Текстовый редактор Microsoft Word

Текстовый редактор Microsoft Word

Текстовая информация может возникать из различных источников и иметь различную степень сложности по форме представления. В зависимости от сложности формы представления текстовых документов для их обработки могут использоваться различные информационные технологии.

В пакете Microsoft Office представлены средства, предназначенные для автоматизированной обработки текстовой информации различного уровня. При создании текстового документа, в котором практически не требуются функции форматирования, удобно использовать редактор «Блокнот» из набора Стандартных программ. Этот простейший редактор применяется при создании текстов программ. В окно этого же редактора полезно вставлять информацию, скачанную из глобальной сети Internet, с целью упрощения формата.

Более сложные текстовые документы, с точки зрения использования операций форматирования, позволяет создавать редактор «WordPad». В этом редакторе возможно использование основных операций форматирования, каких как замена шрифта и его размера, изменение параметров абзаца, работа с табуляцией и цветом. Этот редактор также находится в наборе Стандартных программ операционной системы линейки MS Windows.

Множество дополнительных функций форматирования реализовано в текстовом редакторе Microsoft Word. Это программное средство предназначено для создания и редактирования текстовых документов сложной структуры и имеющих широкое функциональное наполнение. Такие тексты структурно могут состоять из страниц различного формата, разделов, таблиц, абзацев различной структуры, графических изображений, иллюстраций и прочих элементов оформления текста. Текстовые документы, созданные редакторе Microsoft Word, могут содержать фрагменты, созданные в других приложениях.

Рассматривая работу с текстом в пакете Microsoft Office необходимо отметить продукт Microsoft Publisher.

Microsoft Publisher является настольной издательской системой. Издательская система предназначена для создания множества публикаций и подготовке их к печати.С помощью Microsoft Publisher можно создавать и распечатывать бюллетени, буклеты, плакаты, наклейки и т.д. Microsoft Publisher позволяет создавать пользовательские сайты.

Многие функции Publisher работают по принципу «Мастеров», т.е. проводят пользователя через процедуру создания шаблона. Publisher включает сотни мастеров. Мастер выдает на экран последовательность диалоговых окон, предназначенных для выбора параметров, позволяющих настроить шаблон в соответствии с потребностями. Полученный с помощью мастера шаблон содержит заполнители, вместо которых можно вставить текст, изображение или фрагмент из другого программного продукта.

Лабораторная работа 1

Создание текстового документа с заданным форматом.

Вставка объектов

Для текстового документа большое значение имеет его вид, который определяется параметрами форматирования. Команды форматирования находятся в пункте меню «Формат» и на панели форматирования.

Цель работы:

приобретение навыков форматирования документа;

работа с таблицей;

изучение особенностей добавления объектов.

Задание

Дан документ. Выполнить преобразование документа с целью получения определенного его вида.

Местонахождение папки с файлами для выполнения работ указывается преподавателем. В папке находится три файла: первый – текстовый, второй – текстовый с колонками и третий – графический. Преобразовывать будем первый текстовый файл.

Перед началом работы необходимо все файлы из папки скопировать на Рабочий стол.

Ход выполнения работы

1. Установить все поля в преобразуемом файле по 2 см.

2. Применить шрифт Times New Roman.

3. Установить размер шрифта – 14 пт.

4. Междустрочный интервал – 1 пт.

5. Выровнять все абзацы по ширине.

6. Сделать отступ первой строки 1,5 см.

7. Установить интервалы после абзацев – 6 пт.

8. В начале документа вставить объект WordArt – заголовок «Екатеринбург – в цифрах и фактах». Объект разместить по центру, размер 18 пт, обтекание сверху и снизу. Выбрать формат объекта по образцу:

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

9. Найти фразу «Общеэкономическаяситуация». Выделить ее полужирным Verdana 16 пт.

10. Аналогично поступить с фразами:

a. «Демографическая ситуация и уровень жизни населения»

C. «Строительство»

D. «Транспорт»

G. «Культура»

10. Открыть второй текстовый файл с колонками.

