Нравственные принципы менеджмента Ценности и нормы этики управляющего.

Проблемы взаимоотношения людей в совместной деятельности давно находятся в центре внимания в странах с развитой рыночной экономикой. Усиление роли человеческого фактора в производстве обусловило не только появление различных теорий, объясняющих этот феномен, но и обратило внимание субъектов предпринимательской деятельности на необходимость регулирования взаимоотношений в производственных коллективах по горизонтали (между сотрудниками), по вертикали (между сотрудниками и управленцами), а также между предпринимателями и обществом в целом. В практической плоскости отражением такого подхода к этическим аспектам деловых отношений стало увеличение количества штатных специалистов, непосредственно занимающихся изучением проблем создания благоприятного психологического климата в коллективах и консультациями по этому вопросу для служащих.

Что касается отношений предприниматель – общество, то в ходе длительной дискуссии в США определились две концепции теории социальной ответственности предпринимательства: теория традиционной корпорации и теория метрокорпорации. "Сторонники первой концепции утверждают, что основная цель бизнеса – прибыль, поэтому бизнесмен не должен брать на себя никаких общественных обязательств, кроме юридических. При этом они подчеркивают, что прибыль должна получаться в открытой конкурентной борьбе, без использования мошенничества и обмана. Сторонники противоположной точки зрения (теории метрокорпорации) утверждают, что корпорация, являясь основным общественным институтом, не должна ограничиваться деятельностью чисто делового характера. Ее основной долг – служение обществу. В частности, она должна стремиться принимать участие в благотворительных, общественных, культурных проектах. Существует и третья позиция – средняя между отмеченными крайними. Ее сторонники пытаются уравновесить стремление к прибыли с социальной ответственностью и помощью".

Немецкие специалисты по предпринимательству и управлению полагают, что в основе деятельности предприятия должны лежать следующие этические ценности:

по отношению к сотрудникам предприятия – учет индивидуальности сотрудника и помощь в ее раскрытии, справедливая оплата труда (одинаковое вознаграждение за одинаковый труд), специальные гарантии (занятости, охраны труда), создание возможностей для профессионального роста и выделение сфер персональной ответственности, участие сотрудников в принятии управленческих решений (в управлении предприятием) и т.п.;

по отношению к рыночному партнеру – доверие в отношениях, честность в политике цен, гарантированное выполнение обязательств, следование принципу независимости потребителей, охрана окружающей среды;

в "поле пайщика" (инвестора, совладельца) – соразмерное участие в прибыли, открытость в вопросах деятельности предприятия, соблюдение интересов собственников и т.д.

Люди, полагающие, что организации должны максимизировать прибыль, подчиняясь закону, скорее всего, придадут высокую ценность максимизации прибыли, эффективности и жесткому следованию закону и низкую ценность – альтруизму. Такие люди считают, что организация ведет себя правильно и является социально ответственной, пока ее действия отвечают данной системе ценностей. Чтобы сделать выбор в пользу правильного поведения, важно иметь начальное представление об этике. Этика имеет дело с принципами, определяющими правильное и неправильное поведение.

Действия руководителей или рядовых работников, нарушающие закон, также следует расценивать как неэтичные. Однако действия, не нарушающие закона, могут рассматриваться, а могут и не рассматриваться неэтичными в зависимости от личной системы ценностей. Приведу пример:

Вы предприниматель, выпускаете шампунь, который препятствует образованию перхоти и эффективен уже при разовом применении. Специалист из вашего отдела маркетинга подсказывает, что сбыт пойдет быстрее, если в инструкции на этикетке указать, что шампунь рекомендуется применять дважды. Как вы поступите? Предположим, вы последовали совету специалиста. Конечно же, это не нарушение закона. Но огромное количество людей наверняка посчитают ваш шаг неэтичным, осудят. А является ли он неэтичным? Ведь такое же огромное количество людей сказали бы: "А что здесь плохого?" Таким образом, поступок (этичен он или неэтичен) оценивается в зависимости от личной системы ценностей.

Этические проблемы в бизнесе имеют отношение к конфликту или, по меньшей мере, к вероятности такого конфликта между экономическими показателями организации, измеряемыми доходами, издержками и прибылью, и показателями ее социальной ответственности, выраженными через обязательства по отношению к другим людям как внутри организации, так и в обществе.

