Инновационная деятельность организации.
Во время прохождения практики необходимо изучить и отразить в отчете следующие вопросы, характеризующие инновационную деятельность:
4.6.1 объемы и виды НИОКР, осуществляемые в самой организации;
4.6.2 объемы и виды НИОКР, осуществление по заказу другими организациями;
4.6.3 наличие патентов;
4.6.4 характеристика новых видов продукции (товаров, работ, услуг), которые внедрены за последние два года;
4.6.5 анализ источников финансирования, которые использовала организация для производства новой продукции (товаров, работ, услуг);
4.6.6 исследование конкретного инновационного проекта в организации;
Оценка экономической, социальной эффективности реализуемого инновационного проекта.
4.6.1 объемы и виды НИОКР, осуществляемые в самой организации;
Всего на НИОКР в 2014 году ЗАО «ГСС» израсходовало 1581,3 млн. долларов США. Из них 321,9 – средства государственной поддержки, 1259,4 – средства внебюджетных фондов.
Перечень приоритетных видов разрабатываемой продукции
1. Совершенствование конструкции RRJ-95 в части расширения возможностей и повышение эффективности самолета;
2. Разработка конфигураций самолета под новые требования Заказчиков, в том числе модели RRJ-95BLR-100, ВС с интерьером повышенной комфортности, конфигураций самолетов под новых Заказчиков;
3. Разработка эскизного проекта самолета увеличенной пассажировместимости SSJ-SV.
Проектирование
В 2014 году в части проектирования были проведены следующие работы:
1. Разработка, выпуск документации и сопровождение испытаний по 12 Главным изменениям типовой конструкции в Авиарегистре МАК и 10 Главным изменениям в EASA;
2. Разработка и выпуск конструкторской документации на модернизированную бортовую кабельную сеть для сокращения такта сборки ВС и сокращения количества заделываемых разъемов на борту самолета;
3. Разработка и выпуск конструкторской документации по проектам повышения надежности КСКВ и по внедрению усовершенствованных датчиков СВС на самолёте RRJ-95 и его модификациях;
4. Разработка и выпуск конструкторской документации на модифицированное программное обеспечение LGSCU с целью улучшения эксплуатационных характеристик;
5. Разработка и выпуск конструкторской документации на обогрев приводов предкрылков;
6. Отработка и уточнение документации по запросам производства и Заказчиков;
7. Разработка и утверждение в Росавиации МТ РФ 45 бюллетеней по доработке ВС в эксплуатации и уточнению ЭТД;
8. Разработка книг эскизного проекта самолета увеличенной пассажировместимости SSJ-SV в части систем, расчетов аэродинамических, взлетно-посадочных, летно-технических характеристик, расчетов устойчивости и управляемости самолета, уточненных алгоритмов системы дистанционного управления с моделированием на пилотажном стенде, технических средств обучения.
9. Проведены работы по доходному договору с ЦАГИ BUTTREFLU.
Испытания
В 2014 году были проведены следующие стендовые испытания:
1. Сертификационные ресурсные испытания планера самолёта № 95006 в ФГУП «СибНИА».
2. Сертификационные ресурсные испытания ООШ на стендах в ФГУП «СибНИА».
3. Сертификационные ресурсные испытания модифицированной створки ООШ и механизма привода в составе самолёта № 95002 на первоначальный назначенный ресурс в ФГУП «ЦАГИ».
4. Сертификационные статические испытания модифицированной створки ООШ и механизма привода в составе самолёта № 95002, испытания на остаточную прочность на изолированном стенде в ФГУП «СибНИА».
5. Испытания на живучесть стенок ниши ПОШ в составе стенда «Бочка № 1» в SIA «AVIATEST» до наработки 100000 л.ц.
6. Ресурсные испытания хвостового отсека фюзеляжа «Бочка № 2» в SIA «AVIATEST» до наработки 100000 л.ц.
7. Наработка при сертификационных ресурсных испытаниях агрегатов механизации крыла на стенде S0114 в SIA «AVIATEST» составила:
8. Периодические статические испытания агрегатов из ПКМ производства ОАО «ВАСО» (внутренняя и внешняя секции закрылка, элерон) в ФГУП «ЦАГИ».
9. Периодические испытания штифтов «слабого звена» ООШ в SIA «AVIATEST».
10. Сертификационные статические испытания дополнительного комплекта штифтов «слабого звена» ООШ на стенде S4176A в SIA «AVIATEST».
11. Сертификационные ресурсные испытания дополнительного комплекта штифтов «слабого звена» ООШ на стенде S4176С в SIA «AVIATEST».
