Россия в международной торговле

Современное положение России в международной торговле явно диссонирует сложившимся направлениям и тенденциям участия в между­народном разделении труда подавляющего большинства стран. Обладая уникальными природными ресурсами, крупным производственным, науч­ным и кадровым потенциалом, Россия до сих пор довольствуется положе­нием страны топливно-сырьевой специализации. До 90% ее экспорта составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 1,5%.

Высокие показатели российской экспортной квоты — 45% в 2000 г., в расчете по официальному обменному курсу Банка России, по сравнению с 7—8% в советское время — прямой результат утраты почти половины потенциала экономики страны в 90-е годы, роста цен и обесценения рубля после августа 1998 г. В то же время эта квота не является показателем диверсифицированной экономики, а скорее всего, свидетельствует об излишней зависимости от спроса внешнего рынка, конъюнктура которого на эти товары в долгосрочном плане может резко меняться. Наибольшая экспортная зависимость имеется у добывающей промышленности и отрас­лей первичного передела: в производстве энергоресурсов — 46% по нефти, 33% по газу, а в металлургии, деревопереработке, базовой химии и произ­водстве минеральных удобрений экспортная квота достигает 70—80%.

В последние годы именно сырьевой экспорт благодаря высоким ценам на мировом рынке, особенно на нефть, стал локомотивом развития всего народного хозяйства и его дальнейшей топливно-сырьевой направленности. В 1996—2000 гг. экспорт увеличился более чем на 22%, обеспечив 6,5% прироста ВВП и решающий вклад в преодоление последствий кризиса 1998 г.

В кризисных условиях переходного периода России поступления от экспорта сыграли роль одного из немногих действенных инструментов стабилизации внутреннего финансового рынка, пополнения бюджета, под­держания курса рубля и накопления достаточно больших валютных резервов, столь необходимых для погашения высокого внешнего долга.

Данные о внешней торговле Российской Федерации приведены в табл. 26.4.

Россия в международной торговле - student2.ru

В 2003 г. товарооборот России впервые достиг отметки в 200 .млрд дол. с небывало крупным активом торгового баланса в 60 млрд дол. В то же время в структуре этого оборота за последнее десятилетие каких-либо серь­езных позитивных изменений не произошло. Главное место в экспорте с тенденцией к дальнейшему увеличению занимает продукция добывающих отраслей — 55% в 2002 г. против 45% в 1990 г., металлы (соответственно около 19 и 16%), продукция химической и лесоперерабатывающей про­мышленности (около 12 и 9%), машины, оборудование и средства транс­порта (9,5 и 18%), продовольствие и сельхозсырье (2,6 и 2,1%).

Российские поставки наукоемкой продукции на мировой рынок составляют 8—8,5 млрд дол., или 7—8% общего российского экспорта товаров и услуг. Однако главная часть этих поставок (6—7 млрд дол.) при­ходится на так называемую режимную продукцию — вооружение, товары и услуги атомной и ракетно-космической промышленности.

В импорте за эти же годы основной статьей продолжают оставаться машины, оборудование и средства транспорта (соответственно 36 и 44%), продовольствие и сельхозсырье (22,5 и 22,7%), продукция химической промышленности (17 и 9%), текстиль и обувь (5 и 9%), а также некоторые металлы (6 и 5%).

Сохраняющаяся в последние годы относительно высокая прибыль­ность сырьевого экспорта и сложившаяся с учетом этого экономическая политика и интересы ведущих промышленно-финансовых групп дают мало надежд на масштабный перелив доходов в сектора обрабатывающей про­мышленности Российской Федерации. Более того, крупные активы все еще продолжают уводиться за границу.

Как известно, топливно-сырьевая специализация бесперспективна, поскольку фактически означает проедание национального богатства, серь­езно подрывает производственный и научно-технический потенциал разви­тия нации и в конечном итоге ее международную конкурентоспособность. Изменение же экспортной ориентации возможно лишь при активном госу­дарственном вмешательстве, что представляется крайне непростым делом.

