Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.

Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.

Глобализация мировой экономики выступает объективной тенденцией развития. Она создает условия для более эффек­тивного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуаль­ных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономи­ческого роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.

Однако глобализация, как и любой другой социально-эконо­мический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть реше­ны только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представ­ляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственных связей.

Процесс создания международных орга­низаций начался во второй половине прошлого века.В основе бурного роста международных организаций лежали и чисто экономические причины. XX в. характеризовался взрывным ростом международных экономических связей во всех фор­мах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и превратили мировую экономику в целостный глобальный орга­низм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирны­ми производственно-сбытовыми структурами, глобальной финан­совой системой и информационной сетью.В условиях глобализации межгосударственные границы при­менительно к экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и новой системы регулирова­ния, основанной на принципах либерализации и устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и т.д.В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механиз­мов регулирования была возложена на международные экономи­ческие организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций.

Классификация МЭО по сфере регулирования.

2. По кругу участников и сфере регулирования:

· Универсальные – открыты для участия всех стран (ООН и ее специализированные подразделения);

· Региональные – создается на уровне региона, членами могут быть участники одного региона (Организация африканского единства, Организация американских государств).

3. По кругу компетенции:

· Организации общей компетенции – охватывают все сферы отношений между государствами- членами: политическую, экономическую, социальную, культурную (ООН, Совет Европы);

Организации специальной компетенции – осуществляют сотрудничество и регулирование в одной области (МАГАТЭ - Международное агентство по атомной энергии, Международная организация труда (МОТ)).

Регулирование международного финансирования.

В результате мирового долгового кризиса начала 1980-х гг. стало очевидно, что подавляющее большинство развивающихся стран лишаются доступа к мировому рынку капитала. Транснациональные корпорации стали сворачивать свои производства в экономически нестабильных странах и переносить их назад в развитые страны или концентрировать инвестиции в небольшой группе развивающихся государств. Частные банки и страховые компании отказывались гарантировать инвестиции в развивающихся странах, что привело к еще большему падению вывоза капитала. Возникла потребность в создании международной организации, которая смогла бы придать уверенность прямым и портфельным инвесторам в том, что их средства, вложенные в развивающиеся страны, не будут потеряны. + 7 билет

Структура ООН

Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций. - student2.ru

Европейская экономическая комиссия (ЕЭК). Экономическая комиссия для Африки (ЭКА). Экономическая комиссия ООН для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).

Европейская экономическая комиссия ООН — это одна из пяти региональных комиссий Организации Объединенных Наций. Она была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.

ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику.

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была учреждена в 1958 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) как одна из пяти региональных комиссий ООН. Мандат ЭКА состоит в том, чтобы содействовать экономическому и социальному развитию ее государств-членов, способствовать внутрирегиональной интеграции, и содействовать расширению международного сотрудничества в интересах развития Африки.

Созданная в 1948 году, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) осуществляет координацию политики в целях содействия экономическому развитию в регионе. Она сотрудничает с государствами-членами и ассоциированными членами в проведении исследований и анализе региональных и национальных процессов в области развития. В ее задачи входят предложение, оценка и последующее наблюдение за осуществлением мер государственной политики, а также оказание помощи в области специальной информации.

Экономическая комиссия ООН для Азии и Дальнего Востока (ЭКАДВ). Экономическая и Социальная комиссия ООН для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО). Экономическая и Социальная комиссия ООН для Западной Азии (ЭСКЗА).

Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), созданной в 1947 году, поручено заниматься экономическими и социальными проблемами данного региона. ЭСКАТО предоставляет разнообразную техническую помощь, уделяя основное внимание непосредственному консультированию правительств, подготовке кадров и обобщению регионального опыта и информации путем совещаний, публикаций и организации межнациональных сетей связи. Комиссия проводит в жизнь программы и проекты стимулирования роста, улучшения социально-экономических условий и содействия созданию основ современного общества. Под ее эгидой работают три учебных и исследовательских учреждения, занимающиеся вопросами сельскохозяйственного развития, статистики и передачи технологии. Среди новых первоочередных проблем — содействие межрегиональной торговле и инвестициям, передача технологии, приватизация и предпринимательство, охрана окружающей среды, урбанизация, сокращение нищеты, борьба со злоупотреблением наркотиками, народонаселение, социальное развитие и миграция рабочей силы.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) способствует согласованным действиям в области экономического и социального развития через региональное и субрегиональное сотрудничество и интеграцию, а также служит главным форумом в области общего социально-экономического развития в рамках системы Организации Объединенных Наций для региона ЭСКЗА. Она разрабатывает планы и содействует реализации мероприятий и проектов по оказанию помощи в целях развития, согласовываясь с потребностями и приоритетами региона, и действует как учреждение-исполнитель соответствующих оперативных проектов. ЭСКЗА координирует свои действия с основными департаментами/отделениями Центральных учреждений ООН и специализированных учреждений и такими межправительственными организациями, как Лига арабских государств, Совет сотрудничества стран Залива и Организация Исламская конференция, с тем чтобы избежать дублирования и обеспечить взаимодополняемость, взаимодействие и обмен информацией.

18. Цели и задачи деятельности группы межправительственных организаций (специализированные учреждения ООН).

Специализированные учреждения ООН — самостоятельные международные организации, связанные с Организацией Объединённых Наций специальным соглашением о сотрудничестве. Специализированные учреждения создаются на основе межправительственных соглашений.

Всемирная метеорологическая организация (ВМО, WMO)
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ, WHO)
Всемирная организация интеллектуальной собственности(ВОИС, WIPO)
Всемирная туристская организация (ЮНВТО, WTO)
Всемирный почтовый союз (ВПС, UPU)
Международная ассоциация развития (МАР, IDA)
Международная морская организация (ИМО, IMO)
Международная организация гражданской авиации (ИКАО, ICAO)
Международная организация труда (МОТ, ILO)
Международная финансовая корпорация (МФК, IFC)
Международный банк реконструкции и развития (МБРР, IBRD)
Международный валютный фонд (МВФ, IMF)
Международный союз электросвязи (МСЭ, ITU)
Международный фонд сельскохозяйственного развития (ИФАД, IFAD)
Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, UNESCO)
Организация Объединённых Наций по промышленному развитию (ЮНИДО, UNIDO)
Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

19.Организация ООН по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)

ЮНЕСКО— специализированное учреждение Организации Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры.

Основные цели, декларируемые организацией, — содействие укреплению мира и безопасности за счёт расширения сотрудничества государств и народов в области образования, науки и культуры; обеспечение справедливости и соблюдения законности, всеобщего уважения прав и основных свобод человека, провозглашённых в Уставе Организации Объединённых Наций, для всех народов, без различия расы, пола, языка, ориентации или религии.

Организация была создана 16 ноября 1945 года, и её штаб-квартира располагается в Париже, во Франции. В настоящее время в организации насчитывается 195 государств-членов, 2 государства-наблюдателя и 10 ассоциированных членов — территорий, не несущих ответственность за внешнюю политику.

Задачи

Деятельность ФАО направлена на уменьшение остроты проблемы нищеты и голода в мире путем содействия развитию сельского хозяйства, улучшению питания и решения проблемы продовольственной безопасности — доступности всем и всегда питания, необходимого для активной и здоровой жизни. ФАО действует как нейтральный форум, а также как источник знания и информации. Помогает развивающимся странам и странам в переходном периоде модернизировать и улучшить сельское хозяйство, лесоводство и рыболовство.

Направления работы ЮНКТАД.

ЮНКТАД проводит оперативную деятельность по следующим основным программным направлениям:

1. Глобализация и стратегия в области развития.

2. Международная торговля товарами, услугами и сырьем.