11. Вставить содержание этого файла в конец первого документа.

12. Преобразовать вставленный фрагмент в таблицу. Разделитель – знак табуляции.

13. Заголовок таблицы «количественные показали» сделать прописными буквами.

14. Текст в таблице сделать Courier 9 пт, шапку таблицы выделить цветом .

15. Сделать размер первого столбца таблицы 11 см, второго, третьего и четвертого – 1,8 см.

16. Обрамить таблицу – внутренние границы одинарные 0,5 пт, внешние – 1,5пт.

17. Найти заголовок «Культура». Преобразовать первый абзац под ним в две колонки. Ширина первой колонки 9 см, промежуток между колонками – 1 см, выравнивание – по ширине.

18. Вставить в начало второго абзаца графический файл. Рисунок следует расположить в «тексте».

19. Найти заголовок «Наука и образование» и вставить после первого абзаца логотип «УРГУПС» (взять из Интернета). Обтекание – по контуру. Рисунок разместить с левого края.

20. Найти текст: «Средняя заработная плата по Екатеринбургу в начале 2003 г. составила 5810 рублей. При этом наблюдалась большая дифференциация величины средней заработной платы по отраслям. Так, в промышленности она составила 6428 руб., в строительстве — 6192 руб., тогда как в здравоохранении — 4397 руб., в образовании — 3231 руб.».

21. Заменить данные вышеприведенного абзаца диаграммой.

22. Добавить титульный лист.

23. Сохранить изменения в документе.

24. Сдать работу преподавателю.

Лабораторная работа 2

Лабораторная работа 1

Построение графиков функций и поверхностей

Цель работы:

знакомство с различными типами диаграмм и графиков;

приобретение навыков их построения;

освоить основные приемы редактирования и оформления диаграмм.

Диаграммы – удобное средство графического представления данных.На практике широко используется построение диаграмм средствами MS Excel. Они позволяют провести визуальный анализ данных в диапазоне, а также, при необходимости, выделяя из него отдельные ряды.

MS Excel поддерживает 15 типов стандартных и 20 типов нестандартных диаграмм. Создание диаграмм осуществляется с использованием «Мастера диаграмм» – программы, задающей вопросы, а затем использующая полученные ответы для создания диаграммы.

Рассмотрим работу «Мастера диаграмм» на двух примерах.

Пример 1

Построить графики функций у1(х)= sin(x) и y2(x) = cos(x) на интервале 0 до 6,6 с шагом 0,6.

Ход построения

1. На новом листе в первой строке сделать заголовок «Построение графиков функций».

2. В ячейках В4 и С4 сделать заголовки таблицы исходных данных: sin(x) и cos(x) для построения графиков.

3. Заполнить столбец значений аргумента х, начиная с ячейки А5: 0;0,6; ….; 6,6 (использовать автозаполнение).

4. В ячейку В5 записать формулу: = sin(А5) .

5. Скопировать эту формулу на остальные ячейки столбца до В16.

6. В ячейку С5 записать формулу: = cos (А5) .

7. Скопировать эту формулу на остальные ячейки столбца до С16.


Построение графиков функций
     
     
  sin(x) cos(x)
0,6 0,564642 0,825336
1,2 0,932039 0,362358
1,8 0,973848 -0,2272
2,4 0,675463 -0,73739
0,14112 -0,98999
3,6 -0,44252 -0,89676
4,2 -0,87158 -0,49026
4,8 -0,99616 0,087499
5,4 -0,77276 0,634693
-0,27942 0,96017
6,6 0,311541 0,950233

8. Вызвать «Мастер диаграмм». Для этого щелкнуть по кнопке «Мастер диаграмм» на панели инструментов Стандартная или через меню «Вставка; Диаграмма».

a. Шаг 1: выбрать вкладку «Нестандартные», «гладкие графики», «далее».

b. Шаг 2: определить диапазон данных для построения А4:С16 с помощью мыши или вписать его в поле Мастера диаграмм с клавиатуры; «далее».

c. Шаг 3: заполнить параметры диаграммы.

d. Шаг 4: определить место размещения диаграммы.