Помимо старших руководителей, часто демонстрирующих неэтичное корпоративное поведение, любое лицо в организации может также действовать неэтично. Это, например, и возможность использовать для себя лично то, что предназначено для фирмы. К неэтичным действиям людей с явными нарушениями закона относятся фальсификация документов, отправляемых службам государственного регулирования, присвоение средств и тому подобное.

К причинам расширения неэтичной практики ведения дел руководители предприятий относят:

1. Конкурентную борьбу, которая оттесняет на обочину этические соображения;

2. Усиливающееся стремление указывать уровень прибыльности каждые три месяца, т.е. в квартальных отчетах;

3. Неудачи с обеспечением должного вознаграждения руководителей за этичное поведение;

4. Общее снижение значения этики в обществе, что исподволь извиняет неэтичное поведение на рабочем месте;

5. Нажим со стороны организации на рядовых работников с целью нахождения ими компромисса между собственными личными ценностями и ценностями управляющих.

Основное влияние на принятие неэтичных решений служащими оказывает поведение их руководителей. Таким образом, ведя себя этично, руководитель может заметно влиять на этику поведения своих подчиненных.

Нужно перечислить некоторые черты, которыми должен обладать руководитель, чтобы ему сопутствовал успех в делах и чтобы он нашел полное понимание подчиненных. Управляющего будет лучше воспринят людьми, если:

он будет первым приветствовать собеседника, независимо от его положения (подчиненный или партнер);

он будет обращаться к сослуживцам по имени и отчеству;

он будет в деловой обстановке обращаться к подчиненным на "Вы";

он не будет без особой необходимости отдавать распоряжения "через голову" нижестоящего руководителя, подрывая его авторитет;

он будет относиться ко всем сотрудникам ровно и выдержанно вне зависимости от личных симпатий и антипатий;

он установит четкий порядок, при котором максимально уменьшится вероятность того, что ему кто-то помешает в работе;

установит порядок, когда любой сотрудник в достаточно короткий срок сможет встретиться с ним и обсудить любой вопрос;

он не будет вести бесед, которые создают впечатление избранности и секретности;

он обладает искусством собеседника, то есть умеет выслушать человека;

он умеет эффективно пользоваться "бессловесной информацией", то есть понимать информацию от стиля, манер, одежды, жестов, мимики собеседника;

он умеет осторожно использовать слово "я";

он будет высказываться кратко и по существу;

он будет избегать назидательности;

он будет всегда безупречно одет;

он всегда выполняет обещания в срок.

Все названное выше действительно имеет важное значение для удачного ведения дел менеджера.

Управленческая этика не может возникнуть по нашему желанию. Ее формирование – сложный и длительный процесс, в котором участвуют, прежде всего, сами предприниматели, а также различные институты государства, средства массовой информации и т. д. Речь идет о создании необходимых предпосылок для интенсификации этого процесса, придании ему определенной идейной направленности, так как обществу далеко не безразлично, какие нравственные принципы лягут в основу идеологии бизнеса.

Я думаю, что условиями формирования цивилизованной управленческой этики являются:

СВОБОДА – как политическая, так и экономическая. А следовательно, демократическое государство, многопартийность, свобода слова, печати, совести, свободная конкуренция товаропроизводителей, свобода выбора экономического субъекта, свободное ценообразование, равенство любых физических и юридических лиц в осуществлении предпринимательской деятельности, суверенитет потребителя и т.д.;

СТАБИЛЬНОСТЬ – сильная исполнительная власть, парламентские средства политической борьбы, стабильность законодательства;

ПРОПАГАHДА – создание с помощью средств массовой информации образа преуспевающего делового человека, обладающего высокими моральными принципами, осуждение коррупции, стяжательства, нечестной конкуренции;

ПРАВО – не только нормативное закрепление наиболее общих социально приемлемых стандартов поведения, регламентирующих деятельность предпринимателя, но и в не меньшей степени борьба с негативными проявлениями в среде отечественного бизнеса. Уважение к закону, действующему праву собственника должно стать непременным атрибутом рыночной идеологии бизнеса. Кроме того, необходимо иметь в виду, что на первых порах, пока еще не сформировались традиции, общие моральные ценности участников рыночных отношений, роль правового регулирования особенно ответственна. Важно не только принимать хорошие законы, но и неукоснительно добиваться их соблюдения, иметь соответствующие механизмы ответственности за их нарушение;

АССОЦИИРОВАHИЕ – создание профессиональных объединений предпринимателей. Они должны стать беспристрастным арбитром при оценке уровня нравственности входящих в них членов и применять в случае нарушения групповой морали самые жесткие меры.