3. Инвестиции, технологии и развитие предприятий.

4. Инфраструктура услуг для развития и эффективность торговли.

5. Наименее развитые, не имеющие выхода к морям и островные страны.

Понятие, цели, задачи МВФ.

— специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США. 27 декабря 1945 года — официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит[2]. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран. МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций. В соответствии со статьей 1 Статей соглашения МВФ ставит перед собой следующие цели:

Способствовать развитию международного сотрудничества в валютно-финансовой сфере в рамках постоянного учреждения, обеспечивающего механизм для консультаций и совместной работы над международными валютно-финансовыми проблемами.

Содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли и за счёт этого благоприятствовать достижению и поддержанию высокого уровня занятости и реальных доходов, а также развитию производительных ресурсов всех государств-членов, рассматривая эти действия как первоочередные задачи экономической политики.

Поддерживать стабильность валют и упорядоченный валютный режим среди государств-членов, а также избегать девальвации валют в целях получения преимущества в конкуренции.

Оказывать помощь в создании многосторонней системы расчетов по текущим операциям между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений, препятствующих росту мировой торговли.

За счет временного предоставления общих ресурсов фонда государствам-членам при соблюдении адекватных гарантий создавать у них состояние уверенности, обеспечивая тем самым возможность исправления диспропорций в их платежных балансах без применения мер, которые могут нанести ущерб благосостоянию на национальном или международном уровне.

В соответствии с вышеизложенным сокращать продолжительность нарушений равновесия внешних платежных балансов государств-членов, а также уменьшать масштабы этих нарушений.

Функции МВФ.

· содействие международному сотрудничеству в денежной политике

· расширение мировой торговли

· кредитование

· стабилизация денежных обменных курсов

· консультирование стран-дебиторов (должников)

· разработка стандартов международной финансовой статистики

· сбор и публикация международной финансовой статистики

Кредитные механизмы МВФ.

· Резервная доля (первая порция иностранной валюты, которая страна может получить в пределах 25% квоты)

· Кредитные доли (средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты)

· Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай(обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную)

· Механизм расширенного кредитования (предоставление кредитов на длительный срок на большую по сравнению с обычным кредитными или резервными долями сумму)

Кредиты МВФ выдаются долями(траншами) на основании выполняемых странами своих обязательств по условиям кредитования МВФ.

Квота – норма, доля или часть чего-либо допускаемого в рамках возможных соглашений и договоров.

52.Техническая помощь и подготовка кадров МВФ.

Техническая помощь обеспечивает поддержку странам в ходе формирования более эффективных институтов, правовых основ и политики, направленной на обеспечение экономической стабильности и всеобъемлющего роста. Подготовка кадров в рамках практических ориентированных на политику курсов, практических занятий и семинаров расширяет возможности должностных лиц анализировать экономическую ситуацию и формулировать и реализовывать эффективную политику. Техническая помощь и подготовка кадров — которые МВФ в совокупности называет развитием потенциала — являются важными преимуществами членства в МВФ. Развитие человеческого и институционального потенциала в стране помогает правительству проводить более эффективную политику, что ведет к более высоким экономическим показателям.МВФ предоставляет техническую помощь в ключевых сферах своей компетенции, такихкак макроэкономическая политика, налоговая политика и сбор налогов, управление расходами, денежно-кредитная политика, система обменных курсов, устойчивость финансового сектора, законодательная система, а также макроэкономическая и финансовая статистика. Например, страны обращались с запросами о содействии в устранении недостатков финансового сектора, выявленных в рамках совместной Программы оценки финансового сектора МВФ и Всемирного банка; в принятии и соблюдении международных стандартов и кодексов для управления финансовой и налогово-бюджетной сферами, а также в области статистики.

Группа Всемирного банка (ВБ). Миссия ВБ.

