Фактор времени — источник конкурентного преимущества

В решении главной задачи достижения международной конкуренто­способности и ускорения экономического развития повышается ценность фактора времени, на основе которого уточняются и масштабы потерь от низких уровней доходности, загрузки капитала и скорости его оборачива­емости. Лучшие в мировой экономике время, качество и стоимость разра­ботки новой продукции становятся критичными для конкурентоспособ­ности товаров и компаний в международном бизнесе. Следует отметить, что конкурентная система улучшения качества продукции (услуг) и труда не приемлет любых потерь времени и ресурсов.

Планомерное сжатие производственного цикла и хозяйственного обо­рота является мощным, но явно недоиспользуемым источником конкурент­ного преимущества организации в мировой экономике. Обострение между­народной конкуренции заставило автомобилестроителей США признать возможности кратного сокращения цикла разработки из-за двойного отставания от Японии в его продолжительности.

Системное ускорение подъема конкурентоспособности при ограни­ченном временном ресурсе требует его тщательной «инвентаризации», хронометрического разделения производительного труда и множествен­ных потерь (помех), выявления их причин. Объективно измеряемым пара­метром ускорения и опережения конкурентов является время, к тому же редко оспаривается точность его измерения —- в отличие от условностей экономического расчета затрат и эффективности ресурсов. Такие универ­сальные меры, как лучшие в мире циклы выведения на рынки товаров или реагирования на заказ,— хорошие стартовые ориентиры, особенно если достижения конкурентов доступны для сравнения. Поэтому лидеры миро­вой экономики все чаще пользуются хронометражом операций для дости­жения конкурентных целей, диагностики состояния организации и произ­водственных процессов.

Для экономичного ускорения инновационно-производственных про­цессов и оборачиваемости бизнеса важнейшие составляющие оборота и циклы реализации товаров не исключаются, а перестраиваются, совмеща­ются и комбинируются.

Методичные изменения периода разработок, уровней затрат и каче­ства адекватно растущим требованиям потребителей и давлению конку­ренции требуют планомерного и системного управления жизненным цик­лом товаров1, обеспечивающего сокращения затрат времени и ресурсов, значительно опережающие конкурентов. Целевой временный рубеж намечается с учетом достижений конкурентов, доступных технологиче­ских возможностей и должен стать достаточно упреждающим для гаран­тии устойчивого противостояния лучшим аналогам мирового рынка.

Международные исследования и опыт лидирующих фирм подтверж­дают целесообразность установления рубежа как минимум на 50% ранее достигнутых сроков создания лучшей продукции и услуг. Менее «энер­гичные» цели обычно не стимулируют конкурентного сокращения цикла и затрат ресурсов.

Исследования выявили повышение и значительную подвижность мирового уровня конкурентоспособности: циклы выведения на рынок лучших зарубежных товаров в 1996—2000 гг. сокращались в 2—-3 раза, производственный оборот ускорялся в 3—5 раз. Поэтому для ускоренного достижения мирового уровня конкурентоспособности необходима основательная перестройка рабочих процессов, кардинальные изменения существующей организации управления, отношений к потребителям и соб­ственным работникам. Без фундаментальной перестройки (рационализа­ции, упрощения) рабочих процессов, устранения причин их отклонений, задержек и потерь экономический прорыв невозможен (особенно в крити­чески важных сферах конкурентоспособности, включая качество, себе­стоимость, скорость создания продукции и услуг).

Отбор ключевых факторов и перспективных направлений повышения конкурентоспособности может производиться по следующим основным критериям: минимизация зависимости ее наращивания от увеличения за­трат материальных ресурсов; повышение доли реализуемой на мировом рынке продукции (услуг) и уровня удовлетворенности ими (в процентах) потребителей в мировой экономике. Мировой опыт лидеров международ­ного бизнеса позволяет выделить следующие ключевые факторы повы­шения их конкурентоспособности, взаимно усиливающие друг друга:

скорость создания (реализации) потребительских ценностей, обо­рачиваемости бизнеса и реакции на изменения спроса;

качество продукции (услуг) и управления (труда);

минимизация затрат ресурсов па создание (использование) това­ров и поддержание международной конкурентоспособности.

