Раздел i. теоретические основы финансов
БЕЛКООПСОЮЗ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ КООПЕРАЦИИ»
Кафедра финансов и кредита
ФИНАНСЫ
И ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК
курс лекций
для студентов экономических специальностей и
слушателей специального факультета по
переподготовке кадров ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белкоопсоюза»
УДК 336
ББК 65.262.1
Ф 59
Авторы: Т. В. Шабловская, канд. экон. наук, доцент;
Я. С. Полторацкая, ст. преподаватель;
И. Н. Новикова, ст. преподаватель;
А. А. Роговская, ст. преподаватель
Рецензенты: Г. К. Болтрушевич,канд. экон. наук, доцент,
зав. кафедрой финансов и кредита Гомельского
государственного университета имени Ф. Скорины;
Т. А. Езерская, канд. экон. наук, доцент кафедры
бухгалтерского учета и финансового менеджмента
в отраслях народного хозяйства Белорусского
торгово-экономического университета потребительской
кооперации
Рекомендован к изданию научно-методическим советом учреждения образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации». Протокол № 2 от 14 декабря 2010 г.
Финансы и финансовый рынок : курс лекций для студентов экономических специальностей и слушателей специального факультета по переподготовке кадров ОСП «Институт повышения квалификации и переподготовки кадров Белкоопсоюза» / Т. В. Шабловская [и др.]. – Гомель : учреждение образования «Белорусский торгово-экономи- ческий университет потребительской кооперации», 2011 – 176 с. ISBN 978-985-461-847-0 | |
Ф 59 |
УДК 336
ББК 65.262.1
ISBN 978-985-461-847-0 | Ó Учреждение образования «Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации», 2011 |
Введение
Возрастание роли финансов в управлении рыночной экономикой обуславливает необходимость подготовки высококвалифицированных специалистов, знающих основы организации финансов как на макро-, так и микроуровне, умеющих эффективно использовать финансовые инструменты в управлении финансовыми отношениями.
Целью данного курса лекций является оказание помощи студентам и специалистам в освоении основных принципов организации финансов применительно к различным звеньям финансовой системы.
Представленный материал отражает последние достижения в теории финансов и практике организаций финансов субъектов хозяйствования, а также функционировании финансового рынка и налогообложении, при этом основывается на современном правовом обеспечении в данной области.
Данное издание разработано в соответствии с типовой программой курса «Финансы и финансовый рынок».
Курс лекций состоит из следующих разделов:
1. Теоретические основы финансов.
2. Финансы предприятий и их организация.
3. Финансовый рынок и его роль в развитии экономики.
4. Налоги и налогообложение.
В первом разделе данного курса лекций рассматривается сущность и природа финансов, дается характеристика звеньям финансовой системы, рассматривается финансовая политика, раскрывается сущность государственного бюджета, отражается специфика финансового контроля, определяются особенности государственного кредита. Во втором разделе отражены основные принципы управления финансами организации, рассмотрены современные приемы управления финансовой деятельностью, а также процессом формирования и воспроизводства капитала организации, ее инвестициями и денежными потоками. Третий раздел данного курса раскрывает механизм функционирования финансового рынка и определяет его роль в финансовой системе государства. Четвертый раздел характеризует основные понятия налогового законодательства, специфику формирования и функционирования налоговой системы, методику расчета основных налогов и сборов.
Авторами курса лекций являются:
· Т. В. Шабловская (раздел I, раздел II – темы 18, 19);
· Я. С. Полторацкая (раздел II);
· И. Н. Новикова (раздел III – темы 15–17);
· А. А. Роговская (раздел IV).
Бюджетное устройство и бюджетная система государства
Бюджетное устройствопредставляет собой организацию бюджетной системы и принципы ее построения. В свою очередь, под бюджетной системойпонимается совокупность бюджетов всех уровней, действующих на территории страны. Так, в унитарных государствах бюджетная система включает в себя два уровня, например,
в Республике Беларусь – республиканский и местные бюджеты. Местные бюджеты, в свою очередь, подразделяются следующим образом:
· бюджеты первичного уровня (сельские, поселковые, городские (городов районного подчинения));
· бюджеты базового уровня (районные и городские (городов областного подчинения));
· бюджеты областного уровня (областные бюджеты и бюджет
г. Минска).