В предыдущих разделах работы была рассмотрена проблема деловой этики вообще. Это нормы поведения, но нормы, касающиеся менеджера. Теперь можно эти постулаты профессиональной этики менеджера рассмотреть как основу этического кодекса менеджера. Вот как определили их специалисты:

Цивилизованный предприниматель:

убежден в полезности своего труда не только для себя, но и для других, для общества;

исходит из того, что люди, окружающие его, хотят и умеют работать, стремятся реализовать себя вместе с управляющим;

верит в бизнес, расценивает его как привлекательное творчество, относится к бизнесу как к искусству;

признает необходимость конкуренции, но понимает и необходимость сотрудничества;

уважает себя как личность, а любую личность – как себя;

уважает любую собственность, государственную власть, общественные движения, социальный порядок, законы;

доверяет себе, но и другим, уважает профессионализм и компетентность;

ценит образование, науку и технику, культуру, уважает экологию;

стремится к нововведениям;

не перекладывает ответственность за принятие нужного;

решения на подчиненных; терпим к недостаткам других людей;

согласовывает цели предприятия с личными целями сотрудников;

никого никогда не унижает;

имеет бесконечное терпение.

Менеджер должен создавать свой имидж, соблюдать этикет. Он должен ясно осознавать, что такие черты поведения, как вежливость, тактичность, деликатность, абсолютно необходимы не только для "умения вести себя в обществе", но и для обыкновенного житейского бытия. Нельзя забывать о культуре общения, чувстве меры, доброжелательности, нужно полностью управлять своими эмоциями. Нужно иметь свой цивилизованный стиль поведения, свой благородный образ, тот самый имидж предпринимателя, который гарантирует не только половину успеха, но и постоянное удовлетворение от деятельности.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

правила представления и знакомства;

правила проведения деловых контактов;

правила поведения на переговорах;

требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

требования к речи;

· 49 Информационные технологии, информационные системы: понятие и сущность.

Существует множество определений информации и информационных технологий.

Информация - совокупность знаний о различных объектах и взаимосвязях между ними. У большинства людей слово «информация» ассоциируется, прежде всего, с компьютером.

Информационные технологии - система методов и способов сбора, регистрации, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи документальной информации по запросам пользователей.

Информационные технологии - использование компьютеров для хранения, обработки и передачи знаний, а также способы создания, фиксации, переработки и распространения информации. В современном обществе использование информационных технологий является центральным фактором экономики, основой информационной революции, в рамках которой возможность переработки информации сама по себе является богатством.

Информационная система управления - совокупность информации, экономико-математических методов и моделей, технических, программных, других технологических средств, предназначенная для обработки информации и принятия управленческих решений.

Информационная система управления должна решать текущие задачи стратегического и тактического планирования, бухгалтерского учета и оперативного управления фирмой. Многие учетные задачи (бухгалтерского и материального учета, налогового планирования, контроля и т. д.) решаются без дополнительных затрат путем вторичной обработки данных оперативного управления. Учет является необходимым дополнительным средством контроля. Используя оперативную информацию, полученную в ходе функционирования автоматизированной информационной системы, руководитель может спланировать и сбалансировать ресурсы фирмы (материальные, финансовые и кадровые), просчитать и оценить результаты управленческих решений, наладить оперативное управление себестоимостью продукции (товаров, услуг), ходом выполнения плана, использованием ресурсов и т. д.

