Перелив предпринимательского капитала
Реструктуризация, региональное перемещение производственных мощностей сопровождались активным международным переливом предпринимательского капитала. На долю химии приходится около 8% ежегодных общих прямых иностранных инвестиций в мире — 230 млрд дол., 60% из которых, несмотря на чрезвычайно острую конкуренцию, приходится на развитые страны. Хорошо подготовленная базовая инфраструктура, управленческий персонал, отлаженная система сбыта — основные причины подобной региональной направленности инвестиций.
Крупнейшим игроком на отраслевом рынке предпринимательского капитала являются США, чьи зарубежные инвестиции оцениваются в 7—8 млрд дол. в год и направляются преимущественно в Германию, Великобританию, Францию. Однако суммарный импорт отраслевых иностранных инвестиций в США (13—15 млрд дол. в год), основная часть которых поступает из западноевропейских стран и Японии, существенно превышает экспорт. Удельный вес продукции американских предприятий, подчиненных зарубежным компаниям, достиг в настоящее время 18—20% общей стоимости по сравнению с 8% в середине 80-х годов. Таким образом, путем строительства новых, расширения и реконструкции приобретенных химических предприятий эти страны постепенно укрепляют и выравнивают свои позиции не только на емком американском, но и на мировом рынке химической продукции.
Вкладывать средства в развивающиеся регионы инвесторы предпочитают лишь в том случае, если, по их оценкам, укрепление позиций в ценовой конкуренции за счет использования относительно дешевых производственных ресурсов, достаточно широкого спроса на местном рынке и возможности эффективных поставок в третьи страны дадут прибыль, достаточную для того, чтобы перекрыть совокупные издержки производства, в том числе на создание инфраструктуры и развитие менеджмента, и риски, связанные с необходимостью интегрировать различные национальные интересы и культурные традиции.
Организационная структура
Характер ресурсопотребления, технологические особенности, прежде всего высокая капиталоемкость и многостадийность производства, определили олигополистическую организационную структуру химической промышленности. Главенствующую роль играют крупные компании, на долю которых приходится 3—5% общего количества химических фирм и 60—70% производимой в мире продукции. Средние компании, удельный вес которых колеблется в пределах 20—-25%, производят 15—20% продукции отрасли. Мелкие фирмы с числом занятых менее 50 человек, составляющие 75—80% от общего числа, вырабатывают около 10% объема химической продукции.
Основной организационной формой крупных химических компаний является диверсифицированный межотраслевой концерн, который наряду с комплексом химических производств, образующих его ядро, включает ряд смежных или даже относящихся к другим отраслям предприятий. Обычно доля химической продукции в общем выпуске продукции колеблется от 20 до 90%. У нефтяных концернов, вырабатывающих первичные нефтехимикаты как сопутствующую продукцию, доля последних ниже 8—20%. Выпуская широкую номенклатуру химических продуктов, концерны, как правило, специализируются на нескольких профилирующих группах химикатов, удельный вес каждой из которых колеблется в пределах 15—30% общего оборота.
Средние и мелкие химические компании, оставаясь юридически самостоятельными в отношении сбыта продукции, закупок сырья, приобретения патентов и ноу-хау, следуют в русле политики крупных концернов, ведущих операции в международных масштабах и руководствующихся в своей деятельности задачами глобальной стратегии. Количество средних и мелких фирм, находящихся в сфере деятельности крупных концернов, порой исчисляются тысячами. Например, с концерном «Дюпон» (США) поддерживают деловую связь 60 тыс. средних и мелких фирм, с концерном «Байер» (Германия) — 40 тыс. Многие из них находятся вне стран базирования фирм-патронов.
Особенно активно международное сотрудничество концернов с мелкими инновационными компаниями, занимающимися фундаментальными исследованиями с высоким производственным потенциалом и заинтересованными в последующей передаче их результатов в прикладной сектор. Такой подход позволяет концернам одновременно проводить несколько инновационных программ, сочетая преимущества крупных финансовых возможностей, мощной производственной базы, налаженной системы информационного, сбытового и послепродажного сервиса с достоинствами мелкого бизнеса: высокой динамичностью, ориентацией на радикальные новации, личной материальной заинтересованностью в конечном результате.
Внешняя торговля
Широчайший ассортимент продукции, неравномерность регионального распределения сырья и производства делают объективно необходимым активный международный обмен и рост внешнеторгового оборота в отрасли. Производство химикатов в мире в 1960—2000 гг. возросло в 20 раз, а их мировой экспорт — почти в 73 раза. Удельный вес химической продукции в промышленном экспорте развитых стран колеблется в пределах 10—15%.
В мировом экспорте так же, как и в производстве химической продукции, наглядно прослеживается тенденция снижения удельного веса ведущих экономически развитых государств (табл. 17.3) и даже превращения некоторых из них из нетто-экспортеров в нетто-импортеров отдельных видов химической продукции. Например, страны Западной Европы с начала 80-х годов превратились в нетто-импортеров карбамида (поставщики — Россия, Беларусь, страны Центральной Азии, Алжир, Египет), США — в нетто-имиортср аммиака (поставщики — Мексика, Тринидад и Тобаго, Канада) и карбамида (поставщики — Россия, Беларусь, страны Ближнего Востока). Торговое сальдо между тремя центрами мировой экономики — США, страны ЕС, Япония — практически сбалансировано, и превышение экспорта над импортом образуется за счет других партнеров.
Стоимостные показатели экспорта и импорта Китая и Респуолики Корея на 2—3 порядка ниже, чем в странах с рыночной экономикой. Хотя в обеих странах сохраняется отрицательный торговый баланс, благодаря высоким темпам роста национального производства превышение импорта над экспортом за последнее десятилетие сократилось в Китае в 3 раза, в Республике Корея — в 8 раз.
В перспективе ожидается рост мирового спроса на химическую продукцию (в 2005—2010 гг. в среднем на 3,4—3,8% в год). Прогноз сделан исходя из ожидания опережающих темпов роста ВВП в развивающихся странах, а также учета результатов преобразований в государствах Центральной и Восточной Европы. Это дает основание предполагать, что и внешнеторговый оборот в отрасли будет расти, а его сальдо смещаться в названные регионы.