Основные законы организации и их влияние на деятельность организации

Закон – это общепринятое правило, которое признается обязательным для исполнения. Все живое и неживое на земле подчиняется законам природы. Жизнедеятельность людей также регламентируется законами общественного развития и постановлениями государственной власти. Для человека главным государственным законом является Конституция – основной закон нашей страны, обладающий высшей юридической силой и устанавливающий основы политической, правовой и экономической жизни. Также каждого человека в той или степени постоянно касаются ещё и неписаные законы: нравственности, морали, чести и пр.

Применительно к социальным организациям под законом понимается устойчивая, объективная связь явлений или событий, присущая достаточно большому количеству организаций и обладающая неизбежной повторяемостью в сходных условиях. Социальные законы определяют отношения между людьми и группами и проявляются в процессе их деятельности. В соответствии с социальными законами складываются отношения между организациями и людьми, работающими в этих организациях. Многие из социальных законов фиксируются в форме законодательных актов либо нормативных документов, определяющих поведение больших групп людей [14, 109].

В отличие от законов материального мира действие одного и того же социального закона может обладать различной степенью интенсивности в однотипных ситуациях, что вынуждает нас рассматривать социальный закон не как постоянную характеристику или устойчивую связь явлений, а как некоторую тенденцию, имеющую определенную степень достоверности. Эта особенность действия социальных законов существенно отличает их от большинства законов, известных в естественных науках.

Существуют объективные и субъективные законы: объективные – законы организации, а субъективные – законы для организации. Среди объективных законов выделяют три типа (группы) законов: общие, или социальной организации,отражающиепроцессы формирования и развития компаний и жизнедеятельности персонала; основополагающие и законы второго уровня, или «фоновые». (Рис. 2)

Основными законами теории организации, имеющими внешнюю и внутреннюю направленность, являются:

Основополагающие:

- закон синергии;

- закон самосохранения;

- закон развития;

«Фоновые» :

- закон единства анализа и синтеза;

- закон информированности и упорядоченности;

- закон композиции и пропорциональности.

- Закон Эшби

- Закон Разнообразия

Основополагающие законы организации.

Закон синергии.

Любая организация характеризуется следующими элементами: производительность, заинтересованность, научный потенциал, отношение к внешней среде, микроклимат в коллективе, кадровый потенциал, технический потенциал, перспективы развития, имидж. Они определяют потенциал организации, ее способность к деятельности. Процесс существенного усиления или ослабления потенциала материальной системы называется синергией.

Закон: Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов входящих в нее элементов (людей, компьютеров), либо существенно меньше [8, 106].

Задача руководителя заключается в том, чтобы найти такой набор элементов, при котором синергия носила бы созидательный характер.

Заранее спроектировать условия достижения синергии достаточно трудно. Также трудно оценить возможное увеличение общего потенциала организации. Измерение синергетического эффекта пока не производится. Однако проводятся накопления статистических данных о влиянии синергии, формируются простейшие модели условий ее достижения.

Для успешной реализации закона синергии существует ряд методов. Метод «вопросы и ответы» наиболее прост в организационном исполнении, егореализация может быть частично формализована с помощью компьютера путемсоздания информационной базы возможных вопросов, ответов и последствий ихреализаций. Весьма перспективен метод «конференция идей», в основекоторого лежит стимулирование процесса мышления на уровне сознания. С обычной конференцией здесь мало общего. Основные принципы данного метода: число

- участников 4-12; запрещаются насмешки, критика, даже позитивная; для обсуждения

- формулируются 1-2 зависимые друг от друга задачи; продолжительность конференции

- 30-50 мин; ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. В США

Наши рекомендации