9. Форматирование диаграммы.

При работе с диаграммой можно выделить:

– заголовок,

– легенду,

– область диаграммы,

– область построения диаграммы,

– ряды данных,

– подписи данных.

Любой элемент диаграммы можно форматировать. Для этого его прежде всего необходимо выделить. Затем при нажатии правой кнопки мыши появляется команда форматирования. В окнах этой команды отображаются все возможности изменения, индивидуальные для каждого элемента.

Для построенной диаграммы:

1. Выполнить заливку области построения диаграммы из нижнего левого угла.

2. Сделать ось ординат невидимой.

3. Изменить тип линии у синусоиды на пунктир.

4. Сохранить изменения.

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

Пример 2

Построить поверхность эллиптического параболоида:

Z = x2/4 + y2/4 ,

Аргумент Х изменяется от (-3 ) до 3 с шагом 0,5. Аргумент У изменяется от (-3 ) до 3 с шагом 0,5.

Ход построения

1. Перейти на новый лист и в первой строке сделать заголовок «Построение поверхности».

2. Заполнить строку значений аргумента Y: начиная с ячейки В4 до ячейки N4.

3. Заполнить столбец значений аргумента Х, начиная с ячейки А5 до A17 .

4. В ячейку В5 записать формулу: = ($А5/2)^2 + (В$4/2) ^2 , закрепив четвертую строку и колонку А – диапазоны изменения аргументов.

5. Скопировать формулу на остальные ячейки диапазона В5: N17.

Диапазон построения поверхности:

  -3 -2,5 -2 -1,5 -1 -0,5 0,5 1,5 2,5
-3 4,5 3,8 3,3 2,8 2,5 2,3 2,3 2,3 2,5 2,8 3,3 3,8 4,5
-2,5 3,8 3,1 2,6 2,1 1,8 1,6 1,6 1,6 1,8 2,1 2,6 3,1 3,8
-2 3,3 2,6 2,0 1,6 1,3 1,1 1,0 1,1 1,3 1,6 2,0 2,6 3,3
-1,5 2,8 2,1 1,6 1,1 0,8 0,6 0,6 0,6 0,8 1,1 1,6 2,1 2,8
-1 2,5 1,8 1,3 0,8 0,5 0,3 0,3 0,3 0,5 0,8 1,3 1,8 2,5
-0,5 2,3 1,6 1,1 0,6 0,3 0,1 0,1 0,1 0,3 0,6 1,1 1,6 2,3
2,3 1,6 1,0 0,6 0,3 0,1 0,0 0,1 0,3 0,6 1,0 1,6 2,3
0,5 2,3 1,6 1,1 0,6 0,3 0,1 0,1 0,1 0,3 0,6 1,1 1,6 2,3
2,5 1,8 1,3 0,8 0,5 0,3 0,3 0,3 0,5 0,8 1,3 1,8 2,5
1,5 2,8 2,1 1,6 1,1 0,8 0,6 0,6 0,6 0,8 1,1 1,6 2,1 2,8
3,3 2,6 2,0 1,6 1,3 1,1 1,0 1,1 1,3 1,6 2,0 2,6 3,3
2,5 3,8 3,1 2,6 2,1 1,8 1,6 1,6 1,6 1,8 2,1 2,6 3,1 3,8
4,5 3,8 3,3 2,8 2,5 2,3 2,3 2,3 2,5 2,8 3,3 3,8 4,5

6. Мастер диаграмм.

7. Выбрать тип «Стандартный», «Поверхность»

8. Выполнить все этапы построения диаграммы.

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

Варианты графиков

1. y(х) = 10x2+2x+c, x = -5, -4, .... , 4, 5; при разных с (c = -2; 10).

2. y(х) = 5*sin(kx), x = -5, -4, .... , 4, 5; при разных k (k = -1;4).

