Россия в международной торговле
Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в международном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, научным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положением страны топливно-сырьевой специализации. До 90% ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 1,5%.
Высокие показатели российской экспортной квоты — 45% в 2000 г., в расчете по официальному обменному курсу Банка России, по сравнению с 7—8% в советское время — прямой результат утраты почти половины потенциала экономики страны в 90-е годы, роста цен и обесценения рубля после августа 1998 г. В то же время эта квота не является показателем диверсифицированной экономики, а скорее всего, свидетельствует об излишней зависимости от спроса внешнего рынка, конъюнктура которого на эти товары в долгосрочном плане может резко меняться. Наибольшая экспортная зависимость имеется у добывающей промышленности и отраслей первичного передела: в производстве энергоресурсов — 46% по нефти, 33% по газу, а в металлургии, деревопереработке, базовой химии и производстве минеральных удобрений экспортная квота достигает 70—80%.
В последние годы именно сырьевой экспорт благодаря высоким ценам на мировом рынке, особенно на нефть, стал локомотивом развития всего народного хозяйства и его дальнейшей топливно-сырьевой направленности. В 1996—2000 гг. экспорт увеличился более чем на 22%, обеспечив 6,5% прироста ВВП и решающий вклад в преодоление последствий кризиса 1998 г.
В кризисных условиях переходного периода России поступления от экспорта сыграли роль одного из немногих действенных инструментов стабилизации внутреннего финансового рынка, пополнения бюджета, поддержания курса рубля и накопления достаточно больших валютных резервов, столь необходимых для погашения высокого внешнего долга.
Данные о внешней торговле Российской Федерации приведены в табл. 26.4.
В 2003 г. товарооборот России впервые достиг отметки в 200 .млрд дол. с небывало крупным активом торгового баланса в 60 млрд дол. В то же время в структуре этого оборота за последнее десятилетие каких-либо серьезных позитивных изменений не произошло. Главное место в экспорте с тенденцией к дальнейшему увеличению занимает продукция добывающих отраслей — 55% в 2002 г. против 45% в 1990 г., металлы (соответственно около 19 и 16%), продукция химической и лесоперерабатывающей промышленности (около 12 и 9%), машины, оборудование и средства транспорта (9,5 и 18%), продовольствие и сельхозсырье (2,6 и 2,1%).
Российские поставки наукоемкой продукции на мировой рынок составляют 8—8,5 млрд дол., или 7—8% общего российского экспорта товаров и услуг. Однако главная часть этих поставок (6—7 млрд дол.) приходится на так называемую режимную продукцию — вооружение, товары и услуги атомной и ракетно-космической промышленности.
В импорте за эти же годы основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (соответственно 36 и 44%), продовольствие и сельхозсырье (22,5 и 22,7%), продукция химической промышленности (17 и 9%), текстиль и обувь (5 и 9%), а также некоторые металлы (6 и 5%).
Сохраняющаяся в последние годы относительно высокая прибыльность сырьевого экспорта и сложившаяся с учетом этого экономическая политика и интересы ведущих промышленно-финансовых групп дают мало надежд на масштабный перелив доходов в сектора обрабатывающей промышленности Российской Федерации. Более того, крупные активы все еще продолжают уводиться за границу.
Как известно, топливно-сырьевая специализация бесперспективна, поскольку фактически означает проедание национального богатства, серьезно подрывает производственный и научно-технический потенциал развития нации и в конечном итоге ее международную конкурентоспособность. Изменение же экспортной ориентации возможно лишь при активном государственном вмешательстве, что представляется крайне непростым делом.
Улучшение международной специализации России было бы возможно по следующим основным направлениям. Во-первых, это серьезная диверсификация существующего экспорта за счет повышения степени обработки выпускаемой продукции, расширения номенклатуры основных товарных групп экспорта, более активного вовлечения в внешнеэкономическую деятельность новых регионов страны. Это, пожалуй, наименее затратный путь.
Другим путем является всемерное расширение отечественного высокотехнологичного экспорта, в том числе продукции электротехники, электроники, научного приборостроения, спецтехники и вооружения, товаров и услуг атомной и авиаракстной отраслей. Потенциальные возможности выхода на внешний рынок для этих отраслей предоставляет бурно развивающаяся в мире технологическая и производственная кооперация. Трудностями на этом пути сегодня выступают сравнительно низкое качество отечественной продукции, отсутствие выхода на потребительский рынок многих видов специальной техники и услуг, нарушение ранее сложившихся связей между наукой и производством, его в основном устаревшая технологическая база. Возможности для финансового обеспечения этих направлений имеются у России в виде рекордно высокого золотовалютного резерва (порядка 100 млрд дол. в середине 2004 г.) и достаточно крупных средств, накопленных в «стабилизационном фонде», главным образом благодаря крайне благоприятной конъюнктуре на мировом нефтяном рынке.