Информационные системы управления позволяют:

ь повышать степень обоснованности принимаемых решений за счет оперативного сбора, передачи и обработки информации;

ь обеспечивать своевременность принятия решений по управлению организацией в условиях рыночной экономики;

ь добиваться роста эффективности управления за счет своевременного представления необходимой информации руководителям всех уровней управления из единого информационного фонда;

ь согласовывать решения, принимаемые на различных уровнях управления и в разных структурных подразделениях;

ь за счет информированности управленческого персонала о текущем состоянии экономического объекта обеспечивать рост производительности труда, сокращение непроизводственных потерь и т. д.

В политическом аспекте процессы информатизации позволяют:

ь создать необходимые условия для доступа широких слоев населения к информационным ресурсам в целях повышения его политической, экономической и социальной активности;

ь способствовать реализации процессов гласности и демократизации общества;

ь реализовать мониторинг общественного мнения населения по основным проблемам жизнедеятельности;

ь создать условия согласованного развития округа и муниципальных образований в его составе как целостного субъекта Российской Федерации;

ь прогнозировать, выявлять и разрешать проявления социально-экономической напряженности.

Экономические аспекты информатизации ориентированы прежде всего на повышение эффективности общественного производства, использования природных ресурсов и собственности, улучшение социально-экономических условий жизни населения.

Использование информационных технологий в социальной сфере позволяет:

ь более полно и своевременно учитывать потребности населения округа и целенаправленно реагировать на эти потребности;

ь способствовать реализации принципа социальной справедливости при распределении общественных благ;

ь способствовать эффективному функционированию отраслей социальной инфраструктуры;

ь повысить интеллектуальный потенциал общества, развивать новые формы досуга, отдыха и развлечения населения.

В концепции информатизации могут быть определены основные принципиальные положения и пути построения территориальной информационной системы (ТИС) округа, разработки общего представления о структуре и содержании системы в целом и направлениях информатизации в отдельных ее частях (элементах), разработано научно-техническое обоснование программы информатизации.

Концепция информатизации округа является основным научно-методическим документом, содержащим основные принципиальные подходы к развитию процессов информатизации, обеспечивающим целостное представление об информационной системе округа в целом.

В Концепции определяются:

ь основные цели и направления информатизации процессов управления округом;

ь стратегия и тактика проведения работ с учетом имеющихся в России работ в этом направлении, привлечения для решения проблем информатизации различных научно-производственных коллективов;

ь основные направления по развитию инфраструктуры информатизации с учетом современного состояния средств вычислительной техники;

ь система управления информатизацией округа, основные этапы реализации Концепции, экономические и социальные последствия от внедрения новых информационных технологий.

Современные информационные технологии, системообразующая материальная база которых представляется программными и техническими средствами вычислительных машин, являются исключительным интеллектуальным, промышленным и социальным феноменом конца XX века. Значение информатизации в последние десятилетия выросло настолько, что высокий уровень развития целого ряда государств определяется термином “информационное общество”.

Вычислительные средства, используемые как локально, так и организованные в информационные технологии в высокоразвитых странах обеспечивают:

ь функционирование и динамичное развитие научно-технического и промышленного потенциала в условиях жесткой конкуренции;

ь создание и эксплуатацию современного вооружения;

ь организационно-техническое обеспечение функционирования всех систем сложного экономического механизма;

ь эффективное управление на уровнях федеральной, региональных, местных и всей совокупности промышленно-экономических структур;

ь интеллектуальное сопровождение всех других направлений человеческой деятельности (образование, медицина, сфера услуг и т.п.);

ь стимулирование производительной работы кадров различных специальностей и уровней, основанной на широком применении персональных компьютеров.

В этой связи рассмотрим проблемы информационных технологий в период кардинальных экономических преобразований.

Переход к рынку в условиях, когда динамика и темпы научно-технических, экономических и социальных процессов, то есть практически вся совокупность человеческой деятельности, во всем мире в существенной мере обеспечиваются информационными технологиями, требует от государственных и предпринимательских структур систематического внимания к оценке развития технических и программных средств информационных технологий, методам их эффективного использования в различных системах обработки информации, формированию источников и способов финансирования, подготовке кадров, определению структуры организации этих работ в процессе кардинального изменения форм собственности.