Приоритетность распределения ресурсов в наращивании конкуренто­способности по этим направлениям может ориентировочно соответство­вать отношению 3:2:1 (что приблизительно адекватно успешному между­народному опыту ведущих компаний).

Более 90% качественных проблем субъектов международного бизнеса связано с менеджментом и может устраняться и предупреждаться систем­ным регулированием качества. Потери предприятия и страны от низкого качества продукции, управления и труда составляют 40—90% производ­ственных затрат, а системное обеспечение международного качества обходится многократно дешевле и высвобождает более половины внут­ренних ресурсов на обеспечение конкурентоспособности и инвестирова­ние экономического роста.

Международное расширение и обострение конкуренции требует достижения и удержания мирового уровня конкурентоспособности на новой основе максимально ускоренного, качественного, экономичного создания потребительских ценностей. Ускорение достижения мирового уровня конкурентоспособности связано с глубокой качественной и струк­турной перестройкой организации менеджмента, инновационных и произ­водственных процессов, образовательно-поощрительных систем развития человеческих ресурсов.

Основные термины и определения

Стержневая компетенция компании — уникальное соединение опре­деленных видов передовых знании, умений, технологий, лучших механизмов их генерирования, освоения производством и рынком, повышающих устойчивость конкурентных преимуществ в между­народном бизнесе.

Интеллектуальный капитал — уникальное и совершенствуемое познава­тельно-творческое достояние человека, коллектива, организации, которое выстраивается на взаимосвязанных человеческом, струк­турном и потребительском капиталах.

Качество — своевременное, изначально бездефектное, предельное соот­ветствие точно установленным ожиданиям потребителей, по такой стоимости, которую они с готовностью оплачивают.

Всеобщее управление качеством — сосредоточенная на потребителях си­стема непрерывного устойчивого улучшения качества на основе скоординированного вовлечения всех подразделений и работни­ков организации в максимальное удовлетворение нужд потреби­телей с минимальными затратами времени и ресурсов.

Мировая конкурентоспособность — лучшее в мире системное обеспечение конкурентных преимуществ и устойчивых способностей к успеш­ному конкурированию в международном бизнесе с экономическим превосходством конкурентов.

Вопросы для самопроверки

В чем состоит необходимость и сущность конкурентоспособности в международном бизнесе?

Почему необходимо достижение мирового уровня конкуренто­способности?

Каковы ключевые факторы конкурентоспособности и их приори­тетность?

Как повышать прибыльность компании при сокращении цен в международном бизнесе?

Почему низкое качество обходится предприятиям и стране дороже, а системное обеспечение лучшего качества — дешевле?

Литература

Конкурентоспособность России в 90-е годы. Межетрановой макро­экономический анализ/Рук. направления И.С. Королев, рук. работы М.И. Гельвановский. М.: ИМЭМО РАН, 2000.

Михайлов О.В. Основы мировой конкурентоспособности. М.: Познавательная книга плюс, 1999.

Национальная промышленная политика конкурентоспособности. Опыт Запада в интересах России/Рук. А.А. Дынкин, Ю.В. Курен-ков. М.: ИМЭМО РАН, 2002.

Портер М, Конкуренция. М.: Изд. дом «Вильяме», 2003.

The Global Competitiveness Report 1997—2003. World Economic Forum. Geneva. Switzerland.

