Регулирование цен в целях налогообложения
Налоговое законодательство определяет «рыночные цены» как цены, сложившиеся в регионе на момент исполнения сделки. Под регионом понимается сфера обращения продукции в данной местности, которая определяется, исходя из экономической возможности покупателя приобрести товар на ближайшей к нему территории. Ближайшая территория – конкретный населенный пункт или группа населенных пунктов, или иная территория, находящаяся в пределах границ национально– и административно-территориальных, национально-государственных образований.
К сожалению, ГНС РФ, превысив свои полномочии, распространило порядок определения налогооблагаемой базы по рыночным ценам и на инструкции, определяющие порядок взимания налога на пользователей автомобильных дорог и налога на воспроизводство минерально-сырьевой базы, что является незаконным.
Анализ практики Высшего Арбитражного Суда РФ показывает, что в основном в ВАС рассматриваются споры, связанные с применением рыночной цены по налогу на прибыль и НДС, то есть по тем налогам, законодательное регулирование которых прямо предусматривает применение рыночных цен.
Хочется обратить внимание и на следующую тонкость. Если налоговая инспекция требует увеличить налогооблагаемую базу, применив рыночные цены, то она должна доказать факт реализации ниже себестоимости по конкретным сделкам, а не по реализации всей продукции ниже её суммарной себестоимости. Так, в Законе “О налоге на добавленную стоимость” указано, что по предприятиям, осуществляющим реализацию продукции (работ, услуг) по ценам не выше фактической себестоимости, для целей налогообложения принимается рыночная цена на аналогичную продукцию, сложившееся на момент реализации, но не ниже фактической себестоимости. Инструкция ГНС РФ от 11.10.99 №39 устанавливает, что под рыночными ценами понимаются рыночные цены, сложившиеся в регионе на момент реализации товаров при совершении сделки. Таким образом, речь идет о конкретной сделке, иначе невозможно определить, на какой момент следует определять рыночные цены для доначисления облагаемого оборота. Аналогичная ситуация имеет место и по налогу на прибыль предприятий и организаций.
Эти выводы подтверждаются судебной практикой. В одном из своих решений арбитражный суд г. Москвы указал, что прибыльность или убыточность сделок должна определяться по каждой конкретной сделке после окончания расчетов между сторонами. Налоговая же инспекция определяла цену реализации исходя из сумм, фактически поступивших за определенные периоды денежных средств за реализованную продукцию. Суд счел, что в данном случае налоговый орган не доказал факт реализации готовой продукции ниже себестоимости, суд вынес решение в пользу налогоплательщика.
В постановлении от 30 сентября 2001 г № 4004/96 ВАС РФ счел недоказанными обстоятельства, послужившие основой для наложения финансовых санкций, поскольку в акте проверки отсутствовали данные о том, какие товары реализовывались по ценам ниже себестоимости и в каком конкретно периоде года. Сведений о фактических затратах предприятий по реализации товаров и об уровне их рыночных цен в акте также не было, а за занижение налогооблагаемой базы налоговой инспекцией была принята сумма убытка от реализации товара по данным отчета о финансовых результатах торговой фирмы за 1999 г.
Таким образом, для наложения финансовых санкций на налогоплательщика, допустившего реализацию не выше фактической себестоимости и не увеличившего в целях налогообложения цены товара до рыночной, необходимо в акте проверки отметить:
-сделки, по которым была допущена реализация ниже себестоимости;
-период, в котором это имело место;
-рыночные цены, которые должны применятся.
В постановлении ВАС РФ от 30 сентября 2001 г. также указано, что если рыночная цена регулировалась путем установления предельного уровня торговой надбавки по каждой группе товаров, то следует считать, что предприятие не могло реализовать все товары по цене выше себестоимости. Поэтому указанный в отчете убыток от реализации товаров не может свидетельствовать о занижении налогооблагаемого оборота по указанным выше налогам.
Этот вопрос особенно актуален в условиях кризиса 1998 года, когда регионы регулируют цены на отдельные товары, несмотря на то, что статья 71 Конституции РФ основы ценовой политики отнесены к ведению РФ. Применяемое регулирование цен на отдельные виды продукции, по сути, является превышением полномочии субъектами Федерации. Однако если предприятие подчинилось нормативному акту на региональном уровне и документ, устанавливающий фиксированные цены на отдельные виды продукции, будет представлен в суд, то последний может вынести решение в пользу налогоплательщика, который не мог реализовать продукцию по ценам не выше фактической себестоимости.
Если налоговые органы потребовали от предприятия снизить цены, то необходимо документально подтвердить действия налоговой инспекции с указанием тех цен, которые потребовали установить налоговые органы.
Государственное регулирование ценообразования в естественных монополиях.
Регулирование цен и тарифов на услуги естественных монополий является
одной из достаточно хорошо оформившихся ниш в сфере нормативно-правового
регулирования ценообразования.