Республиканский бюджет обеспечивает финансирование мероприятий, имеющих общегосударственное значение. Через республиканский бюджет осуществляется перераспределение части финансовых ресурсов между областями и городом Минском с целью выравнивания их экономического и социального развития. Кроме того, бюджетам областей и города Минска при недостаточности у них средств для финансирования отдельных видов расходов из средств республиканского бюджета могут выделяться:
1) дотации – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета на невозвратной основе в случае, когда закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для сбалансирования нижестоящего бюджета, либо денежные средства, выделяемые юридическим лицам для полного или частичного покрытия убытков при недостаточности собственных средств;
2) субвенции – денежные средства, выделяемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на конкретные цели;
3) субсидии – денежные средства, предоставляемые вышестоящим бюджетом нижестоящему бюджету для выравнивания уровня социально-экономического развития соответствующей административно-территориальной единицы либо юридическим и физическим лицам
в виде помощи или пособия.
Местные бюджеты обеспечивают финансирование экономических, социальных, культурных и иных мероприятий, проводимых на соответствующей территории.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех уровней: федерального бюджета, бюджетов членов федерации
(например, штатов – в США), местных бюджетов. Как в унитарных, так и в федеративных государствах все уровни бюджетов существуют самостоятельно и не входят своими доходами и расходами в вышестоящие бюджеты.
Свод всех бюджетов на соответствующей территории называется консолидированным бюджетом. Так, консолидированный бюджет района включает в себябюджеты сельских советов, поселков городского типа, городов районного подчинения и районный бюджет. Консолидированный бюджет области состоит из консолидированных бюджетов районов, бюджетов городов областного подчинения и областного бюджета. В консолидированный бюджет Республики Беларусь включаются консолидированные бюджеты областей, бюджет города Минска и республиканский бюджет. Кроме того, как уже отмечалось, в состав республиканского и местных бюджетов входят целевые бюджетные фонды.
Бюджетные системы современных государств имеют существенные отличия, однако, несмотря на это, базируются на следующих общепризнанных принципах:
· принцип единства, который обеспечивается единой законодательной базой, единой формой бюджетной документации, использованием единой бюджетной классификации, единой информационной базой данных и т. п.;
· принцип полноты отражения, означающий, что все доходы и расходы бюджетов, которые определены законодательством страны, подлежат обязательному отражению в бюджетах в полном объеме;
· принцип реальности, обеспечивающий финансирование расходов исходя из объема реально поступающих доходов и средств, привлекаемых для покрытия дефицита бюджета;
· принцип гласности, подразумевающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия закона о бюджете на очередной год;
· принцип самостоятельности, который обеспечивается наличием собственных источников доходов у бюджетов различных уровней и правом соответствующих государственных органов самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, т. е. составлять, рассматривать, утверждать и исполнять бюджет.
Кроме вышеперечисленных, можно также выделить принципы эффективности и экономности использования бюджетных средств, адресности и целевого назначения, ответственности участников бюджетного процесса и др.
Все вышеперечисленные принципы тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.
3.3. Бюджетный процесс и бюджетное регулирование
Бюджетный процесс – это регламентированная законодательством деятельность государственных органов по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов. Таким образом, последовательными этапами бюджетного процесса являются:
1. Составление проектов бюджетов на очередной финансовый год. Данный этап осуществляется с целью определения объемов денежных средств, необходимых для выполнения органами власти и управления соответствующих функций. Основой для составления проекта бюджета выступают отчетные данные об исполнении бюджета за предыдущий год и за определенный период текущего года, прогноз социально-экономического развития страны и др. Составление проектов бюджетов находится в исключительной компетенции Правительства Республики Беларусь и соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов. Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляется Министерством финансов Республики Беларусь и местными финансовыми органами.
