Тема 3. Правовое регулирование расчетно-кредитных отношений во внешнеэкономической деятельности
Понятие и основные формы международных расчетов.
Международные платежные соглашения (конвенции).
Расчеты в форме документарного аккредитива, инкассо и банковского перевода. Унификация правил международных денежных расчетов. Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов. Унифицированные правила по инкассо.
Общие положения валютного регулирования.
Основные правила проведения валютных операций участников валютных отношений (резидентов и нерезидентов).
Специальная литература по теме:
Банковский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Республики Беларусь, 25 октября 2000 г., № 441-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 13.07.2016// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 04.08.2016;
О валютном регулировании и валютном контроле: Закон Республики Беларусь, 22 июля 2003 г., № 226-З в ред. Закона Респ. Беларусь от 05.01.2016 г.// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 16.07.2016;
Об утверждении Инструкции о банковском переводе: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 29 марта 2001 г., № 66: в ред. Постановления Национального банка Респ. Беларусь от 23.05.2016 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 16.07.2016;
Об утверждении Инструкции о порядке совершения банковских документарных операций: Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь, 29 марта 2001 г., № 67: в ред. Постановления Национального банка Респ. Беларусь от 18.12.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] // ООО «ЮрСпектр», Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016. – Дата доступа: 16.07.2016;
Правила Международной торговой палаты «Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (Публикация МТП № 500)» (Совершены 01.01.1993 г.);
Правила Международной торговой палаты «Унифицированные правила по инкассо (Публикация МТП N 522)» (с изм. от 01.01.1996 г.).
Расчетные отношения служат формой реализации денежного обязательства, поскольку они направлены на прекращение такого обязательства путем уплаты определенной денежной суммы должником кредитору. Денежное обязательство служит юридическим фактом возникновения расчетных отношений, которое в процессе функционирования отрывается от своего основания и приобретает юридически самостоятельный характер.
Под международными расчетами понимаются платежи по денежным требованиям и обязательствам, осуществляемые в процессе исполнения внешнеторговых сделок.
Международные расчеты принципиально отличаются от внутригосударственных тем, что они связаны с обменом национальной валюты. Поскольку национальная валюта, являясь платежным средством внутри страны, утрачивает эти функции за ее пределами, при заключении внешнеторговых сделок возникает необходимость согласовать между контрагентами вопрос о выборе валюты, в которой будет производиться платеж.
Необходимость обмена валют в международных расчетах вызвана объективными условиями – отсутствием единой валюты, которая могла бы выступать законным и общепризнанным всеми государствами платежным средством.
В то же время в условиях международного разделения труда и интернационализации мировой экономики осуществление внешнеторговых операций немыслимо без единого денежного эквивалента. Таким единым денежным эквивалентом в настоящее время выступают валюты основных развитых государств, признанные свободно конвертируемыми (СКВ).
Свободно конвертируемой признается валюта государств, отменивших валютные ограничения по текущим операциям.
Под текущими операциями понимаются операции, связанные с куплей-продажей валютных ценностей, товаров и услуг, реализацией прав на интеллектуальную собственность, расчеты по которым осуществляются без отсрочки платежа. Такие операции не связаны с движением капитала и не предполагают привлечения заемных средств.
Особенность международных расчетов заключается в том, что в платежном обороте иностранная валюта выступает не в качестве наличных денежных знаков, а в виде банковских и кредитных платёжных средств, таких как переводы, чеки и векселя.
Международные расчеты осуществляются путём соответствующих записей по текущим банковским счетам. Для проведения таких расчетов заключаются международные межбанковские соглашения об установлении корреспондентских отношений.
Корреспондентские отношения банков устанавливаются, как правило, с теми государствами, с которыми Республика Беларусь имеет дипломатические отношения. В случаях, когда банки, обслуживающие экспортёра и импортёра, не имеют непосредственных корреспондентских связей, расчеты осуществляются в том же порядке, но через банки-корреспонденты: банк импортера перечисляет сумму платежа в банк своей страны, имеющий корреспондентские отношения с банком страны экспортера; затем последний перечисляет их банку-корреспонденту, а тот - непосредственно банку, обслуживающему экспортера.
