Основные проблемы развития металлургического комплекса
Главная проблема черной металлургии, которая сохраняет остроту на протяжении последних 25 лет,— колоссальный переизбыток производственных мощностей (по различным оценкам, от 150 до 250 млн т по выплавке стали). Отсюда постоянные угрозы перепроизводства, затоваривания рынков, ценовые войны, нагромождение протекционистских барьеров с участием государственных структур и межгосударственных организаций. Как уже указывалось, крупномасштабная ликвидация производственных мощностей неоднократно проводилась в последние десятилетия в США и странах ЕС в рамках программ по рационализации этого бизнеса. Однако параллельное наращивание мощностей в развивающихся странах и особенно в Китае, как правило, перекрывало эти сокращения. В начале 90-х годов ситуация еще больше обострилась с выходом на мировой рынок продукции металлургии стран СНГ и Восточной Европы.
Главными инициаторами ликвидации избыточных мощностей выступают ведущие промышленно развитые страны, которые считают, что основную остроту вызывает приток дешевого (по причине низкой зарплаты, затрат на экологию и госсубсидий) металла из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Однако в процессе дискуссий в Комитете по стали Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) между странами возникли большие разногласия в оценке избыточных и неэффективных мощностей и, самое главное, в определении механизма их ликвидации, которая связана с привлечением немалых финансовых средств и решением сложных социальных проблем.
С проблемой избыточных мощностей тесно связана задача их рационального использования, тем более что далеко не все мощности являются убыточными. В многостадийном металлургическом производстве рациональное использование мощностей обеспечивается обычно за счет сбалансированного взаимодействия сопряженных переделов (доменного, сталеплавильного, прокатного, отделочного) и их хорошего технического состояния.
К началу XXI в. в металлургии был создан неплохой задел принципиальных технологических разработок, массовое внедрение которых нередко сдерживается дефицитом инвестиционных ресурсов и высокой инерционностью существующего производственного аппарата. Примером капиталоэкономного металлургического производства является передельная подотрасль —мини-металлургия с собственными технологическими и рыночными особенностями, которая сформировалась в последние 30 лет на базе существующей технологии. Мини-заводы можно считать важнейшим достижением в области организации производства на основе оптимальных форм его концентрации и специализации. Хотя в экономике ведущих стран мини-заводы, по-видимому, не смогут пока заменить заводы полного цикла, их роль динамично растет. В США, например, начиная с 70-х годов прирост новых мощностей в металлургии осуществлялся исключительно за счет строительства мини-заводов, которые обеспечивают в настоящее время не менее трети внутреннего металлопотрсбления.
В условиях усиления глобализации одним из главных направлений реструктуризации мировой металлургии является консолидация активов, производственных мощностей, ресурсов путем слияний и поглощений компаний с целью повышения экономической устойчивости и конкурентоспособности. Эти процессы в настоящее время охватили металлургию всех стран и регионов, определяя динамику транснационализации металлургического бизнеса. Главными целями этих процессов являются доступ к источникам минерального сырья, расширение рыночных ниш и создание региональных и глобальных сетей металлоторговли, снижение транспортных и внутрифирменных (трансакционных) затрат, укрепление научно-исследовательского потенциала и повышение инвестиционных возможностей корпораций.
Результат этих процессов — усиление концентрации производства и появление на мировом рынке гигантских транснациональных вертикально интегрированных корпораций, таких, как «Arcelor» (44 млн т), «LNM Group» (27,5 млн т), «Posco» (28,9 млн т) и др. Однако даже при такой концентрации производства доля этих гигантов мировой выплавки стали составляет всего 3—6% (для сравнения: в мировой автопромышленности 10 крупнейших производителей владеют почти всем мировым рынком). Поэтому, по оценкам ряда экспертов, не исключено, что в ближайшие 10 лет 3/4 мирового производства будут обеспечивать 8—10 крупнейших компаний с производством около 75 млн т в год.