3. y(х) = a3/(a2+x2), x = -5, -4, .... , 4, 5; при разных а (а = -1; 3).

4. y(х) = ex sin(kx), x = 0, 0,8, 1,6, ... , 12 при разных k (k = 2; 6);

5. y(х) = a x3 e-x, x = 0, 0,2,...., 1,8, 2 при разных а (а = -2; 4).

6. y(х) = 2*exp(-x+cx2), x = 0, 0,5, … 5,5, 6 при разных с (c = -2; 0,1).

7. y(х) = 3x3+bx2+4x-12, x = -5, -4, .... , 9, 10 при разных b (b = 0,4; 5).

8. y(х) = sin(Kx)/x, x = 0,l, 0,6, ...., 10,1 при разных k (k =-1; 2).

9. y(х) = Ln(х+π/х2+a), х = -10, -9.5, … 10 при разных а (а=2; 0,5).

10. y(х) = aLn((х+1)/(х-1)), х = 1,1, 1,2, … , 6 при разных а (а = 0,5; 2).

11. y(х) = 3x3-bx+12, x = 1,5, 3, 4,5, ...., 10,5 при разных b (b = 0,4; 5).

Построение поверхностей

1. z(х,у) = 4х /5y2, х = [-5; 5] шаг 0,5; у = [0,1; 1,1] шаг 0,05.

2. z(х,у) = х3 + 3ху2-5х-4у,............. х = [-5; 5] шаг 0,5; у =[-5; 5] шаг 0,5.

3. z(х,у) = 2x2-2xy+3y2+x-y,........... x=[-5; 5] шаг 0,5; у =[-5; 5] шаг 0,5.

4. z(х,у) = sin х+ sin(х+у),............. х =[0;4] шаг 0,2; у = [0; 4] шаг 0,2.

5. z(х,у) = ехр(х/2)*(х+у2),........ х =[-5; 5] шаг 0,5; у = [-5; 5] шаг 0,5.

6. z(х,у) = (sin х+sin у)*ln (10+х), х =[0;4] шаг 0,2; у = [0; 4] шаг 0,2.

7. z(х,у) = 0,5sin(х22),................ х =[ 0; 2] шаг 0,1 ; у = [0; 2] шаг 0,1.

8. z(х,у) = 2*Ln (3ху+1,2),............ х =[-2; 2] шаг 0,2; у = [-2; 2] шаг 0,2.

9. z(х,у) = x4 + y4-2x2-4xy-y2, ......... х =[-2; 2] шаг 0,2; у = [-2; 2] шаг 0,2.

10. z(х,у) = x3+3y3-6xy+l, х =[-5; 5] шаг 0,5; у = [-5; 5] шаг 0,5.

11. z(х,у) = sinх * siny+(x+y)2, х =[-2;2] шаг 0,2; у = [-2; 2] шаг 0,2.

Лабораторная работа 2

Действия с матрицами и определителями

Цель работы:

знакомство с особенностями функций рабочего листа Microsoft Excel, предназначенными для работы с матрицами;

приобретение навыков практического использования этих функций;

нахождение приближенного решения систем линейных уравнений.

Mirosoft Excel предоставляет несколько функций для выполнения операций с матрицами. Эти функции находятся в категории «Математическая». Рассмотрим примеры использования.

Пример 1

Даны матрицы две А и В, матрица А – квадратная. Выполнить операции с матрицами:

1. Транспонировать матрицу А.

2. Найти матрицу, обратную А.

3. Вычислить произведение матриц А и В.

4. Вычислить произведение матрицы А и обратной к ней.

Ввести матрицы А и В.

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

1. Транспонирование матрицы А:

1. Выделить ее (например, диапазон ячеек С3 : Е5).

2. Скопировать выделенный фрагмент в буфер обмена.

3. Перейти в ячейку, где должен разместиться левый верхний элемент транспонированной матрицы.

4. Выбрать команду «Специальная вставка» меню Правка.