12. Статические испытания 3-х комплектов штифтов «слабого звена» ООШ из улучшенного материала на стенде S4176A в SIA «AVIATEST».
13. Статические испытания (нагружение до 50% Ррасч ) закрылка и элерона производства FACC AG в SIA «AVIATEST».
14. На стенде комплексирования БРЭО «Электронная птица» проведён комплекс испытаний по следующим тематикам:
- Режим взлёта с пониженной тягой;
- Сертификационные испытания по VNAV;
- Обновление ПО FMS (V530);
- Обновление БСТО;
- Установка ПО HDGUARD в вычислителе EFB/MAT;
- Обновление и проверка ПО LGSCU (версия 107).
В 2014 году были проведены следующие важные сертификационные наземные и летные испытания:
- по автоматической посадке по категории IIIа;
- по вертикальной навигации VNAV;
- по расширению условий эксплуатации в условиях повышенной температуры наружного воздуха (выше +45 градусов);
- по обеспечению эксплуатации ВС на узких ВПП;
- по обеспечению взлета на пониженной тяге МСУ;
- самолета с компоновкой пассажирской кабины улучшенной комфортности.
4.6.2 объемы и виды НИОКР, осуществление по заказу другими организациями;
Все требующиеся НИОКР компания осуществляет самостоятельно. Однако ЗАО «ГСС» имеет множество контрактов как с отечественными поставщиками, так и иностранными. По многим поставляемым комплектующим компании проводят собственные НИОКР. В «ЗАО» ГСС не располагают данными о партнерах, выполняющих по их заказам НИОКР. В качестве примера используем поставщика двигателей SaM146 для ЗАО «ГСС» - НПО «Сатурн».
Программа SaM146 – интегрированная силовая установка (СУ), включающая в себя турбовентиляторный двигатель, мотогондолу и навесное оборудование, предназначенная для применения на регионально- магистральных самолетах вместимостью 70-120 пассажиров. СУ SaM146 разработана и серийно производится совместно компаниями ОАО «НПО «Сатурн» (ОДК, РФ) и SNECMA (Safran Group, Франция) в рамках СП «PowerJet». Первым применением SaM146 является семейство самолетов Sukhoi Superjet 100, создаваемое ЗАО «Гражданские Самолеты Сухого» (дочернее предприятие ОАО «Компания «Сухой» совместно с компанией Alenia Aermacchi (Италия) при консультационной поддержке компании Boeing (США)). Стратегической целью программы SaM146 являются продажи SaM146 (включая услуги по послепродажному обслуживанию) в составе самолетов SSJ100 по всему миру. СУ SaM146 сертифицирована по нормам EASA (Евросоюз) и АР МАК (РФ).
По итогам 2014 года расходы на НИОКР по программе SaM146 составили 127 млн. рублей.
Наличие патентов
В период с 25.05.2000 г. по 30.09.2014 г. ЗАО "ГСС" получены:
Патенты на Изобретения 42
Полезные модели 12
Промышленные образцы 16
Свидетельства на Программы для ЭВМ 9
Базы данных 11
Товарные знаки 8
ЗАО «ГСС» вправе на основе лицензионного договора, зарегистрированного в Роспатенте 01.07.2000 за номером 16006-16008, использовать 3 товарных знака, правообладателем которых является ОАО «ОКБ Сухого», а именно: - товарный знак "Су" по свидетельству на товарный знак № 148775 - товарный знак "СУХОЙ" по свидетельству на товарный знак № 107936 - товарный знак "SUKHOI" по свидетельству на товарный знак № 107937.
Срок действия лицензионного договора на использование товарных знаков ОАО «ОКБ Сухого» не ограничен, однако, в соответствии с условиями лицензионного договора договор может быть расторгнут ОАО «ОКБ Сухого» в одностороннем порядке, при условии письменного уведомления ЗАО «ГСС» не позднее чем за 30 дней до предполагаемой даты расторжения договора.
Риски, связанные с возможностью истечения сроков действия патентов на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, свидетельств на товарные знаки незначительны.
Кроме того, в случае необходимости, у ЗАО «ГСС» есть возможность продлить срок действия патентов на промышленные образцы еще на 10 лет, на полезные модели – на 3 года (п. 3 ст. 1363 ГК РФ), а срок действия регистрации товарных знаков – на 10 лет (неоднократно) (п. 2 ст. 1491 ГК РФ)
4.6.4 характеристика новых видов продукции (товаров, работ, услуг), которые внедрены за последние два года;
Помимо производства самолет SSJ 100 компания вывела в 2014 году на рынок самолет Sukhoi Business Jet, который выполнен на базе SSJ 100. Далее следует описание самолета SBJ.