Кроме того, реальный путь успешного выхода наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки в сфере наиболее динамичного сектора мировой экономики и международной торговли -— обрабатывающей промышленности лежит через широкую кооперацию с передовыми компаниями промышленно развитых стран.
Главной торгово-политической проблемой для России сегодня является нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международной торговле. В ходе переговоров со стороны наиболее влиятельных членов этой организации, так называемых квадро, т.е. США, ЕС, Японии и Канады, к России предъявляются требования, которые не обязательны для вступающих стран. В их числе полная отмена импортных пошлин на широкую гамму товаров, отказ от регулирования внутренних цен (тарифов) на энергоносители и их повышение до уровня мировых, масштабная либерализация сектора услуг, ограничение государственной поддержки сельского хозяйства и субсидий для экспортеров аграрной продукции. Эти требования говорят о стремлении принять Россию на условиях, отличных от «стандартных», т.е. на условиях, которые ВТО обычно применяет к странам, имеющим слабые конкурентные позиции.
Следует учитывать, что степень либерализации российского импорта и так уже является довольно высокой. Так, среднеарифметический уровень пошлин в России в 2001 г. составил 11,8% против 7.8% в 1993 г. Для ЕС этот показатель равен 3,9 и 3,7% соответственно, США —4,0 и 5,6%. Вместе с тем известно, что более высокий уровень таможенной защиты по сравнению с российским уже имеют Индия, Китай, Вьетнам, Румыния, Болгария, Мексика, Бразилия и ряд других стран, относительно недавно ставших членами ВТО.
Суть дискуссии в нашей стране по вопросу участия в ВТО сводится к тому, что оно не должно быть самоцелью и не может быть достигнуто любой пеной. Главная выгода для страны, если она присоединится к ВТО, состоит в «добровольно-принудительном» формировании действительно рыночной, конкурентной среды, где все участники внешнеэкономической деятельности должны будут соблюдать установленные в мире правила игры. В результате постепенно, в течение заранее оговоренного переходного периода будет создана предсказуемая и надежная организационно-правовая основа для устойчивого и уверенного дальнейшего экономического роста России.
Основные термины и определения
Основные торговые державы — экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония. Франция и Великобритания.
Индекс условий торговли — отношение средних цеп экспорта к средним ценам импорта, т.е. покупательная способное ib 100 единиц экспорта, выраженных в единицах импорта.
Вопросы для самоконтроля
Раскройте сущность понятий «международное разделение труда»; «международная специализация и кооперация», покажите их роль в развитии мировой торговли и глобального производства.
В чем проявляются «сравнительные преимущества» участия страны в мировой торговле?
Назовите основные показатели, характеризующие степень участия страны в международной торговле.
Как проявляется взаимосвязь торговли товарами и услугами?
Какие товары и услуги определяют развитие современной международной торговли?
Каковы главные направления и особенности современной торговой политики (двусторонней и многосторонней)?
В чем особенности применения режима наибольшего благопри-ятствия и национального режима?
В чем заключается специфика участия России в международной торговле, особенности ее товарной структуры экспорта и импорта?
В чем отличие ВТО от других международ}!ых экономических организаций?
10. На каких условиях возможно присоединение России к ВТО?
Литература
Бюллетени иностранной коммерческой информации (БИКИ) за 2003—2004 гг. М.: ВНИКИ.
Внешнеэкономический бюллетень. Ежемесячный деловой журнал за 2003—2004 гг. М.: ВАВТ.
Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ВАВТ, 2000.
Дюмулен PL И. Международная торговля услугами. М.: ВАВТ,2001.
Дюмулен И.И. Таможенно-тарифное регулирование (зарубежный опыт)М.: ВАВТ, 1998.
Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО, 2002.
Орешкин В.Л. Показатели развития мировой экономики, экономики зарубежных стран и России, международной торговли и внешней торговли России. М: ВАВТ, 2003.
Пискулов Ю.В., Сельцовский В.Л. Мировая экономика и торговля: Статистический справочник. М., 1998.
Пискулов Ю.В., Чурин Н.Ф. Научно-техническая политика ведущих стран мира и ее влияние на международную торговлю. М: ВАВТ, 2004.
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Глава 27
Международная торговля товарами представляет аарейшую и важнейшую сферу международного бизнеса, в которой постоянно совершаются коммерческие сделки. К основным коммерческим сделкам, оформляемым контрактами купли-продажи или контрактами на безвалютной основе (при равноценном, сбалансированном обмене товарами), относятся экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные сделки.