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ

Глава 11

Принято считать, что ценообразование — процесс достаточно универ­сальный, чтобы можно было говорить о его специфике в условиях между­народного бизнеса. Тем не менее, существует ряд черт, отличающих эту сферу от национальной экономики и находящих отражение в характере ценообразования и ценах, формирующихся в этой среде. Эти черты выте­кают из специфики международного бизнеса. Помимо таких общих черт, отличающих международную экономическую среду от национальной, как большее число участвующих во внешнеэкономических операциях партне­ров из различных стран; широкое разнообразие и высокая динамичность рыночных структур; различные и нередко меняющиеся торгово-политиче-ские режимы отдельных стран и их международных группировок, с позиций ценообразования следовало бы выделить три наиболее важных особенностей. Первая особенность — отсутствие системного контроля и жесткого регулирования цен в международной среде. При формировании цен в рам­ках национального хозяйства цены находятся в сравнительно более четко очерченной экономической среде, являясь результатом не только свободной игры рыночных сил, но и совокупности различных форм и методов регули­рования процесса общественного воспроизводства. В противоположность этому ценообразование в международном бизнесе характеризуется фрагмен­тарностью, незавершенностью. Международные сделки главным образом совершаются на уровне оптового оборота, как правило, не затрагивая роз­ничный оборот, поэтому цены в этой сфере не выступают как некая общая система, формирующаяся на основе конечного спроса на товары. Эти цены не являются объектом регулирования с позиций положительного эконо­мического развития и, что еще более важно, — социальной стабильности, за которую отвечает всякое ответственное перед своими гражданами госу­дарство в лице национального правительства той или иной страны.

Это не означает, что цены в международном бизнесе не регулируются вовсе. Нет, они могут регулироваться, нередко даже в большей степени, чем на внутренних рынках отдельных стран. Но в международной среде нет специальных органов, отслеживающих темпы инфляции, соответствие цен и доходов населения, динамику денежной эмиссии и другие показатели с целью их контроля и принятия мер в случае их выхода за рамки каких-либо допустимых пределов, как это имеет место в национальных хозяй­ствах. Если национальная среда, как правило, предполагает некоторое общее для данной страны экономическое поле, объединенное правовыми рамками, единой валютой и общим вектором управления экономическим развитием, то в международном бизнесе эта общность только формируется под влиянием глобализационных процессов.

Поэтому можно сказать, что в международной среде цены — их уровни, динамика и соотношения — формируются вне системного контроля и испытывают регулирующее влияние, главным обрати, со стороны круп­ных монополистических компаний, в основном транснациональных (ТИК), а также фирм и стран, как правило, объединенных в международные товарные соглашения картельного типа (например, ОПЭК).

Второй особенностью международной сферы ценообразования является влияние на цены международного разделения труда в производ­стве и сбыте того или иного товара. Например, является ли данный про­дукт результатом специализированного экспортного производства или вывозится на внешний рынок как излишек внутреннего производства над национальными потребностями (как, например, это происходит в отноше­нии ряда продовольственных товаров — пшеницы, мяса и др.) — рыноч­ная стратегия экспортеров в этих случаях будет существенно различной.

Третьей особенностью ценообразования в международном бизнесе является отсутствие валютной монополии и, соответственно, наличие многовалютной среды, а значит, и большее значение валютного фактора при формировании цен, чем это имеет место в рамках национальных хозяй­ственных систем, что существенно усложняет работу фирм и предприятий.

Понятие мировой цены

Чтобы обмен товарами и услугами производился на эквивалентной основе, они должны оцениваться в объективных ценах мирового рынка, или мировых ценах.

Цена может считаться мировой, если она удовлетворяет следующий основным требованиям:

сделка, в результате которой возникает цена, должна быть не свя­занной, т.е. не отягощенной никакими дополнительными обязательствами сторон, которые могли бы повлиять на уровень цены, другими словами, цена должна быть «чистой»;

сделка должна быть достаточно масштабной, цена должна быть представительной с точки зрения обслуживаемого ею размера оборота товара;

такого рода сделки должны носить регулярный характер, они не должны быть эпизодическими, случайными;

желательно, чтобы сделки заключались в крупных международ­ных торговых центрах, где соблюдаются торговые обычаи и традиции;

цена должна быть выражена в свободно конвертируемой валю­те, потому что оплата в неконвертируемой валюте часто требует дополнительных условий (как правило, скидок с цены) в силу трудностей в определении реального курса неконвертируемой валюты.

