Основные проблемы развития металлургического комплекса

Главная проблема черной металлургии, которая сохраняет остроту на про­тяжении последних 25 лет,— колоссальный переизбыток производственных мощностей (по различным оценкам, от 150 до 250 млн т по выплавке стали). Отсюда постоянные угрозы перепроизводства, затоваривания рынков, ценовые войны, нагромождение протекционистских барьеров с участием государственных структур и межгосударственных организаций. Как уже указывалось, крупномасштабная ликвидация производственных мощ­ностей неоднократно проводилась в последние десятилетия в США и стра­нах ЕС в рамках программ по рационализации этого бизнеса. Однако параллельное наращивание мощностей в развивающихся странах и осо­бенно в Китае, как правило, перекрывало эти сокращения. В начале 90-х годов ситуация еще больше обострилась с выходом на мировой рынок про­дукции металлургии стран СНГ и Восточной Европы.

Главными инициаторами ликвидации избыточных мощностей вы­ступают ведущие промышленно развитые страны, которые считают, что основную остроту вызывает приток дешевого (по причине низкой зарплаты, затрат на экологию и госсубсидий) металла из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Однако в процессе дискуссий в Комитете по стали Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) между странами возникли большие разногласия в оценке избыточных и неэффективных мощностей и, самое главное, в определении механизма их ликвидации, которая связана с привлечением немалых финансовых средств и решением сложных социальных проблем.

С проблемой избыточных мощностей тесно связана задача их рацио­нального использования, тем более что далеко не все мощности являются убыточными. В многостадийном металлургическом производстве рацио­нальное использование мощностей обеспечивается обычно за счет сбалан­сированного взаимодействия сопряженных переделов (доменного, стале­плавильного, прокатного, отделочного) и их хорошего технического состояния.

К началу XXI в. в металлургии был создан неплохой задел принци­пиальных технологических разработок, массовое внедрение которых нередко сдерживается дефицитом инвестиционных ресурсов и высокой инерционностью существующего производственного аппарата. Примером капиталоэкономного металлургического производства является передель­ная подотрасль —мини-металлургия с собственными технологическими и рыночными особенностями, которая сформировалась в последние 30 лет на базе существующей технологии. Мини-заводы можно считать важней­шим достижением в области организации производства на основе опти­мальных форм его концентрации и специализации. Хотя в экономике ведущих стран мини-заводы, по-видимому, не смогут пока заменить заводы полного цикла, их роль динамично растет. В США, например, начиная с 70-х годов прирост новых мощностей в металлургии осуществлялся исключительно за счет строительства мини-заводов, которые обеспечива­ют в настоящее время не менее трети внутреннего металлопотрсбления.

В условиях усиления глобализации одним из главных направлений реструктуризации мировой металлургии является консолидация активов, производственных мощностей, ресурсов путем слияний и поглощений ком­паний с целью повышения экономической устойчивости и конкуренто­способности. Эти процессы в настоящее время охватили металлургию всех стран и регионов, определяя динамику транснационализации металлурги­ческого бизнеса. Главными целями этих процессов являются доступ к ис­точникам минерального сырья, расширение рыночных ниш и создание региональных и глобальных сетей металлоторговли, снижение транспорт­ных и внутрифирменных (трансакционных) затрат, укрепление научно-исследовательского потенциала и повышение инвестиционных возмож­ностей корпораций.

Результат этих процессов — усиление концентрации производства и появление на мировом рынке гигантских транснациональных вертикально интегрированных корпораций, таких, как «Arcelor» (44 млн т), «LNM Group» (27,5 млн т), «Posco» (28,9 млн т) и др. Однако даже при такой концентрации производства доля этих гигантов мировой выплавки стали составляет всего 3—6% (для сравнения: в мировой автопромышленности 10 крупнейших производителей владеют почти всем мировым рынком). Поэтому, по оценкам ряда экспертов, не исключено, что в ближайшие 10 лет 3/4 мирового производства будут обеспечивать 8—10 крупнейших компа­ний с производством около 75 млн т в год.

Наши рекомендации