Описание функциональных областей
Внутренняя жизнь организации состоит из большого количества различных действий и процессов. В зависимости от типа организации, ее размера и вида деятельности одни процессы могут занимать ведущее место, другие могут отсутствовать или осуществляться в небольшом объеме [3].
Во внутренней среде организации «Стройтрансгаз» можно выделить несколько групп функциональных процессов, которые охватывают деятельность организации и которые являются объектом управления со стороны менеджмента. Ими являются:
- производство;
- маркетинг;
- экономика и финансы;
- работа с кадрами;
- планирование;
- снабжение;
- правовое обеспечение;
- аккаунтинг (учет и анализ хозяйственной деятельности);
- менеджмент качества.
2.1.1 Производство в данной организации является доминирующей функциональной областью, занимает главенствующее место из-за сферы деятельности предприятия.
Производство -это процесс переработки или преобразования, направленный на изготовление я товаров или продуктов. Производство является основной задачей управления и представляет собой решающий фактор прибыльности и роста.
Основная задача производственного предприятия состоит в том, чтобы воспринять «на входе» факторы производства (затраты), переработать их и «на выходе» выдать готовую продукцию (результат). Что имеет название производственная деятельность.
Поскольку основной продукцией предприятия «Стройтрансгаз» являются здания и сооружения, то основными ресурсами для ее создания являются трудовые, материальные, производственные и финансовые ресурсы.
Основное производство организации «Стройтрансгаза» сосредоточено в:
- строительстве трубопроводных объектов (магистральные трубопроводы, газораспределительные системы, насосные и компрессорные станции, хранилища нефти и газа, обустройство месторождений, газохимические комплексы);
- промышленном строительстве (заводы, в том числе объекты общезаводского хозяйства);
- гражданском строительстве (гражданские здания и объекты социальной инфраструктуры);
- энергетическом строительстве (теплоэлектроцентрали, атомные электростанции, линии электропередачи, дизельные и газотурбинные электро-станции).
2.1.2 Маркетинг — это искусство и наука правильно выбирать целевой рынок, привлекать, сохранять и наращивать количество потребителей посредством создания у покупателя уверенности, что он представляет собой наивысшую ценность для компании, а также упорядоченный и целенаправленный процесс осознание проблем потребителей и регулирования рыночной деятельности.
Данное определение дает основатель теории маркетинга Филипп Котлер.
К числу основных субъектов маркетинга в любой сфере деятельности относятся производители того или иного продукта (товаров, услуг и др.), его потребители (покупатели, пользователи) и посредники. Соучаствовать в маркетинговых отношениях и действиях могут органы управления, целые сферы экономики (например, торговля), средства массовой информации, учебные и научные учреждения, организации и их системы [4].
Чтобы эффективно продвигать территорию, место, нужно знать:
- Какие люди, организации вовлечены в процесс принятия решения о выборе территории и каковы их роли?
- Какие критерии используются ими?
- Каковы типичные образцы, стереотипы, приемы инициирования, влияния и принятия решения по выбору территории?
Основными позициями маркетинга для продвижения товара компании «Стройтрансгаз» являются следующие:
А) Продукт. В данную позицию водит качество продуктов, способность работать с высокими технологиями, сырьевые ресурсы, уровень деловой активности.
Для ОАО «Стройтрансгаз» характерна разнообразность сооружаемых объектов, как по виду, так и по их территориальному расположению. Также для изготовления продукта у данной организации есть доступ ко всем необходимым ресурсам, существуют договоры с поставщиками продукции. Помимо этого используются современные технологии для постройки, например, поточно-расчлененный метод сварки труб с использованием высокопроизводительных автоматизированных комплексов, метод стресс-теста при проведении испытаний равнинной части газопровода, метод тоннельной щитовой проходки).
Б) Цена территориального продукта - это затраты, которые несут потребители территории.В случае компании «Стройтрансгаза» стоимость продукта составляется из следующего: стоимость проекта в части стройматериалов и оборудования, стоимость подготовительных работ, транспортные расходы, питание и проживание групп экспертов и руководителей компании.
Особую роль играют налоговые льготы и освобождения. В строительном производстве Налоговый кодекс определяет в качестве самостоятельного объекта налогообложения налогом на добавленную стоимость выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления.
В) Размещение, распределение продукта - материальных ресурсов, кадров высокоинтеллектуального потенциала.