2. Рассмотрение проектов бюджетов. Проекты республиканского и консолидированного, а также местных бюджетов Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год и предложения по сбалансированию бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и местных исполнительных и распорядительных органов. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проекты республиканского и консолидированного бюджетов Республики Беларусь представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, как правило, до 1 октября года, предшествующего очередному финансовому году, вносит в Парламент Республики Беларусь проект закона о бюджете. Что касается проектов местных бюджетов, то местные исполнительные и распорядительные органы разрабатывают решения местных Советов депутатов о бюджетах на очередной финансовый год и вносят для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов, для рассмотрения на сессиях.
3. Утверждение бюджетов. Законом о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый (бюджетный) год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели:
· дефицит бюджета, предельный размер дефицита по республиканскому бюджету, бюджетам областей и города Минска, внутренние и внешние источники финансирования дефицита республиканского бюджета;
· распределение доходов между республиканским и местными бюджетами и нормативы отчислений от республиканских налогов и других обязательных платежей в бюджеты областей и города Минска;
· доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, видам и разделам классификации доходов;
· расходы республиканского бюджета в общей сумме, по разделам, подразделам и видам функциональной классификации расходов и по ведомственной классификации расходов в разрезе функциональной классификации расходов по разделам, подразделам и видам;
· перечень республиканских целевых программ, финансирование которых предусмотрено из средств республиканского бюджета в планируемом финансовом (бюджетном) году;
· объем ассигнований на государственные капитальные вложения в отраслевом разрезе, финансирование которых в планируемом финансовом (бюджетном) году предусмотрено из средств республиканского бюджета;
· перечень защищенных статей;
· размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету.
В законе о бюджете Республики Беларусь на очередной бюджетный год устанавливаются также размер прироста внутреннего и лимит внешнего государственного долга Республики Беларусь и другие показатели.
Закон о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год и решения местных Советов депутатов об утверждении соответствующих местных бюджетов должны быть приняты в установленном порядке до 1 января очередного финансового года. При этом утверждение местных бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов.
4. Исполнение бюджетов, включающее получение утвержденных доходов, осуществление бюджетного финансирования в соответствии с выделенными ассигнованиями и контроль за их использованием. Исполнение республиканского бюджета обеспечивает Правительство Республики Беларусь, а местных – местные исполнительные и распорядительные органы в соответствии с бюджетной росписью, под которой понимается документ, конкретизирующий бюджетные поступления и назначения в течение года и на более короткий период,
например, квартал. Бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью получателям бюджетных средств, являются основанием для утверждения бюджетных смет. Бюджетная смета
является основным финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций. Важнейшим элементом процесса исполнения бюджета является организация сбора средств на территории государства, их хранения, распределения по бюджетным получателям – кассовое исполнение бюджета. Выделяют три основные системы организации кассового исполнения бюджета: казначейскую (функция кассового исполнения возложена на специально сформированную государственную систему управления бюджетными ресурсами – государственное казначейство), банковскую (кассовое исполнение возложено на банковскую систему государства во главе с центральным эмиссионным банком страны), смешанную (сочетает в себе элементы казначейской и банковской системы).
В процессе исполнения Правительство, местные исполнительные и распорядительные органы обязаны принимать меры по обеспечению сбалансированности соответствующих бюджетов. С этой целью зачастую используется бюджетное регулирование, под которым понимается процесс перераспределения бюджетных ресурсов между вышестоящими и нижестоящими бюджетами для достижения их сбалансированности. Бюджетное регулирование может осуществляться двумя основными методами: прямыми и косвенными. К прямым методам относятся дотации, субвенции, субсидии, к косвенным – метод отчислений от регулирующих платежей и метод формирования различных фондов регулирования. При этом под регулирующими платежами понимают поступления, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.
5. Составление отчетов об исполнении бюджетов и их утверждение. Правительство Республики Беларусь разрабатывает и представляет Президенту Республики Беларусь для внесения в Парламент Республики Беларусь отчет об исполнении республиканского бюджета, который представляется на рассмотрение Парламента Республики Беларусь не позднее пяти месяцев со дня окончания отчетного финансового года. Отчет об исполнении республиканского бюджета
утверждается законом Республики Беларусь. Проект закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за предшествующий финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь до рассмотрения проекта закона о бюджете Республики Беларусь на очередной финансовый год.
