Развитие основных центров машиностроения
В эпоху бурного развития научно-технической революции машиностроение стало быстро развиваться в десятках новых стран, поэтому ни одна другая отрасль промышленности не может сравниться с ним по распространенности. И тем не менее, различия между отдельными странами достаточно велики. Более 90% всей машиностроительной продукции производится промышленно развитыми странами.
В современном мировом хозяйстве выделяются четыре региональных машиностроительных центра:
Северная Америка, где производится практически вся номенклатура машиностроительной продукции;
Западная Европа, где производится главным образом массовая машиностроительная продукция и высоко развиты некоторые новейшие отрасли;
Юго-Восточная Азия, где лидирует Япония, сочетающая продукцию массового машиностроения с изделиями самой высокой технологии;
страны СНГ, отличающиеся наличием достаточных производственных мощностей, но отстающие по развитию наукоемких отраслей машиностроения.
В целом мировое производство продукции машиностроения характеризовалось во второй половине XX в. следующими данными (табл. 19.1).
Примечание. При составлении таблицы были использованы расчеты Э.К. Василевского из источника: Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет/Под ред. И.С. Королева. М.: Экономит», 2003. С. 281.
Лидируют в мировом машиностроении США, Япония и ФРГ — наиболее развитые в экономическом плане страны. В состав первой десятки входят также Франция, Великобритания, Италия, Испания, у которых весьма широкая номенклатура продукции машиностроения. Весьма перспективными с точки зрения развития производства и сбыта продукции машиностроения являются развивающиеся рынки Юго-Восточной Азии (главным образом Китая), а также Южной Америки (Бразилия, Аргентина).
Машиностроение является наиболее сложной отраслью мировой промышленности и включает в себя более 70 отраслей и подотраслей. Машиностроительный комплекс мира делится на пять больших групп:
производство металлоизделий и металлообработка;
общее машиностроение;
электротехника и электроника — электротехническое и электронное машиностроение;
транспортное машиностроение — автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая промышленность;
приборостроение.
Самой быстрорастущей отраслью современного мирового машиностроения остается электронная и электротехническая промышленность, доля которой во всей продукции обрабатывающей промышленности к началу XXI в. выросла до 30—32%. Для общего машиностроения в целом характерен умеренный рост, причем в его структуре тоже происходят изменения: уменьшается производство сельскохозяйственных, текстильных машин и оборудования, увеличивается производство дорожно-транспортных машин, конторского оборудования и т.п. Доля транспортного машиностроения в структуре обрабатывающей промышленности в целом остается относительно стабильной, но за этим также кроются внутренние различия: сокращается доля судостроения, подвижного железнодорожного состава, но в целом сохраняется доля автомобилестроения.
В конце XX — начале XXI в. именно транснациональные корпорации (ТНК) развитых стран играют ведущую роль в развитии международного бизнеса в мировом машиностроении (табл. 19.2). Если судить по показателю годового оборота, то лидерами в машиностроительном комплексе являются машиностроительные корпорации США, Германии и Японии.
Многие из современных транснациональных корпораций в машиностроении нельзя отнести к конкретной подотрасли. Напротив, деятельность этих компаний диверсифицирована, она направлена на производство широкого круга продукции, сочетая в себе, например, производство автомобилей и авиационных двигателей. К крупнейшим из таких компаний, кроме вышеназванных, относятся германская многоотраслевая группа «Siemens», нидерландская компания «Philips», гонконгская компания «Hutchison Wampoa» и многие другие.
Общее машиностроение
Ведущей отраслью общего машиностроения является станкостроение. Станкостроение определяет научно-технический прогресс в современном мире, требует использования высококвалифицированных трудовых ресурсов, поэтому размещается оно в основном в промышленно развитых странах. Не случайно на шесть из них — США, Японию, ФРГ, Италию, Швейцарию и Францию — приходится 75% мирового производства станков.
Лидирующие позиции по обороту (млрд дол. США) в мировом станкостроении в 2002 г. занимали Германия (6,73), Япония (6,37), Италия (3,77), КНР (3,02) и США (1,91). Ведущими экспортерами продукции станкостроения являются Германия, Япония, Италия и Швейцария. Более половины станков, производимых в этих странах, идет на экспорт.
Станкостроение играет ключевую роль в обеспечении средствами производства промышленных предприятий, и европейское станкостроение заняло лидирующее положение в мировом производстве станков. Для сохранения этого положения оно должно непрерывно обеспечивать новые технологические решения для поддержания конкурентоспособности и улучшения качества с целью достижения наибольшей эффективности производства и производительности оборудования.
Станкостроительная промышленность отличается классическим циклическим развитием, с резкими подъемами и спадами: как только начинается экономический спад, заказы на станки резко сокращаются. Только в 2002 г. спад мирового производства станков и кузнечно-прессового оборудования (КПО) составил 14% (с 36,1 до 31,0 млрд дол.), при этом в США — на 33%, в Японии — на 30, в Германии — на 12%. В целом производство металлообрабатывающего оборудования (МОО) в мире с 1990 г. сократилось на треть и составило 46,3 млрд дол.
В наибольшей степени экономический спад в 90-е годы истекшего столетия затронул одного из бывших лидеров мирового станкостроения — Россию, в которой выпуск металлорежущих станков уменьшился в 10 раз, а КПО — более чем в 20 раз.
Именно в станкостроении особо сильно развита международная кооперация и специализация, составляющие основу международного бизнеса в машиностроении.