5. В открывшемся диалоговом окне активизировать флажок «транспонировать».

6. Щелкнуть на кнопке ОК.

Эту же операцию можно выполнить с помощью функции ТРАНСП из категории «Математические».

В примере получим:

Транспонированная Аt  
           
  Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru       Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru
 
Аt=
 
       

2. Вычисление обратной матрицы А-1

1. Выбрать функцию МОБР из категории «Математические» .

2. В поле ввода «Массив» указать исходный диапазон (например, диапазон ячеек С3 : Е5), ОК.

3. Выделить диапазон ячеек, где должны появиться элементы обратной матрицы (например, С24 : Е26), причем первая ячейка диапазона должна содержать функцию = МОБР(С3 : Е5);

4. Нажать F2;

5. Закончить ввод формулы массива нажатием клавиш (CTRL;SHIFT)+ENTER (первые две вместе, затем третья).

В примере получим:

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

3. Вычисление произведения матриц А и В

1. Выбрать функцию МУМНОЖ() из категории «Математические».

2. В поле ввода «Массив» указать первый исходный диапазон (например, диапазон ячеек С3 : Е5) и второй исходный диапазон (например, диапазон ячеек I3 : I5).

3. Выделить диапазон ячеек, где должны появиться элементы матрицы произведения (например, I10 : I13), причем первая ячейка диапазона должна содержать функцию =МУМНОЖ (С3 : Е5; I3 : I5).

4. Нажать F2.

5. Закончить ввод формулы массива нажатием клавиш (CTRL;SHIFT)+ENTER (первые две вместе, затем третья).

6. В примере получим:

    Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru  
       
  A х B =    
       
         

Замечание. Умножать можно только согласованные матрицы.

4. Вычислить произведение матрицы А и обратной к ней

Для получения этого произведения необходимо умножить матрицы А и А-1, полученную в пункте 2 .

В результате выполнения этой операции получим единичную матрицу того же порядка.

Пример 2

Дана система линейных уравнений. Найти её решение с точностью до одного знака после запятой методом Крамера.

Выполнить проверку полученного решения системы уравнений.

Решить систему линейных уравнений третьего порядка:

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

1х + 2у – 3z = 5

2х + 4z = 2

1х + 4у = 9

Ход выполнения

1. Ввести коэффициенты системы и правую часть уравнений, как это показано на рисунке:

           
  Коэффициенты   Правая часть
  х у z    
  –3  
   
   

2. Используя функцию МОПРЕД( … )для нахождения определителя, вычислить определитель системы Δ.

В предложенном примере Δ = -32, 0

Последовательно заменяя столбцы коэффициентов при неизвестных на вектор правой части вычислить определители Δx, Δy, Δz.

Они равны соответственно: Δx = -32,0 ;

Δy = -64,0;

Δz = 0 .

Отсюда вытекает: х = Δx / Δ = -32,0/(-32,0) = 1,0;

y = Δy / Δ = -64,0/(-32,0) = 2,0;

z = Δz / Δ = -0/(-32,0) = 0.

Для проверки подставляем полученные значения неизвестных в уравнения системы:

1 · 1.0 + 2 · 2.0 – 3 · 0 = 5

2 · 1.0 + 4 · 0 = 2

1.0 + 4 · 2.0 = 9

Полученные числовые значения правых частей уравнения совпадают с исходными значениями. Проверка показала правильность найденного решения системы.

Варианты заданий

Матрицы

1.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru   В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 21  

2.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru   В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 2  

3.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru   В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 2  

4.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru   В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 2  

5.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru   В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 1  

6.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru     В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 12  
 
 
 

7.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru     В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 9  
 
 
 

8.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru     В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 8  
 
 
 

9.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru     В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 13  
 
 
 

10.

А= Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru     В = Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 14  
 
 
 

Системы линейных уравнений

Вариант 1

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

2х + 5y - 8z =8

4х + 3y - 9z = 9

2х + 3y - 5z =7

Вариант 2

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 1x + 8y -7z = 12

2x + 3y - 5z = 7

2x + 8y -17z =17

Вариант 3

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 2x + 3y - 5z = 7

5x + 11y -16z = 21

4x + 3y - 9z = 9

Вариант 4

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru

6x +6y -14z =16

2x +5y -8z = 8

4x + 3y -9z = 9

Вариант 5

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru -7x + 3y + 8z =75

9x – 4y = -3

1x -7y - 3z =12

Вариант 6

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 13x - 6y = 32

8x + 4y + z = 12

2x + 9y + 5z = -5

Вариант 7

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 7x – 4y = 32

8x + 9y - 6z = 11

9x – 6y – 2z = 38

Вариант 8

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 6x + 3y + 9z = -111

-7x – 4y - 2z = 52

1x – 7y + 3z = - 47

Вариант 9

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru -5x + 7y + 11y = - 2

2x + 6y - 3z = 11

3x – 5y + 4z = 11

Вариант 10

Текстовый редактор Microsoft Word - student2.ru 2x +1y + 3z = 11

3x + 2y - 5z = -20

5x - 2y + 3z = - 4

Лабораторная работа 3

Применение логических, текстовых функций, функций даты

и времени в вычислениях

Цель работы:

приобретение навыков практического использования логических, текстовых функций и функций даты и времени;

освоение приемов работы по преобразованию и связыванию ячеек таблиц.

Постановка задачи

Дана исходная таблица, содержащая некоторую информацию: фамилии, имена, должности, оклады, результаты экзаменов и т. д.

Требуется создать новую таблицу, которая будет содержать часть информации из первой таблицы, а также информацию, полученную в результате автоматической обработки данных первой таблицы с использованием логических, текстовых функций и функций даты и времени.

Рассмотрим пример создания таблицы с использованием вышеперечисленных функций.

Пример

Дана таблица. Преобразованная таблица должна содержать колонки: «№», «ФИО», «Стаж на предприятии», «Премиальный коэффициент», зависящий от стажа работы.

Ход выполнения работы

1. Новый лист книги назвать «Преобразование таблицы».

2. В первой строке ввести заголовок «Исходная таблица».

3. Ввести данные в таблицу

А В С D Е F
Исходная таблица
Фамилия Имя Отчество Дата приёма на работу
Иванов Иван Андреевич 10.10.01
Петров Михаил Васильевич 01.02.89
Васильев Николай Николаевич 12.11.90
Сидоров Павел Иванович 15.12.96
Мамин Петр Кузьмич 20.06.92
Букин Валерий Олегович 14.08.90

4. В двенадцатой строке ввести заголовок «Преобразованная таблица», в соответствующих ячейках ниже – названия колонок: «№», «ФИО», «Стаж на предприятии» и «Премиальный коэффициент».

5. Создание инициалов с помощью текстовых функций

В ячейку C14 запишите формулу = С3&” “&ЛЕВСИМВ(D3;1)&”.”& ЛЕВСИМВ(E3;1)&”.”

6. Определение стажа в годах с помощью функции даты и времени.

Год определяется как целое в интервале от 1900 до 9999. В ячейку D14 запишите формулу = ГОД(СЕГОДНЯ() – F3) – 1900. При необходимости измените формат данных в ячейке на числовой.

Стаж будет не совпадать с примером, так как в формуле использована функция «СЕГОДНЯ()». Значением функции «СЕГОДНЯ()» является текущая дата.

7. Величина коэффициента премии зависит от стажа.

0 – 5 лет – 0,4 оклада

6 – 10 лет – 0,7 оклада

больше 11 лет – 1 оклад.

Один из вариантов использования логической функции «если» для выполнения указанных условий приведен ниже.

В ячейку E14 запишите формулу: = ЕСЛИ(D14<6; 0,4; ЕСЛИ(D14>11; 1; 0,7)).