Как можно легко себе представить, найти такую цену, чтобы она удов­летворяла всем вышеназванным требованиям, не так просто. По крайней мере, во внешнеторговой практике эти случаи не столь часты. Данное выше определение мировой цены можно считать идеальным. Пожалуй, наибо­лее всего подходят под такое определение цены (котировки) международ­ных товарных бирж. Но биржевая торговля ведется весьма ограниченным кругом сырьевых товаров и занимает, как правило, сравнительно неболь­шую долю в международном обороте этих товаров. В остальных же слу­чаях цены в какой-то части обычно не удовлетворяют названным требова­ниям. Поэтому в практике международного бизнеса в качестве мировых цен часто принимаются цены важнейших продавцов (экспортеров) и поку­пателей (импортеров) либо основных центров международной торговли, которые устанавливаются в ходе осуществления крупных и регулярных сделок с товаром.

В формировании цен в международной среде четко выделяются две большие товарные группы с несколько условными обозначениями: «сырь­евые товары» (primary commodities) и «готовые изделия» (manufactured goods). К первой группе относятся энергоносители, минеральное и сельско­хозяйственное сырье, а также некоторые виды продовольственных това­ров, лесопродукция и сельскохозяйственные удобрения. Во вторую группу входят практически все остальные товары, где преобладают изделия обрабатывающей промышленности, в частности продукция машиностро-' ения. Несколько особое положение занимает группа металлов. Эта про­дукция сочетает в себе черты как сырьевых товаров, так и промышленной продукции. В международной статистике она учитывается отдельно, но, как правило, рассматривается в качестве сырья для производства товаров более высокой степени обработки.

Данные о динамике цен в мировой торговле приведены в табл. 11. 1.

Фактор времени — источник конкурентного преимущества - student2.ru

Цены на первичное сырье имеют отчетливую специфику, которая состоит в следующем:

сырьевые товары информационно более «открыты» по сравнению с готовыми изделиями. Это связано с тем, что их качественные характе­ристики и соответствующие им ценовые соотношения более прозрачны для сопоставлений;

для маневрирования ценами у производителей возможностей здесь меньше, чем в торговле готовыми изделиями, из-за чего меньше исполь­зуется неценовая конкуренция, отсюда более высокая степень ценовой нестабильности по сравнению с готовыми изделиями;

сырьевые товары в целом более стандартизированы и более взаимо­заменяемы как в выборе заменителей самих товаров, так и в выборе по­ставщиков, в связи с чем их сбыт не требует заранее обусловленных и часто длительных производственных контактов между поставщиком и производи­телем, как это имеет место, например, при сбыте машин и оборудования.

В международной торговле сырьевыми товарами уже длительное время широко используются товарные биржи. В этом секторе рынка тор­говля и порядок установления цен. их регистрация (котирование товара) подчинены строгим правилам, отшлифованным на протяжении многих лет. Это создает устойчивый стандарт в формировании и фиксировании цен и служит прекрасной основой для формирования надежной статистики цен по этой группе товаров, позволяющей широкому кругу потребителей легко и свободно пользоваться биржевыми котировками, используя их как опера­тивную, надежную и объективно независимую информацию об уровнях и динамике цеп.

В настоящее время биржевая торговля сохраняется в основном на тех сырьевых товарных рынках (драгоценные и цветные металлы, зерновые, кофе, какао-бобы, сахар, хлопок, шерсть и др.), где монополии не могут добиться достаточного контроля. Информация о биржевой деятельности дает оперативную картину текущей конъюнктуры, позволяющую судить о тенденциях, действующих на цепы в краткосрочном плане (разница в котировках утренней и вечерней сессии) и на более продолжительный период (разница между котировками на товар с немедленной поставкой и с поставкой через три месяца, а также фактический уровень запасов товара на складах биржи).