Группа Всемирного банка (англ. World Bank Group) — пять организаций, созданных в разное время и объединённых функционально, организационно и территориально, целью деятельности которых является в настоящее время оказание финансовой и технической помощи развивающимся странам.

В Группу Всемирного банка входят следующие организации:

· Международный банк реконструкции и развития — МБРР;

· Международная ассоциация развития — МАР;

· Международная финансовая корпорация — МФК;

· Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций — МАГИ;

· Международный центр по урегулированию инвестиционных споров — МЦУИС.

МБРР

Цель организации — оказание помощи самым бедным странам за счет добровольных пожертвований стран-членов. Право на получение займов из МАР имеют страны с ВВП на душу населения не более $1165. [1] Также МАР предоставляет помощь странам которые не соответствуют критериям получения займов, но они не обладают кредитоспособностью для получения кредитов от МБРР.

Цели:

· оказание помощи в реконструкции и развитии экономики стран‑членов;

· содействие частным иностранным инвестициям;

· содействие сбалансированному росту международной торговли и поддержание равновесия платёжных балансов;

· сбор и публикация статистической информации.

Новый банк развития БРИКС.

- международная финансовая организация, банк развития, который создан и будет управляться странами-членами БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и ЮАР). Декларация о создании Банка развития БРИКС подписана странами-участницами организации по итогам саммита в городе Форталеза, который проходил с 15 по 17 июля 2014 года.

Банк будет в основном специализироваться на инфраструктурных проектах на территориях стран-участниц БРИКС. Также был создан пул валютных резервов (как конкурент МВФ). На первом этапе капитал Банка развития БРИКС составит $100 миллиардов. Штаб-квартиру планируется организовать в Шанхае.

Также среди целей создания банка — мобилизация ресурсов для финансирования инфраструктурных проектов, направленных на поддержание устойчивого развития в странах БРИКС и других развивающихся экономиках.

Причины возникновения и этапы эволюции международных экономических и финансовых организаций.

Глобализация мировой экономики выступает объективной тенденцией развития. Она создает условия для более эффек­тивного перераспределения и использования в мировом масштабе производственно-технологических, финансовых и интеллектуаль­ных ресурсов, открывает возможности для ускорения экономи­ческого роста, помогает менее развитым странам в определенной мере подтягиваться к экономическим лидерам.

Однако глобализация, как и любой другой социально-эконо­мический процесс, не может происходить только по восходящей линии, без кризисов и потрясений. Практика показывает, что многие сложные проблемы, порожденные ею, могут быть реше­ны только на межгосударственном или наднациональном уровне. Сегодня важную роль в регулировании глобальных процессов играют международные экономические организации, представ­ляющие собой одно из звеньев усложняющегося многоярусного механизма управления мирохозяйственных связей.

Процесс создания международных орга­низаций начался во второй половине прошлого века.В основе бурного роста международных организаций лежали и чисто экономические причины. XX в. характеризовался взрывным ростом международных экономических связей во всех фор­мах: торговли, вывоза капитала, производственного кооперирования, научно-технического взаимодействия, миграции рабочей силы. Сдвиги в сферах производства, коммуникаций, торговли, зарубежного инвестирования и финансов привели к невиданной прежде степени вовлеченности стран в мирохозяйственные связи и превратили мировую экономику в целостный глобальный орга­низм, спаянный уже не просто международным разделением труда, но и гигантскими по своим масштабам, порой всемирны­ми производственно-сбытовыми структурами, глобальной финан­совой системой и информационной сетью.В условиях глобализации межгосударственные границы при­менительно к экономическим отношениям приобрели новое значение, что потребовало создания и новой системы регулирова­ния, основанной на принципах либерализации и устранения торговых барьеров, обеспечения свободного движения капиталов и т.д.В сложившихся условиях особая роль в поиске новых механиз­мов регулирования была возложена на международные экономи­ческие организации. В настоящее время насчитывается более 4 тысяч международных организаций.

Наши рекомендации