Таблица примет вид:

А В С D Е
Преобразованная таблица
ФИО Стаж на предприятии Премия
Иванов И.А. 4,00 0,4
Петров М.В. 17,00
Васильев Н.Н. 15,00
Сидоров П. И 9,00 0,7
Мамин П.К. 13,00
Букин В.О. 15,00

В результате выполнения лабораторной работы лист книги Excel должен содержать две таблицы исходную и преобразованную.

Варианты заданий

Преобразование таблиц

Вариант 1. Стипендия

А В С D Е        
  Результаты экзаменов  
Физика математика история  
Фамилия Имя Отчество  
Иванов Иван Андреевич  
Петров Михаил Васильевич  
Васильев Николай Николаевич  
Сидоров Павел Иванович  
Мамин Петр Кузьмич  
Букин Валерий Олегович  

Преобразованная таблица должна содержать порядковый номер, фамилию и инициалы, а также вид стипендии (повышенная, обычная, нет стипендии) по итогам сдачи сессии. Повышенная стипендия назначается, если все отметки – 5, обычная – если есть хотя бы одна 4 и не назначается стипендия, если есть хотя бы одна 3.

Вариант 2. Табель

Всего рабочих дней в месяце – 24

А В С D Е F        
  Проработано дней в месяце  
1 - ая половина 2 - ая половина Всего дней  
Фамилия Имя Отчество оклад  
Иванов Иван Андреевич    
Петров Михаил Васильевич    
Васильев Николай Николаевич    
Сидоров Павел Иванович    
Мамин Петр Кузьмич    
Букин Валерий Олегович    

Преобразованная таблица должна содержать столбцы «№», «ФИО», «оклад» и «начислено». Столбец «ФИО» содержит фамилию, первые два символа имени и первую букву отчества. Символы имени и отчества заканчиваются точками. Столбец «начислено» – вычисляемый.

Вариант 3. Путешествие. График круиза

  Город Дата приезда Дата отъезда
  Москва 12.06.05 17.06.05
  Владимир 17.06.05 19.06.05
  Суздаль 19.06.05 23.06.05
  Ростов 23.06.05 26.06.05
  Кострома 26.06.05 30.06.05

Преобразованная таблица должна содержать колонку «Время пребывания» в каждом городе в днях и строку «Продолжительность поездки». Причем в колонке «Время пребывания» число и падеж слова «день» изменяются соответственно.

Вариант 4. Абитуриент. Результаты вступительных экзаменов

А В С D Е          
  Результаты экзаменов Сумма баллов  
Физика Математика Русский язык  
Фамилия Имя Отчество  
Иванов Иван Андреевич    
Петров Михаил Васильевич    
Васильев Николай Николаевич    
Сидоров Павел Иванович    
Мамин Петр Кузьмич    
Букин Валерий Олегович    
                         

Проходной балл на специальности

Мировая экономика
Управление персоналом
Прикладная информатика

Преобразованная таблица должна содержать столбцы «№», «ФИО», «специальность», на которую зачислен абитуриент. Столбец «ФИО» содержит фамилию, первую букву имени и первую букву отчества. Символы имени и отчества заканчиваются точками. Столбец «специальность» содержит название специальности или выражение «Ждём на будущий год».

Вариант 5. Трудовая книжка Иванова Ивана Андреевича

А В С D Е
Исходная таблица
Должность Дата поступления Дата увольнения
Лаборант 01.10.87 20.04.90
Техник 01.05.90 30.04.92
Ст. техник 15.06.92 25.11.98
Инженер 01.01.99 31.08.01
Ведущий специалист 02.09.01 01.10.03
Начальник отдела 02.10.03 11.03.06

Преобразованная таблица должна содержать столбцы «№», «Стаж в должности» в годах и строку с формирующейся фразой «Общий трудовой стаж Иванова И.А. составляет …. лет». При формировании этой строки должен быть использован адрес ячейки, содержащий общий стаж работника.

Вариант 6. Телефоны

А В С D Е  
Исходная таблица
Фамилия Имя

Наши рекомендации