С этой целью на бирже, например, цветных металлов в Лондоне (London metal Exchange) фиксируются котировки различных видов:

по принадлежности — существуют котировки продавца и по­купателя, официальные биржевые котировки — settlement, которые определяются ежедневно на заседании так называемого fixing committee в 12 ч 50 мин. по лондонскому времени;

по срокам поставки — котировки па наличный металл с немед­ленной поставкой или поставкой в ближайший срок (в течение 14 дней со дня заключения сделки) и котировки с поставкой в течение трех меся­цев со дня заключения сделки;

— в зависимости от времени проведения биржевых сессий — коти­ровки утренней сессии, которая проводится строго с 12 ч до 12 ч 50 мин. и дневной сессии—с 15 ч45 мин. до 16 ч 30 мин. по лондонскому времени. Цены, публикуемые по окончании дневной сессии, считаются не­официальными. Они обычно не принимаются за базу при заключении долгосрочных контрактов. Однако торговые круги внимательно следят за ними, так как они являются хорошим показателем тенденции, наметив­шейся на будущий день. Официальные цены (settlement) устанавливаются на базе последних цен утренней сессии, названных покупателями и про­давцами, т.е. цен, по которым продавцы готовы продавать, но не находят покупателей, а покупатели готовы купить, но не находят продавцов. Цены продавцов всегда, естественно, выше цен покупателей, однако разрыв между ними, как правило, незначителен.

Несмотря на то что биржевая торговля в настоящее время является одним из немногих вариантов выхода из-под контроля промышленных моно­полий, последние все же находят способы серьезно влиять на биржевые котировки либо путем объявления параллельно действующих цен основных производителей, либо путем манипуляций с куплей-продажей товара через биржу, либо сочетая оба этих способа. Такое вмешательство монополий в работу биржи наносит ей серьезный ущерб, значительно снижая эффектив­ность выполнения ее главной функции — быть чутким барометром рынка.

В целом биржевые котировки имеют бесспорное преимущество с точки зрения удобства их использования, надежности и оперативности. По ним можно судить о положении дел на рынке в краткосрочной перспективе (по крайней мере в пределах 3—6 месяцев). Наконец, обработанные соот­ветствующим образом эти котировки дают серьезную информацию и о долгосрочных тенденциях цен на тех или иных рынках. В любом случае при оценке уровня цены необходимо подробное выяснение структуры мирового рынка, особенностей действующих на нем цен.

Специфика цен другой большой группы товаров — продукции обра­батывающей промышленности — заключается, прежде всего, в том, что рассчитать уровень средней статистической цены по конкретному товару крайне сложно. Поэтому весь анализ цен и ценообразования по этой группе товаров концентрируется вокруг индексов цен. Это, прежде всего, связано со спецификой самой продукции обрабатывающей промышленности.

К основным ее чертам можно отнести следующие.

— многообразие видов, подвидов, типоразмеров и других показате­лей продукции обрабатывающей промышленности существенно влияет на цену, в результате чего цена конкретного изделия нередко может мало, что сказать об уровне цен на данный вид продукции, если у однородных изде­лий имеются некоторые отличия от базового изделия или они обладают какими-либо дополнительными характеристиками. Отсюда проистекает «закрытость», непрозрачность ценовой информации по данной группе товаров, что открывает производителям широкие возможности для мани­пулирования ценами и качественными характеристиками товаров, созда­вая условия нсценовой конкуренции;

многие виды машин и оборудования имеют столь сложные и ком­плексные качественные характеристики, что нередко сравнение общей цены одного изделия с ценой другого этого же типа, но слегка модернизи­рованного, можно определить только после проведения тщательного квали-метрического анализа;