К естественным монополиям отнесены:
- транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
- транспортировка газа по трубопроводам;
- услуги по передаче электрической и тепловой энергии;
- железнодорожные перевозки;
- услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;
- услуги общедоступной электрической и почтовой связи.
Цены на продукцию отраслей естественных монополистов, учитывая их
основополагающее место в хозяйстве, во многом играют определяющую роль в
ценообразовании всей экономики. Отсутствие действенного механизма
государственного регулирования цен в естественных монополиях стало одной из
основных причин высокой инфляции, источником макроэкономических
диспропорций. Поэтому повышение эффективности ценообразования в отраслях,
относящихся к естественным монополиям является сегодня одной из ключевых
задач российской экономики.
Государственное регулирование цен в естественных монополиях
направлено на решение следующих основных задач:
- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и компаний-
монополистов (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и
инвесторов);
- определение тарифов для различных групп потребителей на основе реальных
затрат;
- создание экономических условий, при которых предприятиям естественных
монополий выгодно сокращать издержки, внедрять новую технику и технологии,
повышать эффективность использования инвестиций;
- использование ценового механизма государственного регулирования
деятельности естественных монополий при проведении макроэкономической
политики;
- выравнивание или дифференциация тарифов в отдельных регионах с целью
обеспечения их рационального развития.
В целях решения названных задач Федеральным законом «О естественных
монополиях» предусмотрены следующие основные методы регулирования:
- установление цен или назначение их предельного уровня;
- определение потребителей для обязательного обслуживания и/или
установление минимального уровня их обеспечения;
- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий в области
перехода прав собственности, инвестиций, отношений аренды;
- контроль за деятельностью субъектов естественных монополий при движении
акционерных капиталов.
В соответствии с существующей нормативно-правовой базой в России
сложилась двухуровневая модель регулирования тарифов на услуги
естественных монополий в отраслях топливно-энергетического комплекса (ТЭК)
тарифы на федеральном оптовом рынке электроэнергии (ФОРЭМ) регулируются
Федеральной энергетической комиссией (ФЭК), на региональном уровне -
региональными энергетическими комиссиями (РЭК) субъектов Федерации.
Так же на федеральном уровне ФЭК устанавливает оптовые цены на
природный газ. Регулирование тарифов региональных газораспределительных
систем, установление розничных цен на газ отнесено к компетенции РЭК. ФЭК
регулирует также тарифы, по которым работает трубопроводный транспорт
(транспортировка газа, нефти и нефтепродуктов). Полномочия по
регулированию железнодорожных тарифов распределены между Министерством по
антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и министерством
путей сообщения. Тарифы на услуги водного транспорта внутри России
(каботаж) регулируются Министерством транспорта. Цены и тарифы на услуги
локальных монополий (коммунальные услуги, водоснабжение, муниципальный
общественный транспорт, эвакуация и переработка отходов) регулируются
муниципальными и региональными органами исполнительной власти субъектов
Федерации с учетом решений, принимаемых соответствующими законодательными
органами.
В соответствии со своими полномочиями, установленными Федеральным
законом «О естественных монополиях», перечисленные органы регулирования
выполняют следующие основные функции:
- формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении
которых осуществляются ценовое регулирование и контроль;
- определяют методы регулирования, предусмотренные Федеральным законом “О
естественных монополиях”, применительно к конкретному субъекту естественной
монополии;
- контролируют в пределах своей компетенции соблюдение требований
указанного Федерального закона;
- вносят в установленном порядке предложения по совершенствованию
законодательства о естественных монополиях.
В сфере ценообразования и контроля за ценами (тарифами) перечисленными
органами регулирования естественных монополий могут применяться следующие
методы:
- ценовое регулирование посредством определения (установления) цен
(тарифов) или их предельного уровня;
- определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию;
- установления минимального уровня обеспечения определенных групп
потребителей в случае невозможности удовлетворения в полном объеме
потребностей в товаре.
Эти органы принимают также решения о методах и способах ценообразования
применительно к конкретному субъекту естественной монополии на основе
анализа его деятельности. При установлении цены (тарифа) учитывается
стимулирующая роль цены в повышении качества производимых (реализуемых)
товаров (работ, услуг) и в удовлетворении спроса на них, а также
оценивается обоснованность затрат. В число учитываемых при принятии решения
факторов входят:
- издержки производства (реализации) товаров (услуг), в том числе
заработная плата, стоимость сырья и материалов, накладные расходы;
- налоги и другие платежи;
- стоимость основных производственных средств, потребности в инвестициях,
необходимых для их воспроизводства и амортизационные отчисления;
- прогнозируемая прибыль от возможной реализации товаров (услуг) по
различным ценам (тарифам);
- удаленность различных групп потребителей от места производства товаров;
- соответствие качества производимых (реализуемых) товаров спросу
потребителей;
- государственные дотации и другие меры государственной поддержки.
