Инвестиционная политика Беларуси и ее влияние на макроэкономическую ситуацию в стране.
Условия для инвестиций в Беларуси
В настоящее время Республика Беларусь предлагает инвесторам благоприятные правовые условия для ведения бизнеса.
На международном уровне:
- международное право;
- подписано более 60 двусторонних соглашений об избежании двойного налогообложения;
- порядка 60 двусторонних соглашений о содействии в осуществлении (поощрении) и взаимной защите инвестиций;
- Сельская конвенция об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (Конвенция MIGA);
- Конвенция по урегулированию инвестиционных споров между государствами и физическими и юридическими лицами других государств (ICSID);
- другие международные договоры.
Что касается национального законодательства.
Конституция Республики Беларусь (основной Закон Республики Беларусь).
Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (принят в 2001 году) , нормами которого иностранным инвесторам закреплены не менее благоприятный режим, чем соответствующий режим для юридических и физических лиц Республики Беларусь, а также равные условия хозяйствования.
В целях создания благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития белорусской экономики, в целях повышения благосостояния и качества жизни, посредством определения правил ведения бизнеса, направленных на улучшение делового климата и повышение инвестиционной привлекательности Республики Беларусь в тесном контакте с международными организациями кодекс адаптируется к лучшему мировому опыту.
Дополнительные гарантии и преференции инвесторам предоставлены при реализации инвестиционных проектов в свободных экономических зонах, в ПВТ, в специальном туристско-рекреационном парке "Августовский канал", Китайско-Белорусском индустриальном парке, в сельской местности, в малых городах, малому и среднему бизнесу.
С 2009 г. успешно действует созданный институт «инвестиционных договоров с Республикой Беларусь» (Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10 «О создании дополнительных условий для осуществления инвестиционной деятельности в Республике Беларусь»).
Инвестиционный договор представляет собой одну из возможных форм государственно-частного партнерства. При заключении такого договора инвестор получает дополнительные гарантии и преференции, в том числе закреплена возможность получения индивидуальных преференций.
В целях совершенствования инвестиционного климата 6 июня т.г. Президентом Республики Беларусь подписан Декрет Президента Республики Беларусь от 06.06.2011 № 4 «О внесении дополнений и изменений в Декрет Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 10», который уточнил некоторые нормы и расширил перечень предоставляемых льгот при заключении инвестиционного договора с Республикой Беларусь.
В целях его реализации принято Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.08.2011 № 1058 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь от 6 июня 2011 г. № 4» (вместе с «Положением о порядке заключения, изменения, прекращения инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", "Положением о порядке ведения Государственного реестра инвестиционных договоров с Республикой Беларусь", "Положением о порядке согласования перечня технологического оборудования (комплектующих и запасных частей к нему), ввозимого инвестором и (или) организацией, в установленном порядке созданной в Республике Беларусь этим инвестором либо с его участием, для использования на территории Республики Беларусь для реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь", "Положением о порядке согласования перечня товаров (работ, услуг), имущественных прав, приобретенных (ввезенных на территорию Республики Беларусь) и использованных для проектирования, строительства (реконструкции), оснащения объектов, предусмотренных в инвестиционном проекте, реализуемом в соответствии с инвестиционным договором с Республикой Беларусь").
По результатам ежегодного опроса коммерческих организаций, проводимого Минэкономики, созданные в Республике Беларусь преференциальные режимы приветствуются инвесторами.
В целях выполнения задач прошлых лет, а также достижения целей новой пятилетки, изменены и сделаны более привлекательными для инвесторов налоговые условия в сферах производства инновационной, высокотехнологичной продукции, реализации легковых автомобилей и автокомпонентов собственного производства, в придорожном сервисе, кинематографе, туризме и др.
В целях увеличения притока иностранных инвестиций и, в первую очередь прямых, в которых заинтересована республика, создан и действует институт «инвестиционных агентов» (Указ Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. № 413).
Это физические или юридические лица, которые располагают необходимыми практическими навыками и опытом в реализации инвестиционных проектов и которые окажут содействие республике в поиске потенциальных инвесторов. Сегодня такой статус уже предоставлен 13 компаниям.