Улучшение международной специализации России было бы возмож­но по следующим основным направлениям. Во-первых, это серьезная диверсификация существующего экспорта за счет повышения степени обработки выпускаемой продукции, расширения номенклатуры основных товарных групп экспорта, более активного вовлечения в внешнеэкономи­ческую деятельность новых регионов страны. Это, пожалуй, наименее за­тратный путь.

Другим путем является всемерное расширение отечественного высоко­технологичного экспорта, в том числе продукции электротехники, электро­ники, научного приборостроения, спецтехники и вооружения, товаров и ус­луг атомной и авиаракстной отраслей. Потенциальные возможности выхода на внешний рынок для этих отраслей предоставляет бурно развивающаяся в мире технологическая и производственная кооперация. Трудностями на этом пути сегодня выступают сравнительно низкое качество отечествен­ной продукции, отсутствие выхода на потребительский рынок многих ви­дов специальной техники и услуг, нарушение ранее сложившихся связей между наукой и производством, его в основном устаревшая технологи­ческая база. Возможности для финансового обеспечения этих направле­ний имеются у России в виде рекордно высокого золотовалютного резерва (порядка 100 млрд дол. в середине 2004 г.) и достаточно крупных средств, накопленных в «стабилизационном фонде», главным образом благодаря крайне благоприятной конъюнктуре на мировом нефтяном рынке.

Кроме того, реальный путь успешного выхода наших предприятий на остро конкурентные мировые рынки в сфере наиболее динамичного сек­тора мировой экономики и международной торговли -— обрабатывающей промышленности лежит через широкую кооперацию с передовыми ком­паниями промышленно развитых стран.

Главной торгово-политической проблемой для России сегодня явля­ется нахождение приемлемых условий присоединения к ВТО, которое открывает пути к равноправному участию нашей страны в международ­ной торговле. В ходе переговоров со стороны наиболее влиятельных чле­нов этой организации, так называемых квадро, т.е. США, ЕС, Японии и Канады, к России предъявляются требования, которые не обязательны для вступающих стран. В их числе полная отмена импортных пошлин на широ­кую гамму товаров, отказ от регулирования внутренних цен (тарифов) на энергоносители и их повышение до уровня мировых, масштабная либера­лизация сектора услуг, ограничение государственной поддержки сельского хозяйства и субсидий для экспортеров аграрной продукции. Эти требова­ния говорят о стремлении принять Россию на условиях, отличных от «стан­дартных», т.е. на условиях, которые ВТО обычно применяет к странам, имеющим слабые конкурентные позиции.

Следует учитывать, что степень либерализации российского импорта и так уже является довольно высокой. Так, среднеарифметический уро­вень пошлин в России в 2001 г. составил 11,8% против 7.8% в 1993 г. Для ЕС этот показатель равен 3,9 и 3,7% соответственно, США —4,0 и 5,6%. Вместе с тем известно, что более высокий уровень таможенной защиты по сравнению с российским уже имеют Индия, Китай, Вьетнам, Румыния, Болгария, Мексика, Бразилия и ряд других стран, относительно недавно ставших членами ВТО.

Суть дискуссии в нашей стране по вопросу участия в ВТО сводится к тому, что оно не должно быть самоцелью и не может быть достигнуто любой пеной. Главная выгода для страны, если она присоединится к ВТО, состоит в «добровольно-принудительном» формировании действительно рыночной, конкурентной среды, где все участники внешнеэкономической деятельности должны будут соблюдать установленные в мире правила игры. В результате постепенно, в течение заранее оговоренного переход­ного периода будет создана предсказуемая и надежная организационно-правовая основа для устойчивого и уверенного дальнейшего экономиче­ского роста России.

Основные термины и определения

Основные торговые державы — экономически высокоразвитые страны, в первую очередь США, Германия, Япония. Франция и Велико­британия.

Индекс условий торговли — отношение средних цеп экспорта к средним ценам импорта, т.е. покупательная способное ib 100 единиц экс­порта, выраженных в единицах импорта.

