Экономического потенциала предприятия

Анализ и оценка эффективности деятельности предприятия являются завершаю-

щим этапом экономического анализа.

Содержанием экономического анализа является комплексное изучение производст-

венно-хозяйственной деятельности предприятия с целью объективной оценки достигну-

тых результатов и разработки мероприятий по дальнейшему повышению эффективности

хозяйствования.

Комплексный экономический анализ направлен на выявление резервов роста эф-

фективности производства и хозяйственной деятельности в целом.

Главное в комплексном анализе – системность, увязка отдельных разделов анализа

между собой, анализ их взаимосвязи и выявление влияния каждого раздела анализа на

обобщающие показатели эффективности.

Взаимосвязь основных групп показателей хозяйственной деятельности во многом

определяет разделы комплексного анализа.

При проведении комплексного системного экономического анализа выделяют

шесть этапов [8].

На первом этапе определяются цели и условия функционирования объекта. Хозяй-

ственная деятельность состоит из трех взаимосвязанных элементов: ресурсов, производст-

венного процесса и готовой продукции. Целью работы предприятия является рентабель-

ность, т.е. обеспечение либо максимального объема выпуска продукции при данных за-

тратах ресурсов, либо заданного выпуска продукции при минимальном расходе ресурсов.

А это определяется рынком финансирования, рынком купли и продажи.

На втором этапе формируется информационная система предприятия – необходи-

мая база системного экономического анализа – и отбираются показатели, характеризую-

щие производственную деятельность предприятия.

Третий этап – составление общей схемы системы, устанавливаются ее главные компо-

ненты, функции, взаимосвязи. На основе модели формирования экономических факторов и

показателей составляется блок-схема комплексного экономического анализа (рис. 8.1).

Четвертый этап – исследование взаимосвязи и обусловленности отдельных разде-

лов, показателей и факторов производства.

Пятый этап. Здесь строится модель системы на основе информации, полученной на

предыдущих этапах.

Шестой этап (завершающий). Здесь производится оценка результатов хозяйственной

деятельности, комплексное выявление резервов для повышения эффективности производства.

Каждый показатель, отражающий определенную экономическую категорию, скла-

дывается под воздействием конкретных экономических факторов. С этой точки зрения,

экономические факторы, как экономические категории, носят объективный характер. При

этом необходимо различать факторы первого, второго,….., n-го порядков. Различия эти

условны, так как практически каждый показатель может рассматриваться как фактор дру-

гого показателя более высокого порядка, и наоборот. От объективно обусловленных фак-

торов следует отличать субъективные, которые возникают под воздействием организаци-

онно-технических мероприятий.

Исходя из задач экономического анализа, факторы могут классифицироваться по

различным признакам. Они делятся на внутренние, которые, в свою очередь, подразде-

ляются на основные и неосновные, и внешние.

Общая схема формирования и анализа основных групп показателей в системе ком-

плексного экономического анализа.

Блок 1Предварительный обзор

обобщающих показателей

Блок 2

Анализ организационно-

технического уровня,

социальных, природных

и внешнеэкономических

условий производства

Блок 3

Анализ использования основных

производственных средств

Блок 4Анализ использования

материальных ресурсов

Блок 5Анализ использования труда

и заработной платы

Блок 7

Анализ

себестоимости

продукции

Блок 8

Анализ величины

и структуры

авансированного

капитала

Блок 6Анализ объема, структуры и

качества продукции

Блок 10

Анализ прибыли и

рентабельности

продукции

Блок 9

Анализ

оборачиваемости

производственных

средств

Блок 11Анализ рентабельности

хозяйственной деятельности

Блок 12Анализ финансового состояния и

платежеспособности

Блок 13

Обобщающая оценка

эффективности работы и анализ

фондов экономического

стимулирования

Классификация факторов является основой классификации резервов. В экономике

различают два понятия резервов: резервные запасы, наличие которых необходимо для не-

прерывного процесса производства, и резервы как еще не использованные возможности

роста производства, улучшения его количественных показателей. Классификация резер-

вов должна способствовать облегчению их поиска и тем самым устранению потерь и не-

рациональному использованию производственных ресурсов.

1. Основной признак классификации производственных резервов – по источникам

повышения эффективности, которые сводятся к трем основным группам (простым момен-

там процесса труда): сам труд, предмет труда и средства труда.