С размещением и распределением материальных ресурсов (в том числе сырьевых) тесно связана проблема специфики строительной отрасли – привязанность к определенном месту. Таким образом, территориальное расположение объекта соответствует предпочтениям потребителя и заказчика.
Г) Продвижение продукта - это, прежде всего рекламная и PR-кампании, включая определение адресатов и каналов продвижения информации, ее оптимальных форм, носителей, объемов, временных режимов ее предъявления.
ОАО «Стройтрансгаз» активно сотрудничает со средствами массовой информации, отображая в них основные объемы производства, полученную прибыль или убытки, изменение уставного капитала. Наряду с этим в средствах массовой информации отображается изменения в организационной структуре - состава правительства, совета директоров и акционеров компании.
Традиционно выделяются четыре больших группы стратегий, нацеленных на привлечение посетителей, развитие промышленности или экспорта региональных продуктов. Эти стратегии условно могут быть названы: маркетинг имиджа, маркетинг притягательности, маркетинг инфраструктуры и маркетинг населения, персонала. Основными же направлениями для «Стройтрансгаза» являются маркетинг имиджа и маркетинг населения, персонала.
Маркетинг имиджа. Его основная цель - создание, развитие и распространение, обеспечение общественного признания положительного образа территории. Руководство компании проводит коммуникационные мероприятия, демонстрирующие открытость территории для контактов и позволяющие внешним субъектам лучше узнать ее, удостовериться в существенности имеющихся преимуществ. В ОАО «Стройтрансгаз» регулярно проводятся научно-технические семинары по актуальным проблемам нефтегазового строительства.
Маркетинг населения, персонала. Территории, характеризуемые разным состоянием дел, проблемами и потребностями в сфере занятости, выбирают разные стратегии. Из-за специфики производства имеет место адресный маркетинг, нацеленный на привлечение на территорию людей конкретных профессий, определенных уровней квалификации. Для пополнения отрасли молодыми специалистами ведется подготовка кадров на договорной основе с ведущими профильными вузами Российской Федерации. Студентам вручаются специальные стипендии и гранты, предлагается стажировка в компании с последующим предоставлением работы.
2.1.3Финансы и экономика.Финансы (от лат. financia — наличность, доход) — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.
Финансы - комплекс средств, инструментов и мероприятий, обеспечивающих принятие и реализацию финансовых решений. Инструменты финансового менеджмента: бюджетирование, финансовый анализ, привлечение заемных средств, размещение свободных средств, инвестиционное планирование, эмиссия, лизинг, факторинг, страхование рисков и др.
Экономика - комплекс средств, инструментов и мероприятий, обеспечивающих планирование затрат материальных и трудовых ресурсов, анализ и регулирование эффективности их использования. (Экономика – наука об эффективном использовании ограниченных ресурсов).
Эта функциональная область занимается такими проблемами и задачами как:
- разработка финансовой стратегии предприятия;
- формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений;
- осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности предприятия;
- разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности;
- осуществление эффективного контроля над реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности;
- управление активами, капиталом, инвестициями, денежными потоками и финансовыми рисками [5].
2.1.4 Правовое обеспечение.
Задачами юридической службы организации являются:
- обеспечение законности в деятельности организации; защиту прав и интересов организации;
- обеспечение правовыми средствами сохранности имущества, поддержание и развитие правовой культуры организации.
Благодаря тому, что предприятие «Стройтрансгаз» является акционерным обществом одной из приоритетных направлений правового обеспечения можно отнести сферу корпоративного облуживания, то есть обеспечение функционирования акционерного общества как организационно-правовой формы предпринимательской деятельности:
- обеспечение законности функционирования органов управления и контроля акционерной организации;
- участие в подготовке проектов решений совета директоров, коллегиального и единоличного органа;
- участие в работе, проводимой отделом ценных бумаг, а при его отсутствии - оформление выпуска и обращения ценных бумаг, подготовка отчетов о размещении ценных бумаг, отчетов эмитента по ценным бумагам в порядке, установленном органами;
- обеспечение информирования акционеров о деятельности организации, о проведении общих собраний акционеров и осуществление других мер, связанных с проведением общих собраний;
- консультирование акционеров организации по правовым вопросам [6].
Помимо этого юридическая служба может осуществлять следующие функции.