Вопросы для самоконтроля

Раскройте сущность понятий «международное разделение труда»; «международная специализация и кооперация», покажите их роль в развитии мировой торговли и глобального производства.

В чем проявляются «сравнительные преимущества» участия страны в мировой торговле?

Назовите основные показатели, характеризующие степень учас­тия страны в международной торговле.

Как проявляется взаимосвязь торговли товарами и услугами?

Какие товары и услуги определяют развитие современной между­народной торговли?

Каковы главные направления и особенности современной торго­вой политики (двусторонней и многосторонней)?

В чем особенности применения режима наибольшего благопри-ятствия и национального режима?

В чем заключается специфика участия России в международной торговле, особенности ее товарной структуры экспорта и импорта?

В чем отличие ВТО от других международ}!ых экономических организаций?

10. На каких условиях возможно присоединение России к ВТО?

Литература

Бюллетени иностранной коммерческой информации (БИКИ) за 2003—2004 гг. М.: ВНИКИ.

Внешнеэкономический бюллетень. Ежемесячный деловой журнал за 2003—2004 гг. М.: ВАВТ.

Дюмулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: ВАВТ, 2000.

Дюмулен PL И. Международная торговля услугами. М.: ВАВТ,2001.

Дюмулен И.И. Таможенно-тарифное регулирование (зарубежный опыт)М.: ВАВТ, 1998.

Орешкин В.А. Внешнеэкономический комплекс России в услови­ях интеграции в мировое хозяйство. М.: ИМЭМО, 2002.

Орешкин В.Л. Показатели развития мировой экономики, экономики зарубежных стран и России, международной торговли и внешней торговли России. М: ВАВТ, 2003.

Пискулов Ю.В., Сельцовский В.Л. Мировая экономика и торговля: Статистический справочник. М., 1998.

Пискулов Ю.В., Чурин Н.Ф. Научно-техническая политика веду­щих стран мира и ее влияние на международную торговлю. М: ВАВТ, 2004.

СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ
МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Глава 27

Международная торговля товарами представляет аарейшую и важ­нейшую сферу международного бизнеса, в которой постоянно соверша­ются коммерческие сделки. К основным коммерческим сделкам, оформ­ляемым контрактами купли-продажи или контрактами на безвалютной основе (при равноценном, сбалансированном обмене товарами), относятся экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные сделки.

Экспортные сделки — это коммерческая деятельность, связанная с продажей и вывозом за границу товаров национального производства. Для осуществления сделки экспортер должен изучить конъюнктуру рынка, выбрать целесообразную стратегию поведения на рынке, изучить тамо­женный режим страны-импортера, провести рекламу своего товара, направить перспективным покупателям предложения на продажу товара (офферты), провести переговоры и подписать с одним из них контракт, а затем проводить контроль исполнения контракта.

Импортные сделки связаны с покупкой и ввозом иностранных това­ров в страну для реализации их на внутреннем рынке. Для осуществления сделки инициативу проявляет импортер. Он изучает цены на интересу­ющие его товары, выбирает потенциальных экспортеров и целесообраз­ный способ закупки товаров, проводит переговоры, подписывает контракт на импорт товаров и обеспечивает своевременную оплату.

Реэкспортные сделки — коммерческая деятельность, связанная с про­дажей и вывозом из страны ранее ввезенного в нее товара без его перера­ботки. Страна, которая ввозит, а затем вывозит товар, называется реэкс­портирующей. Эти сделки применяются, когда реэкспортирующей стране страной экспортера предлагаются более выгодные условия, чем стране импортера. Реэкспортирующая страна является в таких сделках посредником.

Реимпортные сделки — несостоявшиеся экспортные сделки. В таких случаях возвращаются в страну ранее вывезенные из нее товары, не про­данные на внешних рынках.