Валютные операции включают деятельность банковских и финансовых учреждений (с одной стороны) и физических или юридических лиц (с другой стороны) по купле-продаже валюты, а также по расчетам и финансированию в иностранной валюте. Основанием для валютных операций
Суть механизма международных расчетов состоит в том, что импортеры, получив товарные документы от экспортеров, направляют последним платежные документы, подлежащие оплате в иностранной валюте, которые экспортёры обычно продают своим национальным банкам в обмен на валюту, необходимую для продолжения или завершения внешнеторговой операции. В свою очередь, банки пересылают своим банкам-корреспондентам за границей эти платежные средства, по которым взыскиваются суммы с должников и зачисляются на корреспондентские счета банков, направивших эти платежные средства. С учетом того, что счета банков-корреспондентов обеспечены иностранной валютой, уполномоченные банки экспортеров могут осуществлять продажу платежных средств в различных валютах юридическим и физическим лицам для оплаты денежных обязательств за границей. Практически все внешнеторговые расчеты проходят через банки путем зачета встречных обязательств, без оплаты наличной валюты. Расчетная операция, как указывалось выше, заключается в переносе сумм со счета банка, выдавшего платёжное поручение, на счет банка, выполняющего это поручение, а затем эти суммы зачисляются на счета фирмы, в пользу которой они переведены.
Расчеты по экспортно-импортным операциям и другим коммерческим сделкам носят чаще всего документарный характер, т.е. осуществляются на основе коммерческих документов,перечень и характеристика которых определяются, прежде всего, условиями внешнеторговых контрактов.
Сторонамимеждународных расчетов выступают:
- приказодатель – как правило, импортер;
- приказополучатель – банк, обслуживающий импортера:
- банк страны импортера, имеющий корреспондентские отношения с банком страны экспортера;
- банк-корреспондент в стране экспортера;
- обслуживающий банк экспортера (бенефициара);
- бенефициар – лицо, в чью пользу совершается платеж (как правило, экспортер).
В современных условиях сложились следующие основные формы международных расчетов: вексель; чек; документарный аккредитив; инкассо; банковский перевод.
Правовой основой международных расчётов являются международные конвенции, многосторонние и двусторонние договоры и соглашения, акты национального законодательства, банковские обычаи т.д.
Республика Беларусь заключила двусторонние соглашения по вопросам международных расчётов с Республикой Узбекистан, Латвией, Литвой, Туркменистаном, Арменией, Российской Федерацией, Таджикистаном, Казахстаном, Украиной и другими государствами.
Важное значение в сфере международных расчётов и валютного регулирования имеют Бреттон-Вудские Статьи Соглашения о Международном валютном фонде от 22 июля 1944 г. (Республика Беларусь участвует в них с 1992 г.). Данный документ определяет общие принципы регулирования валютных операций, понятие и систему валютного контроля, основы валютного регулирования, статус СПЗ (специальных прав заимствования) как основной расчётной единицы МВФ и др.
Документарный аккредитив–это обязательство, в силу которого банк, действующий по поручению клиента-приказодателя (банк-эмитент), должен осуществить платеж получателю денежных средств (бенефициару) либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, или дать полномочия другому банку (исполняющему банку) осуществить такой платеж либо акцептовать и оплатить или учесть переводной вексель, выставленный бенефициаром, если соблюдены все условия аккредитива. Аккредитив может исполняться посредством платежа по предъявлении, платежа с отсрочкой, акцепта и оплаты или учета переводного векселя.
Использование аккредитивной формы наиболее благоприятно для продавца товаров (экспортеров). Расчеты по аккредитиву производятся по месту его нахождения, что приближает осуществление платежа по времени к моменту отгрузки товаров. В свою очередь, несовременное открытие аккредитива плательщиком позволяет ему задержать поставку или даже отказаться от исполнения заключенного договора, ссылаясь на неплатежеспособность контрагента. Открытие же аккредитива предает ему уверенность в том, что поставленный товар будет оплачен. Расчеты аккредитивами осуществляются в соответствии со следующей схемой.
Экспортер и импортер заключают между собой договор, в котором указывают, что расчеты за поставленный товар будут производиться в форме документарного аккредитива. В контракте должен быть определён порядок платежа, т.е. четко и полно сформулированы условия будущего аккредитива.
После заключения контракта экспортер подготавливает товар к отгрузке, о чем извещается импортер. Получив извещение экспортера, покупатель направляет своему банку заявление на открытие аккредитива, в котором указывается условия платежа, содержащиеся в контракте. После оформления открытия аккредитива банк – эмитент направляет аккредитив иностранному банку, как правило, банку, обслуживающему экспортера – авизующему банку. Авизующий банк, проверив подлинность поступившего аккредитива, извещает экспортера об открытии и условиях аккредитива.
Экспортер проверяет соответствие условий аккредитива платежным условием заключенного контракта. В случае несоответствия экспортер извещает авизующий банк о непринятии условий аккредитива и требовании их изменения.