В настоящее время, в целях дальнейшего совершенствования порядка определения инвестиционных агентов, а также устранения несогласованности отдельных норм Положения о порядке предоставления физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 года № 1448, нормам Указа Президента Республики Беларусь от 6 августа 2009 г. №413 «О предоставлении физическим и юридическим лицам полномочий на представление интересов Республики Беларусь по вопросам привлечения инвестиций в Республику Беларусь» принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.06.2011 № 722 "О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 6 ноября 2009 г. № 1448".
В целях совершенствования работы по привлечению иностранных инвестиций, повышения эффективности приватизационных процессов в Республике Беларусь и обеспечения взаимодействия инвесторов с органами государственного управления создано государственное учреждение "Национальное агентство инвестиций и приватизации" (далее - Агентство) путем преобразования республиканского унитарного предприятия "Национальное инвестиционное агентство" (Указ Президента Республики Беларусь от 25.05.2010 № 273 (ред. от 22.04.2011) "О создании государственного учреждения "Национальное агентство инвестиций и приватизации").
Агентство призвано содействовать осуществлению прямых иностранных инвестиций, в том числе при приватизации государственного имущества. Агентство участвует в реализации государственной политики в сфере инвестиций и приватизации, мониторинге и сопровождении реализации инвестиционных проектов и приватизации госимущества, создании положительного инвестиционного имиджа страны, предоставление полного пакета услуг инвестору.
Активное сотрудничество с международными организациями создают важные предпосылки для привлечения иностранных инвестиций. Ведется целенаправленная работа по включению Республики Беларусь в международные экономические процессы.
На сегодняшний день РБ значительно продвинулась в вопросах сотрудничества с Многосторонним агентством по гарантиям инвестиций (далее – Агентство) – одним из автономных международных учреждений Группы организаций Всемирного банка, основными задачами которого являются страхование политических рисков и предоставление гарантий возмещения ущерба от некоммерческих рисков в целях содействия осуществлению прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны, поддержания экономического роста, сокращения масштабов бедности, улучшения условий жизни людей.
15 июля 2011 г. ратифицированы поправки к Конвенции об учреждении Агентства; 29 июля 2011 г. между Правительством Республики Беларусь и Агентством были заключены соглашения о правовой защите гарантированных иностранных инвестиций и об использовании местной валюты, которые сегодня проходят ратификацию, что станет заключительной процедурой для Республики Беларусь, которая позволит нашей стране стать полноправным членом Агентства.
Распространение гарантийных обязательств Агентства на Республику Беларусь дополнительно подтвердит готовность нашей страны к соблюдению общепринятых норм и стандартов международного экономического сотрудничества, ”снимет барьеры“ на пути крупных инвесторов, позволит сделать новый акцент в формировании позитивного имиджа Республики Беларусь на международной арене.
С целью сохранения интересов инвесторов в условиях унификации законодательства Республики Беларусь с законодательством стран Таможенного Союза, в 2011 году разработаны нормативные правовые акты, предусматривающие дополнительные, компенсационные меры, взамен утрачиваемых с 2017 г. таможенных льгот, иных льгот и преференций (часть учтена в Законе Республики Беларусь от 30 декабря 2011 года № 330-З).
В целях поиска новых источников финансирования и, как результат, увеличение объема привлечения иностранных инвестиций, а также формирования благоприятного имиджа страны, республика сотрудничает с Международными финансовыми организациями. Так в 2011 году вступило в силу ратифицированное Республикой Беларусь Рамочное соглашение между Республики Беларусь иСеверным инвестиционным банком (СИБ), которое открывает новые возможности для Беларуси по получению финансирования в форме предоставления кредитов и банковских гарантий со стороны СИБ, а также совместного финансирования инвестиционных проектов с другими международными финансовыми организациями.
С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).
Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.
В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.
Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.
В целях привлечения внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.
Реализация положений Стратегии будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций и окажет существенное влияние на выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.