Международный обмен товарами экономически целесообразен для страны, если она затрачивает на производство экспортных товаров меньше общественного труда, чем должна затратить на производство товаров вза­мен импортируемых (на средства, вырученные от экспорта). Следовательно, товарообмен может быть выгоден всем странам при условии правильного формирования структуры экспорта и импорта, поэтому необходимо увеличивать масштабы внешнеторгового обмена. При этом экспорт пер­вичен, так как страна должна, получив за экспортный товар валюту, обес­печить себе возможность импорта товаров.

Для достижения наибольшего экономического эффекта от участия в международном разделении труда следует развивать производство экспорт­ной продукции, которая позволяет получить наибольшую валютную выручку на единицу затрат общественного труда, и импортировать тс товары, собственное производство которых потребовало бы наибольших затрат общественного труда на единицу затрачиваемых валютных средств. Наибольший эффект достигается от экспорта готовой наукоемкой продук­ции. В мировой торговой практике сложилось такое соотношение: 40% международного товарооборота приходится на сырьевые товары, 60% — на готовую промышленную продукцию.

Товар должен обладать двумя группами свойств: потребительскими, т.е. быть полезным для личного или общественного потребления, а также конкурентоспособными, т.е. быть более удобным и выгодным покупате­лю, чем другой товар, удовлетворяющий те же потребности. Между потребительскими свойствами товара и его конкурентоспособностью есть закономерная связь: всякий конкурентоспособный товар обладает потре­бительскими свойствами, но не каждый товар, обладающий такими свой­ствами, конкурентоспособен.

«Конкурентоспособность товаров» — понятие интегральное и отно­сительное. Интегральное, так как его можно разложить на отдельные составляющие, а относительное — потому, что конкурентоспособность товара определяется только в сравнении с другими товарами в конкретное время и на конкретном рынке.

Товары принято делить на потребительские (личного использования) и производственного назначения.

Товары личного использования делятся на три группы:

изделия длительного пользования, приобретаемые сравнительно редко;

изделия краткосрочного пользования, которые потребляются либо сразу, либо значительное число раз, после чего приобретаются снова и часто;

услуги — действия, результатом которых является либо какое-нибудь изделие, либо тот или иной полезный эффект.

Товары производственного назначения классифицируются на следу­ющие категории: основное оборудование, вспомогательное оборудование, узлы и агрегаты, основные материалы, вспомогательные материалы и сырье. Такое деление товаров производственного назначения основано на различном отношении покупателя к этим товарам, а также на специфике предъявляемых требований к способам продажи, обслуживания, снабже­нию запасными частями, характеристике складов и многим иным аспектам торговли.

Встречная торговля товарами

Встречная торговля -— самый давний вид международно торговли, заключавшийся ранее в натуральном обмене товарами. В современных условиях она приобрела новое содержание и получила определенное раз­витие в международном товарообмене. К встречной торговле относятся такие внешнеторговые операции, при совершении которых в едином конт­ракте фиксируются твердые обязательства контрагентов произвести пол­ный или частично сбалансированный обмен товарами. Во втором случае разница в стоимости покрывается денежными платежами.

Таким образом, суть встречной торговли заключается в полной или частичной оплате импорта встречным экспортом. Одной из особенностей встречной торговли является расширение практики встречных закупок экспортерами тех товаров, которые не используются для своей страны, а заранее предназначаются для продажи в других странах. Большое рас­пространение получила практика перепоручения сбыта закупаемых экс­портером встречных товаров специальным торговым компаниям.

По экономической сущности встречная торговля включает две стадии обмена: на первой стадии — экспортная операция, на второй — встречная импортная. Затем может быть стадия реализации товаров на внутреннем рынке или дополнительная экспортная операция. Многоопсрационность встречной торговли ведет к снижению эффективности экспорта вследствие необходимости дополнительного финансирования процесса обращения товаров — через посредников. Кроме того, из-за удлинения цикла экспорт­ной операции во времени увеличиваются сроки оборота денежных средств, что ведет к росту расходов на обращение. Тем не менее встречная торговля в последние годы интенсивно развивается. Она занимает 40% мирового товарооборота и в ней участвуют более 100 стран.