2. В зависимости от источников образования с позиции предприятия различают

внешние и внутрипроизводственные резервы. Под внешними резервами понимаются об-

щие народнохозяйственные, отраслевые и региональные резервы. Например, концентра-

ция капиталовложений в те отрасли, которые дают наибольший экономический эффект.

Использование внешних резервов сказывается на уровне экономических показателей

предприятия, но главными источниками экономии на предприятиях, как правило, являют-

ся внутрихозяйственные резервы.

3. Использование производственных и финансовых ресурсов предприятия носит

как интенсивный, так и экстенсивный характер. Экстенсивное использование ресурсов и

экстенсивное развитие ориентируются на вовлечение в производство дополнительных

ресурсов. Интенсификация производственной деятельности состоит в том, чтобы резуль-

таты производства росли быстрее, чем затраты на него, т.е. должна быть эффективность

производства. Определенный рост эффективности может иметь место и при преимущест-

венно экстенсивном типе воспроизводства, но возможность его высокой эффективности

достигается только при интенсивном типе развития. Отсюда важно при поиске резервов

классифицировать их по факторам интенсификации и повышения эффективности хозяй-

ственной деятельности.

4. Классифицируют также резервы по тем конечным результатам, на которые они

воздействуют. При этом они различаются на резервы повышения объема производства,

совершенствования структуры и ассортимента изделий, улучшения качества, снижения

себестоимости продукции и резервы повышения прибыльности и рентабельности, укреп-

ления финансового положения предприятия.

5. Резервы группируются с целью рациональной организации поиска по стадиям

процесса воспроизводства: снабжение, производство и сбыт продукции, а также по ста-

диям создания и эксплуатации изделий: конструкторская и технологическая подготовка

производства, освоение новых изделий, новых технологий, потребление изделий.

6. Резервы также подразделяются по признаку срока использования: текущие (реа-

лизуемые на протяжении данного года) и перспективные, которые могут быть использо-

ваны в перспективе.

7. По способу выявления резервы могут быть явные (ликвидация очевидных потерь

или перерасходов, зафиксированных в отчетности) и скрытые (например, повышение ор-

ганизационно-технического уровня предприятия).

Возможна и другая классификация резервов, которая вытекает из конкретных ус-

ловий и задач каждого предприятия.

Важное место в системе комплексного анализа занимает сравнительная рейтинго-

вая оценка финансового состояния и деловой активности предприятия. Необходимость

такой оценки возникает в двух случаях:

1) когда требуется сопоставить работу нескольких хозяйственных объектов об их

деятельности на основе единой системы показателей;

2) когда нужно сопоставить результаты хозяйственной деятельности какого-либо

хозяйственного субъекта во времени.

Важнейшим условием применения методов сравнительной комплексной оценки является соизмеримость различных по сути показателей. Если в систему оценочных показателей включаются стоимостные, трудовые, натуральные показатели, то сопоставление должно проводиться не по абсолютным значениям, а основе относительных.

К методам сравнительной комплексной оценки относятся следующие:

– Суммирование значений всех показателей. Данный метод используют в случае

одинаковой направленности исходных показателей и их общей сопоставимости, например, в

процентах выполнения плана. Наилучшим предприятием по данному методу считается то, у

которого max . показателей-стимуляторов или min . показателей-дестимуляторов.

– Метод суммы мест. Здесь предприятия ранжируются по показателям-

стимуляторам в порядке возрастания и по показателям-дестимуляторам – в порядке убы-

вания. В случае равенства предприятиям присваиваются одинаковые места. Наилучшие

результаты в работе по данному методу будут у предприятия с минимальной суммой мест.

– Метод суммы баллов. В данном методе кроме исходных данных о значениях по-

казателей задаются шкалы для оценки каждого показателя. Этот метод требует разработки

большого числа шкальных оценок, которые необходимо согласовывать между собой.

Методы суммы мест и суммы баллов не учитывает абсолютные значения показате-

лей, поэтому оценки, найденные по данным методам, могут исказить реальную картину

достижений каждого предприятия, если вариации предприятий мало различаются.

– Метод расстояний учитывает абсолютные значения показателей при оценке ко-

нечных результатов хозяйственной деятельности. В построенной матрице из показателей

находится наилучшее значение, которое затем принимается за эталон. Далее рассчитыва-

ются расстояния между показателями каждого предприятия и предприятия-эталона.