Отчеты об исполнении местных бюджетов представляются на рассмотрение соответствующих Советов депутатов, которые производят их рассмотрение и утверждение.
Отчет об исполнении местного бюджета за предшествующий финансовый год утверждается одновременно с проектом местного бюджета на очередной финансовый год.
Содержание финансовой работы в организации
Финансовая работа – это деятельность по управлению финансами организаций.
Основными задачами финансовой работы являются обеспечение финансовыми ресурсами выполнения плановых заданий по основной хозяйственной деятельности, капитальным вложениям и удовлетворению социальных потребностей, а также наиболее эффективное использование ресурсов, современное и полное выполнение финансовых обязательств.
По экономическому содержанию выделяют следующие направления финансовой работы:
· финансовое планирование, которое включает составление разного рода планово-экономических расчетов (норматива оборотных средств, смет затрат, планового размера кредита и т. д.), разнообразных видов финансовых планов;
· оперативно-управленческая работа, которая связана с постоянным регулирующим воздействием на финансовые отношения, финансовые потоки с целью их оптимизации;
· контрольно-аналитическая работа, включающая анализ и оценку эффективности хозяйственных и финансовых операций, использования ресурсов, финансового состояния организации.
Финансовая работа осуществляется специальной финансовой службой, которая может быть представлена следующим образом:
· одним бухгалтером в организациях с незначительным денежным оборотом;
· специальной финансовой группой, входящей в состав бухгалтерии или планово-экономического отдела, в организациях со средним объемом деятельности;
· финансовым отделом или финансовой дирекцией на крупных предприятиях с большим объемом финансовой работы.
Финансовый отдел или финансовая дирекция может включать в себя несколько бюро (групп), за которыми закрепляются отдельные функции.
В рыночных условиях хозяйствования важнейшими задачами финансовых служб являются не только выполнение финансовых обязательств, но и организация эффективного финансового менеджмента.
Финансовый менеджмент – это специфическая область управленческой деятельности, направленная на оптимизацию финансовых отношений и финансовых потоков организации и достижение положительных конечных результатов хозяйствования, обеспечение ликвидности и платежеспособности организации. Финансовый менеджмент представляет собой систему управленческих мероприятий, приемов, технологий, позволяющих не только организовать финансовые отношения и финансовые потоки, но и эффективно управлять ими посредством использования элементов финансового механизма (финансовых методов, рычагов и инструментов, правового обеспечения).
Тема 8. Капитал предприятия, его формирование
и использование
8.1. Сущность, структура и источники формирования
капитала организации
Важнейшим объектом управления финансовыми отношениями является капитал организации.
Капиталорганизации представляет собой общую стоимость средств в денежной, материальной и нематериальной формах, инвестированных в формирование ее активов (экономических ресурсов). Различие между финансовыми ресурсами и капиталом состоит в том, что финансовые ресурсы всегда больше или равны капиталу. Капиталорганизации можно рассматривать как часть финансовых ресурсов организации в виде денежных накоплений, фондов, поступлений и других источников ее развития.
Наиболее существенными чертами капитала являются следующие:
· капитал служит основным фактором производства и главной экономической базой создания и развития субъекта хозяйствования;
· динамика капитала и его рентабельность служат важнейшим «барометром» эффективности хозяйственной деятельности;
· величина капитала определяет рыночную стоимость организации.
По принадлежности организации различают:
· собственный капитал (общая стоимость средств организации, принадлежащих ей на праве собственности);
· заемный капитал (денежные средства и другие имущественные ценности, привлекаемые на возвратной основе).
В зависимости от времени создания и назначения выделяют:
· первоначальный капитал, являющийся решающим условием создания организации и начала его деятельности;
· текущий капитал, представляющий собой следствие функционирования организации, и базой которого является первоначальный капитал.
По объекту инвестирования различают:
· основной капитал (вложения во все виды внеоборотных активов);
· оборотный капитал (вложения в оборотные активы).