Бартерные операции. Это наиболее традиционная разновидность встречной торговли, безвалютный, но оцененный, сбалансированный обмен товарами. Гарантией эквивалентности могут быть мировые цены, рассчи­танные на основе доказательных конкурентных материалов.

Использование договорных цен может удовлетворять хозрасчетные интересы отдельных предприятий, но не отвечает общегосударственным интересам.

Бартерный контракт — два контракта купли-продажи. Условия обоих кон трактов должны быть полиостью идентичны (по штрафным санк­циям, условиям страхования, форс-мажорным условиям и др.). При бар­терных операциях взаимные претензии решаются дополнительными поставками или удержанием товаров. Например, если основной экспортер опоздал с поставкой, то на сумму штрафа он должен поставить дополни­тельное количество товара, но в контракте должно быть указано, какими товарами будет осуществляться дополнительная поставка, так как товары и по стоимости, и по дефицитности различны.

В бартерных операциях участвуют банки, но они играют роль прос­тых кредиторов на период от поставки до реализации встречного товара. Бартерный контракт носит разовый характер.

Встречные закупки. В большинстве случаев экспортеры принима­ют на себя встречные обязательства по закупкам под давлением импорте­ров, но встречный товар покупают не на полную сумму экспорта. Величина встречных закупок зависит от остроты конкуренции между экспортерами и колеблется от 5 до 100% сумм экспортных контрактов. Стремясь компен­сировать потери, экспортеры повышают цены на экспортируемые товары. По данным ООН, они не превышают следующих размеров: 3% — при объеме встречных обязательств до 10% суммы основного экспортного контракта; 6% — при обязательствах до 20%; 10% — до 30%; 20% — до 50%.

Выкуп устаревшей продукции. При поставке новых товаров экс­портер выкупает устаревшие модели, а их остаточная стоимость засчиты-вается в стоимость новых товаров. Выкуп устаревшей продукции является одним из эффективных способов увеличения продаж в условиях жесткой конкуренции на рынках сбыта. Наиболее широко этот способ торговли применяется при сбыте легковых автомобилей, сельхозмашин, ЭВМ и др. В Западной Европе в конце 80-х годов более 70% новых легковых автомоби­лей сбывалось при выкупе устаревших моделей.

При выкупе товаров длительного пользования фирмы-изготовители обновляют эти товары и реализуют их на том же рынке более бедным слоям населения («секонд хэнд»). Много такой продукции приобретают разви­вающиеся страны. Это позволяет компаниям получать прибыли даже при затратах на выкуп, реновацию и повторный сбыт.

Операции с давальческим сырьем. Операции с давальческим сырьем имеют признаки встречной торговли, они являются сбалансированными, безвалютными и заранее оцененными. По заключенным контрактам одна из сторон экспортирует исходное сырье и импортирует продукты перера­ботки или готовую продукцию, другая — перерабатывает это сырье (называемое давальческим) своими средствами. За переработку экспортеры сырья осуществляют дополнительную поставку.

Как и во встречной торговле, взаимные обязательства сторон оформ­ляются одним контрактом. Оценке подлежит стоимость сырья, переработки и готовой продукции. В этом операции по переработке давальческого сырья отвечают принципам подрядных договоров.

Компенсационные операции. От бартерной сделки компенсацион­ная сделка отличается двумя моментами:

в бартерной сделке обменивают товар на товар, а в компенса­ционной — список товаров на список товаров;

бартерная операция строго сбалансирована, а в компенсационной сделке может быть разница между стоимостью взаимных поставок.

Техника осуществления компенсационной сделки такова:

каждый контрагент готовит два списка товаров: в одном товары, которые он может предложить, в другом — товары, которые он хотел бы приобрести;

на переговорах контрагенты обсуждают номенклатуру поставля­емых товаров и в результате составляют два списка;

контракт подписывается с двумя перечнями товаров, поставляемых друг другу, с указаниями цен.