Отсутствие системного подхода со стороны государства в области
ценообразования привело к тому, что все последнее десятилетие продолжается
рост цен на все виды топлива и электроэнергию по всем группам потребителей
и сохраняется устойчивая диспропорция между уровнем тарифов для
промышленности и потребителей, имеющих более льготные тарифы, в первую
очередь, населения и сельского хозяйства. Предпринятые в последние годы
шаги по развитию оптового рынка энергоресурсов не привели к ожидаемому
снижению тарифов, а, напротив, к их дальнейшему повышению.
Эффективность государственного регулирования ценовых условий на
продукцию и услуги естественных монополий оказывает значительное влияние на
функционирование предприятий реального сектора. Так, принятие
Правительством РФ в октябре 1998 г. решения о временном замораживании цен
на топливно-энергетические ресурсы позволило снизить затраты на выпуск
продукции в народном хозяйстве на рубль продукции с 92,8 коп.в 1998 г. до
83,6 коп.в 1999 г. В итоге рост затрат устойчиво отставал от цен выпуска,
рентабельность продукции повысилась с 8,1% до 18,5%, были созданы
предпосылки для роста производства.
В 2000 г. ситуация изменилась. Рост цен на продукцию ТЭК обусловил
опережающий рост затрат по отношению к росту цен на продукцию. Если в целом
по промышленности инфляция составила 31,6%, то в топливной промышленности -
55,2%, электроэнергетике - 39,9%. Следствием стало снижение рентабельности
реального сектора и рост дифференциации по объему прибыли, основной объем
которой стал концентрироваться в сырьевых отраслях.
Одна из основных причин подобного положения - в зависимости органов
регулирования от естественных монополистов, представители которых часто
входят в состав этих органов. Тем самым естественным монополиям
предоставлена возможность навязывать свои «правила игры», включать в цены
все оправданные и неоправданные затраты. В итоге «проблемы» и ошибки
естественных монополистов перекладываются на плечи потребителя. Другой
причиной является отсутствие единой методологической базы ценообразования и
контроля за деятельностью естественных монополий. В связи с этим
деятельность естественных монополий не подпадает под реальный
государственный контроль.
Пока еще не сформирована необходимая экономико-правовая среда. В
частности, необходимо сформировать законодательную базу, регламентирующую
работу регулирующих органов. Следует четко определить и разделить функции
органов регулирования на федеральном и региональном и местном уровнях,
законодательно определить процедуры разрешения конфликтов.
Одной из важнейших проблем ценообразования на продукцию
естественных монополий в сфере ТЭК является несоответствие цен на основные
виды топлива их теплотворной способности, технологичности при
использовании. Сегодня соотношение цен на газ, уголь, мазут составляет 1 :
0,74 : 5,2 и значительно отличается от соотношения цен на уголь, газ,
мазут, принятого в мировой практике и равного 1 : 1,3 : 1,4.
Правовое регулирование ценообразования.
Конституция использует понятие «ценовая политика», а не
"ценообразование". Публично-правовое регулирование предполагает активное
участие в нем государства, то есть осуществление государством в данной
области определенной властной и целенаправленной деятельности - политики.
Административная деятельность государства и муниципальных образований в
области ценообразования связана и с некоторыми организационно-
политическими, не правовыми и доправовыми основами. В некотором смысле
институт публично-правового регулирования цен - это средство
государственной политики цен. Государство в лице соответствующих органов
формирует данный институт, осуществляет выбор того, какими средствами
тарифного администрирования целесообразно воспользоваться в данных
социально-экономических условиях, какие средства неприемлемы в принципе,
какие должны быть зарезервированы, определяет объем (поле) ценового
регулирования.
Наряду с непосредственным административным вмешательством и контролем в
данном поле используются и иные средства, связанные с бюджетным
регулированием, налоговой политикой, участием государства и муниципальных
образований в управлении субъектами хозяйственной деятельности. Конституция
и конституционный закон "О Правительстве", относят ценовое регулирование к
финансовой сфере, к вопросам бюджетной, финансовой, кредитной и денежной
политики. Институт публично-правового регулирования ценообразования не
имеет непосредственного отношения к финансам и финансовому праву. Предмет
института составляет совокупность взаимосвязанных общественных отношений по
государственному управлению формированием физическими и юридическими
лицами цен на отдельные товары.
Публично-правовое регулирование ценообразования не имеет
непосредственного (овеществленного) предмета (денежных средств). В этом
смысле предмет данного института сводится к нематериальному управлению.
Верным является возложение на государственные органы контрольных и
репрессивных функций и в тех отраслях, цены в которых устанавливают
муниципальные органы. Была установлена особая разновидность публично-
правовой ответственности за нарушение порядка применения регулируемых цен.
Наряду с общеизвестными видами публично-правовой ответственности (уголовной
и административной) в российской правовой реальности возникают различные
разновидности: налоговая ответственность, ответственность по
антимонопольному законодательству, ответственность за экологические
правонарушения, ответственность в области ценообразования. В соответствии с
ним взысканию (конфискации) подлежит не прибыль, а излишне полученная
выручка. В этом же размере взыскивается штраф. Штраф при повторном
правонарушении взыскивается в двукратном размере.