Экспортные сделки — это коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров национального производства. Для осуществления сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучить таможенный режим страны-импортера, провести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара (офферты), провести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта.
Импортные сделки связаны с покупкой и ввозом иностранных товаров в страну для реализации их на внутреннем рынке. Для осуществления сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересующие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообразный способ закупки товаров, проводит переговоры, подписывает контракт на импорт товаров и обеспечивает своевременную оплату.
Реэкспортные сделки — коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без его переработки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкспортирующей. Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортера предлагаются более выгодные условия, чем стране импортера. Реэкспортирующая страна является в таких сделках посредником.
Реимпортные сделки — несостоявшиеся экспортные сделки. В таких случаях возвращаются в страну ранее вывезенные из нее товары, не проданные на внешних рынках.
Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров взамен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта). Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта, поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт первичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обеспечить себе возможность импорта товаров.
Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспортной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать тс товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта готовой наукоемкой продукции. В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40% международного товарооборота приходится на сырьевые товары, 60% — на готовую промышленную продукцию.
Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного или общественного потребления, а также конкурентоспособными, т.е. быть более удобным и выгодным покупателю, чем другой товар, удовлетворяющий те же потребности. Между потребительскими свойствами товара и его конкурентоспособностью есть закономерная связь: всякий конкурентоспособный товар обладает потребительскими свойствами, но не каждый товар, обладающий такими свойствами, конкурентоспособен.
«Конкурентоспособность товаров» — понятие интегральное и относительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное — потому, что конкурентоспособность товара определяется только в сравнении с другими товарами в конкретное время и на конкретном рынке.
Товары принято делить на потребительские (личного использования) и производственного назначения.
Товары личного использования делятся на три группы:
изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко;
изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо значительное число раз, после чего приобретаются снова и часто;
услуги — действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект.
Товары производственного назначения классифицируются на следующие категории: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье. Такое деление товаров производственного назначения основано на различном отношении покупателя к этим товарам, а также на специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания, снабжению запасными частями, характеристике складов и многим иным аспектам торговли.
Встречная торговля товарами
Встречная торговля -— самый давний вид международно торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное развитие в международном товарообмене. К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином контракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести полный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.
Таким образом, суть встречной торговли заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей страны, а заранее предназначаются для продажи в других странах. Большое распространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экспортером встречных товаров специальным торговым компаниям.
По экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии — экспортная операция, на второй — встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многоопсрационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров — через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспортной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведет к росту расходов на обращение. Тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается. Она занимает 40% мирового товарооборота и в ней участвуют более 100 стран.
Бартерные операции. Это наиболее традиционная разновидность встречной торговли, безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности могут быть мировые цены, рассчитанные на основе доказательных конкурентных материалов.
Использование договорных цен может удовлетворять хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным интересам.
Бартерный контракт — два контракта купли-продажи. Условия обоих кон трактов должны быть полиостью идентичны (по штрафным санкциям, условиям страхования, форс-мажорным условиям и др.). При бартерных операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если основной экспортер опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополнительное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как товары и по стоимости, и по дефицитности различны.
В бартерных операциях участвуют банки, но они играют роль простых кредиторов на период от поставки до реализации встречного товара. Бартерный контракт носит разовый характер.
Встречные закупки. В большинстве случаев экспортеры принимают на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импортеров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Величина встречных закупок зависит от остроты конкуренции между экспортерами и колеблется от 5 до 100% сумм экспортных контрактов. Стремясь компенсировать потери, экспортеры повышают цены на экспортируемые товары. По данным ООН, они не превышают следующих размеров: 3% — при объеме встречных обязательств до 10% суммы основного экспортного контракта; 6% — при обязательствах до 20%; 10% — до 30%; 20% — до 50%.
Выкуп устаревшей продукции. При поставке новых товаров экспортер выкупает устаревшие модели, а их остаточная стоимость засчиты-вается в стоимость новых товаров. Выкуп устаревшей продукции является одним из эффективных способов увеличения продаж в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. Наиболее широко этот способ торговли применяется при сбыте легковых автомобилей, сельхозмашин, ЭВМ и др. В Западной Европе в конце 80-х годов более 70% новых легковых автомобилей сбывалось при выкупе устаревших моделей.
При выкупе товаров длительного пользования фирмы-изготовители обновляют эти товары и реализуют их на том же рынке более бедным слоям населения («секонд хэнд»). Много такой продукции приобретают развивающиеся страны. Это позволяет компаниям получать прибыли даже при затратах на выкуп, реновацию и повторный сбыт.
Операции с давальческим сырьем. Операции с давальческим сырьем имеют признаки встречной торговли, они являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными. По заключенным контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует продукты переработки или готовую продукцию, другая — перерабатывает это сырье (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку.