Компания "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) продолжает работу над самолетом деловой авиации Sukhoi Business Jet, начало коммерческих поставок которого запланировано на 2014 г. В презентации ГСС, представленной в сентябре на прошедшей в рамках "Гидроавиасалона-2012" конференции ОНАДА по развитию деловой авиации в южных регионах России, указывается, что разрабатываются три основные версии самолета: VIP-вариант, рассчитанный на 8 пасс. (18 мест в салоне), правительственный на 19 пасс. (22 места в салоне) и корпоративный на 38 пасс. (и столько же мест в салоне).
По сравнению с базовым самолетом Sukhoi Superjet 100/95LR основные изменения состоят в наличии дополнительных топливных баков в грузовом отсеке, встроенного трапа и системы спутниковой связи Satcom.
Дальность полета VIP-варианта составит 7880 км (4250 миль), правительственного — 7415 км (4000 миль) и корпоративного — 6450 км (3500 миль). Максимальная скорость крейсерского полета 0,81М, максимальная высота полета 12190 м (40000 футов).
Правительственный вариант предполагает практически такую же компоновку комнаты отдыха, в рабочем кабинете шкаф по левому борту заменен пятиместным диваном, а в передней части салона располагаются 15 кресел в компоновке 2+1. В корпоративном варианте, наоборот, компоновка передней части салона практически совпадает с VIP-версией с тем лишь отличием, что в деловой части расположены не шесть, а восемь кресел в клубной компоновке. За перегородкой, в хвостовой части фюзеляжа, расположены 24 кресла в компоновке 2+2.
Устанавливать на SBJ интерьеры будет совместное российско-итальянское предприятие SuperJet International, в Венеции. ГСС как разработчик и держатель основного сертификата передаст партнеру так называемый зеленый самолет (green aircraft. — Прим. ред.), который будет проводить доработки и устанавливать VIP-интерьеры в соответствии с дополнительным сертификатом (Supplementary Type Certificate, STC. — Прим. ред.) от EASA. Такая схема, как говорят в ГСС, позволит несколько сократить время сертификации машины.
Впрочем, для стартового заказчика, швейцарской компании Comlux, заказавшей два SBJ с опционом еще на две машины, схема будет иной: самолеты получат интерьеры в недавно открытом центре кастомизации Comlux America в Индианаполисе (США). Каталожная стоимость SBJ составляет 50 млн долл.
Список рекомендуемой литературы
• Гражданский кодекс Российской Федерации. - http://www.consultant/online/base/
• Федеральный закон Российской Федерации от 25.02.1999 № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений». - http://www.consultant/online/base/
• Федеральный закон Российской Федерации от 09.07.1999 № 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации". - http://www.consultant/online/base/
• Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ "Об акционерных обществах" - http://www.consultant/online/base/
• Федеральный закон Российской Федерации от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» - http://www.consultant/online/base/
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.10.1998 № 164-ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)» - http://www.consultant/online/base/
• Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования (утверждены Госстроем России, Минэкономики РФ, Минфином РФ № ВК 477 от 21.06.99г.). - http://www.consultant/online/base/
• Брейли Р., Майерс С. Принципы корпоративных финансов. — М.: Олимп Бизнес, 2012.
2. Ван Хорн Дж. К., Вахович Дж. М. Основы финансового менеджмента. - М.: ИД «Вильямс», 2010.
3. Гибсон Р. Формирование инвестиционного портфеля: управление финансовыми рисками. Пер. с англ. — М.: Альпина бизнес-Букс, 2008.
4. Инвестиции: учебник/ кол. авторов; под ред. Г.П. Подшиваленко. – М.: КНОРУС, 2009.
5. Инвестиционное дело: учебник/ В.М. Аскинадзи, В.Ф. Максимова. - М.: Университетская книга, 2012.
6. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: учебник. – М.: Юнити-Дана, 2013.
7. Лахметкина Н.И. Инвестиционная стратегия предприятия: Учеб. пособ. для студ., обучающихся по спец. "Финансы и кредит" /Н.И. Лахметкина; Финансовая акад. при Правительстве РФ. — 5-е изд., испр. — М.: КноРус, 2010.
8. Лукасевич И.Я. Инвестиции: учебник.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2012.
9. Теплова Т.В. Инвестиции: учебник для бакалавров. - М.: Юрайт, 2011.
10. Шарп У.Ф., Александер Г.Дж., Бейли Дж.В. Инвестиции. — М.: ИНФРА-М, 2013.
Титульный лист отчета по производственной практике
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение
высшего профессионального образования
«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»