Источниками формирования капитала являются:
· внутренние собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, эмиссионный доход и другие ресурсы);
· внешние поступления, мобилизованные на финансовом рынке (кредиты, займы, факторинг и другие источники заемных средств), а также полученные в порядке перераспределения средств (поступления от концернов, союзов, ассоциаций; бюджетные ассигнования).
8.2. Формирование, использование и цена собственного
капитала организации
Собственный капитал является экономической основой всех хозяйствующих субъектов.
Значение собственного капитала в деятельности организации заключается в следующем:
· собственный капитал обеспечивает организации платежеспособность и финансовую устойчивость в свете долгосрочной перспективы;
· сумма собственного капитала формирует чистые активы организации;
· собственный капитал является одним из критериев инвестиционной привлекательности и решающим фактором определения цены организации как целостного комплекса;
· собственный капитал является источником благосостояния его собственников.
Собственный капитал представляет общую стоимость средств, принадлежащих организации на праве собственности. Величина собственного капитала отражает сумму сформированных в прошлые отчетные периоды фондов и резервов организации, суммы прибыли отчетного года и прошлых лет, поступления под будущие расходы и затраты.
В составе собственного капитала учитывают уставный (складочный) капитал (фонд), резервный капитал (фонд), добавочный капитал (фонд), нераспределенную прибыль, целевое финансирование и целевые поступления.
Уставный фонд – это сумма средств, первоначально вложенных учредителями (участниками) при создании организации для обеспечения ее уставной деятельности.
Уставный фонд характеризуется следующими основными признаками:
· первоначальностью инвестированных средств (сумма уставного фонда не изменяется под влиянием хозяйственных операций, за исключением внесения дополнительных взносов, приема нового учредителя, направления части прибыли на увеличение данного фонда);
· способностью вложенных средств приносить доход учредителю (участнику) организации;
· имущественной гарантией исполнения обязательств перед кредиторами в пределах созданного фонда;
· возвратностью инвестированных средств при выбытии учредителя или ликвидации организации при условии полного погашения кредиторской задолженности;
· выступлением в качестве источника формирования имущества организации.
Пополнение уставного фонда организации возможно за счет собственных средств (нераспределенной прибыли, добавочного фонда) или новых вкладов учредителей.
Резервный фонд – это часть чистой прибыли организации, накапливаемой для определенных целей (покрытия возможных убытков от хозяйственной деятельности и обязательных расходов за счет прибыли при отсутствии или недостатке нераспределенной прибыли).
Резервный фонд состоит из обязательного и специального резервного фондов.
Обязательный резервный фонд формируется в соответствии с законодательством в акционерных обществах, в страховых организациях, в организациях с долей иностранных инвестиций в уставном фонде более 30%, в банках и иных организациях для покрытия возможных убытков.
Специальный резервный фонд образуется в организациях по инициативе и решению учредителей.
Резервный фонд используется по следующим направлениям:
· покрытие убытков от хозяйственной и финансовой деятельности;
· выплата процентов по выпущенным облигациям при отсутствии или недостаточности чистой прибыли;
· выплата дохода по привилегированным акциям;
· компенсация расходов в случае банкротства организации;
· покрытие иных расходов при отсутствии финансовых источников.
Добавочный фонд является внутренним источником формирования чистых активов организации, образующихся за счет прироста стоимости имущества при их переоценке, проведенной в соответствии
с законодательством, и получения иных доходов, отличных от прибыли (эмиссионного дохода, средств целевого финансирования инвестиционных проектов при введении объектов основных фондов и нематериальных активов в эксплуатацию и др.)
Нераспределенная прибыль являются частью прибыли, которая аккумулируется в организации и является источником прироста собственного оборотного и основного капитала. Данную прибыль также рассматривают как капитализированную прибыль. Она представляет ту часть чистой прибыли, которая не направлена на выплату дивидендов, создание резервного фонда, на потребление персоналом.