Практические результаты реформ пока что рельефно проявились, с одной стороны, в ликвидации системы тотального управления и, таким образом, в создании исходных условий для формирования рыночных отношений, а с другой - в экономическом кризисе. В этой связи в настоящее время необходима системная оценка реального положения, экономический анализ, на базе которого должна быть сформирована экономическая программа последующих этапов преобразований, обеспеченная эффективным управлением с прогнозированием их социальных результатов. Опыт показывает, что цивилизованный рынок в обозримый период не может сформироваться эволюционно, а реформирование должно исходить из того, что без создания соответствующих экономических институтов и механизмов управления никакая рыночная экономика невозможна, поскольку в современной рыночной среде действуют два взаимосвязанных фактора - огромные иерархические системы, обеспеченные мощными информационными технологиями, и рыночный механизм.

В этих условиях очевидным является то, что глубина и масштабы преобразований всех экономических структур, количественные характеристики процессов, растянутость коммуникаций огромной страны и уровень специализации хозяйственных связей определяют необходимость создания в ходе реформ информационно-коммуникационных систем, которые в реальном масштабе времени должны обеспечить процессы сложных экономических преобразований. Кроме того, революция в технике и технологии, которая происходит последние три-четыре десятилетия, вызывает необходимость в рамках современного рынка в централизованном планировании и управлении крупномасштабными программами, фактически определяющими развитие экономики в особенности крупных высокоразвитых стран. Это значит, что в условиях реформ многое зависит от сознательного выбора целей и методов осуществления научно-технической и экономической политики, базирующихся на современных средствах обработки информации.

Именно в этой связи отметим, что в настоящее время уже очевидным историческим фактом является информационно-компьютерная революция во всех индустриально развитых странах. Таким образом, современная рыночная экономика в определяющей мере зависит от состояния и динамики развития информационных технологий.

МЕСТО И РОЛЬ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

На современном этапе выделяют компьютерные информационные технологии - это система методов и способов сбора, хранения, накопления, поиска, обработки и выдачи информации по запросам пользователей с помощью средств вычислительной техники.

Для информационных технологий наших дней этапа характерны:

1. работа пользователя в режиме манипулирования данными (не нужно «помнить и знать», а достаточно выбрать из «предлагаемого меню»);

2. безбумажный процесс обработки документов (на бумагу фиксируется только окончательный вариант документа);

3. диалоговый режим решения задач с широкими возможностями для пользователей;

4. возможность коллективного использования документов на основе группы компьютеров, объединенными средствами коммуникаций;

5. возможность адаптивной перестройки формы и способа представления информации в процессе решения задач

Для обработки информации используют автоматизированные системы управления (АСУ).

АСУ - система «человек-машина», обеспечивающая эффективное функционирование объекта управления, в которой сбор и переработка информации, необходимой для реализации функций управления, осуществляется с применением средств автоматизации и вычислительной техники [7].

Главным направлением совершенствования системы управления на всех уровнях в современных условиях стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Новые информационные технологии, основанные на компьютерной технике, требуют радикальных изменений организационных структур управления, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации. Особое значение имеет внедрение информационного управления, значительно расширяющее возможности использования информационных ресурсов. Развитие информационного управления связано с организацией системы обработки знаний и данных, последовательного ее развития до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья деятельности организации.

В последние десятилетия системы управления в высокоразвитых странах, в частности, в США и Японии, ориентируются на творческие информационные технологии так называемого третьего уровня. Они охватывают полный информационный цикл - выработку информации (новых знаний), их передачу, переработку, использование для преобразования нового объекта, достижения новых высших целей.

Информационные технологии третьего уровня означают высший этап компьютеризации системы управления, позволяют задействовать ПК в творческом процессе, соединить силу человеческого ума и мощь электронной техники. Полная интегрированная информатизация системы управления предполагает охват следующих информационно-управленческих процессов: связь, сбор, хранение и доступ к необходимой информации, анализ информации, поддержка индивидуальной деятельности, программирование и решение специальных задач [1].

Таким образом, современные информационные технологии в своем развитии прошли длительный путь и еще многое необходимо совершенствовать. В перспективе предусматривается привлечение для принятия решений технологий искусственного интеллекта и более широкое применение средств мультимедиа (комплексное представление информации). Считается, что именно Интернет как разновидность информационных технологий станет основой ХХІ века как века информационных технологий.

· 50 Информационные технологии и консалтинг.

Наши рекомендации