Крылов. М.: Икар, 2013. С. 360.
[7] Корпоративная социальная ответственность: экономические модели — мораль — успех — устойчивое развитие /ред. и сост. А. Н. Крылов. М.: Икар, 2013. С. 360.
[8] Корпоративная социальная ответственность: экономические модели — мораль — успех — устойчивое развитие /ред. и сост. А. Н. Крылов. М.: Икар, 2013. С. 360.
[9] Тавер Е. И. Стандарты и социальная ответственность бизнеса // Акционерное общество: вопросы корпоративного управления. 2013. № 5. С. 12-13.
[10] Словари и энциклопедии на Академике. URL.http://dic.academic.ru. (дата обращения 21.05.2016).
[11]Иванова Е. А., Акопян А. Р., Литовченко С. Е. Корпоративный социальный отчет: как правильно рассказать о вкладе вашей компании в развитие общества. Практическое руководство. М. : Ассоциация менеджеров, 2012. С. 114.
[12]Кричевский Н. А., Гончаров С. Ф. Корпоративная социальная ответственность. М. : Дашков и Ко, 2012. С. 310.
[13] Документы по глобальному договору на русском языке. URL.http://www.unglobalcompact.org.(дата обращения 21.05.2016).
[14] Цей С. А. Корпоративная социальная ответственность – путь к устойчивому развитию // Новые технологии. 2011. № 2. С. 127-132.
[15]Международная организация по стандартизации. Разработчик и издатель международных стандартов. URL.http://www.iso.org/iso/ru. (дата обращения 21.05.2016).
[16]Киселева Л.С. Стандартизация КСО: российские и международные реалии в области устойчивого развития // Журнал Стандарты и качество. 2012. № 34. С. 32-35.
[17] Торгово-промышленная палата Российской Федерации. Нормативные документы. URL.http://www.tpprf.ru/ru. (дата обращения 21.05.2016).
[18] Официальный сайт ВОК. Стандарты по КСО. URL.http://www.ksovok.com. (дата обращения 21.05.2016).
[19]МеждународныйСтандартICCSR-08260008000 «Socialresponsibility. Requirement»«Социальнаяответствен-ность. Требования». URL.http://www.ksovok.com.(дата обращения 21.05.2016).
[20] Отчет по корпоративной социальной ответственности ПАО «Сбербанк России». URL. http://sberbank.ru. (дата обращения 21.05.2016).
[21] Отчет по корпоративной социальной ответственности ПАО «Сбербанк России». URL. http://sberbank.ru. (дата обращения 21.05.2016).
[22]Отчет по корпоративной социальной ответственности ПАО «Сбербанк России». URL. http://sberbank.ru. (дата обращения 21.05.2016).