Целевое финансирование – это средства, получаемые организацией безвозмездно из бюджета и бюджетных целевых фондов, от юридических и физических лиц на определенные цели и на проведение мероприятий целевого назначения (субвенции, субсидии, бюджетные безвозмездные займы, средства, полученные из инновационного фонда, прочие целевые средства).
Основными критериями получения средств в порядке целевого финансирования являются:
· высокая экономическая эффективность и социальная значимость инвестиционного проекта;
· наличие качественного бизнес-плана с детальной проработкой проекта.
Основными факторами роста собственного капитала являются:
· рост доходов и прибыли;
· снижение налоговой нагрузки;
· повышение доли капитализируемой чистой прибыли;
· оптимальная политика в области заимствования средств.
В управлении капиталом важное значение имеет его цена. Она учитывается при формировании рациональной структуры капитала и выборе источников финансирования.
Цена капитала рассматривается в основном как процентная норма, которая характеризует соотношение между расходами, связанными с аккумуляцией ресурсов, их использованием в течение года и среднегодовой величиной данных ресурсов.
Цена собственного капитала определяется по следующей формуле:
,
где ЦСК – цена собственного капитала;
ЧПС – чистая прибыль, выплаченная собственникам организации за отчетный год;
СК – средняя величина собственного капитала.
8.3. Заемный капитал, его роль в финансировании
деятельности организации, основные формы и цена
Заемный капитал, используемый организацией, характеризует объем ее финансовых обязательств, т. е. общую сумму долга банкам, другим субъектам хозяйствования, физическим лицам.
Заемный капитал– это денежные средства и материальные ценности других субъектов хозяйствования, физических лиц, временно вовлеченные в кругооборот денежных средств данной организации.
Использование заемных средств для финансирования текущей и инвестиционной деятельности связано, главным образом, со следующими причинами:
· отсутствием, либо недостаточным наличием собственных ресурсов для расширения и модернизации производства;
· наличием временной дополнительной потребности в средствах
в связи с сезонностью производства, перебоями в поступлении денежных средств и другими непредвиденными обстоятельствами.
Использование заемного капитала позволяет для многих организаций не только расширить объемы деятельности, модернизировать производство, но и обеспечить простое воспроизводство.
Заемный капитал характеризуется следующими общими чертами:
· возвратность ресурсов;
· платность;
· строгое регламентирование условий привлечения средств.
К наиболее распространенным формам привлечения заемных средств относят банковский кредит, коммерческий кредит, лизинг.
К альтернативным формам привлечения заемного капитала можно отнести факторинг, форфейтинг, облигационный заем, франчайзинг.
При выборе формы привлечения заемного капитала учитывается следующее:
· цели привлечения хозяйственной потребности в средствах;
· объем потребности в средствах;
· специфика хозяйственной деятельности и инвестиционного проекта;
· цена привлекаемого капитала;
· сложность процедуры привлечения;
· доходность операции, под которую привлекаются средства;
· степень кредитоспособности и другие условия.
Банковский кредит – это денежные средства, предоставляемые банками иному лицу на условиях кредитного договора. Кредит может быть выдан посредством единовременного предоставления денежных средств, либо посредством открытия кредитной линии по частям.
В настоящее время все более широкое распространение получает овердрафтное кредитование и микрокредитование по упрощенной схеме. Кредит может предоставляться путем перевода денежных средств на расчетный счет кредитополучателя, либо на расчетный счет кредитора (поставщика) кредитополучателя. Краткосрочные кредиты выдаются в основном на формирование оборотных активов и финансирование текущих затрат, а долгосрочные кредиты – на финансирование инвестиционных проектов.
Цена банковского кредита (ЦБК) рассчитывается по формуле
ЦБК = СП × (1 – КН),
где СП – ставка процентов за банковский кредит;
КН – коэффициент налогообложения прибыли.
Коммерческий кредит – это товарная форма кредита, предоставляемого поставщиками и иными партнерами посредством отсрочки платежа за отгруженные (отпущенные) материальные ценности.
Плата за данный кредит, как правило, включается в цену товара
и увеличивает его стоимость.