В сфере обеспечения законности в деятельности организации:
- проведение юридической экспертизы проектов локальных нормативных актов организации путем предварительной проверки соответствия действующему законодательству решений общего собрания акционеров и совета директоров, приказов, распоряжений, инструкций, других организационно-распорядительных документов, подготавливаемых в организации, а также участие в необходимых случаях в подготовке этих документов;
- подготовка предложений с участием заинтересованных служб о признании утратившими силу или об изменении локальных нормативных актов в связи с изменением действующего законодательства;
- обеспечение систематизированного учета локальных нормативных актов организации.
В сфере договорной работы (в работе с заказчиками, поставщиками):
- подготовка и участие совместно с заинтересованными службами проектов договоров, их юридическая экспертиза, визирование, представление руководителю организации предложений об устранении выявленных в ходе экспертизы договоров несоответствий действующему законодательству;
- участие в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной дисциплины, анализ причин неисполнения или ненадлежащего исполнения организацией и его контрагентами договорных обязательств, представление предложений об устранении выявленных недостатков [6].
В сфере претензионнойисковой работы (в случае невыполнения одной из сторон договора):
- подготовка совместно с заинтересованными службами претензий и исков, ответов на претензии и отзывов на иски от имени организации в суды общей юрисдикции и арбитражные суды;
- представительство с целью защиты интересов организации в судах общей юрисдикции и арбитражных судах;
- обеспечение анализа предъявления претензий и обобщение результатов рассмотрения судебных споров для постановки перед руководством вопросов об улучшении деятельности организации;
- участие в рассмотрении материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, и подготовки заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности;
- организация работы по обеспечению в организации установленного законодательством порядка приемки продукции по количеству и качеству;
- организация работы по учету претензий, исков, ответов на претензии и отзывов на иски и других документов, связанных с претензионнойисковой работой.
В сфере правового обеспечения социального партнерства и трудовых отношений:
- участие в разработке условий и в заключении коллективного договора;
- участие в подготовке и осуществлении мероприятий по укреплению трудовой дисциплины в организации, по пресечению фактов хищения или иного причинения убытков организации его работниками;
- подготовка заключений по предложениям должностных лиц организации о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности, юридическая экспертиза и визирование приказов, а в случае несоответствия приказа действующему законодательству - представление руководству предложений о законном решении того или иного вопроса;
- участие в заключении с работниками договоров об индивидуальной и коллективной материальной ответственности;
- участие в разработке ученических договоров, договоров о направлении работников на обучение;
- участие в подготовке аттестации работников, правовое обеспечение организации деятельности аттестационной комиссии;
- юридическое сопровождение всех форм работы с персоналом - конкурсный отбор, адаптация, ротация, стажировки, рост карьеры персонала;
- оказание правовой помощи профсоюзной организации и другим представительным органам работников (если таковые имеются в организации);
- представительство в уполномоченных органах по разрешению трудовых споров (конфликтов) [6].
2.1.5 Менеджмент качества. Качество — совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением [7].
Благодаря наличию конкуренции возникает необходимость создания процедур, повышающих качество продукции. Помимо этого возникает необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками. Эти характеристики подтверждаются сертификатом соответствия на продукцию. В настоящее время таким сертификатом является ISO 9000.
Показателями для оценки качества являются:
- показатели назначения характеризуют основную функциональную величину полезного эффекта от эксплуатации изделия;
- показатели надежности характеризуют изделие с точки зрения надежности эксплуатации — безотказность, ремонтопригодность, долговечность и т.д.;
- показатели технологичности — показатели, обеспечивающие рациональнее использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла;
- показатели стандартизации и унификации характеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными составными частями, а также уровень унификации по сравнению с другими изделиями. Все изделия могут быть подразделены на стандартные, унифицированные и оригинальные. Чем выше коэффициент стандартизации и унификации изделия, тем лучше с точки зрения производства и эксплуатации;
- экономические показатели отражают удобство эксплуатации изделия человеком. Взаимодействие человека с изделием выражается через комплекс антропометрических, физиологических и психологических свойств человека. Эстетические показатели характеризуют композиционное совершенство изделия (сочетание цветов, выразительность формы);
- показатели транспортабельности отражают степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения его свойств;
- патентно-правовые показатели характеризуют патентную защиту и патентную чистоту продукции;
- экологические показатели отражают степень влияния вредных воздействий на окружающую среду, которые возникают при хранении, эксплуатации или потреблении продукции;
- показатели безопасности определяют степень безопасности эксплуатации и хранения изделия, т.е. обеспечивают безопасность при соблюдении условий эксплуатации, ремонта, простоя [8].