продукция обрабатывающей промышленности, как правило, обла­дает высокой динамичностью качественных характеристик, что связано с развитием техники и технологии как производства, так и использования того или иного изделия. Этот процесс пошел особенно интенсивно в период электронизации промышленной продукции;

— значительная часть мировой торговли машинами и оборудованием связана с инвестиционными процессами в странах-импортерах, что поро­дило, по сути, двухканальную систему международной торговли машина­ми и оборудованием. Первый канал — конъюнктурный, связанный с обыч­ными торговыми соглашениями, по которым продаются изделия штучно или партиями. Второй канал — торговля машинами и оборудованием, включенными в систему производственно-инвестиционного кооперирова­ния, когда машины и оборудование реализуются в рамках инвестиционных потоков. Это ведет к ряду своеобразных последствий. Наиболее важными из них можно назвать следующие: во-первых, у страны-импортера возни­кает долговременная потребность в закупке запчастей и услуг, связанных с эксплуатацией оборудования; во-вторых, импорт машин и оборудова­ния инвестиционного назначения часто сопровождается разносторонней деятельностью по формированию необходимой для инвестиций инфра­структуры, в результате чего расширяются старые и формируются новые товарные рынки в странах-импортерах, что соответствующим образом сказывается на ценах; в-третьих, в структуре цен на машины и оборудо­вание, закупаемые по инвестиционным программам, значительно увели­чивается доля издержек, связанных с проектированием и установкой оборудования, которых нет в структуре цен оборудования, идущего по конъюнктурному каналу, или они составляют меньшую величину;

большинство товаров данной группы имеют сравнительно непро­должительный жизненный цикл, который иногда исчисляется годами, а иногда месяцами и даже неделями. Последнее относится к продуктам высоких технологий, где изменения происходят особенно быстро и прак­тически каждый месяц на рынке появляются новые разновидности това­ров. В этих условиях даже расчет групповых цен и индексов их изменений представляет серьезную трудность;

сложность многих видов продукции обрабатывающей промыш­ленности приводит к необходимости учета в цене сопутствующих услуг по эксплуатации оборудования, его ремонту и поддержанию в рабочем состоянии. Нередко затраты на послепродажное обслуживание составляют большую часть в издержках по эксплуатации сложной техники и являются существенным фактором ценообразования;

различные виды оборудования и сложной техники непосредственно привязаны к определенным условиям эксплуатации, и это также привязы­вает потребителя к поставщику, создавая некую разновидность ситуации монополизма. Низкие цены на приобретенную технику часто оборачива­ются высокими затратами на запасные части и послепродажное обслужи­вание, что подтверждается многолетним опытом развивающихся стран, импортирующих оборудование из стран Запада.

Достаточно схематичное описание особенностей цен и ценообразо­вания в мировой торговле продукцией обрабатывающей промышленности все же даст представление о сложности предмета и условности показателей, характеризующих уровни, динамику и соотношения цен. Не случайно, что в международной статистической практике средние уровни цен на большую часть продукции обрабатывающей промышленности, как правило, отсут­ствуют.

Более или менее реальную информацию о тенденциях, действующих в динамике товарных цен, предоставляет лишь таможенная статистика соответствующих стран. Однако и она представлена не в форме конкрет­ных или усредненных цен, а в виде суммарно-агрегатных величин физи­ческого объема и стоимости по определенным группам экспортируемых и импортируемых товаров.

В связи с этим в международной статистике для расчетов динамики цен по продукции обрабатывающей промышленности часто используются удельные стоимости, или стоимость товарной единицы (unit value), рас­считываемые по данным таможенной статистики об объеме экспорта или импорта в стоимостном и условно количественном выражении (тоннах, штуках и т.п.). В результате таких статистических манипуляций в группе однородных изделий продукция с различными качественными характери­стиками получаст одинаковую натуральную оценку, что делает эти удель­ные показатели крайне условными и существенно отличающимися от реальных пен, а это отражается на динамике индексов удельных стои­мостей, требуя их регулярной корректировки.