Вместе с тем коммерческий кредит для поставщика способствует расширению спроса на реализуемую продукцию. Для покупателя товаров он приводит к сокращению потребности в прямых банковских кредитах, позволяет временно сэкономить денежные средства. По сравнению с банковским кредитом коммерческий кредит является более дешевым и более простым с точки зрения оформления процедуры получения.
Цена коммерческого кредита (ЦТК) в случае отказа от скидки
с цены рассчитывается по следующей формуле:
где С – скидка, которую можно получить, оплатив товар в срок, в течение которого она предоставляется, %;
МС – максимальный срок оплаты;
ЛС – срок, в течение которого предоставляется скидка.
Лизинг – это товарный кредит, предоставляемый в форме передаваемого во временное пользование имущества (зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, программных средств, рабочих инструментов и других объектов). Лизингодателями выступают банки и специализированные лизинговые компании, приобретающие объекты лизинга в собственность с целью передачи их другим субъектам хозяйствование в пользование, а также в отдельных случаях – производители объектов лизинга.
Сложность имущественных и экономических отношений при лизинге зависит от вида лизинга.
Финансовый лизинг базируется на долговременном договоре (на срок не менее одного года). При данном лизинге лизинговые платежи позволяют возместить лизингодателю стоимость объекта лизинга в размере не менее 75% его первоначальной (восстановленной) стоимости.
Оперативный лизингпредполагает короткий период действия договора лизинга и возврат объекта лизингодателю.
Основные достоинства лизинга следующие:
· возможность приобретения и модернизации основных фондов даже при отсутствии у организации соответствующих ресурсов;
· механизм представления лизингового кредита, как правило, более гибкий по сравнению с банковским;
· лизинг позволяет избежать потерь, связанных с моральным износом машин и оборудования;
· лизинговые платежи относятся на стоимость продукции, что уберегает прибыль от затрат по обновлению основных фондов и снижает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.
Основные недостатки лизинга следующие:
· высокий уровень цены лизинговых услуг;
· высокий уровень ответственности лизингополучателя в случае нарушения условий договора.
По этой причине в каждом конкретном случае целесообразно учитывать преимущества и недостатки разных форм заемных средств.
Управление затратами
Основной задачей управления затратами является их системная оптимизация и поиск способов и резервов снижения.
Управление затратами в наиболее общем виде может быть представлено в виде следующих процедур: планирование затрат, финансирование затрат, анализ затрат, контроль и регулирование уровня и состава затрат.
Планирование затрат на производство и реализацию продукцииможет осуществляться посредством прямого метода расчета затрат и аналитического метода.
Метод прямого расчета предполагает суммирование затрат по отдельным элементам в смете затрат на производство продукции, калькулирование затрат единицы продукции (по калькуляционным статьям).
Аналитический метод базируется на проведении технико-эконо-мических расчетов, основанных на учете калькуляции базового периода и факторов, влияющих на себестоимость продукции (работ, услуг). Для более точного планирования данный метод может предусматривать раздельное планирование условно-постоянных и условно-переменных затрат.
Плановые затраты на объем реализуемой продукции определяются с учетом переходящих остатков нереализованной продукции на начало и конец планируемого периода по производственной себестоимости.
Финансовый контроль за уровнем и составом затрат осуществляется на всех стадиях финансово-хозяйственной деятельности.
На стадии планированияпроверяется обоснованность норм (смет) отдельных видов затрат, устанавливается прогнозируемая их экономическая эффективность, выявляются возможные резервы снижения затрат. В ходе планирования затрат определяются такие показатели, как затраты на рубль готовой продукции в отпускных ценах, себестоимость единицы продукции.
На стадии финансирования затратосуществляется контроль за соблюдением установленных норм и смет затрат.
На стадии экономического анализа (последующего контроля) изучается динамика структуры затрат, устанавливаются факторы роста (снижения) себестоимости продукции и расходов на ее реализацию, определяется сумму влияния изменения себестоимости на конечный финансовый результат, устанавливаются резервы их оптимизации.
Важнейшие резервы снижения себестоимости продукции связаны со следующими факторами:
· ростом производительности труда в темпах, опережающих рост средней заработной п