Все указанные показатели в совокупности создают базу для сравнения с другой аналогичной продукцией, позволяют оценить их технический уровень и качество.
ОАО «Стройтрансгаз» регулярно подтверждает соответствие требования стандарта ISO внешними аудитами и проводит мероприятия по его улучшению, что обеспечивает конкурентные преимущества компании.
2.1.6 Снабжение - функциональная область предприятия, которая отвечает за обеспечение предприятия необходимыми для его деятельности основными и оборотными средствами производства.
Процесс снабжения – это совокупность операций, обеспечивающих предприятие необходимыми предметами и средствами труда. Основная задача предприятия по организации снабжения – своевременное бесперебойное и комплексное снабжение производства всеми необходимыми материальными ресурсами при минимальных издержках управления запасами.
Обеспечение производств сырьем, материалами, покупными полуфабрикатами и готовыми изделиями связано с выполнением таких функций, как закупка, транспортировка, складская переработка и другими.
В снабженческой деятельности любого предприятия можно выделить два основных вида функций: внешние и внутренние.
Внешние функции снабжения компании «Стройтрансгаз» определяют взаимоотношения предприятия с другими предприятиями-поставщиками, оптовыми и розничными торговыми фирмами, транспортными организациями:
- поиск возможных поставщиков материальных ресурсов, анализ и выбор наиболее подходящих из них; заключение договоров с поставщиками;
- установление рациональных хозяйственных связей по поставкам продукции на предприятие, заключение договоров с потребителями;
- выбор средств доставки материальных ресурсов от поставщиков и к потребителям, заключение договоров с транспортными фирмами.
Внутренние функции снабжения организации характеризуют взаимодействие службы снабжения с административными и производственными подразделениями данного предприятия:
- планирование материально-технического снабжение на основе баланса материальных ресурсов (плана снабжения);
- организация и планирование снабжения средствами и предметами труда производственных подразделений;
- лимитирование отпуска материалов со склада;
- подготовка материальных ресурсов к производственному потреблению, отпуск и доставка материальных ресурсов со склада на место их потребления;
- оперативное регулирование движения материальных ресурсов, контроль над их использованием на предприятии.
Принято выделять 2 формы снабжения:
- транзитная форма снабжения – предприятие получает сырье и материалы непосредственно от предприятий, их добывающих, обрабатывающих или производящих;
- складская форма снабжения – материальные ресурсы предприятие получает с баз и складов снабженческо-сбытовых организаций, оптовых и розничных торговых фирм [8].
Но на практике, в частности в рассматриваемой организации, доминирует первая форма – транзитная, поскольку является наиболее экономически эффективной формой.
2.1.7 Планирование (производственное). Каждая служба должна согласовывать действия со всеми подразделениями предприятия, чтобы работа предприятия была слаженной. Достигается такая согласованность в процессе выполнения особой управленческой функции, которая называется планирование.
Планирование представляет собой завершающий этап внутрипроизводственного планирования. Оно органически связано с технико-экономическим планированием, являясь его продолжением, осуществляемым в ходе выполнения годового плана. Оперативное планирование призвано обеспечить своевременное и качественное выполнение годовых заданий, предусмотренных планами социально-экономического развития предприятия или фирмы.
Оперативное планирование производства заключается в разработке важнейших объемных и календарных показателей производственно-хозяйственной деятельности предприятия. Всякий процесс оперативного планирования предусматривает выполнение экономистами-менеджерами таких этапов деятельности, как выбор стратегии развития предприятия, обоснование формы организации производства, определение логистической схемы движения материальных потоков, разработка основных календарно-плановых нормативов, оперативное планирование работы производственных подразделений, организационная подготовка производства, непосредственная организация оперативной работы, текущий контроль и регулирование хода производства[9].
Главная задача производственного планирования состоит в обеспечении на предприятии слаженного и ритмичного хода всех производственных процессов, в организации слаженной работы всех подразделений предприятия (объединения) для обеспечения равномерного, ритмичного выпуска продукции в установленных объёмах и номенклатуре при полном и рациональном использовании имеющихся экономических и производственных ресурсов с целью наибольшего удовлетворения основных потребностей рынка, и максимизации получаемой прибыли.