Таким образом, сложность и многообразие продукции обрабатыва­ющей промышленности практически исключает падежное определение в статистике уровней мировых цеп по этой группе товаров. Сложившаяся в международной практике методика исчисления условных показателей unit value является своего рода статистическим суррогатом. Однако более разумной альтернативы в мировой практике пока не существует. Лить но некоторым странам и в рамках отдельных видов промышленной продук­ции используются расчеты индексов экспортных цен, но и они в силу при­чин, перечисленных выше, во многом сохраняют условный характер.

Отмеченные особенности формирования цен на сырье и готовые изде­лия приводят к тому, что на макроуровне, на уровне межгосударственных отношений возникают проблемы между промышленно развитыми и разви­вающимися странами, часто резко отличающимися друг от. ipyra характером и содержанием внешней торговли. Преобладание у первых в экспорте гото­вых изделий, а у вторых -—сырья привело к концентрации этой проблемы вокруг динамики соотношения цен па эти две большие группы товаров, что нашло свое отражение в «условиях торговли» (terms of trade) этих стран, заметно обозначившейся с начата послевоенного периода XX в. и получив­шей в экономической литературе общепризнанное название «ножниц цен».

Примерно с середины 50-х годов и до середины 70-х годов статистика внешней торговли фиксировала весьма заметную тенденцию снижения цен на сырьевые товары по отношению к ценам на готовые изделия (примерно на четверть)1, пока не разразился глубочайший энергетический кризис и небывалое вздорожание нефти (начиная со второй половины 1973 г. до середины 80-х годов) не вызвало резкие, хотя и непродолжительные повы­шения относительных цен и па другие сырьевые товары.

В последующие годы тенденция к появлению ножниц цен практически восстановилась.

11.2. Принципы ценообразования и виды цен

Проблема выбора принципов и методов ценообразования в основном относится к группе готовых изделий, поскольку продавцы сырья чаще всего вынуждены подчиняться складывающимся на мировых рынках сырья уров­ням и соотношениям цен, в частности, рассмотренным выше биржевым котировкам или политике ведущих компаний-лидеров.

В целом принципы ценообразования на мировом рынке те же, что и на национальных рынках. Цены формируются по примерно одинаковым схемам, отражающим те или иные позиции и стратегии ценообразования, принятые в национальных или транснациональных корпорациях. Эти теоре­тические схемы подробно описаны в бесчисленном количестве учебников по маркетингу. Тема ценообразования в компаниях в условиях маркетинга, который получил сегодня всеобщее применение, достаточно объемная и потому специально и подробно останавливаться на ней в рамках данной главы не имеет практического смысла.

Исключение составляют цены внутрифирменного оборота транс­национальных корпораций — трансфертные цены. Их суть в корне отли­чается от обычных рыночных цен товаров, продаваемых как на нацио­нальных рынках, так и на мировом рынке. Это, во-первых, зависит от характера отношений между отдельными подразделениями той или иной транснациональной корпорации (степень их автономности и независимости может быть столь высока, что внутрифирменные поставки могут совер­шенно не отличаться от обычной внешнеторговой сделки, а может быть и такой, при которой цена будет выполнять исключительно внутрифирмен­ную расчетную функцию, ничего общего не имеющую с реальным рын­ком данного товара). И во-вторых, трансфертные цены (их уровни, соот­ношения и динамика) зависят от проводимой политики транснациональной корпорации, которая, исходя из сугубо своих собственных интересов и стратегий, может вовсе не ориентироваться на рынок, определяя особый режим ценообразования для каждой категории товаров, производимых на се предприятиях. Нередко эти цены устанавливаются транснациональными корпорациями исходя из задачи уменьшения налогообложения своих това­ров, пересекающих национальные границы стран, они могут существенно завышать или занижать цены по сравнению с ценами аналогичных товаров.