Как и во встречной торговле, взаимные обязательства сторон оформляются одним контрактом. Оценке подлежит стоимость сырья, переработки и готовой продукции. В этом операции по переработке давальческого сырья отвечают принципам подрядных договоров.
Компенсационные операции. От бартерной сделки компенсационная сделка отличается двумя моментами:
в бартерной сделке обменивают товар на товар, а в компенсационной — список товаров на список товаров;
бартерная операция строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть разница между стоимостью взаимных поставок.
Техника осуществления компенсационной сделки такова:
каждый контрагент готовит два списка товаров: в одном товары, которые он может предложить, в другом — товары, которые он хотел бы приобрести;
на переговорах контрагенты обсуждают номенклатуру поставляемых товаров и в результате составляют два списка;
контракт подписывается с двумя перечнями товаров, поставляемых друг другу, с указаниями цен.
Если между суммами поставляемых товаров есть разница, то она должна храниться контрагентом-должником на специальном счете в банке страны контрагента, поставляющего товар на большую сумму. Эта разница должна быть потрачена должником в стране контрагента, поэтому она называется «неконвертируемым сальдо».
Торговля готовой продукцией
Торговля готовой продукцией, предназначенной для конечного потребления, осуществляется напрямую или через посредников. Готовая продукция делится на четыре группы:
машины, оборудование, приборы;
сырьевые товары;
продовольственные товары;
потребительские товары.
Особенности торговли машинами и оборудованием заключаются в следующем:
отношения между продавцом и покупателем, как правило, не завершаются после поставки товара;
почти все виды машин и оборудования проходят предпродажный сервис за счет продавца (распаковка, расконсервация, проверка заводских регулировок, обкатка, монтаж);
послепродажный сервис должен обеспечить бесперебойную работу оборудования в течение всего времени его физического износа, которое разделяется на гарантийный и послегарантийный периоды.
Поэтому, подписывая контракт на импорт машинотехнических изделий, импортеру необходимо также заключить контракт на монтаж оборудования, контракт на обучение местного персонала работе на оборудовании, контракт на техническое обслуживание приобретенного оборудования в гарантийный и в послегарантийный периоды, а также контракт на поставку дополнительного комплекта запчастей.
Экспортно-импортные операции с сырьевыми товарами имеют следующие особенности:
контракты на поставку сырья носят долгосрочный характер, так как импортер стремится обеспечить себе непрерывный процесс производства на импортируемом сырье;
длительность сделок приводит к необходимости ежегодно индексировать цены;
для обеспечения непрерывности производственных процессов должен строго соблюдаться график равномерной поставки сырья.
Особенность торговли продовольственными товарами состоит в том, что потребители не закупают товары на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляют посреднические фирмы за свой счет по оптовым ценам, которые ниже цен реализации на рынках сбыта.
Операции с потребительскими товарами также осуществляются через посредников. Реализации товаров обязательно должны предшествовать реклама и пробные продажи. Успех сбыта потребительских товаров определяется качеством и широким ассортиментом товаров.
В разобранном виде наиболее часто экспортируются машины, оборудование, строительные конструкции, мебель и др. На ввоз продукции в разобранном виде развивающиеся страны обычно устанавливают пониженные таможенные пошлины. Это делается для того, чтобы стимулировать именно этот способ поставки, так как он содействует развитию национальной промышленности и повышению занятости внутри страны.
Поставщики из промышленно развитых стран с высоким уровнем заработной платы стремятся получить дополнительную прибыль за счет сборки изделий в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. В некоторых случаях конструкция экспортируемой продукции такова, что ее транспортировка на рынки сбыта дешевле в разобранном виде, чем в собранном. Например, транспортировка морем тракторов в разобранном виде в 2—3 раза дешевле, чем заранее собранных.
Однако использование этого способа выхода на внешние рынки предъявляет дополнительные требования к экспортерам:
изделие должно быть разобрано в такой степени, чтобы его сборка не потребовала слишком высокой квалификации иностранных рабочих при сохранении, однако, высокого качества собранного изделия;
точность изготовления отдельных частей и агрегатов должна полностью исключать необходимость в подгоночных работах при сборке;
—- разделение изделия на узлы должно дать максимальную экономию на транспортных расходах;
график поставок узлов и деталей должен обеспечивать непрерывность и ритмичность сборки изделия на территории импортера;
склады запасов узлов и деталей за границей должны быть оптимальными по объему, так как значительные запасы замедляют оборот капитала, а малые повышают опасность сбоя сборочного производства.
Особое внимание при подписании контрактов следует уделять четкому разделению ответственности за качество готовой продукции между поставщиками и фирмами, непосредственно выполняющими сборочные работы.