Банк проверяет, соответствуют ли представленные документы условиям аккредитива, полноту документов, правильность их составление и оформление, непротиворечивость содержащихся в них реквизитов. Проверив документы, банк экспортер отсылает их банку – экспортеру для оплаты или акцепта. В сопроводительном письме указывается порядок зачисления выручки экспортеру.
Получив документы, банк – эмитент тщательно проверяет их, а затем переводит сумму платежа банку, обслуживающему экспортеру. На сумму платежа дебетуется счет импортера. Банк импортер зачисляет выручку на счет экспортера.
Импортер, получив от банка – эмитента коммерческие документы, вступает во владение товара.
Инкассо представляет собой поручение экспортера своему банку получить от импортера (непосредственно или через другой банк) определенную сумму или подтверждение (акцепт), что эта сумма будет выплачена в установленный срок. Инкассо используется в расчетах как при условиях платежа наличными, так и с использованием коммерческого кредита.
При инкассовых операциях банки и их клиенты руководствуются Унифицированными правилами по инкассо Международной торговой палаты (в редакции, действующей на дату осуществления инкассо), которые являются основным международным нормативным документом, регулирующим эту форму расчетов.
Согласно Унифицированным правилам, инкассо – это операция, осуществляемая банками на основе полученных инструкций с документами в целях:
- получения акцепта (или) платежа;
- выдачи коммерческих документов против акцепта и (или) платежа;
- выдачи документов на других условиях.
Расчеты в форме инкассо строятся следующим образом. После заключения контракта, в котором стороны оговаривают, через какие банки будут производиться расчеты, экспортер отгружает товар в соответствии с условиями заключенного контракта. Получив от транспортной организации транспортные документы, экспортер подготавливает комплект документов, который включает коммерческие, а также, возможно, и финансовые документы, и представляет его своему банку (банку-ремитенту) при инкассовом поручении.
Получив от доверителя документы, банк-ремитент осуществляет их проверку по внешним признакам, которые указаны в инкассовом поручении, и далее действует в соответствии с инструкциями доверителя, содержащимися в этом поручении, и Унифицированными правилами.
Затем банк-ремитент отсылает документы инкассирующему банку, которым является, как правило, банк страны-импортера.
Такая форма безналичных расчетов, как инкассо, редко применяется на территории нашей страны, не говоря уже о применении в расчётах с иностранными партнерами. Игнорирование явных преимуществ расчетов по инкассо происходит, по всей вероятности, вследствие несовершенства белорусского законодательства, регулирующего данные отношения, а также в связи с невысокой правовой культурой субъектов хозяйствования в сфере как международного, так и национального законодательства.
Банковский перевод представляет собой простое поручение банка своему банку-корреспонденту выплатить определенную сумму денег по просьбе и за счет перевододателя иностранному получателю (бенефициару) с указанием способа возмещения банку-плателыцику выплаченной суммы.
Банковский перевод осуществляется безналичным путем одним банком другому. Коммерческие или товаросопроводительные документы направляются при данной форме расчетов от экспортера импортеру непосредственно, т.е. минуя банк.
Законодательство Республики Беларусь регламентирует три основных вида банковских переводов:
· простой банковский перевод (при этой форме финансовых расчетов коммерческие документы, минуя банки, от экспортера направляются непосредственно к импортеру);
· документарный банковский перевод (в платежном поручении содержится условие о выплате бенефициару определенной денежной суммы лишь после представления соответствующих финансовых или коммерческих документов);
· банковский перевод с использованием чеков (при этой форме финансовых расчетов наряду с другими документами используются чеки).
Валютное регулирование – это совокупность форм и методов организации денежных потоков в иностранной и в национальной валюте при проведении внешнеэкономических операций, в целях предотвращения оттока капитала, укрепления отечественного платежного баланса и сохранения стабильной динамики валютного курса.
Одним из основных субъектов валютного регулирования является центральный банк (в Республике Беларусь – Национальный банк Республики Беларусь). Главной целью, на достижение которой направлена вся деятельность Национального банка, является обеспечение внутренней и внешней устойчивости национальной валюты. Для достижения этой цели Национальным банком используются различные инструменты прямого и косвенного воздействия на обменный курс национальной валюты.
В целях сохранения внешней конкурентоспособности экономики на основе укрепления платежного баланса и стабилизации производства Национальный банк устанавливает валютный режим (режим установления курса обмена валют) – совокупность форм и методов, используемых при установлении валютного курса.
При выборе валютного режима государства, как правило, руководствуются следующими критериями:
- текущим уровнем конкурентоспособности экономики;
- состоянием платежного баланса и финансовой системы;
- состоянием валютных резервов;
- экономическим и политическим климатом в стране и др.
В мировой практике образования валютно-обменного курса выделяют два основных режима:
1) механизм фиксирования или привязки курса национальной валюты по отношению к курсу другой валюты или корзине валют;
2) режим, противоположный первому, основанный на свободноплавающих валютно-обменных курсах.
В реальной практике в силу наличия национальных особенностей хозяйственного механизма, как правило, сочетаются элементы обоих названных валютных режимах.
Основы валютного регулирования и валютного контроля в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 22 июля 2003 г. № 226-З «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Закон № 226-З).
Согласно Закону № 226-З, под валютным регулированием понимается деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. Валютный контроль – деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь.
Органами валютного регулирования и валютного контроля являются:
- Совет Министров (обладает общей компетенцией)
- Национальный банк Республики Беларусь.
В качестве органов валютного контроля выступают Комитет государственного контроля и Государственный таможенный комитет Республики Беларусь.
Коммерческие банки являются агентами валютного контроля. Это означает, что именно они непосредственно контролируют соблюдение и исполнение валютного законодательства, для чего им предоставлено право получать информацию и в необходимых случаях приостанавливать операции по открытым счетам резидентов и нерезидентов.
Банковские валютные операции осуществляются банками и небанковскими кредитно-финансовыми, имеющими лицензии на осуществление банковской деятельности. Небанковские операции с валютой осуществляются юридическими лицами – резидентами в порядке, установленном законодательством.
Расчеты по валютным операциям между субъектами хозяйствования осуществляются только в безналичном порядке, если иное прямо не предусмотрено законодательством. Что касается физических лиц, то их расчеты могут производиться как наличными деньгами, так и в безналичном порядке.
По общему правилу, расчеты по сделкам между резидентами Республики Беларусь в иностранной валюте запрещаются. Иностранная валюта в качестве платежного средства используется только в сделках между нерезидентами, а также между резидентом и нерезидентом.
Из данного правила есть несколько исключений.
В отношениях между юридическими лицами – резидентами при осуществлении валютных операций разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг в иностранной валюте в случаях:
· привлечения на временной основе средств в бюджет, возврата этих средств и процентов за пользование ими в соответствии с законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год;
· осуществления платежей из бюджета на цели, определенные законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год и решениями областных и Минского городского Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год.
В отношениях между физическими лицами – резидентами разрешается использование иностранной валюты, ценных бумаг и платежных документов в иностранной валюте в случаях:
- дарения;
- предоставления и возврата займов и процентов за пользование ими;
- передачи на хранение и их возврата.
Различают текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Текущими валютными операциями являются расчёты по экспорту и импорту товаров (за исключением денежных средств, ценных бумаг и недвижимого имущества), охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, работ, услуг; осуществление расчетов по сделкам, предусматривающим передачу и (или) получение имущества в аренду (лизинг); перевод и получение дивидендов и иных доходов по инвестициям; операции неторгового характера (перевод и получение денежных средств для выплаты заработной платы, денежного довольствия, стипендий, пенсий, алиментов, государственных пособий; переводы денежных средств для оплаты командировочных расходов работников за пределами Республики Беларусь и др.)
Валютными операциями, связанными с движением капитала, являются проводимые между резидентами и нерезидентами валютные операции, не относимые к текущим.
Валютно-обменныеоперации, т.е. обмен иностранной валюты на белорусские рубли, на другую иностранную валюту по установленным обменным курсам (купля-продажа и конверсия иностранной валюты), осуществляются только через банки и небанковские кредитно-финансовые организации, на валютных биржах и на внебиржевом валютном рынке.
5 июля 2010 г. Таможенного союза был заключён Договор о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза. В соответствии со ст. 3 данного Договора ввоз физическим лицом наличных денежных средств и дорожных чеков на таможенную территорию союза осуществляется без ограничений в следующем порядке. При единовременном ввозе на общую сумму, не превышающую в эквиваленте 10 тысяч долл. США, письменной таможенной декларации не требующую в эквиваленте 10000 долл. В США, то указанные денежные средства и дорожные чеки подлежат таможенному декларированию в письменной форме.
Вывоз физическим лицом наличных денег или дорожных чеков с таможенной территории осуществляется без ограничений. Однако при единовременном вывозе на общую сумму, превышающую в эквиваленте 10 тысяч долл. США требуется пассажирская таможенная декларация.