Предприятия ранжируются в порядке возрастания расстояния, при этом чем меньше рас-

стояние, тем лучше оценка.

– Таксонометрический. Он не только учитывает абсолютные значения показате-

лей, но и позволяет элиминировать их различную вариацию и является обобщением мето-

да расстояний. Матрица исходных значений преобразуется по следующим формулам:

jijijxxz..

.

= ; .=

.

=

m1iijxm1x;

212m1iijjjm1xx...

.

.

...

.

.

..

.

.

..

.

.

.=.=

.

.,

где

);Хматрицыстолбца(jпоказателяуровнейвсехскоеарифметичесреднееx.

.

.jпоказателяотклонениескоеквадратичесреднееj..

М.И. Бакановым и А.Д. Шереметом [8] предложена методика комплексной сравни-

тельной рейтинговой оценки финансового состояния и деловой активности предприятия.

Таблица 8.1

Система исходных показателей деятельности для рейтинговой оценки по данным публичной отчетности предприятия

Группа I

Показатели прибыльно-

сти хозяйственной дея-

тельности

Группа II

Показатели оценки

эффективности

управления

Группы III

Показатели оценки деловой активности

Группа IV

Показатели оценки ликвидности

и рыночной устойчивости

1. Общая рентабель-

ность предприятия – об-

щая прибыль на 1 руб.

активов

2. Чистая рентабель-

ность предприятия – чис-

тая прибыль на 1 руб.

активов

3. Рентабельность соб-

ственного капитала –

чистая прибыль на 1 руб.

собственного капитала

(средств)

4. Общая рентабельность

к производственным

фондам – общая прибыль

к средней величине ос-

новных производствен-

ных фондов и оборотных

средств в товарно-

материальных ценностях

1. Чистая прибыль

на 1 руб. объема

реализации продук-

ции

2. Прибыль от реа-

лизации продукции

на 1 руб. объема

реализации продук-

ции

3. Прибыль от всей

реализации на 1

руб. объема реали-

зации продукции

4. Общая прибыль

на 1 руб. объема

реализации продук-

ции

1. Отдача всех активов – выручка от реа-

лизации продукции на 1 руб. активов

2. Отдача основных фондов – выручка от

реализации продукции на 1 руб. основных

фондов

3. Оборачиваемость оборотных фондов –

выручка от реализации продукции на 1

руб. оборотных средств

4. Оборачиваемость запасов – выручка от

реализации продукции на 1 руб. запасов и

затрат

5. Оборачиваемость дебиторской задол-

женности – выручка от реализации про-

дукции на 1 руб. дебиторской задолжен-

ности.

6. Оборачиваемость банковских активов –

выручка от реализации на 1 руб. банков-

ских активов

7. Отдача собственного капитала – выруч-

ка от реализации на 1 руб. собственного

капитала

1. Текущий коэффициент

ликвидности – оборотные сред-

ства на 1 руб. срочных обяза-

тельств

2. Критический коэффициент

ликвидности – денежные сред-

ства, расчеты и прочие активы

на 1 руб.

3. Индекс постоянного акти-

ва – основные фонды и прочие

внеоборотные активы к собст-

венным средствам

4. Коэффициент автономии –

собственные средства на 1 руб.

к валюте баланса

5. Обеспеченность оборот-

ных активов собственными обо-

ротными средствами – собст-

венные оборотные средства на 1

руб. всех оборотных активов

Сущность данной методики заключается в том, что, используя исходную информацию за оцениваемый период и систему показателей для рейтинговой оценки, производят классификацию (ранжирование) предприятий по рейтингу и рассчитывают итоговую рейтинговую оценку, которая учитывает все важнейшие параметры финансовой и производственной деятельности предприятия. Далее в табл. 8.1 представлен примерный набор ис-

ходных показателей для общей сравнительной оценки. Исходные данные для рейтинговой

оценки объединены в четыре группы. Убыточные предприятия в данной системе не рас-

сматриваются. Поскольку все исходные показатели таблицы являются относительными,

то необходимо осуществлять расчет их на начало либо на конец периода. Итоговый пока-

затель рейтинговой оценки рассчитывается путем сравнения каждого показателя условно-

го эталонного предприятия, имеющего наилучшие результаты по всем сравниваемым па-

раметрам.

Исходные данные записывают в таблицу, где в строках находятся номера показате-

лей (i), а в столбцах – номера предприятий (j). Далее по каждому показателю находится

максимальное значение, которое заносится в столбец эталонного предприятия. По исход-

ным показателям таблицы находят отношения соответствующих значений (аij) к макси-

мальному (max aij):

.

aijmax

aij xij=

Для каждого анализируемого показателя значение его рейтинговой оценки опреде-

ляется по формуле (R j):

222xnj)– (1 ... x2j)– (1 x1j)– (1 Rj+++=

Затем предприятия ранжируются в по рядке убывания рейтинговой оценки. Наи-

лучшим предприятием будет считаться такое, у которого самое минимальное значение

рейтинговой оценки.

Изложенный метод может применяться как для сравнения предприятий на кон-

кретную дату, так и в динамике. В первом случае исходные данные рассчитываются по

данным бухгалтерской отчетности на конец периода, во втором случае – как темповые

коэффициенты роста: данные на конец периода делятся на значение соответствующего

показателя на начало периода. Во втором случае получаем не только оценки текущего

финансового состояния предприятия на определенную дату, но и его способностей по из-

менению этого состояния в динамике.

Следовательно, рейтинговая оценка финансового состояния и деловой активности

предприятия, используя данные публичной отчетности, на базе комплексного и много-

мерного подхода позволяет производить сравнение реальных достижений всех конкурен-

тов.

Для самооценки темы 8 необходимо ответить на вопросы:

1. В чем сущность комплексного экономического анализа хозяйственной деятельности?

2. Из каких этапов состоит проведение комплексного экономического анализа хозяйст-

венной деятельности?

3. По каким принципам необходимо классифицировать резервы предприятия?

Заключение

Специфика современной жизни все больше требует от субъектов хозяйственной

деятельности эффективных форм хозяйствования и управления, активизации предприни-

мательства и инициативы, проведения глубокого анализа протекающих на рынке процес-

сов, дабы обеспечить эффективное использование редких наличных ресурсов, получение

при этом прибыли и качественное удовлетворение спроса конкретных потребителей

Важная роль в выполнении этих задач отводится экономическому анализу, совре-

менное состояние которого можно охарактеризовать как достаточно основательно разра-

ботанную в теоретическом плане науку.

Несмотря на необоснованное занижение и отрицание в последние годы в нашей

стране и приписывание исключительно бухгалтерскому учету не свойственных ему функ-

ций, без глубокого экономического анализа результатов деятельности предприятия за про-

шлые годы, без обоснованных прогнозов на перспективу, без учения закономерностей раз-

вития экономики, без выявления имевших место недостатков и ошибок нельзя разработать

научно обоснованный план и выбрать оптимальный вариант управленческого решения.

Экономический анализ – это один из важнейших инструментов получения инфор-

мации, необходимой для принятия управленческих решений, представляющий собой сис-

темное изучение и обобщение с помощью различных приемов и методов, системы показа-

телей работы предприятия, влияния факторов на результаты данной деятельности.

Следовательно, экономический анализ представляет собой систему специальных

знаний, используемых для решения основных задач по:

– исследованию тенденций хозяйственного развития;

– обоснованию бизнес-планов, управленческих решений:

– контролю за их выполнением;

– оценке достигнутых результатов;

– поиску резервов повышения эффективности производством;

– разработке мероприятий по их использованию.

Современный квалифицированный экономист, бухгалтер, финансист должны хо-

рошо владеть современными знаниями экономических исследований, это позволит сфор-

мировать аналитическое мышление и приобрести умение и навыки в решении задач по

управлению и улучшению финансово-хозяйственной деятельности предприятия и эконо-

мики в целом.

Рекомендуемая литература

Основная литература

1. Абалкин Л.И., Грязнова А.Г. Энциклопедия рыночного хозяйства. – М: Путь России,

2002.

2. Абрамов С.И. Инвестирование. – М.: Центр экономики и маркетинга, 2000.

3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности пред-

приятия. – М: «Дело и Сервис», 2001.

4. Анализ хозяйственной деятельности в промышленности. Под ред. В.И.Стражева. –

Минск: «Вышэйшая школа», 1997.

5. Анализ финансовой отчетности / Под редакцией О.В.Ефимовой, М.В.Мельник. – М:

Омега-Л, 2004.

6. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. Э.М.Короткова. – М.: ИНФРА-М,

2001.