Дальнейшая либерализация условий хозяйствования, совершенствование правовых механизмов защиты инвестиций, закрепленные нормами Директивы Президента Республики Беларусь № 4 и способствующие активизации инвестиционной деятельности, - основные направления инвестиционной политики.
Работа по формированию благоприятного инвестиционного климата и активизации привлечения прямых иностранных инвестиций в РБ будет продолжена в направлении обеспечения выполнения органами государственного управления Плана мероприятий по совершенствованию делового и инвестиционного климата в Республике Беларусь Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций до 2015 года на основе обеспечения открытости деятельности органов государственной власти, соблюдения принципа конкурентности, равнозначных условий хозяйствования, с соблюдением прав и законных интересов инвесторов и других лиц, обеспечения их надлежащей защиты.
Результаты инвестиционной политики
Внутренние инвестиции
В 2011 году использовано 90,8 трлн. рублей инвестиций в основной капитал, что в сопоставимых ценах составляет 113,3% к уровню 2010 года. Снижение темпов роста инвестиций в основной капитал по сравнению с прошлогодними (115,8%) темпами в определенной мере обусловлено осуществлением политики сжатия внутреннего спроса, оптимизацией финансирования государственных программ и сокращением расходов бюджета на эти цели.
Удельный вес инвестиций в основной капитал составил 33,1 процента от ВВП, т.е. практически каждый третий рубль является инвестиционным.
Иностранные инвестиции
Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.
В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).
Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.
Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6% , Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.
Структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности:
- оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),
- транспорт и связь (более 40%),
- промышленность (более 7%),
- операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),
- строительство (0,6%),
- сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),
- гостиницы и рестораны (0,1%) и др.
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Инвестиции являются одним из ключевых объектов государственного регулирования экономики. Понятие «инвестиция» относится к числу фундаментальных. Инвестиции являются одной из самых дефицитных и важных составляющих любой национальной экономики, в том числе и экономики Республики Беларусь.
В соответствии с ныне действующим Инвестиционным кодексом под инвестициями понимается любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на правах собственности или ином вещественном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного значимого результата
Инвестиции осуществляются в различных формах. С целью систематизации анализа и планирования инвестиций они могут быть сгруппированы по определенным классификационным признакам. Классификация инвестиций определяется, таким образом, выбором критерия, положенного в ее основу. Базисным типологическим признаком при классификации инвестиций выступает объект вложения средств.
Суть эффекта мультипликатора состоит в следующем: увеличение любого из компонентов автономных расходов приводит к увеличению национального дохода общества, причем на величину большую, чем первоначальный рост расходов.
Величина мультипликатора будет зависеть от «утечек» и «инъекций». Утечками называют денежные средства, которые выходят из кругооборота доходов и расходов, а инъекциями – средства, которые вступают в оборот. Соответственно, к утечкам относят сбережения, налоги и импорт. С ростом этих величин значение мультипликатора уменьшается. Инъекции компенсируют утечки и представляют собой инвестиции, государственные расходы и расходы заграницы на покупку отечественных товаров (экспорт). В равновесном состоянии экономики утечки равны инъекциям
Инвестиционный акселератор – коэффициент, показывающий зависимость изменения инвестиций от изменения дохода. Аналогично мультипликатору воздействие механизма акселерации двухсторонне, т.е. его действие может проявляться не только в приросте инвестиций, но и в их сокращении.
Основным разработчиком и координатором государственной инвестиционной политики, а также ответственным за её реализацию является Департамент по делам инвестиций Министерства экономики Республики Беларусь. Инвестиционная политика строится на основании прогнозов социально-экономического развития страны на долгосрочную и среднесрочную перспективы, в частности, современная инвестиционная политики – на базе Основных направлений социально-экономического развития РБ на период до 2010 г. и Программы социально-экономического развития на 2006-2011 гг.
Главной целью инвестиционной политики на ближайшие годы является преодоление инвестиционного кризиса, стимулирование инвестиций в реальный сектор и активизация на этой основе инвестиционной деятельности как важнейшее условие достижения макроэкономической стабилизации и устойчивого экономического роста страны