Если между суммами поставляемых товаров есть разница, то она должна храниться контрагентом-должником на специальном счете в банке страны контрагента, поставляющего товар на большую сумму. Эта разница должна быть потрачена должником в стране контрагента, поэтому она называется «неконвертируемым сальдо».

Торговля готовой продукцией

Торговля готовой продукцией, предназначенной для конечного потребления, осуществляется напрямую или через посредников. Готовая продукция делится на четыре группы:

машины, оборудование, приборы;

сырьевые товары;

продовольственные товары;

потребительские товары.

Особенности торговли машинами и оборудованием заключаются в следующем:

отношения между продавцом и покупателем, как правило, не завершаются после поставки товара;

почти все виды машин и оборудования проходят предпродажный сервис за счет продавца (распаковка, расконсервация, проверка заводских регулировок, обкатка, монтаж);

послепродажный сервис должен обеспечить бесперебойную работу оборудования в течение всего времени его физического износа, которое разделяется на гарантийный и послегарантийный периоды.

Поэтому, подписывая контракт на импорт машинотехнических изде­лий, импортеру необходимо также заключить контракт на монтаж обору­дования, контракт на обучение местного персонала работе на оборудова­нии, контракт на техническое обслуживание приобретенного оборудования в гарантийный и в послегарантийный периоды, а также контракт на по­ставку дополнительного комплекта запчастей.

Экспортно-импортные операции с сырьевыми товарами имеют сле­дующие особенности:

контракты на поставку сырья носят долгосрочный характер, так как импортер стремится обеспечить себе непрерывный процесс производ­ства на импортируемом сырье;

длительность сделок приводит к необходимости ежегодно индек­сировать цены;

для обеспечения непрерывности производственных процессов должен строго соблюдаться график равномерной поставки сырья.

Особенность торговли продовольственными товарами состоит в том, что потребители не закупают товары на внешнем рынке самостоятельно. Закупку осуществляют посреднические фирмы за свой счет по оптовым ценам, которые ниже цен реализации на рынках сбыта.

Операции с потребительскими товарами также осуществляются через посредников. Реализации товаров обязательно должны предшествовать реклама и пробные продажи. Успех сбыта потребительских товаров опре­деляется качеством и широким ассортиментом товаров.

В разобранном виде наиболее часто экспортируются машины, обору­дование, строительные конструкции, мебель и др. На ввоз продукции в разобранном виде развивающиеся страны обычно устанавливают пони­женные таможенные пошлины. Это делается для того, чтобы стимулиро­вать именно этот способ поставки, так как он содействует развитию нацио­нальной промышленности и повышению занятости внутри страны.

Поставщики из промышленно развитых стран с высоким уровнем заработной платы стремятся получить дополнительную прибыль за счет сборки изделий в странах с более низкой стоимостью рабочей силы. В некоторых случаях конструкция экспортируемой продукции такова, что ее транспортировка на рынки сбыта дешевле в разобранном виде, чем в собранном. Например, транспортировка морем тракторов в разобранном виде в 2—3 раза дешевле, чем заранее собранных.

Однако использование этого способа выхода на внешние рынки предъявляет дополнительные требования к экспортерам:

изделие должно быть разобрано в такой степени, чтобы его сборка не потребовала слишком высокой квалификации иностранных рабочих при сохранении, однако, высокого качества собранного изделия;

точность изготовления отдельных частей и агрегатов должна пол­ностью исключать необходимость в подгоночных работах при сборке;

—- разделение изделия на узлы должно дать максимальную эконо­мию на транспортных расходах;

график поставок узлов и деталей должен обеспечивать непрерыв­ность и ритмичность сборки изделия на территории импортера;

склады запасов узлов и деталей за границей должны быть опти­мальными по объему, так как значительные запасы замедляют оборот ка­питала, а малые повышают опасность сбоя сборочного производства.

Особое внимание при подписании контрактов следует уделять четкому разделению ответственности за качество готовой продукции между поставщиками и фирмами, непосредственно выполняющими сборочные работы.

Наши рекомендации