7. АртеменкоВ.Г., Беллендир Т.В. Финансовый анализ: Учебное пособие». – М.: Изд.

«Дело и Сервис», 1999)

8. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и стати-

стика, 2002.

9. Баканов М.И., Чернов В.А. Анализ коммерческого риска // Бухгалтерский учет. – 1993.

№ 10.

10. Барнгольц С.Б., М.В.Мельник Методология экономического анализа деятельности хо-

зяйствующего субъекта. – М.: Финансы и статистика, 2003.

11. Барнгольц С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном

этапе развития. – М.: Финансы и статистика, 1986.

12. Бернстайн Л. Анализ финансовой отчетности: Теория и практика / Пер. с англ. пере-

вода чл.-корр. РАН И.И. Елисеева. Гл. редактор серии проф. Я.В. Соколов. – М.: Фи-

нансы и статистика, 2002.

13. Вахрушина М.А. Управленческий анализ. – М: Омега-Л,2004.

14. Донцова Л.В., Никифорова Н.А. Анализ финансовой отчетности. – М: «Дело и Сер-

вис», 2004.

15. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1998.

16. Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предприятия. – М.: Центр

экономики и маркетинга, 2001.

17. Ковалев А.П. Диагностика банкротства. – М: АО «Финстатинформ», 1995.

18. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Методы и процедуры. – М.: Финансы и статистика,

2001.

19. Ковалев В.В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ

отчетности. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1999.

20. Крейнина М.Н. «Финансовый менеджмент: учебное пособие» – М.: Изд. «Дело и Сер-

вис», 2001.

21. Н.П. Любушин, В.Б. Лещева, В.Г. Дьякова Анализ финансово-экономической деятель-

ности предприятия. – М.: ЮНИТИ, 2000.

22. Маркарьян Э.А., Герасименко Г.П. Финансовый анализ. – М: «Приор», 1997.

23. А.С.Пелих. Бизнес-план или как организовать собственный бизнес. – М.: Изд-во

«Ось-89», 2000.

24. Пешкова Е.П. Маркетинговый анализ в деятельности фирмы. – М.: Изд-во «Ось-89»,

1999.

25. Раднаева С.Э. «Платежеспособность российских предприятий в современных усло-

виях»: Дис. – М., 1998.

26. Ришар Жак. Аудит и анализ хозяйственной деятельности. – М: Аудит, ЮНИТИ, 1997.

27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – Минск: ИП «Эко-

перспектива», 1998.

28. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива,

1994.

29. Циферблат Л.Ф. Бизнес-план: работа над ошибками. – М.: Финансы и статистика,

1999.

30. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, 1997.

31. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа. – М.: ИНФРА-М,

1996.

32. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. – М.: Инфра, 1999.

33. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С., Негашев Е.В. Методика финансового анализа» –

3-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2001. (Серия «Высшее образование»).

34. Шупелов А.Ф. Бизнес-планирование в современных условиях. Издательство Иркут-

ской государственной академии, 1998.

35. Экономический анализ: ситуации, тесты, примеры, задачи, выбор оптимальных реше-

ний, финансовое прогнозирование: Уч. пособие / Под ред.М.И. Баканова и А.Д. Ше-

ремета. – М.: Финансы и статистика, 2002.

36. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности / Под общей редак-

цией М.В.Мельник. – М: Экономист, 2004.

Дополнительная литература

1. Алексеев М.Ю. Рынок ценных бумаг. – М.: Финансы и статистика, 1992.

2. Горфинкель В.Я., Куприякова Е.М. Экономика предприятия. – М.: Аудит, ЮНИТИ,

1996.

3. Деньги и кредит. 1991. № 5. С. 46

4. Ефимова О.В. Финансовый анализ. 2-е изд. – М.: Изд-во «Бухгалтерский учет», 1998.

5. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. Российская практика. – М.: Перспектива,

1994.

6. Финансовый менеджмент / Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: Финансы, 1997.

7. Финансы предприятия. Учеб. пособие / Под ред. Е.И. Бородиной. – М.: Банки и бир-

жи, 1995.

Интернет-ресурсы:

http://www.accom.ru

http://www.tacis-accounting/ru

http://www.tacis-bankreform.ru

http://www. bankr.ru

http://www. recep.org

http://www.cbr.ru

http://www.eur.ru

http://www.micex.com

http://www.derrick.ru

http://www.marketing.spb.ru


Наши рекомендации