Вопрос установления той или иной цены на товар во внешнеторго­вом контракте является чрезвычайно важным, ибо он, в конечном счете, является главным фактором определения экономической эффективности внешнеторговой сделки. В контракте цена обычно устанавливается: за количественную единицу товара (за единицу массы, площади, объема, за штуку, комплект); за счетную единицу (за десяток, сотню, дюжину и т.д.); за весовую единицу, исходя из базисного содержания основного вещества в товаре (для продукции на основе химических соединений), а также исходя из колебаний натурального веса, содержания посторонних примесей и влажности и пр. При поставках по одному контракту товаров разного качества и ассортимента цена устанавливается отдельно за единицу товара каждогб вида, сорта, марки. При поставках комплектного оборудова­ния в спецификациях указывается цена па каждое комплектующее изделие.

В международных операциях используются разные виды цен. Назо­вем основные.

Базисные цены — это, как правило, цены, публикуемые в различных официальных справочниках (справочные цены) и прейскурантах (прейс­курантные цены). Эти цены обычно отражают общее направление дина­мики цен за предшествующий период, их можно использовать при заклю­чении контрактов на срочную поставку небольших партий товаров, а при установлении более стабильных торговых связей базисные цены подле­жат дальнейшему изменению с целью применения скидок или надбавок.

Закупочные цены — вид оптовых цен, по которым в ряде стран осу­ществляется закупка сельскохозяйственной продукции у государственных, кооперативных и частных сельскохозяйственных предприятий.

Биржевые цены (или котировки) — цены на товары, устанавливаемые на биржах (о чем уже писалось выше).

Цены каталогов (проспектов) — разновидность цен, применяемых во внутренней и внешней торговле, в особенности готовыми изделиями, машинами и оборудованием. Эти цены по своей сути относятся к справоч­ным ценам, близким к ценам производителя, публикуются, однако, не­регулярно, как правило, продавцом (экспортером).

Цены производителей — определяются предприятием — изготовите­лем продукции на стадии начала производства и, как правило, ориентиру­ются на затраты по производству и реализации товара. Эти цены, как пра­вило, не совпадают с рыночными ценами и отражаются в ценах каталога, проспекта, прейскуранта.

Цены фактических сделок (контрактов) — цены купли-продажи про­дукции на внутреннем или внешнем рынках, фиксируемые сторонами в контракте. По экономическому содержанию эти цены соответствуют ценам потребления, они отражают конкретные условия реализации про­дукции и являются наиболее важной и достоверной информацией для участ­ников внешнеэкономической деятельности, поскольку это цены реальных операций. Такие цены обычно малодоступны, поскольку являются ком­мерческой тайной. Но даже если сведения о заключенных контрактах и публикуются в различных экономических и отраслевых изданиях, то, как правило, без указания многих существенных условий контракта (качествен­ных показателей, условий платежа и др.), что несомненно снижает цен­ность такой информации. По многим товарам потребительского назначе­ния, цены на которые хотя и меняются в зависимости от сорта, качества и других показателей, но все же относительно определенны и сопоставимы, получение информации не представляет особых трудностей — здесь могут быть использованы цены фактической реализации товаров на рынке.

В международной торговой практике применяется несколько спосо­бов фиксации цен в контракте. Различают следующие виды цен: твердые, подвижные, скользящие, с последующей фиксацией. Названия этих цен отражают способы их фиксирования в зависимости от условий поставки товаров.

Большое значение имеют валютные условия контрактов. Неправиль­ный выбор валют, в которых устанавливаются цены (а это предмет отдельной договоренности сторон в процессе переговоров) и ведутся рас­четы между партнерами, может в конечном итоге превратить выгодный контракт в убыточный. Общий принцип определения валюты, в которой выражается цена, таков: хотя интересы экспортера и импортера при фор­мировании валютных условий контрактов противоположны, но валютная компонента цены должна не использоваться для наживы одной стороны за счет другой, а выполнять задачу защиты экономических интересов сто­рон на основе взаимности.

Наши рекомендации