В процессе оперативно-производственного планирования:
- разрабатывается план выпуска продукции предприятием по месяцам года;
- выполняются объёмные расчёты загрузки оборудования и площадей;
- выбираются календарно-плановые нормативы;
- разрабатываются оперативно-календарные планы выпуска и графики производства узлов, деталей цехами, участками по месяцам, неделям, суткам, сменам (а иногда и часовым графикам);
- организуется сменно-суточное планирование [9].
Оперативное планирование производства играет главную роль в обеспечении своевременного выпуска и поставки продукции потребителям на основе рационального использования ограниченных экономических ресурсов в текущем периоде времени.
2.1.8 Работа с кадрами-данная функциональная область призвана для взаимодействия с сотрудниками предприятия. Основными задачи являются:
- прием кадров (баланс приема в разрезе подразделений, источники и каналы привлечения кадров, мотивы поступления, социально демографические характеристики поступающих, прогноз стабильности кадров, отсев на стадии приема, длительность оформления;
- адаптация вновь принятых работников (оценка подразделении по первому впечатлению поступающих, их приживаемость, работа с новичками в подразделениях);
- текучесть кадров (коэффициенты текучести в разрезе подразделений и социально-профессиональных групп, основные причины). По результатам анализа кадровой работы формировались статистические таблицы, аналитические выводы и конкретные предложения по совершенствованию кадровой работы. Результаты публиковались в специальном бюллетене [10].
Помимо этого одной из основных задач является переподготовка и повышение квалификации персонала компании. Конечные результаты профессионального обучения, в свою очередь, могут быть выражены в виде:
- роста прибыли;
- роста объемов продаж;
- роста производительности труда работников;
- увеличения потенциала сотрудников и всего предприятия в целом;
- снижения затрат на обеспечение функционирования предприятия и т.д.
При этом в практике профессионально-технического образования сложились две формы обучения персонала: внутрипроизводственная и непроизводственная [11].
Цель деятельности предприятия «Стройтрансгаз» в области обучения состоит в обеспечении:
- надлежащего уровня подготовки работника, соответствующего требованиям рабочего места (должности);
- условий для мобильности работника, как предпосылки к лучшему использованию и обеспечению занятости;
- возможности для продвижения работника как условия формирования мотивации и удовлетворенности трудом.
Таким образом, функцией данной области является обучение и стимулирование работника таким образом, чтобы был получен в итоге положительный эффект для предприятия и для самого сотрудника.
2.1.9 Аккаунтинг. Учетные процедуры — это последовательные действия для осуществления и оформления того или иного факта хозяйственной деятельности организации.
Объекты учета функционируют в рамках материально-технического снабжения, подготовки производства, производственного цикла, сбытовой и торговой деятельности, деятельности в области финансов и кредитования.
С помощью хозяйственного учета получают данные о работе каждой организации, отрасли, экономики страны в целом. Хозяйственный учет позволяет получить сведения о наличии материальных, трудовых и финансовых ресурсов, о финансовых результатах деятельности организации.
Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации об активах, обязательствах, доходах и расходах организации и их изменениях в стоимостном выражении. Эта система формируется путем сплошного, непрерывного, документального отражения всех хозяйственных операций [13].
Основополагающие характеристики бухгалтерского учета в совокупности представляют информационную систему, назначение которой в управлении хозяйством — измерять, обрабатывать и обобщать учетно-экономическую информацию, главным образом финансового характера, т.е. выраженную в стоимостных измерителях. Такая информация используется как внутренними, так и внешними пользователями бухгалтерской (отчетной) информации для выработки и поддержки управленческих решений, в том числе выборе оптимального варианта размещения ограниченных ресурсов для рентабельного функционирования организации [13].
Бухгалтерский учет охватывает наличие и движение (поступление, выбытие, распределение, списание) производственных запасов, денежных средств, затрат на производство и реализацию продукции, финансовых вложений и других хозяйственных средств и источников формирования указанных средств — собственных (собственный капитал) и заемных (привлеченный капитал). К заемным (привлеченным) относятся банковские кредиты и партнерские займы, а также обязательства организации перед штатными и нештатными работниками, акционерами, собственниками организации, государственными органами, поставщиками товарно-материальных ценностей, подрядчиками и т.п.
Таким образом, данная функциональная область ведет учет хозяйственной деятельности организации и представляет собойупорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе.